Гуманитарно-ценностный контекст внеклассной работы по литературе в современной школе
статья по литературе
Главная цель современной школы – формирование и воспитание образованной, культурной личности, раскрытие способностей каждого ученика.
Школьное образование в наше время – понятие более широкое, чем просто обучение, так как включает в себя и воспитание.
Как известно, проблемы воспитания волновали человека с тех пор, когда он впервые ощутил потребность передавать накопленный жизненный опыт своим детям. Воспитывая, человек обучал детей тем правилам поведения, которые диктовала жизнь. Таким образом, с древнейших времен утвердилось понимание воспитания, как передачи жизненного опыта старших поколений младшим.
Однако в наш век научно-технического прорыва многие понятия и стереотипы начинают терять свою прежнюю ценность и актуальность. Например, готовясь к уроку, современные учащиеся не сидят часами в библиотеках, не перелистывают приятно шуршащие страницы энциклопедий и словарей, а находят все ответы, заходя с любого портативного устройства в Интернет и набирая поисковый запрос. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Они не любят читать, а если читают, то мало и с большой неохотой. Но ведь от умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь не развивается.
Поэтому на сегодняшний день главная задача учителя-словесника – научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний, приобщать учащихся к миру книг, тем самым способствуя развитию самостоятельной читательской деятельности. Решать эти задачи учителю помогают различные виды и формы работ, одной из которых является внеклассная работа по литературе.
Внеклассная работа по литературе является важным средством воспитания школьников. Это введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны в частности.
Я работаю в школе первый год, поэтому остановлюсь лишь на некоторых примерах внеклассных мероприятий по литературе, организованных и проведенных мной и моими коллегами в этом учебном году.
Как известно, 2012 год был провозглашен Президентом РФ Медведевым Д.А. годом Истории с целью «привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе». Немало исторических дат отмечала наша страна в прошлом году. Одной из них стало празднование 200-летия Отечественной войны 1812 года. Это событие не смогла обойти стороной и наша школа.
Совместно с учителем русского языка и литературы Коковихиной Л.М. была подготовлена и проведена литературная композиция «И будет помнить вся Россия…», посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года.
В мероприятии приняли участие 40 учеников 5б и 5в классов гимназии. Из них 20 человек, т.е. половина, выступали в качестве чтецов и ведущих. В ходе урока ребята узнали исторические факты о войне 1812 года, познакомились с героями Бородинской битвы, слушали выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Д.Давыдова, музыкальные композиции из кинофильмов, а также посмотрели небольшой видеоролик о главном сражении войны.
Кабинет был подготовлен соответствующим образом: на стендах были размещены портреты участников войны, плакаты со сценами битв, высказывания великих людей о войне 1812 года. Была у ребят и возможность рассмотреть небольшую объемную диораму, иллюстрировавшую момент одной из схваток русских и французский солдат.
В конце урока была проведена викторина для проверки усвоения учащимися материала. Уверены, что данное мероприятие позволило сформировать представления у учащихся о Бородинском сражении, его результатах, о патриотизме русского народа, приобщить к культурным ценностям страны, «разбудить» чувство ответственности за судьбу своего народа.
Таким образом, литературная композиция, как форма внеклассной работы, осуществляет нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание школьников путем вовлечения их в различные виды деятельности, приобщения к сокровищнице литературы; расширяет и углубляет запас знаний учеников; активизирует познавательную и мыслительную деятельности учащихся.
В течение шести последних лет в гимназии ежегодно перед весенними каникулами проводится литературный театральный праздник. Литературный праздник – еще одна из форм внеклассной работы.
Подготовка к празднику начинается заранее. Учителя кафедры русского языка и литературы предлагают тему, отбирают и рекомендуют материал, являются организаторами и непосредственными участниками мероприятий.
Важнейшая задача ставится перед учащимися школы. Они становятся главными действующими лицами и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.
Общение с литературой через театр сопряжено с творчеством юных читателей, попытками выразить себя в слове, образе, актерском мастерстве. Процесс чтения и перечитывания художественных произведений, которые ложатся в основу праздника, становится творческим, развивается чуткость к слову, учащиеся раскрывают в себе потенциал художественно-исполнительской деятельности.
Литературный праздник – мероприятие массовое. В это году в нем приняли участие около двухсот учащихся 7-11 классов.
Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Такая работа реализует важные цели и задачи: способствует углублению знаний учащихся, расширяет словарный запас, воспитывает языковое чутье, развивает творческие способности, пробуждает интерес к осознанному чтению. Результатом становится нравственное воспитание, формирование духовного мира человека, его нравственных качеств.
Вся совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний по литературе, на расширение их читательского горизонта на воспитание интереса и любви к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanitarno-tsennostnyy_kontekst_vneklassnoy_raboty_po_literature_v_sovremennoy_shkole.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманитарно-ценностный контекст внеклассной работы по литературе в современной школе
Главная цель современной школы – формирование и воспитание образованной, культурной личности, раскрытие способностей каждого ученика.
Школьное образование в наше время – понятие более широкое, чем просто обучение, так как включает в себя и воспитание.
Как известно, проблемы воспитания волновали человека с тех пор, когда он впервые ощутил потребность передавать накопленный жизненный опыт своим детям. Воспитывая, человек обучал детей тем правилам поведения, которые диктовала жизнь. Таким образом, с древнейших времен утвердилось понимание воспитания, как передачи жизненного опыта старших поколений младшим.
Однако в наш век научно-технического прорыва многие понятия и стереотипы начинают терять свою прежнюю ценность и актуальность. Например, готовясь к уроку, современные учащиеся не сидят часами в библиотеках, не перелистывают приятно шуршащие страницы энциклопедий и словарей, а находят все ответы, заходя с любого портативного устройства в Интернет и набирая поисковый запрос. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Они не любят читать, а если читают, то мало и с большой неохотой. Но ведь от умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь не развивается.
Поэтому на сегодняшний день главная задача учителя-словесника – научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний, приобщать учащихся к миру книг, тем самым способствуя развитию самостоятельной читательской деятельности. Решать эти задачи учителю помогают различные виды и формы работ, одной из которых является внеклассная работа по литературе.
Внеклассная работа по литературе является важным средством воспитания школьников. Это введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны в частности.
Я работаю в школе первый год, поэтому остановлюсь лишь на некоторых примерах внеклассных мероприятий по литературе, организованных и проведенных мной и моими коллегами в этом учебном году.
Как известно, 2012 год был провозглашен Президентом РФ Медведевым Д.А. годом Истории с целью «привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе». Немало исторических дат отмечала наша страна в прошлом году. Одной из них стало празднование 200-летия Отечественной войны 1812 года. Это событие не смогла обойти стороной и наша школа.
Совместно с учителем русского языка и литературы Коковихиной Л.М. была подготовлена и проведена литературная композиция «И будет помнить вся Россия…», посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года.
В мероприятии приняли участие 40 учеников 5б и 5в классов гимназии. Из них 20 человек, т.е. половина, выступали в качестве чтецов и ведущих. В ходе урока ребята узнали исторические факты о войне 1812 года, познакомились с героями Бородинской битвы, слушали выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Д.Давыдова, музыкальные композиции из кинофильмов, а также посмотрели небольшой видеоролик о главном сражении войны.
Кабинет был подготовлен соответствующим образом: на стендах были размещены портреты участников войны, плакаты со сценами битв, высказывания великих людей о войне 1812 года. Была у ребят и возможность рассмотреть небольшую объемную диораму, иллюстрировавшую момент одной из схваток русских и французский солдат.
В конце урока была проведена викторина для проверки усвоения учащимися материала. Уверены, что данное мероприятие позволило сформировать представления у учащихся о Бородинском сражении, его результатах, о патриотизме русского народа, приобщить к культурным ценностям страны, «разбудить» чувство ответственности за судьбу своего народа.
Таким образом, литературная композиция, как форма внеклассной работы, осуществляет нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание школьников путем вовлечения их в различные виды деятельности, приобщения к сокровищнице литературы; расширяет и углубляет запас знаний учеников; активизирует познавательную и мыслительную деятельности учащихся.
В течение шести последних лет в гимназии ежегодно перед весенними каникулами проводится литературный театральный праздник. Литературный праздник – еще одна из форм внеклассной работы.
Подготовка к празднику начинается заранее. Учителя кафедры русского языка и литературы предлагают тему, отбирают и рекомендуют материал, являются организаторами и непосредственными участниками мероприятий.
Важнейшая задача ставится перед учащимися школы. Они становятся главными действующими лицами и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.
Общение с литературой через театр сопряжено с творчеством юных читателей, попытками выразить себя в слове, образе, актерском мастерстве. Процесс чтения и перечитывания художественных произведений, которые ложатся в основу праздника, становится творческим, развивается чуткость к слову, учащиеся раскрывают в себе потенциал художественно-исполнительской деятельности.
Литературный праздник – мероприятие массовое. В это году в нем приняли участие около двухсот учащихся 7-11 классов.
Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Такая работа реализует важные цели и задачи: способствует углублению знаний учащихся, расширяет словарный запас, воспитывает языковое чутье, развивает творческие способности, пробуждает интерес к осознанному чтению. Результатом становится нравственное воспитание, формирование духовного мира человека, его нравственных качеств.
Вся совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний по литературе, на расширение их читательского горизонта на воспитание интереса и любви к чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Билингвальный подход на уроках литературы в современной школе
Использование билингвального подхода при преподавании литературы в гуманитарной школе является одним из условий для развития творческой составляющей, языковой и коммуникативной компетентностей личност...
Преподавание литературы в современной школе.
Рекомендации для молодых учителей...
Внеклассная работа .«Личность педагога в современной школе».
По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна». Р.У. ЭмерсонЧто же именн...
Внеклассная работа по литературе в сельской школе: назначение, содержание, формы.
Статья знакомит с формами и видами внеклассной работы по литературе и рассказывает об собенностях её проведения в маленькой сельской школе...
Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)
Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)...
Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...