Дидактический материал по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
тест по литературе (11 класс)

Полтавская Лариса Валерьевна

11 класс  Практическая работа по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktichieskaia-rabota-po-romanu-m-bulghakova-mast.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс  Практическая работа

по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

І.     Вопросы

      1. Какой изображена Москва 30-х годов в романе Булгакова ?

      2. Почему сеанс в Варьете имел такой большой успех?

      3.   Что символизирует МАССОЛИТ и его члены ?

      4. Почему Мастер добровольно отправился в больницу для душевнобольных?

      5.  Как характеризует Маргариту ее полет невидимой над городом ?

      6.  Как подействовало на поэта Бездомного пребывание в клинике Стравинского ?

      7.  К кому обращается с последними словами Иешуа ?

      8.    Какой поступок Понтия Пилата вы считаете самым смелым и справедливым ?

      9.  Почему Маргарита после бала ничего не попросила для себя?

     10.   Почему Мастер заслужил не свет, а покой?

      11. Как заканчивается роман и почему Булгаков выбрал именно такой конец?

ІІ. Задания.

Задание 1.  Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображавшая “лестницу жизни”, историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: “У каждого возраста – по этой теории – свой “приз жизни”. Эти “ призы жизни” распределяются по жизненной лестнице – все растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет”.

          Нарисуйте  “лестницу жизни” мастера. Обозначьте цитатами, эпитетами, метафорами, сравнениями ступеньки подъема и падения героя.

     Задание 2. Прокомментируйте сцену сожжения рукописи.

«…В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я  раздирал  тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой  трепал  листы. Пепел по кременам  одолевал меня, душил пламя, но я  боролся с ним,  и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал.  Знакомые слова мелькали передо мной… Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой  яростнодобивал их. В это время в окно кто-то стал царапаться тихо. Сердце мое прыгнуло, и я, погрузив последнюю тетрадь в огонь, бросился отворять».

1. Определите, какую роль в описании этой сцены играют глаголы. О каком настроении героя они говорят?

2. Какое место на “лестнице жизни” займет эта сцена?

Задание 3.       Прочитайте, как ведёт себя Маргарита, увидев эту сцену

«…Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там оставалось, пачку, которая занялась снизу. Дым наполнил комнату сейчас же. Я ногами затоптал огонь, а она повалилась на диван и заплакаланеудержимо и судорожно».

  1. Как вы думаете, почему она спасает то, что он возненавидел?
  2. Что, по-вашему, сжёг мастер?
  3. Какое место на “лестнице жизни” Маргариты займет эта сцена?

Задание 4. Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о романе:

«Понтий Пилат всесилен, он так высоко вознесен над бродягою Иешуа, что может вовсе пренебречь им и волен в его животе и смерти. Но это видимое могу которому, кажется, нет границ и предела, лишь миг в исторической судьбе человечества. И, напротив, кругом несчастный, беспомощный и бессильный спасти себя Иешуа обладает непонятной властью, признать которую заставит время».

Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 5. Объясните смысл цитат: «Каждому будет дано по его вере», «Никогда и ничего не просите»! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!», «Рукописи не горят». Кто и при каких обстоятельствах их произносит?

Задание 6. Прочитайте фрагмент произведения и заполните пропуски в нем.

… поймала взглядом среди подымавшихся ту, на которую указывал … . Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами.

– Какой …? – спросила Маргарита.

– К ней камеристка приставлена, – пояснил … , – и тридцать лет кладет ей на ночь на столик … … . Как она проснется, так он уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает.

– Какой … ? – шептала … , подымая и опуская руку.

ІІІ. Творческая мастерская.

Задание

1.Написать эссе: «Я погибаю вместе с тобой».

2.Иоанн Лественичек писал: "На каждой ступеньке или бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку».

Постройте цепочку движения человека к Богу и падение человека в ад». Например: сочувствие, милосердие, жертвенность, любовь, семья; презрение, предательство, стяжательство, «квартирный вопрос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Тест по роману МА Булгакова "Мастер и Маргарита"

включает тестовые задания и задание с развернутым ответом...

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....