Литературная гостиная "Пушкинский вечер"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству А.С.Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkinskiy_vecher.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ г.Кургана «Лицей 12»
Пудова Л.В., учитель
русского языка и литературы
Литературно-музыкальная композиция
«Пушкинский вечер»
(литература, хореография, музыка, сценическое искусство)
Цели:
- продолжить работу, посвященную А.С. Пушкину, во внеурочное время;
- обогатить представления и знания участников, зрителей, гостей о жизни и творчестве великого поэта;
- пробудить интерес к малоизвестным страницам биографии А.С. Пушкина
- воспитывать эстетический вкус, развивать театральные способности;
- способствовать проявлению творческого начала участников вечера.
Сценарий
Ведущий
Добрый вечер, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на Пушкинском вечере.
В этом году ребята познакомились с первом в своей жизни крупным произведением писателя романом «Дубровский». Мы сходили в кинотеатр и посмотрели этот фильм на большом экране. Чтобы поставить жирную точку в изучении творчества Пушкина в этом году и решено было провести этот вечер. В добавок, в этом году 180 лет со дня смерти великого поэта и 185 лет со дня окончания работы над романом «Дубровский».
Глубок, чист и светел мир пушкинской поэзии. Исполненный гармонии и красоты, он бесконечен и многообразен. Жизнь Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия.
1 ученик
Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве.
Дом Пушкиных представлял всегда какой – то хаос: в одной комнате богатые старинные мебели, в другой пустые стены, даже без стульев. Во всём недостаток, начиная от денег и до последнего стакана.
2 ученик
Отец, Александра Сергеевича Сергей Львович, был нрава пылкого и до крайности раздражительного, часто выходил из себя, отчего дети больше боялись его, чем любили.
3 ученик
Мать Александра Сергеевича, Надежда Осиповна, красивая, всегда весёлая и беззаботная умела владеть собой. Но она больше уделяла внимания и ласки младшему Лёвушке и дочери Ольге. Никогда не выходя из себя, не возвышая голоса, Надежда Осиповна могла играть в молчанку с сыном Александром круглый год.
4 ученик
Детство Александра Сергеевича было нерадостное. Отец и мать мало любили своего Сашу и мало уделяли ему внимания. Пушкин в детстве был очень неровного характера: то от был молчалив, ленив, вял, а то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали. Родители не предвидели в сыне никакого таланта. Напротив, им казалось, что ничего из него в жизни не выйдет.
Саша очень дружил со своей старшей сестрой Ольгой. Они всегда играли вместе.
5 ученик
Большое влияние на детство и первое воспитание Александра Сергеевича оказала бабушка Марья Алексеевна. Марья Алексеевна была ума светлого и образованного. Умела вести дом, как следует. Пушкин горячо любил свою бабушку, которая заботилась о нём, заступалась за него перед родителями. Это стихотворение о ней:
6 ученик
Ах! Умолчу ль о мамушке моей
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она духов молитвы уклоня,
С усердием перекрести меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало.
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя, ни ног, ни головы.
8 ученик
Не раз про маленького Пушкина говаривала Марья Алексеевна: "Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с другими детьми, то вдруг развернётся и расходится, что его ничем не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится".
9 ученик
Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, очень любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, песен, прекрасно умела их рассказывать. Ей посвяти Пушкин эти строки:
10 ученик
Мастерица ведь была
И откуда, что брала!
А куды разумны шутки,
Приговоры, прибаутки, небылицы, былины.
Православной старины!
Слушать так душе отрадно,
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
11 ученик
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Наша ветхая лачужка
И – печальна и темна.
Что же ты, моя старушка
Приумолкла у окна.
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
12 ученик
Достигнув семилетнего возраста, Саша обнаружил охоту к чтению. Часто забирался в кабинет отца и читал. Библиотека отца состояла из французских классиков и философов 16 века.
В 1811 году открылся Царскосельский Лицей, и отец Пушкина поручил своему брату Василию Львовичу отвезти сына в Петербург. Пушкин был принят в лицей в числе тридцати учеников. Там он провёл 6 лет безвыездно. Там развился его характер, любящий, пылкий, независимый.
13 ученик
Лицей предназначался для детей дворян, с тем, чтобы по окончании лицея выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной». Пушкин занимал комнату под номером 14. По соседству с ним была комната Пущина. Впоследствии Пушкин посвятит своему другу это стихотворение:
14 ученик
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
15 ученик
Обучение было рассчитано на шесть лет. Принимались юноши в возрасте от 10 до 12 лет. Прием в лицей осуществлялся один раз в три года. Программа лицея включала разнообразные предметы: русский, немецкий, латинский, французский языки, математику, словесность, историю, географию, пение, танцы, плавание, фехтование и верховую езду.
Сценка 1
Урок географии:
- Опишите восход солнца.
- Блеснул на западе румяный царь природы…
- Ха-ха-ха (все)
- Чего вы смеетесь?
- Кюхля, солнце же на востоке встает!
- Блеснул на западе румяный царь природы
И изумленные народы
Не знают, что начать,
Ложиться спать или вставать…
- Ха-ха-ха! (все)
Урок географии:
- Опишите восход солнца.
- Блеснул на западе румяный царь природы…
- Ха-ха-ха (все)
- Чего вы смеетесь?
- Кюхля, солнце же на востоке встает!
- Блеснул на западе румяный царь природы
И изумленные народы
Не знают, что начать,
Ложиться спать или вставать…
- Ха-ха-ха! (все)
Сценка 2
Урок математики:
- Решаем уравнение. Что же вышло? Чему равняется икс?
- Нулю…
- Хорошо! У вас, Пушкин, все на моем классе кончается нулем… Садитесь на место и пишите лучше свои стихи.
АПЛОДИСМЕНТЫ
Урок математики:
- Решаем уравнение. Что же вышло? Чему равняется икс?
- Нулю…
- Хорошо! У вас, Пушкин, все на моем классе кончается нулем… Садитесь на место и пишите лучше свои стихи.
АПЛОДИСМЕНТЫ
16 ученик
Так пролетели быстрые шесть лет. Учителя были молоды, энергичны, проявляли внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в лицее дух чести, товарищества, лицейского братства. В лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронес его через всю жизнь. О лицейских годах Пушкин написал вот эти строки:
17 ученик
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
18 ученик
Эти строки из “Воспоминания в Царском Селе” Пушкин читал на выпускном экзамене, стоя в двух шагах от Державина. Пушкин невероятно волновался, голос его отроческий зазвенел, а сердце билось с упоительным восторгом… Державин был в восхищении. «Я не умру, - говорил он. – Вот кто заменит меня!» Он требовал Пушкина, хотел его обнять. Но Пушкин смутившись убежал. Его искали, но не нашли.
19 ученик
В лицее пришла к Пушкину слава.
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами, балами, литературными обществами захватила поэта.
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромном зале всё дрожало
Паркет трещал под каблуком…
ТАНЕЦ. Вальс. (Ребята в парах танцуют вальс)
20 ученик
На одном из балов зимой 1829 года Пушкин впервые встретил 16-летнию Наталью Гончарову. Пушкин был почти в два раза старше Натальи. Ему было 30 лет. Наталья Николаевна была необычайно хороша собой и считалась первой светской красавицей. Александр Сергеевич почувствовал в Натали редкое сочетание слияния провинциальной простоты и безупречности светской дамы. Как известно, Пушкин около двух лет добивался Гончаровой, делал предложение руки и сердца несколько раз. После первого отказа Пушкин пишет это стихотворение.
21 ученик
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
22 ученик
Если интересно.. Пушкин был ниже ростом Натальи Гончаровой. Его рост был 166 см, а Натальи 173 см. Пушкин очень любил свою избранницу. Он гордился ее красотой. Натали поэт посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье», на которое композитор М.Глинка написал музыку.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» (дети поют)
23 ученик
2 марта 1831 года состоялась свадьба. Пушкин и Гончарова венчались в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот. Во время венчания кольцо поэта падает, катится по ковру. Он наклоняется, чтобы поднять его. Гаснет свеча, а с аналоя падает крест и Евангелие. Сколько знаков! Дурных знаков! Пушкин был очень суеверным. Но выбор уже сделан…
24 ученик
Предсказания сбылись. Появившись в светском обществе, Жорж Дантес был излишне фамильярен, часто оказывался рядом с госпожой Пушкиной, оказывал ей всяческие знаки внимания. Позже Пушкин получает несколько писем оскорбительного характера, в одном из которых его называли «рогоносцем». Пушкин должен был защитить честь своей жены и честь своей семьи и вызвал Дантеса на дуэль.
25 ученик
Поединок двух противников произошел 27 января 1837 года, после четырех часов дня возле Комендантской дачи, недалеко от Черной речки. По условию, стрелять можно было на расстоянии 20 шагов, барьер составлял 10 шагов. Каждый из противников должен был подойти к намеченному барьеру и сделать всего один выстрел. Поэт хотел первым выстрелить в противника, но Жорж его опередил.
26 ученик
Пуля ранила правую часть живота. Не обращая внимание на сильное ранение, Александр Сергеевич приказал продолжить поединок. Итогом второго выстрела стало ранение Жоржа. Пуля попала ему в предплечье. Но ранение оказалось не опасным. А вместе с тем, у Пушкина началось сильное кровотечение. Врача рядом не оказалось. Нечем было заткнуть рану, чтобы остановить кровотечение.
27 ученик
Истекающего кровью Александра Сергеевича привезли на Комендантскую дачу. После, его доставили к себе домой на Мойку. Врачи пытались спасти жизнь поэту, но спустя 2 дня, 29 января 1837 года, он умер. Сохраняя до конца жизни сознание, смерть он встретил в муках.
ВИДЕО (дуэль) Отрывок из фильма Н.Бондарчук «Последняя дуэль»
28ученик
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
29 ученик
О смерти Пушкина в газете «Русский инвалид» Владимир Одоевский писал «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть».
Ведущий
Ровно 180 лет назад перестало биться сердце великого поэта. 29 января 1837 года в России не стало Пушкина. 37 лет, 8 месяцев, 3 дня и …БЕССМЕРТИЕ! От колыбели до последней дороги живет в каждом из нас свой Пушкин образом, строкой, мыслью, страстностью и убежденностью. Идут века, а звезда гения путеводно горит на небосклоне проникновенного слова.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно- музыкальный вечер "День независимости России"
Литературно – музыкальный вечер, посвящен самому дорогому – любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле....
Литературно -музыкальный вечер для старшеклассников " Пушкинский бал"
Очень интересное мероприятие для учащихся 8-11 классов. В течение всего вечера звучат произведения А.С.Пушкина, классическая музыка. Ребята исполняют бальные танцы. горят свечи. Старшеклассники одеты ...
Литературно-музыкальный вечер "Я воскресну и спою"
Данное мероприятие проводилось с учениками 11 класса. Посвящён этот литературно-музыкальный вечер памяти поэта, музыканта. певца Игоря Талькова....
Литературно-музыкальный вечер "Лицейское братство"
Данное мероприятие было создано для учащихся 9 -11 классов. Посвящено лицейским товарищам А.С. Пушкина....
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР
Уважаемые дамы и господа, а также почётные гости! Сегодня мы собрались на бал, посвящённый 200летию со дня основания Царскосельского лицея, альма матер великих людей: и конечно же известнейшего лицеис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...