Картограмма
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Куликова Лариса Анатольевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕКАЙБИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА   КАЙБИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Мастер- класс

Составление картограмм на уроках литературы

Участники

Учителя русского языка и литературы

Выполнил учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Куликова Лариса Анатольевна

2019

       ТЕМА:  Составление картограмм на уроках литературы

       АКТУАЛЬНОСТЬ: данный метод предполагает анализ художественного произведения, который должен активировать учащихся на работу над текстом как целостной системой во всём его многообразии. Ребята в процессе работы составляют маршрутную карту  произведения,  что приемлемо и при составлении проект, проектная деятельность является одной из составляющих ФГОС.  Работа над ритмико – интонационным уровнем направлена на выявление авторской позиции, что не обходимо для написания сочинения в ЕГЭ по русскому языку.

       ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА: обмен опытом педагогической деятельности по составлению картограммы при работе с художественным текстом  на уроках литературы как одной из форм организации проектной деятельности

       ЗАДАЧИ:

- продемонстрировать коллегам прием работы с художественным текстом;

- прокомментировать эффективность применения данного метода;

- смоделировать, применить на практике полученную информацию.

        ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

возможность применения педагогами нового метода в своей практике;

рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;

шаблон картограммы для рассказа Бунина «Лапти»;

        МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, ватман, фломастеры, стикеры, геометрические фигуры (треугольник, круг, прямоугольник).

ХОД МАСТЕР-КЛАССА.

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Здравствуйте, коллеги! Мы с вами собрались сегодня для  плодотворной работы.

  1. Актуализация знаний.

 Итак, цель мастер-класса: узнать, новый метод работы с художественным текстом  на уроках литературы.

        В качестве погружения в тему, предлагаю вам собрать из слогов слово (карточки со слогами у каждого учителя). (Получается слово «картограмма»)

       Спасибо! Зная цель мастер-класса, определите тему сегодняшней работы. В чем эффективность этого метода? Попробуем ответить на мой вопрос…

       Программа ФГОС  предполагает внедрение активных форм обучения, в ходе которых учащиеся будут самостоятельно развивать читательскую  грамотность, активно «добывать» знания.

        Такую задачу легко решить, путем применения  групповой работы при составлении картограммы.

        Сейчас мы поиграем, каждый присутствующий берёт 1 карточку(Приложение, на которой написаны ФИО писателей). Я думаю, вы догадались, вам нужно найти пару, собрав полное фамилию, имя, отчество писателя или поэта.  

Итак, с какой целью я провела игру? (объединение в группы, отдых)

  1. Открытие новых знаний.

Скажите, пожалуйста, какими методами пользуетесь вы при анализе художественного произведения?(ответы коллег).

Спасибо за  ответы, некоторые методы я использую, но был и новый метод работы для меня. Метод составления картограмм позволит рассмотреть художественное произведение с разных точек зрения: с позиции автора, главных героев, читателя и выявить проблемные вопросы и ситуации, ключевые образы и детали, которые фокусируются в так называемых идейно – художественных модулях произведения.

Для работы над составлением картограммы ученики рассаживаются по группам, в которой по 3-4 человека. На мой взгляд, так урок  будет проходить намного эффективнее и задействует каждого ученика. Также мы услышим несколько точек зрения на одно произведение.

       Вот вы уже сидите в группах. Перейдем к практике.

       IV.Словарная работа.

       1 Ассоциации.

       Дайте определение слову «картограмма»?

       Возможно, дети затруднятся ответить на вопрос, тогда попросим  назвать ассоциации со словом.(Контурные карты, путешествие и т.д.)

       Мы говорим о картограмме на уроке литературы.(тоже затруднение)

       Выберите определение, которое подходит к уроку литературы.

(Раздаются карточки с определением слова «картограмма.

Приложение (Картограмма — это способ картографического изображения (но не карта), визуально показывающая интенсивность какого-либо показателя в пределах территории на карте (напр., плотность населения по областям).Картограмма  - это сочетание географической карты и диаграммы. Картограмма – это карта, показывающая штриховкой или окраской интенсивность какого – либо показателя…». Картограмма - это карта художественного произведения, показывающая основные модули текста в пределах основных уровней текста.)

       V. Работа над составлением картограммы.

       Сегодня мы с вами будем составлять картограмму на примере рассказа Бунина «Лапти».(текст дети прочли дома). В каждой группе выбирают координатора, в функции которого входит  распределение обязанностей и контроль за выполнением.

       Раздаются тексты, ватман, стикеры, дети их заполняют в ходе работы, фломастеры.

       Картограмма состоит из входных (автор, название произведения,  жанр, год написания, действующие лица, хронотоп, тема , идея)  и выходных данных (сюжетно – композиционный уровень, ритмико – интонационный уровень, знаковый уровень, ассоциативный уровень)

        В ходе работы  дети заполняют картограмму, в это время на презентации этапы входных и выходных данных.

       Входные данные

1.Автор, название произведения,  жанр, год написания.(И.А.Бунин «Лапти» рассказ,1924)

2.Действующие лица.(Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)

3.Хронотоп: время действия и место действия(20 век,  хуторской дом)

4.Тема(Помощь и сострадание к людям.)

5.Идея.(Забота, милосердие простого крестьянина ценой собственной жизни.)

       Выходные данные

1.Сюжетно – композиционный уровень (СКУ) – это основные события и поступки в жизни героев, включенные в сюжетно – композиционный ряд анализируемого текста.

  1. Забота о самочувствии мальчика
  2. Желание помочь ребёнку.
  3. В пургу в Никольск за лаптями.
  4. Волнение матери за сына.
  5. Находка мёртвого тела.
  6. Смерть – жизнь.

2.Ритмико – интонационный уровень (РИУ) – это диалоги и монологи героев, ключевые слова и фразы, имеющие важное значение в понимании авторского замысла художественного произведения. Работа с текстом.

       Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул

       Куда там, Нефедушка?

       … задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо

       Значит, душа желает

       Нет, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.

       На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, … и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

      Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем

      Порой ребёнок как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти.

      Мать кидалась на колени и била себя в грудь.

      Под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

       Новосельские мужики, … потонули вместе с лошадью в страшный снег и решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...

        Тем только и спаслись — поняли, что на горе, в двух шагах жилье...

3. Знаковый уровень (ЗУ) – это ключевые образы – символы, помогающие лучше понять мотивы поступков героев, их психологию и т.д.

Пурга – больной ребёнок – лапти.

4.Ассоциативный уровень (АСУ) – это текстовые и внетекстовые ассоциации, позволяющие увидеть схожесть тем, эпох, героев, поступков и т.д. как в анализируемом художественном произведении, так и в произведениях других авторов.

       Нефёд – образ Христа «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой...», «А господь его знает!». В полном бессилии мать обращается к единственной надежде – Господу. А помощь приходит в ином образе. Но именно в этом Промысел Божий. Обращает на себя внимание тот факт, что все герои безымянны, а именем наделен только один персонаж – Нефед.

         Красные лапти – кровь, огонь(очищение) В рассказе много красного цвета – цвета пульсирующей крови и огня, этот цвет ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В христианской символике красный цвет означал любовь и милосердие – символ самопожертвования Христа.          Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги над отчаявшимися новосельскими мужиками.

       Выберите одну из геометрических фигур(треугольник, круг, прямоугольник). Определим модуль «читатель» и функции воздействия на читателя, такие как:

1. Психологическая функция-

2. Познавательная функция

3. Воспитательная функция

VI. Подведение итога

 Ребята(1-2 ученика от группы), покажите работу и поделитесь полученной картограммой.( Озвучивают классу полученную картограмму, называют выбранную геометрическую фигуру).

В данном виде работы оценивается продукт деятельности, процесс выполнения картограммы, защита работы.

        Итак, при рассмотрении данного художественного произведения был применён метод составления картограммы. Для этого были выявлены основные уровни текста, создан шаблон картограммы. Произведенный комплексный анализ текста позволяет говорить о том, что данный метод исследования эффективен, т.к. способствует более глубокому осмыслению произведения, т. к. каждый услышал анализ текст от 3-4 групп, глубже раскрывается авторский замысел произведения, учащиеся работают самостоятельно в группах, проявляя творческую индивидуальность.

VII.Рефлексия.

       Рефлексия пройдет с применением стратегии «Алфавит». Составьте диалог без подготовки по теме сегодняшнего мастер-класса. Реплики должны начинаться с буквы «А», заканчивая «Я», участники мастер-класса могут помогать в выборе реплики.( выслушивается мнения участников мастер-класса)

       Подводя итог мастер-класса, пожелаю вам активной творческой деятельности и новых идей!

       

Приложение 1

Иван

Алексеевич

Бунин

Антон

Павлович

Чехов

Сергей

Александрович

Есенин

Афанасий

Афанасьевич

Фет

 Приложение 2

 Картограмма — это способ картографического изображения (но не карта), визуально показывающая интенсивность какого-либо показателя в пределах территории на карте (напр., плотность населения по областям).

 Картограмма  - это сочетание географической карты и диаграммы

 Картограмма – это карта, показывающая штриховкой или окраской интенсивность какого – либо показателя…».

 Картограмма - это карта художественного произведения, показывающая основные модули текста в пределах основных уровней текста.

       

Приложение 3

Иван Бунин «Лапти»

       Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

       Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

— Ну что, барыня, как? Не полегчало?

— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

— Лапти? Что за лапти такие?

— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...

       Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

— Как добывать?

— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

     Еще подумал.

— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

       И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

       Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!

      И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

— Господи, помоги! Господи, защити!

       А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

       Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...

       Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...

       За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

22 июня 1924


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Входные данные

Слайд 3

20 век, хуторской дом И.А.Бунин «Лапти» рассказ, 1924 Нефёд, барыня, больной ребёнок

Слайд 5

Помощь и сострадание ребёнку. З абота и милосердие простого крестьянина к больному ребёнку ценой собственной жизни.

Слайд 6

Выходные данные Сюжетно-композиционный уровень основные события и поступки в жизни героев

Слайд 7

Забота о самочувствии мальчика Желание помочь ребёнку В пургу в Никольск за лаптями Переживания матери за сына Находка мёртвого тела Нефёда Смерть - жизнь

Слайд 8

Зачитать из рассказа. Ритмико-интонационный уровень Д иалоги и монологи героев, ключевые слова и фразы, имеющие значение в понимании авторского замысла

Слайд 9

Ритмико-интонационный уровень … приотворил дверь, заглянул Нефёд - Куда там, Нефедушка ? … задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо сказал: - Значит , душа желает. - Нет , пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.

Слайд 11

Знаковый уровень

Слайд 13

Ассоциативный уровень- текстовые и внетекстовые ассоциации позволяющие увидеть схожесть