Урок литературы по теме М.Ю. Лермонтов "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Иванова Ирина Александровна

Урок литературы знакомит с краткой биографией М.Ю. Лермонтова, содержит исторические справки о Бородинском сражении, позволяет проанализировать стихотворение "Бородино"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино"

(Учебник под. Редакцией Б.А. Ланина, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова)

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, 
Как русский, - сильно, пламенно и нежно. 
М.Ю.Лермонтов

(Слайд №1)

Презентация

Цели урока: (Слайд №2)

  • Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова.
  • Чтение содержания стихотворения "Бородино" с обращением особого внимания на его художественные достоинства.
  • Развитие умения делать анализ художественного текста.
  • Воспитание уважения к великому прошлому России.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово о поэте (ответ ученика.) (Слайды №3, 4, 5, 6)

3. Историческая справка о Бородинском сражении. (Слайд №7)

-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

(Упоминание о великих исторических событиях).

- Знакомо ли вам слово - Бородино? (Слайд №8).

(Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.)

- Сегодня темой нашего урока будет разговор о Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М. Ю. Лермонтова. История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.

1 ученик: (Слайд №9).

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России. Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, у французов - вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все "за" и "против", желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными.

2 ученик:

Не сбылось пророчество Наполеона: "Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее:" Ему пришлось признать: "Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми". Вслед за русским генералом А. П. Ермоловым можем с гордостью повторить: "У Бородино французская армия расшиблась о русскую". Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: "Воины! Славный: год, в которой: поразили вы лютого и сильного врага: минул; но не пройдут и не умолкнут: громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!"

3 ученик: 

26 августа состоялось Бородинское сражение. 1 сентября - военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. 2-6 сентября - пожар Москвы. Октябрь - Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. Ноябрь - декабрь - окончательный разгром французской армии и изгнание его остатков за пределы России.

4. Словарная работа. (Слайд № 10)

- Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить:

  • редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
  • мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
  • картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
  • лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
  • бивак - стоянка войск под открытым небом;
  • кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
  • булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
  • улан, драгун - солдаты конных полков;
  • басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

- С точки зрения лексики, что это за слова?

(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)

5. Выразительное чтение стихотворения учителем. (Слайд №11).

- Понравилось ли стихотворение? Как вы его поняли? Какие строки произвели на вас особое впечатление?

Анализ произведения.

- Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

(Первая строфа стихотворения - это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.)

- Что собой представляет остальная часть стихотворения?

(Рассказ бывалого воина, участника сражения - волнующий, гордый, правдивый.)

- Как построено произведение? (В форме разговора молодого солдата и старого).

- Как вы себе представляете дядю - героя, от лица которого ведётся рассказ?

- В каком он был возрасте во время битвы? А во время своего рассказа о битве? (Сейчас это старый человек, а во время сражения был молод).

- Какой он был - простой или образованный человек? Обратите внимание на его речь.

(Зачитывание строчек из текста: "Это человек из народа, солдат, артиллерист").

- Был ли он храбрым? Прочитайте эти строчки?

- Как он вспоминает битву? (Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигом солдат).

- Как он называет героев своего поколения? (Могучее, лихое племя, богатыри). Почему? (Он гордится ими, их победой).

- Почему солдат употребляет слово "мы" 20 раз, а слово "я" 3 раза? (Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле).

- Мысли старого солдата - это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы - богатыри. Качества русского солдата:

(Слайд №12).

  • Мужество - присутствие духа в опасности.
  • Храбрость - отсутствие страха.
  • Отвага - смелость, бесстрашие, храбрость.
  • Удаль - безудержная, лихая смелость.
  • Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
  • Патриотизм - преданность и любовь к Родине, народу.

- Чем объясняется победа русских?

Герои стихотворения - русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: ":могучее, лихое племя, богатыри:" Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: "Есть разгуляться где на воле!" Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: "Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!"

Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: "Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус".

Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: "Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам: Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой".

Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: "И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!"

- Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое. А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

Речь Лермонтова богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала.

5. Игровой момент.

Ребята, мы с вами познакомились с замечательным произведением М.Ю.Лермонтова. теперь давайте разгадаем шарады

 Шарады.

1. Лес растёт в начале слова,

Не берёзовый – сосновый.

Цифру видим посреди,

А предлог вот – позади.

Слово это отгадает

Тот, кто битвы наши знает. (Бор-один-о)

2. В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили…

И в полководца его превратили.

Наш полководец, с раненым глазом

Кто назовёт нам фамилию сразу? (Ку-ту-зов)

3. возьмём предлог, местоимение,

Меж ними – место для сражения.

Всё вместе – имя полководца,

Которым торт сейчас зовётся.

(И каждый раз пирог съедая,

Мы тем француза побеждаем). (На-поле-он)

4. с буквой «А» - в шкафу я, на стене,

Без неё в сраженьях на войне. (полка-полк)

5. Первый слог – воронье слово,

Нам для всех оно не ново.

Слог второй опасен в море,

Он судам приносит горе.

Слово целое стреляет,

То снаряд, что убивает. (кар-течь)

6. С буквой «О» и буквой «Е»

Украшает он жильё.

На полу иль на стене,

Очень нравится он мне.

С буквой «И» и с буквой «Е»-

У солдат на голове,

Только раньше в старину,

В Бородинскую войну. (ковёр-кивер).

6. Итог урока:

– Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» вспомнили историю Бородинской битвы, узнали, что такое диалог и монолог, строфа. Выяснили отношения народа к героической странице русской истории. Какие герои истории привлекают Лермонтова? Каких людей он ценит и за что? Как он относится к Родине?

-Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).

-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)

Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.

Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.

Идея стихотворения- горячий патриотизм, любовь к Родине.

В каких словах заключена идея (“Да, были люди в наше время”)

(Слайд №13).

Стихотворение "Бородино" - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага.

7. Домашнее задание:

Выучить наизусть отрывок стихотворения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно.

Слайд 2

Цели урока: 1. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова. 1 . Чтение содержания стихотворения “Бородино ” с обращением особого внимания на его художественные достоинства. 2. Развитие умения делать анализ художественного текста. 3. Воспитание уважения к великому прошлому России.

Слайд 3

Лермонтов в детском возрасте. 1817-1818. Лермонтов в детстве. 1820-1822. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834. Художник Ф.О. Будкин

Слайд 4

Лермонтов в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. 1837. П.Е. Заболотский . Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837 Лермонтов. 1838. Художник А.И. Клюндер

Слайд 5

Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. 1839. Акварель А.И. Клюндера

Слайд 6

Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841. Художник К.А. Горбунов

Слайд 8

Знакомо ли вам слово – Бородино ? ( Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.)

Слайд 9

М. И. Кутузов Б. Наполеон

Слайд 10

Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; улан, драгун – солдаты конных полков; басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

Слайд 12

Мужество – присутствие духа в опасности. Храбрость – отсутствие страха. Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость. Удаль – безудержная, лихая смелость. Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации. Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.

Слайд 13

Стихотворение “Бородино ” - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага . Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе"

Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе" предназначен для учащихся 11 класса. Цель урока - исследовать категории Добра и Зла в разных областях:философии, религии, литературе....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....