План-конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Разработка урока литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 55 КБ |
prezentatsiya_kuprin.pptx | 453.47 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по литературе
в 6 классе
на тему «Служение людям как высшее предназначение» (по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Разработала: Фадеева Галина Борисовна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №1 им.С.И.Гусева»
Гусев, 2020 г.
Тема урока: «Служение людям как высшее предназначение» (по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»). (слайд №1)
Предмет: литература
Базовый учебник: Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ ; под ред. В.Я.Коровиной. - 4-е изд. -М.: Просвещение, 2015.
Тип урока. Урок изучения нового знания
Технология урока. Системно-деятельностная, исследовательская
Слайд №2.
Цель урока: создать условия для ознакомления с личностью ученого Н. И. Пирогова. Сравнить характеры и проследить судьбу героев рассказа. Способствовать развитию гуманности, понимания, милосердия и целеустремленности на примере героев. Способствовать развитию речи.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Задачи:
Обучающие- Повторить характерные особенности рождественского рассказа как жанра.. Ознакомиться с биографией Н.И.Пирогова. Закрепить имеющиеся знания о жанре рождественского рассказа и его особенностях.
Развивающие- развивать навыки устной речи, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса. Развивать способности анализа текста, характеристики героев.
Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в парах. Способствовать воспитанию милосердия и гуманности у учащихся.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
Знать: особенности рождественского рассказа как жанра, знать основные этапы и особенности творчества А.И.Куприна , иметь представление о личности Н.И.Пирогова.
Уметь: уметь анализировать эпизоды художественного произведения, сравнивать героев.
Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.
Оборудование
Презентация в PowerPoint
Учебник: Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электр. носителе. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ ; под ред. В.Я.Коровиной. - 4-е изд. -М.: Просвещение, 2015.
Предварительная подготовка (на предыдущем уроке ученикам даются индивидуальные задания):
-сообщение о биографии А.И.Куприна;
-сообщение об истории создания рассказа «Чудесный доктор»;
-сообщение о личности Н.И.Пирогова;
План урока
1. Организационный момент 2 мин.
2. Актуализация знаний и целеполагание — 4 мин.
3. Объяснение нового материала — 30 мин
4. Закрепление — 5 мин.
5. Рефлексия, выставление оценок, домашнее задание — 4 мин.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие, проверка отсутствующих;
2. Актуализация знаний
Слайд №3. Эпиграф к уроку- высказывание А.И.Куприна: «…человеку надлежит быть…верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям»
Ребята, как вы понимаете это высказывание?
Что значит «быть милостивым»?
Как по-другому можно назвать это человеческое качество? (милосердие)
Слайд № 4. Давайте узнаем, что такое милосердие. (зачитывается определение из толкового словаря)
С.И.Ожегов «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
3. Объяснение нового материала
а) Формулирование темы урока, целеполагание:
Учитель: Дома вы прочитали рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Сегодня мы поговорим с вами о высоком предназначении- служении людям.
Наша жизнь далека от совершенства: часто несправедливость по отношению к людям приводит к непоправимым последствиям. Болезни, горе утраты, потеря имущества могут сломить моральный дух. Именно в такие моменты требуется помощь. Каждому хочется, чтобы пришла такая помощь, и воспринимается она как чудо. Таких случаев немало. Попробуйте вспомнить примеры бескорыстного служения людям. (Мать Тереза, Е.Глинка).
Пример такого случая описан и в рассказе Куприна «Чудесный доктор».
б) Объяснение нового материала:
Слайд №5. Портрет А.И.Куприна.
Что вы знаете об авторе рассказа? Какие детские впечатления оказали влияние на творчество писателя?
Прослушивается сообщение о биографии А.И.Куприна.
Слайд №6.
Прослушивается сообщение ученика об истории создания рассказа.
Слайд №7.
Словарная работа:
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Предания - легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом.
Плачевно-здесь безрезультатно.
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Управляющий - человек, который ведет дела какого-либо хозяйства.
Швейцар - сторож при подъездах.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник (устаревшее) - канун церковных праздников Рождества и Крещения.
Залог - отдача имущества в обеспечение обязательств.
Слайд №8.
Подберите синонимы к слову милосердие. (сочувствие, сострадание)
Как вы понимаете слова сочувствие, сострадание.? (сначала ученики дают собственное объяснение, а потом находят их объяснение в толковом словаре)
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Ребята, как вы думаете, сюжет рассказа реальный или вымышленный? Почему?
Слайд №9.
Произведение «Чудесный доктор» относится к жанру рождественских рассказов. Вспомните, что характерно для этого жанра?
(Рождественский рассказ повествует о событиях, произошедших на святках. В основе сюжета- чудесное превращение, перевоплощение. Чудо, которое случается с героями такого рассказа, демонстрирует милосердие, добродетель. Главными героями всегда являются дети. Рождественский рассказ является назиданием, содержит мораль.)
Какие признаки данного жанра присутствуют в рассказе «Чудесный доктор?
Слайд №10.
- Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? (Доктор, который помог семье Мерцаловых, изменил всю их жизнь)
- Почему Куприн использовал именно это определение?
Слайд №11.
На сколько частей можно разделить рассказ? (составление плана)
1.Гастрономический магазин.
2.В доме Мерцаловых.
3.Доктор.
4.Перемены в жизни Мерцаловых.
Слайд №12.
Как автор описывает нищенское положение семьи Мерцаловых? (ученики находят в тексте описание подземелья)
Для чего в рассказ введено описание гастрономического магазина? Как называется этот художественный прием? (антитеза)
Слайд №13.
“Выйдя на улицу, он (Мерцалов) пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”.
Почему глава семейства решил покончить с собой?
Слайд №14.
1. Случайно ли появился в саду чудесный старик?
- С помощью каких средств автор передает ожидание чего-то особенного? (эпитеты, олицетворения)
Слайд №15.
Как происходит встреча Мерцалова со стариком?
Чтение по ролям отрывка с ее описанием.
Слайд №16.
Почему «чудесный доктор» не захотел назвать свое имя? (он скромен, поступок его бескорыстен)
Слайд №17.
Как с тех пор изменилась жизнь Мерцаловых? (“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”)
Слайд №18.
Кем на самом деле был «чудесный доктор»? (профессор Пирогов)
Прослушивается сообщение ученика о Н.И.Пирогове.
- Закрепление.
Слайд №19.
Что такое милосердие?
Почему так важно быть сочувствующим, сострадающим человеком?
Слайд №20.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал……
Было интересно, потому что…..
Такой урок интересен тем ……
Формы контроля и оценки результатов урока.
Само- и взаимооценивание
Слайд №21.
Информация о домашнем задании.
Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем:
1.Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
2. В какие чудеса следует верить людям?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Познакомиться с личностью Н.И.Пирогова и его деятельностью. Сравнить характеры и проследить судьбу героев рассказа. Способствовать развитию гуманности, понимания, милосердия и целеустремленности на примере Способствовать развитию речи.
«…человеку надлежит быть…верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям.» А.И.Куприн
«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие». С.И.Ожегов
1. Что вы знаете об авторе рассказа? 2. Какие детские впечатления оказали влияние на творчество писателя?
Какова история создания рассказа «Чудесный доктор»?
Словарная работа: Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение). Предания - легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом. Плачевно-здесь безрезультатно. Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне. Изможденный - крайне изнуренный, утомленный. Управляющий - человек, который ведет дела какого-либо хозяйства. Швейцар - сторож при подъездах. Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день. Сочельник (устаревшее) - канун церковных праздников Рождества и Крещения. Залог - отдача имущества в обеспечение обязательств.
Подберите синонимы к слову милосердие . Как вы понимаете слова сочувствие, сострадание ?
Рождественский рассказ повествует о событиях, произошедших на святках. В основе сюжета- чудесное превращение, перевоплощение. Чудо, которое случается с героями такого рассказа, демонстрирует милосердие, добродетель. Главными героями всегда являются дети. Рождественский рассказ является назиданием, содержит мораль.
1. Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? 2. Почему Куприн использовал именно это определение?
1.Гастрономический магазин. 2.В доме Мерцаловых . 3.Доктор. 4.Перемены в жизни Мерцаловых .
1. Как автор описывает нищенское положение семьи Мерцаловых ? 2. Для чего в рассказ введено описание гастрономического магазина?
“Выйдя на улицу, он ( Мерцалов ) пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Почему глава семейства решил покончить с собой?
Случайно ли появился в саду чудесный старик? С помощью каких средств автор передает ожидание чего-то особенного?
Как происходит встреча Мерцалова со стариком? Прочитайте по ролям отрывок с ее описанием.
Почему «чудесный доктор» не захотел назвать свое имя?
Как с тех пор изменилась жизнь Мерцаловых ?
Прототипом доктора в рассказе «Чудесный доктор» является реальный человек- русский хирург Николай Иванович Пирогов.
Что такое милосердие ? Почему так важно быть сочувствующим, сострадающим человеком?
Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал…… Было интересно, потому что….. Такой урок интересен тем ……
Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: 1.Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”? 2 . В какие чудеса следует верить людям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».
Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...