Презентация к уроку литературы в 9 классе
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Кузьмина Любовь Декартовна

Презентация  знакомит с понятием сентиментализма, включает в себя информацию о жизни и творчестве Н.М. Карамзина и его повести  «Бедная Лиза»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сентиментализм.

Слайд 2

Сентиментализм вторая половина 18 в. (от франц. sentiment – «чувство») Задача – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления. Н.М.Карамзин В.А.Жуковский А.Н.Радищев

Слайд 3

1.В центре внимания – мир чувств героя. 2.Идеал- добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать. 3.Интерес и идеализация жизни простых людей. 4.Уделяется особое внимание природе, восхищение ею (пейзаж-иллюстрация чувств героя). 5.Духовное равенство всех людей вне зависимости от сословий. 6.Речь не является средством характеристики героев (как в классицизме). 7.Важная роль личности автора, который делится своими чувствами, мыслями. 8.Появляются эпистолярные жанры. Черты сентиментализма

Слайд 4

Особенности русского сентиментализма

Слайд 5

Биография и характеристика творчества Н.М.Карамзина (1766-1826)

Слайд 6

Какой большой исторический труд принадлежит Карамзину? При изучении каких литературных произведений на историческую тему вам приходилось обращаться к этому труду Карамзина?

Слайд 7

Место рождения - Дата рождения Владел языками 1789 год Самое первое произведение Произведения Первая сентиментальная повесть Год создания повести Где получил образование Жизнь и творчество Карамзина

Слайд 8

Родился 12 декабря 1766 года в Симбирской губернии в дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование: знал немецкий, французский, английский, итальянский языки Николай Михайлович Карамзин

Слайд 9

Портрет работы В.А. Тропинина В 9 лет Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, в котором учился с 1775 по 1781 годы. Одновременно посещал лекции в Московском университете

Слайд 10

В 1783 году поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты

Слайд 11

В 1789-1790 годы предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором

Слайд 13

По возвращении из поездки Карамзин начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста , приступив к изданию «Московского журнала», (в котором появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза» 1792 г. ), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером Н.М. Карамзин Художник Ж. Б. Дамон Ортолани. 1805

Слайд 14

Реформатор русского языка Проза и поэзия Карамзина оказали значительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов – как неологизмов ( благотворительность, влюблённость, вольнодумство, достопримечательность, промышленность, трогательный, человечный ), так и заимствований (тротуар, кучер). Карамзин одним из первых начал использовать букву Ё.

Слайд 15

С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки»

Слайд 16

Именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. А.С. Пушкин говорил: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом»

Слайд 17

Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому

Слайд 18

Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году

Слайд 19

Смерть Карамзина явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года, и 3 июня (22 мая – по ст. ст.) 1826 года он скончался в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры

Слайд 20

Памятник Н.М.Карамзину и его книге «История Государства Российского

Слайд 21

Н.М.Карамзин – журналист, писатель, историк « Московский журнал» «Письма русского путешественника» «Наталья, дочь боярская» «Бедная Лиза» «История государства Российского» Н.М.Карамзин. Худ. А.Г.Венецианов. 1828

Слайд 22

Место рождения - Дата рождения Владел языками 1789 год Самое первое произведение Произведения Первая сентиментальная повесть Год создания повести 1766 год В имении отца около города Симбирска Где получил образование - как и все дворянские дети получил домашнее образование , затем с 9 лет учился в Московском пансионе ,а после закончил Московский университет итальянским, французским, английским и немецким путешествует по Европе «Письма русского путешественника» «Юлия», «Остров Борнгольм», «История Государства Российского», повести «Фрол Силин», «Наталья,боярская дочь», Стихотворение: «Осень», «Кладбище» «Бедная Лиза» 1792 г.

Слайд 23

«Бедная Лиза»: сюжет и герои Перескажите историю Лизиной семьи. Прочитайте по ролям эпизод первой встречи Лизы и Эраста Перескажите отрывок о знакомстве Эраста с матерью Лизы. Прочитайте по ролям диалог Лизы и Эраста со слов «Они сидели на траве...» до слов «...смотрел вслед за нею». Расскажите об отношениях Лизы и Эраста. Прочитайте по ролям диалог Лизы и Эраста со слов «Наконец пять дней сряду она не видела его...» до конца фрагмента. Перескажите кратко сцену прощания героев и их последнюю встречу.

Слайд 24

Прочитайте выразительно три последних абзаца повести. Какие чувства она может вызвать: грусть, скорбь, иронию, другие чувства? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 25

Пункты плана Лиза Эраст 1. Происхождение и социальное положение героев 2. Воспитание героев 3. Смысл имени героев 4. Первое упоминание о героях в повести 5. Портрет; авторская оценка внешности 6. Пейзажи, времена года, природные явления, связанные с героями, их душевным состоянием Сравнительная характеристика героев

Слайд 26

Пункты плана Лиза Эраст 7. Предметы, характеризующие героев 8. Поступки, раскрывающие их характеры 9. Отношение героев к труду, своим близким, любви, друг к другу 10. Характерные художественные детали 11. Герои в оценке других персонажей и автора 12. Выводы

Слайд 27

Каковы основные черты сентиментализма? Как они отразились в композиции повести «Бедная Лиза»?

Слайд 28

Группа 1. Психологи. Найдите в повести «Бедная Лиза» цитаты, показывающие, как проявляются чувства героев (названы прямо, передаются через жесты, интонации, речь и др.). Какими способами показаны чувства автора по отношению к героям? Что интересует писателя во внутреннем мире Лизы? Как в оценке поступков Эраста используется психологизм?

Слайд 29

Группа 2. Социологи. В чём заключается демократический характер повести? Выпишите имена всех героев повести и распределите их по социальным группам. Какими способами показано душевное богатство и нравственная чистота простолюдинов? В чём новаторство Карамзина в изображении героев низшего сословия? Какая цитата из повести, показывающая духовное богатство людей низкого происхождения, стала крылатой и почему?

Слайд 30

Группа 3. Пейзажисты. Какую роль играет пейзаж в произведениях сентиментализма? Найдите важные для понимания повести пейзажи (описания Симонова монастыря, утра на Москве-реке, природы во время вечерних свиданий Лизы и Эраста, грозы, леса после отъезда Эраста, могилы Лизы и опустевшей хижины). Какие настроения они вызывают? Проследите их динамику и определите связь с изображением чувств героев. Какие детали пейзажа являются ключевыми в характеристике героев?

Слайд 31

Группа 4. Языковеды. Что нового внёс Н. М. Карамзин в язык повести? Чем различаются лексика, синтаксис, интонации в повести и в одах М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина ? Есть ли в повести слова высокого штиля? Обоснуйте свой ответ. Найдите разговорные формы речи и просторечия и объясните их роль в повести. Выполните задание 2 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Слайд 32

Черты сентиментализма Примеры 1. Изображение чувства — главной черты «человеческой природы» 2. Наличие у героев индивидуальных внешних черт и внутренних качеств 3. Главные герои — люди низшего сословия 4. Богатство внутреннего мира героев-простолюдинов 5. Наличие в повести просветительских тенденций 6. Изображение картин природы, созвучных чувствам героев 7. Отсутствие слов и оборотов высокого штиля и включение разговорных форм и просторечий 8. Эмоциональные авторские отступления и оценки

Слайд 33

Домашнее задание Готовиться к контрольной работе по разделу «Литература XVIII века». Подготовить ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература XVIII века?» (на примере 2—3 произведений) Выучить стихотворение «Осень» наизусть.

Слайд 34

Письменный ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература 18 века?» (на примере 2—3 произведений)

Слайд 35

В оде М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» поднимаются проблемы мироустройства по Божественным законам, величия и ничтожества человека и диалектики его отношения к Вселенной, звучат идеи патриотизма и философского осмысления жизни. Какие из этих вопросов и идей современны и сегодня?

Слайд 36

Докажите, что произведение Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» посвящено прославлению Родины, мира, науки и просвещения и содержит важные советы для самовоспитания молодого поколения. Какие из этих идей важны для современности?

Слайд 37

Какие наставления даются правителям в сатире Г. Р. Державина «Властителям и судиям» ? Актуальны ли они для сегодняшних государственных деятелей и справедливого социального устройства? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 38

О каком чудесном памятнике пишет Державин в стихотворении «Памятник» ? Современны ли мысли поэта о человеческом бессмертии, воплощённом в творческих трудах? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 39

Актуальны ли в наши дни мысли Н. М. Карамзина о богатстве эмоционального мира простого человека, изображённого в повести «Бедная Лиза» ? В чём современность её нравственного содержания?

Слайд 40

В чём состоит важный вклад писателей и поэтов XVIII века в развитие современного русского литературного языка?

Слайд 41

Чем современна русская литература XVIII века? Приведите примеры из 2—3 произведений, подтверждающие ваши рассуждения

Слайд 42

Составьте план ответа на проблемный вопрос. Напишите полный развёрнутый ответ в объёме не менее 200 слов. Найдите ошибки и отредактируйте черновые варианты собственных письменных работ.

Слайд 43

Домашнее задание читать статью учебника «Поэзия XIX века».

Слайд 44

Н. М. КАРАМЗИН. «ОСЕНЬ» Проанализируйте композицию стихотворения «Осень». Сколько в нём смысловых частей, как они взаимосвязаны? Какие образы являются в нём ключевыми? Определите, созвучны они или противопоставлены. Какие поэтические интонации указывают на настроение текста? Почему в тексте некоторые слова и выражения выделены курсивом? *Какое место занимает это стихотворение среди стихов об осени? *В чём символический смысл названия стихотворения?

Слайд 45

Языковые особенности стихотворения Примеры Звукописные образы Цветовые картины Лексический строй текста Изобразительно-выразительные средства языка (тропы) Синтаксический строй текста Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры) Выводы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сентиментализм.

Слайд 2

Сентиментализм вторая половина 18 в. (от франц. sentiment – «чувство») Задача – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления. Н.М.Карамзин В.А.Жуковский А.Н.Радищев

Слайд 3

1.В центре внимания – мир чувств героя. 2.Идеал- добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать. 3.Интерес и идеализация жизни простых людей. 4.Уделяется особое внимание природе, восхищение ею (пейзаж-иллюстрация чувств героя). 5.Духовное равенство всех людей вне зависимости от сословий. 6.Речь не является средством характеристики героев (как в классицизме). 7.Важная роль личности автора, который делится своими чувствами, мыслями. 8.Появляются эпистолярные жанры. Черты сентиментализма

Слайд 4

Особенности русского сентиментализма

Слайд 5

Биография и характеристика творчества Н.М.Карамзина (1766-1826)

Слайд 6

Какой большой исторический труд принадлежит Карамзину? При изучении каких литературных произведений на историческую тему вам приходилось обращаться к этому труду Карамзина?

Слайд 7

Место рождения - Дата рождения Владел языками 1789 год Самое первое произведение Произведения Первая сентиментальная повесть Год создания повести Где получил образование Жизнь и творчество Карамзина

Слайд 8

Родился 12 декабря 1766 года в Симбирской губернии в дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование: знал немецкий, французский, английский, итальянский языки Николай Михайлович Карамзин

Слайд 9

Портрет работы В.А. Тропинина В 9 лет Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, в котором учился с 1775 по 1781 годы. Одновременно посещал лекции в Московском университете

Слайд 10

В 1783 году поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты

Слайд 11

В 1789-1790 годы предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором

Слайд 13

По возвращении из поездки Карамзин начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста , приступив к изданию «Московского журнала», (в котором появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза» 1792 г. ), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером Н.М. Карамзин Художник Ж. Б. Дамон Ортолани. 1805

Слайд 14

Реформатор русского языка Проза и поэзия Карамзина оказали значительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов – как неологизмов ( благотворительность, влюблённость, вольнодумство, достопримечательность, промышленность, трогательный, человечный ), так и заимствований (тротуар, кучер). Карамзин одним из первых начал использовать букву Ё.

Слайд 15

С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки»

Слайд 16

Именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. А.С. Пушкин говорил: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом»

Слайд 17

Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому

Слайд 18

Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году

Слайд 19

Смерть Карамзина явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года, и 3 июня (22 мая – по ст. ст.) 1826 года он скончался в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры

Слайд 20

Памятник Н.М.Карамзину и его книге «История Государства Российского

Слайд 21

Н.М.Карамзин – журналист, писатель, историк « Московский журнал» «Письма русского путешественника» «Наталья, дочь боярская» «Бедная Лиза» «История государства Российского» Н.М.Карамзин. Худ. А.Г.Венецианов. 1828

Слайд 22

Место рождения - Дата рождения Владел языками 1789 год Самое первое произведение Произведения Первая сентиментальная повесть Год создания повести 1766 год В имении отца около города Симбирска Где получил образование - как и все дворянские дети получил домашнее образование , затем с 9 лет учился в Московском пансионе ,а после закончил Московский университет итальянским, французским, английским и немецким путешествует по Европе «Письма русского путешественника» «Юлия», «Остров Борнгольм», «История Государства Российского», повести «Фрол Силин», «Наталья,боярская дочь», Стихотворение: «Осень», «Кладбище» «Бедная Лиза» 1792 г.

Слайд 23

«Бедная Лиза»: сюжет и герои Перескажите историю Лизиной семьи. Прочитайте по ролям эпизод первой встречи Лизы и Эраста Перескажите отрывок о знакомстве Эраста с матерью Лизы. Прочитайте по ролям диалог Лизы и Эраста со слов «Они сидели на траве...» до слов «...смотрел вслед за нею». Расскажите об отношениях Лизы и Эраста. Прочитайте по ролям диалог Лизы и Эраста со слов «Наконец пять дней сряду она не видела его...» до конца фрагмента. Перескажите кратко сцену прощания героев и их последнюю встречу.

Слайд 24

Прочитайте выразительно три последних абзаца повести. Какие чувства она может вызвать: грусть, скорбь, иронию, другие чувства? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 25

Пункты плана Лиза Эраст 1. Происхождение и социальное положение героев 2. Воспитание героев 3. Смысл имени героев 4. Первое упоминание о героях в повести 5. Портрет; авторская оценка внешности 6. Пейзажи, времена года, природные явления, связанные с героями, их душевным состоянием Сравнительная характеристика героев

Слайд 26

Пункты плана Лиза Эраст 7. Предметы, характеризующие героев 8. Поступки, раскрывающие их характеры 9. Отношение героев к труду, своим близким, любви, друг к другу 10. Характерные художественные детали 11. Герои в оценке других персонажей и автора 12. Выводы

Слайд 27

Каковы основные черты сентиментализма? Как они отразились в композиции повести «Бедная Лиза»?

Слайд 28

Группа 1. Психологи. Найдите в повести «Бедная Лиза» цитаты, показывающие, как проявляются чувства героев (названы прямо, передаются через жесты, интонации, речь и др.). Какими способами показаны чувства автора по отношению к героям? Что интересует писателя во внутреннем мире Лизы? Как в оценке поступков Эраста используется психологизм?

Слайд 29

Группа 2. Социологи. В чём заключается демократический характер повести? Выпишите имена всех героев повести и распределите их по социальным группам. Какими способами показано душевное богатство и нравственная чистота простолюдинов? В чём новаторство Карамзина в изображении героев низшего сословия? Какая цитата из повести, показывающая духовное богатство людей низкого происхождения, стала крылатой и почему?

Слайд 30

Группа 3. Пейзажисты. Какую роль играет пейзаж в произведениях сентиментализма? Найдите важные для понимания повести пейзажи (описания Симонова монастыря, утра на Москве-реке, природы во время вечерних свиданий Лизы и Эраста, грозы, леса после отъезда Эраста, могилы Лизы и опустевшей хижины). Какие настроения они вызывают? Проследите их динамику и определите связь с изображением чувств героев. Какие детали пейзажа являются ключевыми в характеристике героев?

Слайд 31

Группа 4. Языковеды. Что нового внёс Н. М. Карамзин в язык повести? Чем различаются лексика, синтаксис, интонации в повести и в одах М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина ? Есть ли в повести слова высокого штиля? Обоснуйте свой ответ. Найдите разговорные формы речи и просторечия и объясните их роль в повести. Выполните задание 2 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Слайд 32

Черты сентиментализма Примеры 1. Изображение чувства — главной черты «человеческой природы» 2. Наличие у героев индивидуальных внешних черт и внутренних качеств 3. Главные герои — люди низшего сословия 4. Богатство внутреннего мира героев-простолюдинов 5. Наличие в повести просветительских тенденций 6. Изображение картин природы, созвучных чувствам героев 7. Отсутствие слов и оборотов высокого штиля и включение разговорных форм и просторечий 8. Эмоциональные авторские отступления и оценки

Слайд 33

Домашнее задание Готовиться к контрольной работе по разделу «Литература XVIII века». Подготовить ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература XVIII века?» (на примере 2—3 произведений) Выучить стихотворение «Осень» наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

Презентация к уроку литературы. 11 класс. "Слово о Б.Лавреневе""

Презентация содержит материал по биографии и творчеству  Б.Лавренева...

А.Н.Островский. Презентация к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета.

А.Н.Островский и его творчество в данных материалах представлено презентациями, текстовым и наглядным материалами с использованием видео, музыкального оформления, привлечением интернет-ресурсов и отде...