Урок литературы по теме М.Ю. Лермонтов "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы знакомит с краткой биографией М.Ю. Лермонтова, содержит исторические справки о Бородинском сражении, позволяет проанализировать стихотворение "Бородино"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "М.Ю. Лермонтов "Бородино" | 23.94 КБ |
Презентация к уроку "М.Ю. Лермонтов "Бородино" | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино"
(Учебник под. Редакцией Б.А. Ланина, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова)
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно.
М.Ю.Лермонтов
(Слайд №1)
Цели урока: (Слайд №2)
- Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова.
- Чтение содержания стихотворения "Бородино" с обращением особого внимания на его художественные достоинства.
- Развитие умения делать анализ художественного текста.
- Воспитание уважения к великому прошлому России.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово о поэте (ответ ученика.) (Слайды №3, 4, 5, 6)
3. Историческая справка о Бородинском сражении. (Слайд №7)
-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?
(Упоминание о великих исторических событиях).
- Знакомо ли вам слово - Бородино? (Слайд №8).
(Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.)
- Сегодня темой нашего урока будет разговор о Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М. Ю. Лермонтова. История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
1 ученик: (Слайд №9).
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России. Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, у французов - вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все "за" и "против", желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными.
2 ученик:
Не сбылось пророчество Наполеона: "Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее:" Ему пришлось признать: "Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми". Вслед за русским генералом А. П. Ермоловым можем с гордостью повторить: "У Бородино французская армия расшиблась о русскую". Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: "Воины! Славный: год, в которой: поразили вы лютого и сильного врага: минул; но не пройдут и не умолкнут: громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!"
3 ученик:
26 августа состоялось Бородинское сражение. 1 сентября - военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. 2-6 сентября - пожар Москвы. Октябрь - Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. Ноябрь - декабрь - окончательный разгром французской армии и изгнание его остатков за пределы России.
4. Словарная работа. (Слайд № 10)
- Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить:
- редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
- мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
- картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
- лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
- бивак - стоянка войск под открытым небом;
- кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
- булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
- улан, драгун - солдаты конных полков;
- басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
- С точки зрения лексики, что это за слова?
(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)
5. Выразительное чтение стихотворения учителем. (Слайд №11).
- Понравилось ли стихотворение? Как вы его поняли? Какие строки произвели на вас особое впечатление?
Анализ произведения.
- Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?
(Первая строфа стихотворения - это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.)
- Что собой представляет остальная часть стихотворения?
(Рассказ бывалого воина, участника сражения - волнующий, гордый, правдивый.)
- Как построено произведение? (В форме разговора молодого солдата и старого).
- Как вы себе представляете дядю - героя, от лица которого ведётся рассказ?
- В каком он был возрасте во время битвы? А во время своего рассказа о битве? (Сейчас это старый человек, а во время сражения был молод).
- Какой он был - простой или образованный человек? Обратите внимание на его речь.
(Зачитывание строчек из текста: "Это человек из народа, солдат, артиллерист").
- Был ли он храбрым? Прочитайте эти строчки?
- Как он вспоминает битву? (Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигом солдат).
- Как он называет героев своего поколения? (Могучее, лихое племя, богатыри). Почему? (Он гордится ими, их победой).
- Почему солдат употребляет слово "мы" 20 раз, а слово "я" 3 раза? (Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле).
- Мысли старого солдата - это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы - богатыри. Качества русского солдата:
(Слайд №12).
- Мужество - присутствие духа в опасности.
- Храбрость - отсутствие страха.
- Отвага - смелость, бесстрашие, храбрость.
- Удаль - безудержная, лихая смелость.
- Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
- Патриотизм - преданность и любовь к Родине, народу.
- Чем объясняется победа русских?
Герои стихотворения - русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: ":могучее, лихое племя, богатыри:" Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: "Есть разгуляться где на воле!" Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: "Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!"
Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: "Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус".
Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: "Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам: Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой".
Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: "И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!"
- Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое. А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?
Речь Лермонтова богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала.
5. Игровой момент.
Ребята, мы с вами познакомились с замечательным произведением М.Ю.Лермонтова. теперь давайте разгадаем шарады
Шарады.
1. Лес растёт в начале слова,
Не берёзовый – сосновый.
Цифру видим посреди,
А предлог вот – позади.
Слово это отгадает
Тот, кто битвы наши знает. (Бор-один-о)
2. В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили…
И в полководца его превратили.
Наш полководец, с раненым глазом
Кто назовёт нам фамилию сразу? (Ку-ту-зов)
3. возьмём предлог, местоимение,
Меж ними – место для сражения.
Всё вместе – имя полководца,
Которым торт сейчас зовётся.
(И каждый раз пирог съедая,
Мы тем француза побеждаем). (На-поле-он)
4. с буквой «А» - в шкафу я, на стене,
Без неё в сраженьях на войне. (полка-полк)
5. Первый слог – воронье слово,
Нам для всех оно не ново.
Слог второй опасен в море,
Он судам приносит горе.
Слово целое стреляет,
То снаряд, что убивает. (кар-течь)
6. С буквой «О» и буквой «Е»
Украшает он жильё.
На полу иль на стене,
Очень нравится он мне.
С буквой «И» и с буквой «Е»-
У солдат на голове,
Только раньше в старину,
В Бородинскую войну. (ковёр-кивер).
6. Итог урока:
– Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» вспомнили историю Бородинской битвы, узнали, что такое диалог и монолог, строфа. Выяснили отношения народа к героической странице русской истории. Какие герои истории привлекают Лермонтова? Каких людей он ценит и за что? Как он относится к Родине?
-Каким чувством проникнуто это стихотворение?
(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).
-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)
Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.
Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.
Идея стихотворения- горячий патриотизм, любовь к Родине.
В каких словах заключена идея (“Да, были люди в наше время”)
(Слайд №13).
Стихотворение "Бородино" - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага.
7. Домашнее задание:
Выучить наизусть отрывок стихотворения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова. 1 . Чтение содержания стихотворения “Бородино ” с обращением особого внимания на его художественные достоинства. 2. Развитие умения делать анализ художественного текста. 3. Воспитание уважения к великому прошлому России.
Лермонтов в детском возрасте. 1817-1818. Лермонтов в детстве. 1820-1822. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834. Художник Ф.О. Будкин
Лермонтов в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. 1837. П.Е. Заболотский . Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837 Лермонтов. 1838. Художник А.И. Клюндер
Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. 1839. Акварель А.И. Клюндера
Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841. Художник К.А. Горбунов
Знакомо ли вам слово – Бородино ? ( Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.)
М. И. Кутузов Б. Наполеон
Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; улан, драгун – солдаты конных полков; басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
Мужество – присутствие духа в опасности. Храбрость – отсутствие страха. Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость. Удаль – безудержная, лихая смелость. Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации. Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.
Стихотворение “Бородино ” - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага . Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе"
Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе" предназначен для учащихся 11 класса. Цель урока - исследовать категории Добра и Зла в разных областях:философии, религии, литературе....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....