Памятка
методическая разработка по литературе (10 класс)

Иванова Раиса Викторовна

Опыты и эксперименты по литературе (10 класс) на тему "Анализ художественного произведения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_dlya_raboty_s_tekstom.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие старшеклассники!

Надеюсь, что данный материал поможет вам вооружиться знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного произведения.

Памятка

Примерный план анализа эпического произведения.

  1. История создания.
  2. Какова тематика произведения.
  3. Какова проблематика произведения.
  4. Определите идейную направленность произведения и его эмоциональный пафос.
  5. Определите жанровое своеобразие.
  6. Назовите основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
  7. Выделите центральные персонажи произведения.
  8. Проанализируйте сюжет и особенности строения конфликта.
  9. Опишите пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер и обстановку действий.
  10. Проанализируйте речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
  11. Охарактеризуйте композицию сюжета и отдельных образов, а также общую архитектонику произведения.
  12. Определите место произведения в творчестве писателя.
  13. Определите место произведения в истории русской и мировой литературы.

Памятка

Примерный план анализа драматического произведения.

  1. Определите жанр произведения.
  2. Проанализируйте композицию пьесы.
  3. Расскажите о персонажах произведения. Помните, что помимо главных, второстепенных и эпизодических в пьесе бывают внесценические персонажи: т.е., те, о ком говорят, но кто не появляется на сцене (например, княгиня Марья Алексеевна в «Горе от ума»).
  4. Проанализируйте конфликт и сюжет пьесы, композицию элементов сюжета.
  5. Проанализируйте речь персонажей.
  6. Расскажите о роли ремарок в произведении.

Памятка

Примерный план анализа эпизода художественного произведения.

                 1.Определите тему эпизода.

                 2.Определите место эпизода в идейном замысле писателя.

                 3.Определите границы эпизода.

                4.Выясните читательские впечатления, восприятия, мысли, чувства.

                5.Назовите наиболее значимые художественные детали эпизода (пейзаж, речь, интерьер).

             6.Расскажите, как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).

              7.Как раскрывается авторская позиция (на чьей стороне автор).

              8.Определите проблематику эпизода, его связь с художественным целым.

Памятка

Примерный план лирического произведения.

1.Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено? Кто адресат посвящения? В чем смысл посвящения?

2.Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой?

3.Как звучит начало стихотворения?  Если в стихотворении есть лирический герой, каков его внутренний мир, состояние?

4.Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение? Какие ассоциации возникают? Какими художественными средствами это изображено?

5.Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено?

Памятка

Примерный план характеристики литературного героя.

1.Место, занимаемое героем в произведении.

2.Общественноне и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет.

3. Манера держаться, внешность.

4.Речь героя.

5.Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.

6.Понимание героем цели жизни, его основные интересы.

7.Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.

8.Отношение других действующих лиц к данному герою.

9.Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «От лица ребенка» для общения с ним

будет интересно для подготовки к родительскому собранию, посвященному взаимоотношениям в семье....

Памятки по обучению оптимальному темпу чтения

Эти памятки разработаны  мною в помощь учителям, применяющим метод обучения оптимальному  темпу чтения, родителям, помогающим своим детям научиться читать в оптимальном темпе 120-150 слов в ...

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности

Памятка родителям-  Памятка представителя родительской общественности...

памятки ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ, ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА,ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ...

КАРТОТЕКА: «ПАМЯТКИ, БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ». Памятка «Чтобы воспитать Человека» Нужно!

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не...

Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»

В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...