Урок и презентация по произведению Е.И.Носова "Кукла"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Захарова Татьяна Ивановна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, и надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Сегодня мы будем работать не только в обычных тетрадях, но и на опорных листах.

Они лежат у вас на столе. Поставьте в правом верхнем квадратике оценку, на которую вы сегодня готовы работать.

Как вы думаете, почему я пришла на урок не одна? С кем я пришла? Правильно с куклой, познакомьтесь с ней, её зовут Алёнка. А какие ассоциации у вас возникают со словом кукла?

Давайте составим кластер (Кукла - игрушка, радость, дети, любовь, доброта, красота, забота, человек) (Учитель на доске, дети на опорных листах)

Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.

(Зачитает ученик)

КУКЛА

1. Детская игрушка в виде фигурки человека.

2. Актуализация.            

Ребята, а теперь обратите внимание пожалуйста на эпиграф к сегодняшнему уроку.

Самый большой грех по отношению

 к ближнему - не ненависть, а равнодушие;

вот истинно вершина бесчеловечности.

Джордж Бернард Шоу.

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Правильно, о добром, сердечном отношении друг к другу, к окружающему нас миру. И поможет нам в этом рассказ Евгения Ивановича Носова “Кукла”, который вы прочитали дома.

 Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему сегодняшнего урока «Если ты слеп, душа твоя глуха…».

В конце урока вы должны ответить, почему эта цитата подходит к нашему уроку.

А какие цели поставим перед собой?

1. познакомиться с личностью писателя

2. проанализировать рассказ “Кукла”

3. выделить проблемы поднятые автором в рассказе.

3. Знакомство с личностью писателя.

Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время, в котором он жил и создавал произведения. Кто готов рассказать про жизнь и творчество писателя?

4. Работа над названием и содержанием рассказа.

Прежде чем перейдем к анализу рассказа скажите мне пожалуйста

Что такое рассказ?   

(рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

Итак, с чего начинается рассказ?

(с описания природы)

Почему автор начинает рассказ с описания природы? 

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Задание: Зачитаем начало рассказа

В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом...

Как изображена река в прочитанном отрывке? (загрязненная бутылками, мусором, щепками, пенопластом, водорослями)

Какое настроение вызывает отрывок?

Найдите слова, передающие эмоции, ощущения автора.

Но несмотря на весь хлам и мусор река Сейм, которую описывает автор, полноводная, в ней еще водится рыба.

 Через некоторое время автор вновь оказался у реки и не узнал ее.

 Найдите в тексте этот отрывок (стр.177)

 (Поехал и не узнал реки.  Русло сузилось, затравенело , чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи.)

 Что произошло с рекой? (Река обмелела, затравенела, сузилась)

 Почему такие ужасные изменения произошли с рекой и природой в целом?  (люди мусорят, загрязняют природу, заиливают речку, убивают рыбу и других обитателей водоема )

 Согласитесь, перемена разительная. Мощная, бурная река превратилась в заболоченную речушку. Что же произошло? Кто во всем виноват? Такими вопросами начинает задаваться читатель и пытается найти в рассказе ответ.

 - На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым?  (экологическая проблему; проблема бездушного и безответственного отношения человека к природе)

«Проблема 1. Бездушное, безответственное отношение человека к природе» 

Зафиксируем ее в рабочих тетрадях.

Молодцы, ребята, мы выявили первую проблему рассказа. А теперь попытаемся выявить следующую.

 Скажите пожалуйста,  как люди в обществе относятся друг к другу? Всегда ли они находят взаимопонимание, отзываются на чужую боль, помогают друг другу?

Спасибо за ваши интересные ответы. Действительно, ребята, Люди встречаются самые разные – одни добрые, открытые, душевные, другие – черствые и жестокие. А сейчас давайте обратим внимание на одного из главных героев, на Акимыча.

 Что вам о нем известно? (рыбак, фронтовик, неравнодушный ко всему происходящему человек)

  Чтобы определить, какими чертами характере наделил Носов Акимыча, давайте вместе составим портрет личности героя. На доске представлены эпитеты.

Определите, какие из них в полной мере характеризуют Акимыча?

 Какие слова вам непонятны? (циничный)

Как вы понимаете слово циничный? (жестокий, бессердечный)

В словаре Ожегова дается следующее определение термина (Циничный — полный цинизма, пренебрегающий нормами общественной морали, нравственности. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова)

Можно ли сказать, что Акимыч – циничный человек? (Нет) Почему? (Он неравнодушный, отзывчивый человек, который душой болеет за все происходящее вокруг)

Ребята, взгляните на иллюстрацию на стр175.

Кто изображен на рисунке? (Акимыч)

Вглядитесь в его лицо и позу. Что они выражают? (лицо напряженное, опирается на черенок от лопаты, сутулится; иллюстрация выражает озабоченность, грусть, тоску, скорбь, печаль)

Какой момент рассказа изображен на данной иллюстрации? (эпизод, когда Акимы увидел, что в придорожном кювете лежит изуродованная кукла)

Вы правы, ребята, Акимыч – человек, прошедший войну, повидавший немало жестокости и насилия, он очень огорчен увиденным и недоумевает, как же так люди могли надругаться над куклой. Герой размышляет, какие люди могли совершить такой отвратительный поступок.

 Как же на этот вопрос отвечает Акимыч? (стр. 174)

- Это чья же работа?

- Кто ж их знает... - не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. - Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются.

С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там - под забором ли, в мусорной куче - выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или: без обеих ног... Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего.

Как вы думаете, на что в этом эпизоде хотел обратить внимание автор? (на черствость, жестокость людей)

Какую проблему он ставит перед нами? (Бездуховность, жестокость и равнодушие людей)

«Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»

Запись в тетрадях.

А теперь послушайте ещё один отрывок из текста. (стр. 174)

А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут. Детишки бегают - привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!

Как вы понимаете слово святотатство? (бесстыдство, поругание)

В словаре Ожегова дается следующее определение термина (Святотатство (книжн. ) - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого «Словарь русского языка» С. И. Ожегова)

Почему Акимыч так близко к сердцу принимает чужую жестокость, а другие проходят мимо? (кукла похожа на человека; Акимыч – фронтовик, нагляделся человечины, не может спокойно переносить такую жестокость по отношению к кукле)

В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Ребята, давайте подумаем, почему автор изменил название? (через главного героя Носов хочет выразить протест против бессердечия, жестокости людей по отношению к кукле и друг другу)

Действительно, еще древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. Поэтому неудивительно, что Акимыч решает похоронить куклу, как хоронят человека. Но с болью проговорил… Прочитайте последнее предложение рассказа (стр. 176)

Всего не закопать…

 Какой знак препинания стоит в конце предложения? (многоточие)

Когда мы обычно ставим многоточие? (когда мысль не завершена, недосказана)

Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему призывает нас автор? (много на земле равнодушных и жестоких людей, автор призывает читателей к тому, чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие, черствость и были более отзывчивыми на проблемы других людей)

Спасибо, ребята, за ваши отклики. Все вы верно подметили, Акимыч – один в поле не воин, он должен быть в каждом из нас, а мы должны нести ответственность за свои поступки и подавать пример подрастающему поколению.

Какую нравственную проблему поднимает Носов? (Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения)

Проблема 3 «Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения»

Зафиксируем ее в тетрадях.

Молодцы, ребята, мы с вами выявили и доказали три основные проблемы, которые Евгений Носов поднимает в своём рассказе.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

А теперь давайте вернёмся к теме урока. Как она звучит?

Верно ли были подобраны слова?

О физической или духовной слепоте говорит нам Носов? (о духовной, о нежелании видеть проблемы человеческих взаимоотношений)

Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьезными нравственными проблемами. Мне важно узнать, как вы поняли рассказ Е. И. Носова. Для этого я предлагаю вам составить синкейн.

 А кто знает, что такое синквейн? (Синквейн (от фр. cinquains, шаблон) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии.

 Как же составить синквейн? 

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Составьте синквейн, используя следующие слова 

1 вариант – Акимыч

2 вариант – Кукла

Возможные варианты синквейна.

Акимыч

Неравнодушный, милосердный

Горюет, плачет, переживает

Ему небезразлична судьба людей

Защитник Отечества

Кукла

Брошенная, одинокая

Лежит, плачет, стонет

Люди жестоко отнеслись к игрушке

Человек

Заслушивание вариантов синквейна (2-3 человека с каждого варианта)

А теперь вернёмся к кластеру, который вы сделали в начале урока и давайте попытаемся сотавить кластер уже на рассказ Е.Носова “Кукла”. Сравните их.

Есть ли различия между ними?

Вывод:

Подводя итог нашего сегодняшнего урока хочется отметить то, что война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: прекрасную природу, любимое дело, человеческие поступки. Война давно закончилась. И видеть смерть реки, куклы, человека  Акимычу невыносимо.  Больше всего возмущает Акимыча, что никто вокруг не бьет тревогу:  «А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... ..

Никогда не говорите «мне все равно». Не надо стремиться афишировать свое равнодушие.

Это не показатель Вашей независимости. Что Вы чувствуете, когда Вам говорят «мне все равно»?  Становится пусто и холодно внутри. Вы ёжитесь и протестуете. Чаще всего, про себя… Ведь собеседнику… «все равно»… Всего каких-то два слова, а как глубоко проникают они в душу. Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом — суть бесчеловечности. А бесчеловечность влечёт за собой преступное отношение к людям, природе

Так и в произведение Евгения Носова равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, которую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об ответственности за все, что есть живого на земле. У вас в опрных листах есть начала предложений, продолжите их.

  • Самое главное в жизни….
  • Нельзя прожить без…
  • На уроке  я задумался о…
  • В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

                    Заслушивание 2-3 детей.

Сейчас прозвенит звонок, и вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что урок доброты, преподнесенный Акимычем и Е.И.Носовым, вы будете помнить всю жизнь , где бы вы ни находились, что бы вы ни делали, сколько бы лет вам ни было. И тогда, несмотря ни на что, ваша жизнь будет намного интереснее, содержательнее, добрее. 

-Я очень рада. Я от души благодарю вас, ребята, за плодотворную работу и хочу закончить урок следующим стихотворением:

Ветер жизни иногда свиреп.

В целом жизнь, однако, хороша.

И не страшно, когда черный хлеб,

Страшно, когда черная душа.

Омар Хайям

А теперь оцените каждый свою работу на уроке и выставьте оценку в квадратик в правом нижнем углу опорного листа. Сравните с оценкой, которую вы стремились получить в начале урока. Достигли ли вы вашей цели?

Оценивание ответов учащихся.

10. Домашнее задание

 Написать письмо людям от имени куклы





                                                       Опорный лист.

1. КЛАСТЕР

кукла

2. СИНКВЕЙН.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

3. КЛАСТЕР

                                                              “Кукла”

4. ПРОДОЛЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

  • Самое главное в жизни….
  • Нельзя прожить без…
  • На уроке  я задумался о…
  • В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

                   

                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 7 классе по рассказу Евгения Носова « Кукла »

Слайд 2

КУКЛА 1. Детская игрушка в виде фигурки человека. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова

Слайд 3

Самый большой грех по отношению к ближнему - не ненависть , а равнодушие ; вот истинно вершина бесчеловечности Джордж Бернард Шоу

Слайд 4

Тема урока : “Если ты слеп , душа твоя глуха ... ”

Слайд 5

Цели урока : 1 . Познакомиться с личностью писателя ; 2 . Проанализировать рассказ “ Кукла ” ; 3 . Выделить проблемы поднятые автором в рассказе .

Слайд 6

Евгений Иванович Носов 1925-2002 Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны. И. Баскевич

Слайд 7

Из автобиографии писателя «Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм ,в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города … »

Слайд 8

Из автобиографии писателя « На фронте мне выпала тяжкая доля… »

Слайд 10

Первая проблема : Бездушное, безответственное отношение человека к природе .

Слайд 11

АКИМЫЧ Добрый Отзывчивый Храбрый Милосердный Неравнодушный Великодушный

Слайд 12

Циничный 1. Полный цинизма, бесстыдный , пренебрегающий нормами обществен - ной морали , нравственности . «Словарь русского языка» С.И.Ожегова

Слайд 13

(«миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», «светлые шелковистые волосы»).

Слайд 14

Вторая проблема : Бездуховность, жестокость и равнодушие людей друг к другу .

Слайд 15

Святотатство (книжн.) - 1. Поругание, оскорбление чего- нибудь заветного, святого «Словарь русского языка» С.И.Ожегова

Слайд 16

Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения . Третья проблема :

Слайд 17

Тема урока : “Если ты слеп , душа твоя глуха ... ”

Слайд 18

Алгоритм составления синквейна: Первая строка — тема синквейна (существительное, местоимение); Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные) Третья строка — образована тремя глаголами; Четвертая строка — фраза из четырёх слов;. Пятая строка — одно слово-резюме.

Слайд 19

Составьте синквейн, используя слова * Акимыч (1 вариант ) * Кукла (2 вариант)

Слайд 20

Синквейн по рассказу «Кукла» Е.И.Носова Акимыч Кукла * Неравнодушный, милосердный * Горюет, плачет, переживает *Ему небезразлична судьба людей * Защитник Отечества *Брошенная, одинокая *Лежит, плачет, стонет *Люди жестоко отнеслись к игрушке *Человек

Слайд 21

Самое главное в жизни…. Нельзя прожить без… На уроке я задумался о… В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

Слайд 22

Ветер жизни иногда свиреп . В целом жизнь , однако , хороша . И не страшно , когда чёрный хлеб , Страшно , когда чёрная душа . Омар Хайям

Слайд 23

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока и презентация "События русской истории по произведениям В.М.Васнецова и Сурикова"

Урок изобразительного искусства проводится в 6 классе по программе В. С. Кузина.          Урок – вернисаж: «События русской истории по произведениям ...

презентация к уроку "Квадратный корень из произведения и дроби"

презентация предназначена для проведения урока математики в 8 классе...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова"(5-7кл.)

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (5-7 классы)...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9кл.)

Сопровождение к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9 кл.)...

презентация к уроку внеклассного чтения по произведениям Л. Улицкой

презентация к уроку внеклассного чтения по произведениям Л. Улицкой...

Презентация к уроку "Особенности стихотворного ритма произведений Ф.И.Тютчева о природе"

Презентация содержит иллюстрации и материал для анализа стиховорного ритма в стихотворениях Ф.И Тютчева "Как весел грохот летних бурь..." и "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора..."...

Урок и презентация к уроку "Противоборство музыкальных образов в одном произведении"

Урок и презентация к уроку "Противоборство музыкальных образов в одном произведении"...