Презентация "А. Ахматова "Реквием".
презентация к уроку по литературе (11 класс)
В презентации представлен анализ произведения по главам, "вслед за автором".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ahmatova_rekviem.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«От традиции реквиема, заупокойной мессы, возвещающей вечный покой и вечный свет ушедшим из жизни, осталось одно название. Ахматовский «Реквием» не дает ни покоя, ни света. Ни мертвым, ни живым». (А.С.Крюков) Реквием – католическая заупокойная служба, музыкальное сочинение для солистов, хора, оркестра или органа, состоящее из 5 или 7 частей. «Реквиемы» писали многие композиторы (Верди, Берлиоз и др.). Особенное значение для Ахматовой имел «Реквием» Моцарта. Почему от традиции реквиема у Ахматовой «осталось одно название»? Как вы понимаете фразу критика о том, что «Реквием» не дает ни покоя, ни света»?
«На сей раз стихи бесспорно автобиографичны, но сила их вновь в обычности биографии Ахматовой». (И.Бродский) Цикл был создан в 1935 - 1940 годах и долгие годы существовал только в памяти автора и нескольких её ближайших друзей. Лишь в 1962 году, почти через десять лет после смерти Сталина, Ахматова решилась занести это цикл на бумагу. Отдельные стихотворения цикла появлялись в советской печати (в периодике и в сборниках поэта), начиная с 1940 года. В 1962 году Ахматова передала «Реквием» в редакцию журнала «Новый мир», но, по цензурным причинам, напечатан он не был, зато получил широкое распространение в самиздате, а в 1963 году « без ведома и разрешения автора» был напечатан в Мюнхене. В Советском Союзе «Реквием» опубликован полностью в журнале «Октябрь» (1987, № 3, публикация З.Б. Томашевской).
По форме «Реквием» можно считать циклом стихотворений, по содержанию и глубине отражения действительности это лиро-эпическая поэма . «Реквием» - стихотворный цикл, так как перед нами законченный ряд поэтических произведений. Общая идея Общее настроение и пафос Сюжет. Десять стихотворений - десять частей произведения - выстроены в логической и сюжетной взаимосвязи, развитие ведёт к кульминации. Есть посвящение, вступление и эпилог. Содержание «Реквиема» эпично, исполнено величия и героизма. Композиция кольцевая.
Биографическая основа поэмы «Реквием». 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» муж Ахматовой Николай Николаевич Пунин, профессор Всероссийской Академии художеств, и студент исторического факультета Ленинградского университета Лев Гумилёв – единственный сын Анны Ахматовой и поэта Николая Гумилёва. Ею было написано письмо И.В. Сталину, которое удалось передать по назначению. Уже 4 ноября 1935 года Н.Н. Пунин и Л.Н. Гумилёв были освобождены. Однако в годы «ежовщины» сын Ахматовой был арестован вновь. Это случилось 10 марта 1938 года. Льву Гумилёву было предъявлено обвинение – «за участие в молодёжной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Он был приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.
«Вместо предисловия». Эта прозаическая вводная предпослана уже сложившемуся циклу в 1957 году. Ежовщина - период массовых репрессий (1936 - 1938), когда наркомом (народным комиссаром) внутренних дел СССР был Николай Иванович Ежов (1895 - 1939), в 1937 году являвшийся ещё и генеральным комиссаром государственной безопасности. Возглавляя органы внутренних дел, Ежов был одним из главных организаторов и исполнителей массовых репрессий. В 1939 году арестован, расстрелян. Мотив клятвы, высочайшей миссии поэта
«Величаво и трагично начинает Ахматова свое свидетельство очевидца о том времени – подлинный документ эпохи» (И.Семибратова) Эпиграф написан в 1961 году. Какие строки эпиграфа поясняют смысл поэмы? Каким образом создается ощущение величия и трагедии? Как определить понятие «документ эпохи»? Почему это понятие применимо к поэме «Реквием»?
Почему у поэта возникла необходимость рассказать не только о своих страданиях, но и о «безвинных страданиях множества людей в годы сталинщины»? «Посвящение». Датировано мартом 1940 года. Конкретность соединена с высоким обобщением. Прямая отсылка к пушкинскому «Во глубине сибирских руд…» (1827)
«Вступление». Двенадцать строк «Вступления» разбиты на четыре строфы, рифмовка перекрёстная, размер - трёхстопный анапест. В Ленинграде как в бывшей столице даже после эмиграции оставалось ещё много интеллигенции, много образованных людей; наркомат внутренних дел вёл политику выравнивания населения, согласно которой сколько-нибудь выдающихся требовалось «укоротить» - путём репрессий и даже физического уничтожения. Ленинград в то время называли «опальным городом».
I. «Уводили тебя на рассвете…» Дата: «1935. Осень. Москва». Мотив народного плача, причета, как в старинном похоронном причитании. «Мы не договорили последнего разговора, потому что я заснула, мне снился страшный сон, я закричала, проснулась, и мы не спали, когда раздался стук. Мы даже не простились как следует, потому что я совершенно окаменела. Я собирала вещи, двигалась, но женщина, когда у неё уводят мужа, вдруг превращается в автомат, в камень, я не знаю во что, - только на лицах тех, у кого увели мужей, я узнавала это застывшее выражение, которое у меня было на лице в последние минуты…» (Надежда Яковлевна Мандельштам) Стрелецкие жёнки – жёны стрельцов, участников стрелецкого бунта, после подавления которого Петром в 1698 году было казнено 1200 стрельцов, подвергнутых перед этим допросам и пыткам.
II. «Тихо льётся Тихий Дон…» 1939 год В первой строке содержится намёк на ссылку друга Ахматовой поэта Осипа Мандельштама. В мае 1934 года за эпиграмму против Сталина («Мы живём, под собою не чуя страны…») Мандельштам был арестован и сослан - сначала в Чердынь-на-Каме, затем в Воронеж. звукопись, четырёхстопный хорей (традиционный для русского фольклора), синтаксический параллелизм и повторы.
III. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» В третьей этот взгляд - на себя словно со стороны - преобладает. Правильный размер исчезает (появляется дольник), каждая последующая строка становится короче другой. Мотив безвыходности, гибели души, вселенского страдания и скорби.
IV. «Показать бы тебе, насмешнице…» Между тринадцатым годом, на который всегда оглядывалась Ахматова, и годом тридцать восьмым, которым датировано это стихотворение, - четверть века. Из того времени тридцать восьмой год показался бы невозможным, из тридцать восьмого - год тринадцатый кажется непредставимым и даже словно бы не бывшим. Стихотворение построено на антитезах.
V. «Семнадцать месяцев кричу…» Датировано 1939 годом. Форма сонета. В этом стихотворении ощутима перекличка с поэмой Н.А. Некрасова «Княгиня Трубецкая». Сходство Николая I и Сталина.
VI. «Лёгкие летят недели…» Датировано: «1939. Весна». Напевный четырёхстопный хорей, Восьмистишие, как во второй части, Изменение в рифмовке: вместо парной – опоясывающая, Подчёркнуто плавная звукопись, Образы креста, смерти.
VII. «Приговор». Дата: «1939. Лето. Фонтанный дом». Приговор сыну воспринимается как приговор ей самой: жизнь без сына, без надежды, без возможности проститься перед расставанием на годы. Н.Я.Мандельштам писала: «Мне кажется нет большего чуда, чем время с его необратимостью и производное от времени - память. Они нам даны, и вопрос не в том, кем даны, а зачем мы получили этот таинственный дар. Ведь память превращает необратимое время в наш внутренний мир».
VIII. «К смерти». Дата: «19 августа 1939. Фонтанный Дом». Героиня готова принять смерть в любом облике: «Отравленный снаряд» - клевета; бандиты тридцатых годов часто орудовали обычной гирькой для взвешивания товаров, которую можно было достать на любом складе; тиф - острая инфекция, сопровождающаяся лихорадкой и расстройством сознания. Под «сказочкой» автор подразумевает клеветнические измышления о якобы происках врагов народа, о принадлежности человека к какой-либо тайной организации. «Верх шапки голубой» - форма наркомата внутренних дел включала шапку с голубым верхом. Литературная параллель – Лермонтов «На смерть поэта» (1837) Мотив безумия, душевного страдания, ожидания смерти, предельной пустоты.
IX. «Уже безумие крылом…» Классический для русской поэзии четырёхстопный ямб. С момента создания предыдущего стихотворения проходит более восьми месяцев (4 мая 1940). «Поэма погружает читателя в бездну ужаса и отчаяния, отнимая всякую надежду. Апокалипсический лик смерти явлен с потрясающей реальностью, спасенья нет» (А.С.Крюков)
X. «Распятие».
«Эпилог». Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: "Сюда прихожу, как домой". Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать. Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же они поминают меня В канун моего поминального дня. В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? Согласны ли вы с тем, что в «Реквиеме» «поэзия говорит от имени народа»? Как определить место и роль автора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души": краткое содержание, характеристика персонажей и история создания 9 класс. Презентацияи конспект
Презентация по литературе на тему: Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души": характеристика персонажей краткое содержание по главам и история создания произведения. Подходит для общеобразовател...