Учимся читать вдумчиво
консультация по литературе (5 класс)
Учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Значит, обеспечивая активность и осознание того, что? и для чего? обучающийся делает, мы во многом решим задачу формирования учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_voprosov.doc | 31 КБ |
priyomy_motivatsii.doc | 50 КБ |
struktura_uroka_literaturnogo_chteniya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ (ПО НАПРАВЛЕННОСТИ).
тип вопроса | уровень текста | повествовательный зквивалент | образец вопроса |
1. Вопросы на выявление полноты восприятия (с целью выборочного пересказа). 2. Вопросы на выяснение понимания фактического содержания. 3. Вопросы на выяснение представ-лений детей о данном факте. | фактуальный | расскажите объясните покажите поясните определите раскройте | О чём разговаривали Дениска и папа? Как произошла встреча Дениски с Мишкой? Когда всё случилось? Сколько лет было мальчику? Как звали его игрушку? Кто помог Дениске? Что такое "боксёрская груша"? Как вы понимаете выражение "капитан дальнего плавания"? Чем занимаются астрономы? |
1. Вопросы на выяснение причинно-следственных и др. связей. 2. Вопросы на обоснование, аргументацию, доказательство. 3 . Оценочные вопросы. 4. Вопросы, формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста. | подтекстовый | объясните докажите подтвердите обоснуйте охарактеризуйте представьте нарисуйте опишите найдите сравните | Почему папа засмеялся? Для чего Дениска усаживал Мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа? Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксёром? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьёз. Каким мы видим мальчика в начале рассказа? Что можно сказать о его маме? Как меняется Дениска? Почему Драгунский пишет: "ему приспичило стать боксёром", а не "он решил стать боксёром"? Как вы понимаете выражение "скрепился немного"? |
1. Обобщающие вопросы. 2. Вопросы на установление ассоциа тивных связей с жизненным опытом учащихся. 3. Вопросы на уточнение авторской позиции. | концептуальный | Почему же Дениска раздумал быть боксёром? В учебнике слово мишка пишется то с большой, то с маленькой буквы. А как, по-твоему, оно написано у автора? Кого бы ты назвал лучшим другом своего детства? Кого, по мнению Драгунского, можно считать лучшим другом детства? |
Предварительный просмотр:
Приёмы мотивации
на уроках литературного чтения
Учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Значит, обеспечивая активность и осознание того, что? и для чего? обучающийся делает, мы во многом решим задачу формирования учебной деятельности.
Учебно-познавательный мотив – важнейший элемент структуры учебной деятельности. Продумывание учителем мотивационного этапа урока способ-ствует развитию у школьников устойчивого познавательного мотива. Формирование мотивации и её подкрепление осуществляется на протяжении всего урока, но имеет особенности на разных его этапах:
- начало урока – этап вызова исходной мотивации (для чего читать?) – может происходить через побуждение к новой деятельности, вызов интереса, удивления;
- основная часть урока – этап усиления и подкрепления мотивации – происходит через изменение видов деятельности, формы сотрудничества, разный уровень заданий;
- завершение урока – эмоциональное подкрепление, подъём – обеспечивается достигнутым положительным опытом, дифференцированной оценкой; опреде-лением, анализом встретившихся трудностей и путей их преодоления.
Этапы мотивации, целеполагания и рефлексии проходят в учебном процессе несколько ступеней:
1 ступень: формулирует, определяет учитель, а школьники их принимают, повторяют, понимают, уточняют;
2 ступень: формулировка осуществляется с помощью, поддержкой учителя;
3 ступень: обучающиеся формулируют их самостоятельно.
Мотивация (для чего читать?) на уроках литературного чтения призвана:
- вызвать удивление, интерес, прояснить вопрос;
- проверить, соответствует ли произведение заявленной теме;
- если автор знаком – убедиться, что произведение соответствует основной теме его творчества, или оно на другую тему;
- доказать (или опровергнуть) мысль о том, к какому жанру относится произведение;
- связать с иллюстрациями;
- прочитать лучше, по-другому, по-своему; и др.
I Этап (начало урока)
Задайте вопрос к заголовку
1 класс В.Ю.Драгунский. «Заколдованная бука» (Может ли буква быть заколдованной? А какая буква может быть заколдованной? Кто мог заколдо-вать букву?)
Н.Н.Носов. «Живая шляпа». (Как может шляпа быть живой?)
Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился?» (Может ли поросёнок говорить? Кто научил поросёнка говорить?
2 класс Л.Н.Толстой. «Страшный рассказ» (Какие страшные истории может рассказать автор?)
Б. Заходер. «Птичья школа» (Где находится такая школа?)
3 класс Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш» ( Кто называется таким именем?)
К.Г.Паустовский. «Какие бывают дожди» (Могут ли быть разные дожди?)
М.М.Пришвин. «Жаркий час» (На рисунке дана зима, а в заголовке говорится о жаре. Как такое может быть?)
4 класс А.П.Платонов. «Неизвестный цветок» (Какой цветок имеет это название?)
С.Я.Маршак. «В горах моё сердце» (Как понимать это выражение?)
В.П.Катаев. «Сын полка» (Что значит это выражение?)
Выскажите предположение о содержании (жанре, теме) произведения
Е.И.Чарушин. «Что за зверь?»
Е.А.Пермяк. «Про нос и язык»
В.А.Жуковский. «Спящая царевна»
В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница»
С.А.Есенин. «Бабушкины сказки»
М.М.Пришвин. «Выскочка»
Работа с иллюстрацией
Г.Циферов. «Маленький тигр» (Какой иллюстрации не хватает?)
В.Г.Сутеев. «Под грибом» (Всё ли в рисунке правильно?)
Г.Остер. «Спускаться легче» (В каком произведении встречались эти герои?)
Д.Свифт. «Гулливер в стране лилипутов». (Что вас удивило в рисунках?)
Доказать или опровергнуть высказывание о жанре произведения
Г.Остер. «Середина сосиски» - Это рассказ?
Г.Снегирёв. «Медвежата» - Это сказка?
С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев». – Это повесть?
П.П. Ершов. «Конёк-горбунок» - Это научная статья?
Оттолкнуться от знания автора, тем его творчества
(О ком, о чём может быть произведение данного автора?)
Е.И.Чарушин. «Страшный рассказ»
Г.Остер. «Хорошо спрятанная котлета»
В.Ю.Драгунский. «Тайное всегда становится явным»
А.П.Чехов. «Каштанка»
С.В.Михалков. «Хижина дяди Тома»
Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди»
Н.Н.Носов. «Федина задача»
II Этап (основная часть урока)
- вчитаться в текст;
- выяснить авторскую точку зрения;
- подготовить выразительное чтение;
- подобрать характеристики героя;
- разрешить проблемный вопрос
- сочинить ключевой вопрос
Г.Циферов. «Маленький Тигр» (Дать характеристику каждого персонажа. А всё ли мы отметили, не упустили чего? Как проверить себя, где найти доказательства? Кто изменился?)
В.Ю.Драгунский. «Тайное становится явным» (Пойдут ли мама с сыном в Кремль?)
В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница». (Каким персонажем – положительным или отрицательным – является лягушка?)
Е.А.Пермяк. «Смородинка». (Чем похожи смородина и девочка?)
III Этап (окончание урока)
Н.Н.Носов. «Живая шляпа» - Перескажите эту историю от имени котёнка.
Русская народная сказка. «Гуси-лебеди» - Придумать других персонажей вместо речки, печки и яблоньки.
Рассказать басню в жанре сказки или от имени какого-либо басенного героя.
Развивать мотивацию чтения – значит осмысливать свою работу и контролировать её ход и пользу во благо растущей личности ребёнка.
Предварительный просмотр:
Структура урока литературного чтения
в технологии продуктивного чтения
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | ||
1 | Какие учебные принадлежности необходимы? Что приготовили к уроку? | Проверка готовности к уроку, этап самоконтроля. |
2 | Концентрация внимания детей. Способом, приёмом концентра-ции могут быть: | - зрительные диктанты; - минутки жужжащего чтения; - чтение в разном темпе: «шустрики», «сороки», «черепашки» |
3 | Общая установка на урок. Работа по памятке «Чему хочу научиться на уроках литератур-ного чтения» | Знаю, что буду делать. Понимаю, что хочу делать. Думаю, что могу сделать (или не могу). |
I Этап. Работа с текстом до чтения | ||
1 | Проверка домашнего задания | |
Определяет необходимость и способ проверки. Продумывает способы активизации учащихся, обратную связь; соответствие теме и типу урока. (Что про-верять? Как? Почему? Как оце-нить работу? | Свободное владение материалом, умение работать самостоятельно, по цепочке, в паре, в группе. Владеть навыками взаимооценивания. | |
2 | Актуализация знаний (определение темы, проблемы урока) | |
Подбирает точные задания, учитывая их объём, связь с темой урока, характер. (использовать рабочую тетрадь) | Фиксируют затруднение, удивление, формулируют тему урока. | |
3 | Антиципация текста (заранее составленное представление, предвосхищение) | |
Организует подготовку к чтению прогнозирование содержания, тематическую и эмоциональную направленность текста. Учитывает жанровую, авторскую особенности произведения. | Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев, используя заглавие, имя автора, иллюстрации, ключевое слово, или опираясь на читательский опыт. | |
4 | Целеполагание | |
Продумывает наводящие вопросы, готовит памятки. | Формулируют цели урока; дополняют, ре-дактируют высказывания одноклассников | |
II Этап. Работа с текстом во время чтения | ||
1 | Первичное восприятие текста | |
Выбор вида первичного чтения с учётом специфики текста, возмо-жностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Обсуждение с классом вида чтения. Чтение учителя. | Самостоятельно читают про себя; вслух по цепочке; комбинированно (с учителем); дома | |
2 | Проверка первичного восприятия | |
Выбирает способ проверки (бесе-да, тест, фиксация первичных представлений в письменном ви-де, письменные ответы на вопро-сы, др.) с учётом особенностей текста, возрастных и индивиду-альных возможностей. Соотносит качество первичного восприятия с содержанием последующей работы с текстом. | Выражают свои чувства, мысли, проверяют свои предположения о содержании и героях произведения. Рефлексия: Почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно? | |
3 | Перечитывание текста | |
Мотивирует на перечитывание. Учит медленному, вдумчивому чтению, умению воспринимать подтекст, ставить аналитические вопросы к автору («диалог» с текстом); задаёт вопросы разной смысловой направленности; кра-тко, но ёмко комментирует текст; учит делить на части, составлять план, пересказывать; организует работу в тетради; проводит необ-ходимую словарную работу по ходу комментирования текста | Отвечают на вопросы с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Продумывают проблемные или фактичес-кие вопросы по тексту. Аргументируют свою точку зрения; прояв-ляют внимание к суждениям товарищей. Стремятся найти и разгадать авторские подсказки в тексте. Работают в тетради | |
4 | Беседа по содержанию текста в целом | |
Обобщает прочитанное; выявля-ет совпадение первоначальных предположений с окончательны-ми выводами по тексту; опреде-ляет необходимость перечитыва-ния фрагментов текста, отработ-ки его выразительного чтения; ставит обобщающие вопросы к тексту. | Отвечают развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительное чтение, определяют тему текста | |
III Этап. Работа с текстом после чтения | ||
1 | Концептуальная (смысловая) беседа по тексту | |
Продумывает концептуальный вопрос к тексту (желательно про-блемного характера); подводит обучающихся к коллективному решению, соотносящемуся с ав-торской позицией, к формулиро-ванию основной идеи текста | Участвуют в дискуссии, выдвигают гипотезы, аргументируют высказывания, выделяют идею текста | |
2 | Знакомство с писателем | |
Рассказывает о писателе; организует беседу о его личности | Дают характеристику личности писателя на основе прочитанного. (Какой он? Что его привлекает в людях? В чём особенности его взглядов?) Учатся различать понятия «писатель» (соз-датель), «автор» (герой произведения), «рассказчик» (повествователь); работают с дополнительными источниками информа-ции (аппарат учебника, учебные тетради, словари, справочники) | |
3 | Работа с заглавием, иллюстрацией | |
Организует обсуждение смысла заглавия, учит работать с иллюстрациями | Определяют характер заглавия (отражает тему или идею); соотносят текст с иллюст-рациями; сопоставляют свой взгляд со взглядом художника. | |
4 | Творческие задания | |
Выбирает творческие задания, организационные формы выполнения | Выполняют работы самостоятельно, в тетрадях, в парах, в группах | |
Подведение итогов урока | ||
Аргументировано оценивает ка-чество чтения, деятельность обу-чающихся в целом и по отдель-ности; организует подведение итогов урока школьниками | Оценивают собственную и коллективную деятельность («Сегодня я научился…»); демонстрируют главныё итог: выразительное чтение, ответ на проблемный вопрос и др. | |
Домашнее задание | ||
Предлагает творческое, поиско-вое, исследовательское задание. Пересказ, выразительное чтение, заучивание наизусть и др. | Предлагают свои задания. Выбирают задание по желанию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся читать с Гарри Потером
Цель данной работы - предложить один из эффективных путей по развитию и активизации коммуникативных умений уч-ся. В Приложении к данной работе я предлагаю материал для работы по одно...
Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".
Анализ рассказа " Юшка". Размышления над страницами рассказа А. Платонова....
Учимся читать на английском языке
О приёмах обучению чтению на английском языке...
Презентация "Учимся читать по- немецки!"
Для разнообразия и облегчения работы над техникой чтения можно использовать рифмовки, которые помогают детям быстро и легко усвоить основные правила чтения. В результате скучная работа по механи...
Урок 36-37_Учимся читать
Урок 36-37_Учимся читать к УМК Биболетова...
Урок 38-39_Учимся читать
Урок 38-39_Учимся читать...
Урок 40-41_Учимся читать
Урок 40-41_Учимся читать...