Рабочая программа по дисциплине "Литература"
рабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа учебной дисциплины "Литература" является частью основной профессиональной образовательной программы всех специальностей и входит в цикл общеобразовательных дисциплин.
Результаты освоения обучающимися образовательной программы по дисциплине «Литература» (базовый уровень):
личностные результаты
- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание и экологическую культуру;
метапредметные результаты
- способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в познавательной и социальной практике;
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметные результаты
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе | 493 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА
для специальности среднего профессионального образования
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
РАССМОТРЕНО
Цикловой комиссией (ЦК)
гуманитарного профиля
Руководитель ЦК
____________ ( )
Протокол заседания ЦК
от «___»___________ 2019 г. № ____
РАЗРАБОТЧИК
О. Н. Михеева,
преподаватель 1 КК
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Литература 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 26
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Литература 28
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Литература реализуется в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы социально-экономического профиля в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев.
Настоящая рабочая программа (далее – программа) разработана на основе примерной программы для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»):
Обернихина Г.А. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций / Г.А.Обернихина, Т.В.Емельянова, Е.В.Мацыяка, К.В.Савченко - М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 40 с.) с учетом требований ФГОС среднего общего образования и профиля профессионального образования.
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
В соответствии с учебным планом разработки 2019 года дисциплина отнесена к общеобразовательному циклу, изучается на базовом уровне во втором семестре первого курса обучения.
- Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.01 Литература обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• предметных:
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Достигнутые результаты являются началом формирования общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающихся: 176 часов
В том числе:
Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся: 117 час
Самостоятельная работа обучающихся: 59 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 Литература
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 2.1
Сокращение | Вид учебной работы | Объем часов |
ООЧ | Общий объем часов, в том числе: | 176 |
АР | аудиторная работа обучающегося (во взаимодействии с преподавателем, сумма: | 117 |
ТО | теоретическое обучение (урок, лекция) | 76 |
КР | контрольные работы | 4 |
ПЗ | практические занятия (в том числе семинары) | 35 |
ЛР | лабораторные работы | 0 |
ПА | промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в 4 семестре | 2 |
СР | самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем) | 59 |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 Литература
| Наименование разделов и тем; содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | № занятия | Общий объем часов | ||||
ТО | ПЗ | ЛР | АР | СР | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел 1 | Раздел 1. Развитие русской литературы в первой половине XIX века. | 9 | 5 | ||||
Тема 1.1 | Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. | 1 | 0 | 0 | 1 | ||
1.1.1 | Литература рубежа 18 — 19 веков. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. | 1 | 1 | ||||
Тема 1.2 | Поэзия А. С. Пушкина. | 3 | 1 | 0 | 4 | ||
1.2.1 | Гуманизм поэзии Пушкина. Личность А.С. Пушкина. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. Теория литературы. Художественная литература как вид искусства. Периодизация русской литературы XIX—XX веков. Романтизм, романтический герой. Реализм. | 2 | 1 | ||||
1.2.2 | Философская лирика А.С. Пушкина. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «К морю», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Из Пиндемонти». Теория литературы. Лирический герой и лирический сюжет. Элегия. Поэма. Трагедия. Конфликт. Проблематика | 3 | 1 | ||||
1.2.3 | Поэма «Медный всадник». Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени. Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Теория литературы. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. | 4 | 1 | ||||
ПЗ1 | Этапы творчества и мотивы лирики Пушкина. Заполнение сводной таблицы. | 5 | 1 | ||||
СР | 1. Подготовка письменных докладов (сообщения или реферата) по одной из тем: «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н.Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А.С. Пушкина», «Мотивы лирики А.С. Пушкина», «Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина» 2. Подготовка выразительного чтения трех стихотворений (наизусть) по выбору студентов. Стихотворения: «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Если жизнь тебя обманет…», «19 октября» (1825) | 2 | |||||
Тема 1.3. | Поэзия М.Ю. Лермонтова. | 2 | 0 | 0 | 2 | ||
1.3.1 | Мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Философские мотивы в поэзии М.Ю. Лермонтова. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. Любовь к Родине, народу, природе. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…». Теория литературы. Развитие понятия о романтизме. Антитеза. Композиция. | 6-7 | 2 | ||||
СР | 1. Подготовка и проведение заочной экскурсии в виде презентации в один из музеев М.Ю. Лермонтова (по выбору студентов). 2. Написание реферата – исследования на одну из тем: «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М.Ю. Лермонтов — художник», «Любовная лирика Лермонтова», «Обстоятельства гибели Лермонтова» 3. Выучить наизусть три стихотворения Лермонтова (по выбору студентов): «Одиночество», «Я не для ангелов и рая», «Мой Демон», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Я не унижусь пред тобой…», «Благодарность», «Пророк». | 2 | |||||
Тема 1.4. | Творчество Н.В. Гоголя. | 2 | 0 | 0 | 2 | ||
1.4.1 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Повесть «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Теория литературы. Литературный тип. Деталь. Гипербола. Гротеск. Юмор. Сатира | 8-9 | 2 | ||||
СР | 1. Подготовка и проведение заочной экскурсии в виде презентации в один из музеев Н.В. Гоголя (по выбору студентов) | 0 | 1 | ||||
Раздел 2 | Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. | 52 | 30 | ||||
Тема 2.1 | Русская литература второй половины XIX века. Гончаров И.А. Роман «Обломов». | 4 | 1 | 0 | 5 | ||
2.1.1 | Русская литература второй половины XIX века. Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов. Новые типы героев в русской литературе. Драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия. Зарубежная литература. Ч. Диккенс. | 10 | 1 | ||||
2.1.2 | Основные этапы жизни и творчества И.А Гончарова. Жизненный путь и творческая биография И.А. Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Прошлое и будущее России. Оценка романа «Обломов» в критике. Статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». Теория литературы. Социально-психологический роман. | 11 | 1 | ||||
2.1.3 | Обломов – главный герой романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. | 12 | 1 | ||||
2.1.4 | Любовь в жизни Обломова. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына). | 13 | 1 | ||||
ПЗ 2 | Художественные особенности романа «Обломов». Составление тезисов статьи учебника. | 14 | 1 | ||||
СР | 1.Исследование и подготовка реферата по одной из тем: «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Что такое “обломовщина?» 2.Составление викторины по биографии Гончарова | 2 | |||||
Тема 2.2 | Творчество А.Н. Островского. Драма «Гроза». | 5 | 1 | 0 | 6 | ||
2.2.1 | Основной конфликт драмы «Гроза». Ее творческая история. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. | 15 | 1 | ||||
2.2.2 | Город Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Роль персонажей второго ряда в пьесе. | 16 | 1 | ||||
ПЗ 3 | Представители «темного царства» в пьесе «Гроза». Образы самодуров в пьесе. Кабанова и Дикой. | 17 | 1 | ||||
2.2.3 | Трагедия Катерины Кабановой. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. | 18 | 1 | ||||
2.2.4 | Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев о драме «Гроза». Катерина в оценке Н.А. Добролюбова («Луч света в темном царстве») и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы» (фрагменты). | 19 | 1 | ||||
КР1 | Сочинение-миниатюра по драме «Гроза». Тесты по содержанию драмы. | 20 | 1 | ||||
СР | 1. Подготовить выразительное чтение фрагмента пьесы «Гроза» Островского. 2. Составить тезисы статьи А. Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве». 3. Подготовка рефератов тему: «Значение творчества А.Н. Островского в истории русского театра». | 4 | |||||
Тема 2.3. | Творчество И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». | 6 | 1 | 0 | 7 | ||
2.3.1 | И.С. Тургенев. Судьба, творчество. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С. Тургенева. Повести «Ася», «Первая любовь». «Стихотворения в прозе». Их художественное своеобразие. Тургенев-романист («Дворянское гнездо»). Типизация общественных явлений в романах И.С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Теория литературы. Социально-психологический роман. | 21 | 1 | ||||
2.3.2 | Основной конфликт романа «Отцы и дети». Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. Базаров и Кирсановы. Нигилизм Базарова | 22 | 1 | ||||
2.3.3 | Идейные противники. Базаров и П.П. Кирсанов: прошлое, настоящее, портрет, манеры | 23 | 1 | ||||
2.3.4 | Любовь в жизни Базарова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. | 24 | 1 | ||||
2.3.5 | Базаров и родители. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». | 25 | 1 | ||||
2.3.6 | Смерть Базарова. Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе. Трагизм судьбы Базарова. Одиночество Базарова. Пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). | 26 | 1 | ||||
ПЗ 4 | Роман «Отцы и дети» в русской критике. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Д. И. Писарев «Базаров». Конспектирование статьи учебника. | 27 | 1 | ||||
СР | 1.Написание сочинения – миниатюры на тему «Мои мысли о героях романа Тургенева «Отцы и дети». 2.Выразительное чтение стихотворения Тургенева в прозе (наизусть). | 4 | |||||
Тема 2.4. | Поэзия второй половины 19 века. | 3 | 1 | 0 | 4 | ||
2.4.1 | Русская поэзия второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. А.Н. Майков «Осень», «Пейзаж», «И город вот опять! Опять сияет бал…», «Рыбная ловля», «У Мраморного моря». Я.П. Полонский «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик», «Узница», «Песня цыганки». Литература народов России. К.Л. Хетагуров. Теория литературы. Фольклор, фольклорные образы и мотивы в поэзии. | 28 | 1 | ||||
2.4.2 | Художественный мир поэзии Ф.И. Тютчева. Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое…»), «Я помню время золотое…», Теория литературы. Жанры лирики. Авторский афоризм. | 29 | 1 | ||||
ПЗ 5 | Художественный мир поэзии А. А. Фета. Жизненный и творческий путь А.А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом». | 30 | 1 | ||||
2.4.3 | Художественный мир поэзии А. К. Толстого. Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К. Толстого. Многожанровость наследия А.К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» Зарубежная литература. Поэзия Г. Гейне. | 31 | 1 | ||||
СР | 1. Исследование и подготовка реферата по одной из тем: «Ф.И. Тютчев в воспоминаниях современников», «Философские основы творчества Ф.И. Тютчева», «Дружба двух поэтов: Ф.И. Тютчев и Г. Гейне», «Мой любимый поэт второй половины XIX века». 2. Проведение исследования и подготовка сообщения на одну из тем: «А.А. Фет — переводчик», «А.А. Фет в воспоминаниях современников»; «Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А.А. Фета», «Жизнь стихотворений А.А. Фета в музыкальном искусстве». 3. Исследование и подготовка доклада по одной из тем: «А.К. Толстой в воспоминаниях современников», «Феномен Козьмы Пруткова», «Жизнь поэзии А.К. Толстого в музыкальном искусстве». 4. Подготовить выразительное чтение одного стихотворения Тютчева, Фета, Толстого (наизусть). Тютчев: Стихотворения: «Сны», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Русская география», «Море и утес», «Пророчество», «В разлуке есть высокое значенье…», «Она сидела на полу…», «Чему молилась ты с любовью…», «Весь день она лежала в забытьи…». Фет: Стихотворения «Облаком волнистым…», «Какое счастье — ночь, и мы одни…», «Уж верба вся пушистая…», «Вечер», «Я тебе ничего не скажу…» А.Толстой: Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Не ветер, вея с высоты…», «Вот уж снег последний в поле тает…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Земля цвела. В лугу, весной одетом…». | 6 | |||||
Тема 2.5. | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | 3 | 0 | 0 | 3 | ||
2.5.1. | Своеобразие Некрасова - поэта. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге». Теория литературы. Народность литературы. Стилизация |
32 | 1 | ||||
2.5.2. | Творческая история поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. | 33 | 1 | ||||
2.5.3 | Многообразие крестьянских типов в поэме. Крестьяне - бунтари, народные заступники в поэме. | 34 | 1 | ||||
СР | 1. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада) по одной из тем: «Некрасовский “Современник”, «Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н.А. Некрасова», «Поэмы Н.А. Некрасова». 2. Составление письменного рассказа об одном из героев поэмы. 3. Подготовить выразительное чтение одного стихотворения (наизусть). Стихотворения: «Замолкни, Муза мести и печали…», «Современная ода», «Зине», «14 июня 1854 года», «Тишина», «В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня». | 4 | |||||
Тема 2.6. | М.Е. Салтыков – Щедрин. «История одного города». Сказки. | 1 | 2 | 0 | 3 | ||
2.6.1 | Сатирические сказки Салтыкова – Щедрина. Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Коняга». Теория литературы. Развитие понятия сатиры. Понятия об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык). | 35 | 1 | ||||
ПЗ 6 | «История одного города». (Главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»). Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. | 36 | 1 | ||||
ПЗ 7 | Анализ языковых особенностей сказки Салтыкова - Щедрина. | 37 | 1 | ||||
Тема 2.7 | Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». | 5 | 2 | 0 | 7 | ||
2.7.1 | Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Гуманизм романов писателя. Творческая история романа «Преступление и наказание» и его особенности. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. | 38 | 1 | ||||
ПЗ 8 | Причины преступления Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. | 39 | 1 | ||||
2.7.2 | Раскольников после преступления. Проверка теории жизнью. | 40 | 1 | ||||
2.7.3 | Сны Раскольникова и их роль в романе. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. | 41 | 1 | ||||
ПЗ 9 | Двойники Раскольникова. Петербург Достоевского. Эволюция идеи «двойничества». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Картины Петербурга в романе. Роль пейзажа. Теория литературы. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. | 42 | 1 | ||||
2.7.4 | Воскресение погибшего человека. Эпилог. Страдание и очищение в романе. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. | 43 | 1 | ||||
КР 2 | Сочинение по роману «Преступление и наказание» | 44 | 1 | ||||
СР | 1. Составление тестов по биографии и творчеству Достоевского. 2. Составление кроссворда «Творчество Ф.М. Достоевского» | 2 | |||||
Тема 2.8 | Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир». | 8 | 2 | 0 | 10 | ||
2.8.1 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя. Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи Мурат». Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л.Н. Толстой и культура XX века. | 45 | 1 | ||||
2.8.2 | Творческая история романа «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде. Творческие особенности Толстого – писателя (диалектика души, противопоставление). Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Теория литературы. Понятие о романе-эпопее | 46 | 1 | ||||
2.8.3 | Путь Наташи Ростовой к счастью. | 47 | 1 | ||||
ПЗ 10 | Авторский идеал семьи. Семья Ростовых и семья Болконских. | 48 | 1 | ||||
2.8.4 | Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. | 49 | 1 | ||||
2.8.5 ПЗ 11 | Патриотизм и героизм русского народа в войне 1812 года. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л.Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Патриотизм в понимании писателя. | 50-51 | 1 | 1 | |||
2.8.6 | В мире героев Л.Н. Толстого (на материале романа-эпопеи «Война и мир»). Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. | 52 | 1 | ||||
КР 3 | Сочинение по роману «Война и мир». | 53-54 | 2 | ||||
СР | 1. Исследование и подготовка сообщения на одну из тем (по выбору студентов): «Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир; «Наташа Ростова — любимая героиня Толстого», «Тема дома в романе «Война и мир»; «Мой Толстой», «Мои любимые страницы романа “Война и мир”». 2. Просмотр фильма «Война и мир» 3. Составление презентации на одну из тем «Война 1812 года в живописи», «Роман Толстого «Война и мир» в иллюстрациях». 4. Выразительное чтение отрывка романа «Война и мир» наизусть. | 4 | |||||
Тема 2.9 | Н.С. Лесков «Очарованный странник». | 1 | 0 | 0 | 1 | ||
2.9.1 | Повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник. Сведения из биографии. Художественный мир писателя. Праведники Н.С. Лескова. Творчество Н.С. Лескова в 1870-е годы. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. | 55 | 1 | ||||
СР | 1.Поиск материала на тему: «Интересные факты из биографии Лескова». 2. Письменный ответ на проблемный вопрос (по выбору). | 2 | |||||
Тема 2.10 | А. П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад». | 3 | 3 | 0 | 6 | ||
2.10.1 | Жизнь и творчество путь А.П. Чехова. Сведения из биографии. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова Юмористические рассказы. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Рассказ «Дама с Собачкой». Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова. Драматургия А.П. Чехова и Московский Художественный театр. Роль А.П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове. | 56 | 1 | ||||
2.10.2 | Рассказ «Ионыч». Путь доктора Старцева к Ионычу. | 57 | 1 | ||||
ПЗ 12 | Практическое занятие № 8. Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч». | 58 | 1 | ||||
2.10.3 | Пьеса «Вишневый сад». Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». | 59 | 1 | ||||
ПЗ 13 | Старые владельцы сада. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Жизненная беспомощность героев пьесы. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления. Неоднозначность характеров героев. | 60 | 1 | ||||
ПЗ 14 | Молодое поколение в пьесе. Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Мастерство Чехова - драматурга. Авторская позиция в пьесе «Вишневый сад». Развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик). Новаторство Чехова. | 61 | 1 | ||||
СР | 1.Чтение рассказа Чехова «Дама с собачкой» 2.Написание отзыва о рассказе. 3. Исследование и подготовка реферата по теме: «Юмористические рассказы Чехова» | 2 | |||||
Раздел 3 | Особенности развития литературы и других видов искусства в начале 20 века. Русская литература рубежа 19-20 веков. | 9 | 4 | ||||
Тема 3.1. | Особенности развития литературы и других видов искусства в начале 20 века. | 1 | 2 | 0 | 3 | ||
3.1.1 | Литература начала 20 века. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.С. Шмелев). М. Горький «Человек». | 62 | 1 | ||||
ПЗ 15 | Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Осуждение бездуховности существования. | 63-64 | 2 | ||||
СР | Чтение рассказов Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», представление результата в форме собеседования по содержанию рассказов2. Чтение стихов Бунина: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». 2.Письменный анализ одного из прочитанных стихотворений | 2 | |||||
Тема 3.2. | А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». | 2 | 0 | 0 | 2 | ||
3.2.1 | А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» Особенности личности и творчества писателя. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». «Редчайший дар высокой любви». Теория литературы. Повесть | 65-66 | 2 | ||||
Тема 3.3. | А.М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш». Пьеса «На дне». | 1 | 0 | 0 | 1 | ||
3.3.3 | Рассказ «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Поэтизация гордых и сильных духом людей. . | 67 | 1 | ||||
Тема 3.4. | «Серебряный век» русской поэзии. | 1 | 2 | 0 | 3 | ||
ПЗ 16 | «Серебряный век» русской поэзии. Составление конспекта. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее раз- решения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. | 68 | 1 | ||||
3.4.1 | Мир поэзии А. Блока. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. | 69 | 1 | ||||
ПЗ 17 | Тема родины в творчестве А.А. Блока. Блок и символизм. Образ – символ. Стихи: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Фабрика»., «О доблестях…». Теория литературы. Развитие понятия о художественной образности (образ-символ). | 70 | 1 | ||||
СР | 1.Чтение стихов Блока (вне программы): «Коршун», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет». 2.Подготовить выразительное чтение двух стихотворений (наизусть). 3.Подготовка рефератов (доклада, сообщения) «Тема любви в творчестве А. А. Блока»; «Тема России в творчестве А. А. Блока». | 2 | |||||
Раздел 4. Особенности развития литературы 1920-х годов. | 6 | 3 | |||||
Тема 4.1. | Литературный процесс 1920-х годов | 2 | 4 | 0 | 6 | ||
4.1.1 | Литературный процесс 1920-х годов. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы. Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны. | 71 | 1 | ||||
ПЗ 18 | Мир поэзии С. Есенина. Тема Родины в поэзии Есенина. Сведения из биографии. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…», «Письмо женщине». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Есенин и революция. «Русь Советская». «Русь», «Сорокоуст». Теория литературы. Развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. | 72 | 1 | ||||
ПЗ 19 | Анализ стихотворения С. Есенина. | 73 | 1 | ||||
КР 4 | Контрольная работа по поэзии А. Блока и С. Есенина | 74 | 1 | ||||
ПЗ 20 | Мир поэзии В. Маяковского. Особенности жизненного пути, личности. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Новая система стихосложения. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Стихи: «А вы могли бы», «Нате!» «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю». Традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. | 75-76 | 2 | ||||
СР | 1.Чтение стихов Маяковского: «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Про это». 2.Приготовить выразительное чтение двух стихотворений (наизусть). 3.Работа со словарем. Выписать из «Словаря литературоведческих терминов» определения «метрика», «ритмика», «поэтическая ритмика». 4.Подготовка реферата «Сатира в произведениях В. В. Маяковского» | 3 | |||||
Раздел 5 | Особенности развития литературы 30 – 40 годов 20 века. | 14 | 7 | ||||
Тема 5.1. | Особенности развития литературы 30 -х – начала 40-х годов. | 2 | 1 | 0 | 3 | ||
5.1.1 | Литература 30-х – начала 40-х годов. Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы. Социалистический реализм как новый художественный метод. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала. Историческая тема. в творчестве. Сатирическое обличение нового быта. Развитие драматургии в 1930-е годы. | 77 | 1 | ||||
5.1.2 | Мир поэзии О. Мандельштама. Сведения из биографии. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии. . Петербургские мотивы в поэзии поэта. Стихотворения «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница», «Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим» Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительности. | 78 | 1 | ||||
ПЗ 21 | Мир поэзии М. Цветаевой. Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года». Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительности. | 79 | 1 | ||||
СР | 1.Чтение стихов Цветаевой: «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». «Стихи растут как звезды и как розы…», «Я счастлива жить образцово и просто…» - наизусть (по выбору студентов). 2.Анализ одного- двух из стихотворений ( в письменной форме). 3.Составление презентации по биографии или творчеству М. Цветаевой. 4.Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «М. И. Цветаева в воспоминаниях современников». | 2 | |||||
Тема 5.2. | М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». | 5 | 1 | 0 | 6 | ||
5.2.1 | Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие писательской манеры | 80 | 1 | ||||
5.2.2 | Роман «Мастер и Маргарита». История создания, проблемы. Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. | 81 | 1 | ||||
ПЗ 22 | Фантастическое и реалистическое в романе. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Воланд и его окружение. | 82 | 1 | ||||
5.2.3 | Любовь и судьба Мастера | 83 | 1 | ||||
5.2.4 | Мастерство Булгакова-сатирика. Теория литературы. Разнообразие типов романа в советской литературе. | 84 | 1 | ||||
5.2.5 | Контрольная работа по творчеству М.А. Булгакова. | 85 | 1 | ||||
СР | 1.Подготовка хронологической таблицы по биографии М. Булгакова. 2.Написание сочинения – миниатюры на тему: «Булгаков-сатирик». 3.Составление презентации на тему: «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» | 3 | |||||
Тема 5.3. | М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». (Обзор с чтением с чтением фрагментов). | 2 | 3 | 0 | 5 | ||
5.3.1 ПЗ 23 | Жизнь и творчество М.А. Шолохова. «Донские рассказы». Жизненный и творческий путь писателя. Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя. | 86-87 | 1 | 1 | |||
5.3.2 | Роман - эпопея «Тихий Дон». Герои и события романа. Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. | 88 | 1 | ||||
ПЗ 24 | Образ Григория Мелехова. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Картины Гражданской войны в романе. | 89 | 1 | ||||
ПЗ 25 | Анализ эпизода из романа. | 90 | 1 | ||||
СР | 1.Составление плана по содержанию рассказа Шолохова «Родинка». 2.Написание отзыва о рассказе Шолохова «Родинка». 3.Составление презентации по роману Шолохова «Тихий Дон». | 2 | |||||
Раздел 6 | Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | 3 | 1 | ||||
Тема 6.1 | Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (обзор). | 1 | 0 | 0 | 1 | ||
6.1.1 | Литература Великой Отечественной войны. Деятели литературы и искусства на защите Отечества: живопись, музыка, песни военных лет, кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков. Публицистика военных лет. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига. | 91 | 1 | ||||
Тема 6.2. | А.А. Ахматова. Стихи. Поэма «Реквием». | 1 | 1 | 0 | 2 | ||
6.2.1 | Мир поэзии А. Ахматовой. Жизненный и творческий путь. Своеобразие лирики Ахматовой. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство. | 92 | 1 | ||||
ПЗ 26 | Поэма «Реквием Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.. | 93 | 1 | ||||
СР | 1.Чтение двух-трех стихов Твардовского (наизусть). 2.Чтение 2-3 стихов Ахматовой (наизусть). Стихотворения: «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Все расхищено, предано, продано…», «Зачем вы отравили воду…» | 1 | |||||
Раздел 7. | Особенности развития литературы 1950-1980 годов. | 14 | 9 | ||||
Тема 7.1. | Особенности развития литературы 50–80-х годов (обзор). Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы. Литература 50–80-х годов. | 2 | 1 | 0 | 3 | ||
7.1.1 | Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры Многонациональность советской литературы. С. Смирнов. Очерки. Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы. Теория литературы. Литературная традиция. Новаторство. Роман. Повесть. Рас- сказ. Новелла. Тематика и проблематика литературного произведения. | 94 | 1 | ||||
7.1.2 | Жизнь и творчество А.И Солженицына. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика. | 95 | 1 | ||||
ПЗ 27 | Повесть «Один день Ивана Денисовича». Сюжетно-композиционные особенности повести. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. | 96 | 1 | ||||
СР | 1.Подготовка доклада «Отсутствие деклараций, простота, ясность – художественные принципы В. Шаламова». 2.Написать отзыв о рассказе Солженицына «Матренин двор». 3.Письменное сообщение « Интересные факты жизни и творчества А. Солженицына». | 3 | |||||
Тема 7.2. | В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик» | 2 | 0 | 0 | 2 | ||
7.2.1 ПЗ 28 | В. Шукшин. Рассказ «Чудик». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина. | 97-98 | 2 | ||||
Тема 7.3. | В. Распутин «Прощание с Матерой». | 1 | 1 | 0 | 2 | ||
7.3.1 ПЗ 29 | В. Распутин. «Прощание с Матерой». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. Проблематика повести. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. | 99-100 | 1 | 1 | |||
Тема 7.4. | К. Воробьев. «Убиты под Москвой». | 2 | 0 | 0 | 2 | ||
7.4.1 | К. Воробьев. «Убиты под Москвой». Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения | 101-102 | 2 | ||||
СР | 1.Сочинение по творчеству К. Воробьева. 2.Подготовка реферата «Философский смысл повести В. Распутина «Прощание с Матерой». | 2 | |||||
Тема 7.5. | Творчество поэтов в 1950—1980-е годы. | 1 | 4 | 0 | 5 | ||
7.5.1 | Творчество поэтов в 1950—1980-е годы. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. | 103 | 1 | ||||
ПЗ 30 | Мир поэзии Н. Рубцова. Художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Стихотворения: «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?…», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани». «Видения на холме», «Листья осенние». | 104 | 1 | ||||
ПЗ 31 | Мир поэзии Б. Окуджавы. Художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…». | 105 | 1 | ||||
ПЗ 32 | Поэзия Расула Гамзатова. Сведения из биографии. Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. Чтение и анализ стихов. Стихотворения: «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…», «Не торопись» | 106 | 1 | ||||
ПЗ 33 | Составление характеристики героя. | 107 | 1 | ||||
СР | 1.Составление презентации по творчеству Вампилова А.И. 2.Просмотр фильма по пьесе. 3.Ответ на вопросы проблемного характера по пьесе «Утиная охота» 4.Прочитать пьесу Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». | 4 | |||||
Раздел 8. | Русское литературное Зарубежье. | 2 | 0 | ||||
Тема 8.1. | Три волны эмиграции 1920-1990 годов. В. Набоков. Роман «Машенька». | 2 | 0 | 2 | |||
8.1.1 | Русское Литературное Зарубежье 1920-1990 годов. Три волны эмиграции. Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И .Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова. Теория литературы. Эпос. Лирика | 108 | 1 | ||||
8.1.2 | В. Набоков. Роман «Машенька». Тема любви к Родине. Проблема отношения к родной земле. Судьба России, судьбы эмигрантов. Общее и отличное в описании «дворянского гнезда» в романе «Машенька» и в произведениях русской классической литературы. | 109 | 1 | ||||
Раздел 9 | Литературы конца 1980-2000 годов. | 8 | |||||
Тема 9.1. | Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов. | 1 | 0 | 0 | 1 | ||
9.1.1 | Особенности развития литературы конца 1980 –2000-х годов. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Основные направления развития современной прозы. Развитие разных традиций в современной поэзии. Теория литературы. Литературное направление. Художественный метод | 110 | 1 | ||||
Тема9. 2. | В. П. Астафьев. Проза. Роман «Прокляты и убиты» (обзор). | 2 | 1 | 0 | 3 | ||
9.2.1 | Проза В.П. Астафьева. Обзор творчества. Военная тематика в творчестве В. П. Астафьева. Роман «Прокляты и убиты». | 111-112 | 2 | ||||
ПЗ 34 | Человек и природа в прозе В.П. Астафьева. | 113 | 1 | ||||
Тема 9.3. | В. Маканин. Повесть «Где сходилось небо с холмами». | 1 | 0 | 0 | 1 | ||
9.3.1 | Повесть В. Маканина «Где сходилось небо с холмами». Тема личности, культуры, прошлого и настоящего в повести. Творчество В.С. Маканина как продолжение традиций русской классической литературы. | 114 | 1 | ||||
Тема 9.4. | Кибиров. Стихи. | 0 | 1 | 0 | 1 | ||
ПЗ 35 | Поэзия Т. Кибирова. Сведения их биографии. Творческая индивидуальность. Стихотворения: «Умничанье», «Онтологическое», «В творческой лаборатории», «Notabene», «С Новым годом!». | 115 | 1 | ||||
ПА | Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 116-117 | 2 | 2 | |||
Общий объем часов | 176 | 82 | 35 | 0 | 117 | 59 |
- Примерные темы устных и письменных сообщений, докладов
- Письменное или устное сообщение по теме «Роман «Обломов» Гончарова в русской критике».
- Подготовка письменных докладов по теме: «Мотивы лирики А.С. Пушкина», «Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина»
- Подготовка письменного доклада по теме «Футлярная жизнь в рассказах А.П. Чехова».
- Подготовка письменных сообщений по биографии А. Куприна.
- Подготовка письменных сообщений по биографии М. Булгакова.
- Письменное сообщение «Страницы жизни и творчества А. Солженицына».
- Подготовка письменных сообщений по биографии Астафьева.
Темы для написания реферата
- Написание реферата – исследования на тему: «Обстоятельства гибели Лермонтова.
- Написание реферата по теме: «Сатирическое перо Салтыкова-Щедрина».
- Написание реферата по роману Шолохова «Тихий Дон» на тему «Судьба человека в гражданской войне на примере Григория Мелехова»
- Тема чести и человеческого достоинства в русской литературе
- Внутренний мир человека на страницах русской литературы
- Художественное своеобразие произведений (по творчеству писателя русской литературы XIX – XX века).
- Искусство создания характера (по творчеству писателя русской литературы XIX – XX века.
- Написание реферата по любой другой теме русской литературы 19-20 веков (по выбору обучающегося).
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплин общеобразовательного цикла (кабинет русского языка и литературы).
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся (15 столов на 30 посадочных мест)
- рабочее место преподавателя;
- шкафы для хранения методических и наглядных материалов; учебной и художественной литературы
Учебно – методическое обеспечение:
- наглядные учебные пособия
- КИМ по предмету
- дидактическое обеспечение (тематический наглядный и раздаточный материал).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основная литература для обучающихся:
- Иванова Е.В. Русский язык и литература. Часть 2: Литература : учебник / В.К. Сигов, Е.В. Иванова, Т.М. Колядич, Е.Н. Чернозёмова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 491 с. — (Среднее профессиональное образование). —. - Режим доступа: http://znanium.com
- Курдюмова Т.Ф. Русский язык и литература. Литература. Базовый уровень. 11 класс : в 2 ч. Ч. 1: учебник - М. : Дрофа, 2015. – 351с. форма доступа: ЭБС: Lecta
- Курдюмова Т.Ф. Русский язык и литература. Литература. Базовый уровень.11 класс : в 2 ч. Ч. 2 : учебник - М. : Дрофа, 2015. – 352 с. форма доступа: ЭБС: Lecta
Источники для преподавателя
Основные:
- Иванова Е.В. Русский язык и литература. Часть 2: Литература : учебник / В.К. Сигов, Е.В. Иванова, Т.М. Колядич, Е.Н. Чернозёмова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 491 с. — (Среднее профессиональное образование). —. - Режим доступа: http://znanium.com
- Курдюмова Т.Ф. Русский язык и литература. Литература. Базовый уровень. 11 класс : в 2 ч. Ч. 1: учебник - М. : Дрофа, 2015. – 351с. форма доступа: ЭБС: Lecta
- Курдюмова Т.Ф. Русский язык и литература. Литература. Базовый уровень.11 класс : в 2 ч. Ч. 2 : учебник - М. : Дрофа, 2015. – 352 с. форма доступа: ЭБС: Lecta
Дополнительные:
- Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И.Н.Сухих. — М., 2014.
- Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И.Н.Сухих. — М., 2014.
- Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. — М.,2014.
3.2.2. Электронные источники
Интернет – ресурсы для обучающихся.
- Русские электронные словари и справочная литература. http://www.slovari.ru/
- Русские писатели и поэты. – Режим доступа: http://writerstob.narod.ru/
- Поиск электронных книг. - Режим доступа к библиотеке: http://www.poiskknig.ru
Интернет-ресурсы для преподавателя:
- E-Lingvo.net. Электронная библиотека- http://e-lingvo.net/files
- Русский филологический портал - http://www.philology.ru;
- Поиск электронных книг. - http://www.poiskknig.ru;
- Русские писатели и поэты. – http://writerstob.narod.ru/
- "Я иду на урок литературы". – http://lit.1september.ru/urok/;
- Библиотека научной и учебной литературы -http://www.iu.ru/biblio/archive/graudina_shiryaev_spiking_culture/
- Интерактивные словари русского языка. http://www.slovari.ru
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 Литература
Общие компетенции (формируемые) | Результаты обучения
| Методы, технологии и способы достижения результата средствами учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные результаты освоения обучающимися программы: | |||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| - воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; | Методы формирования сознания | Наблюдение за организацией работы с информацией |
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; | Методы стимулирования поведения и деятельности | Наблюдение за деятельностью обучающихся в малых группах (в ситуациях сотрудничества) | |
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | Методы формирования сознания
| Наблюдение за процессами оценки и самооценки | |
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | Наблюдение за деятельностью обучающихся в нестандартных ситуациях | |
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; | Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | Наблюдение за организацией работы с информацией | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | − способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | Методы стимулирования поведения и деятельности | Наблюдение, устные и письменные ответы |
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования. | Методы стимулирования поведения и деятельности | Наблюдение за процессами оценки и самооценки | |
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы | |||
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; | Запрос продуктивного учебного общения | Устный опрос | |
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; | Включение обучающихся в ситуации выбора способа решения адекватно познавательной и коммуникативной ситуации | Устный опрос Письменный ответ на проблемные вопросы | |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. | - применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | Включение обучающихся в групповые формы обучения | Наблюдение за деятельностью обучающихся в малых группах (в ситуациях сотрудничества |
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; | Решение проблемных задач | Наблюдение за деятельностью обучающихся в малых группах (в ситуациях сотрудничества) | |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | Включение обучающихся в алгоритмы деятельности от постановки цели до оценки результатов | Наблюдение за организацией работы с информацией |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; | Включение обучающихся в ситуации выбора способа решения адекватно познавательной и коммуникативной ситуации | Наблюдение за организацией работы с информацией |
Предметные результаты освоения обучающимися программы | |||
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; | Упражнения в выборе языковых средств адекватно познавательной и коммуникативной ситуации | Сочинение Письменный ответ на проблемные вопросы |
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; | Актуализация учебно-информационных умений работать с письменными текстами | Текущий контроль в форме письменного опроса | |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (продолжение). | - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике. | Работа с понятиями и правилами | Устный опрос Текущий контроль в виде письменного опроса |
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | Актуализация учебно-информационных умений работать с письменными текстами Упражнения в выборе языковых средств адекватно познавательной и коммуникативной ситуации | Сочинение | |
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; | Тренировки в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) | Проверочная работа | |
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; | Упражнения в выборе языковых средств адекватно познавательной и коммуникативной ситуации | Лингвостилистический анализ текста художественного произведения (по выбору) | |
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; | Актуализация современных подходов к анализу произведений, поликультурности восприятия. | Текущий контроль в форме письменного опроса | |
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | Запрос умений проводить наблюдения, проводить исследования. | Проверочная работа Письменный ответ на проблемные вопросы | |
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; | Тренировка в описании, предъявлении формулировок, в определении свойств объекта, его существенных признаков, осуществление родовых определений | Наблюдение за соблюдением алгоритма выполнения задания | |
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы | Тренировка в описании, предъявлении формулировок, в определении свойств объекта, его существенных признаков, осуществление родовых определений | Составление текста по теме учебного курса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...