РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
методическая разработка по литературе (7 класс)
Анализ стихотворений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
А. Блок «Летний_вечер»_
А. Блок «О,_как_безумно_за_окно»
С. Есенин «Мелколесье.Степь_и_дали»
С. Есенин «Пороша»
А. Ахматова «Перед_весной_бывают_дни_такие»
А. Ахматова «У самого моря»
Н. Рубцов «Звезда полей»
А. А. Блок
Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды. Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»), метафоры («красный диск луны»), эпитеты («последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали»),обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне...»).
Следующее стихотворение Блока — «О, как безумно за окном...» —описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.
С. А. Есенин
В учебнике приведены два стихотворения Сергея Есенина. Оба они посвящены русской зимней дороге: «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша». В первом стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:
Эх вы, сани! Что за сани! |
В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцызарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.
В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны. Во втором четверостишии начинается сказка:
Заколдован невидимкой, (метафора)
Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора)
Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)
Подвязалася сосна (метафора).
В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:
Понагнулась, как старушка, (сравнение)
Оперлася на клюку, (метафора)
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)
В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), иметафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль»(олицетворение).
Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.
А. А. Ахматова
Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...»описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревьявесело-сухие», «теплый ветер»). Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:
...И дома своего не узнаешь, |
Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.
Учтем, что стихотворение написано в 1915 году, когда Ахматовой было 26 лет. При чтении этого стихотворения можно показать ученикам репродукцию известного портрета Анны Андреевны, написанного в 1914 году Н. И. Альтманом (хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).
Надо учитывать, что с именем А. А. Ахматовой дети встречаются в 6 классе первый раз; именно яркое детское восприятие поэта помогает поддерживать и развивать интерес к нему в старшем возрасте. Если первое знакомство будет мимолетным, неярким, то потом не будет особого желания обращаться к творчеству нового автора.
Мы рекомендуем выбрать время и прочитать с детьми вслух в классе поэму Ахматовой «У самого моря» (1914). Эти восемь страниц поэтического текста станут первой поэмой, с которой познакомятся дети, поэмой загадочной, торжественно-романтической, исполненной драматизма. И когда придет время обратиться к творчеству А. А. Ахматовой более подробно, ученики вспомнят поэму «У самого моря» и их отношение к поэтессе станет более глубоким, осознанным и душевным.
Н. М. Рубцов
Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.
В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (олицетворение) смотрит в полынью.
Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда — и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры).
В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету:
Звезда полей горит, не угасая, |
Тревога жителей противопоставляется приветливому (эпитет) лучу звезды. Так поэт использует антитезу.
В четвертой строфе «города, поднявшиеся вдали», противопоставляются русскому полю:
Но только здесь, во мгле заледенелой, |
Оригинальный эпитет «во мгле заледенелой» соединяется в одно целое с постоянным эпитетом, который употребляется в русских сказках и других произведениях устного народного творчества: «на свете белом». Так в этом стихотворении Николай Рубцов объединяет личные чувства с чувствами своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/08/picture-5903.jpg)
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-103617-1381056779.jpg)
Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.
Цель:выявить особенности образов природы в стихотворениях С.Есенина, понять настроение, чувства поэта в описании природы.пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-278824-1375873609.jpg)
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-278824-1375873609.jpg)
Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-387035-1424195361.jpg)
Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"
На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...