«Использование образовательных ресурсов сети интернет на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по литературе
Интернет –это возможность жить без границ.
Интернет открывает новые возможности для работы, обучения и развлечений.
Чаще всего пользователи читают в Интернете новости, переписываются по электронной почте, общаются друг с другом по Skype и WhatsApp ,многие активно используют социальные сети «Одноклассники», « ВК»,Facebook ,Instagram.
Но , Интернет- это не только пространство для общения,но и современная площадка для быстрого обмена информацией, легкий доступ к знаниям, к обучению. Это масса полезной информации различной тематики-образование,красота,кулинария,природа,спорт,искусство.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование образовательных ресурсов сети интернет на уроках русского языка и литературы»
1.Введение.
Интернет –это возможность жить без границ.
Интернет открывает новые возможности для работы, обучения и развлечений.
Чаще всего пользователи читают в Интернете новости, переписываются по электронной почте, общаются друг с другом по Skype и WhatsApp ,многие активно используют социальные сети «Одноклассники», « ВК»,Facebook ,Instagram.
Но ,Интернет- это не только пространство для общения,но и современная площадка для быстрого обмена информацией, легкий доступ к знаниям, к обучению. Это масса полезной информации различной тематики-образование,красота,кулинария,природа,спорт,искусство.
2. Использование образовательных ресурсов сети интернет на уроках русского языка и литературы.
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются Интернет-ресурсы. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.
Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.
Трудно найти методическое пособие, в котором давались бы практические рекомендации из опыта работы по данной теме. Не все знают, что при использовании Интернет - ресурсов мобилизуется психическая активность учащихся, совершенствуются практические умения и навыки; индивидуализируется процесс обучения; повышается интерес к урокам русского языка и литературы; активизируется познавательная деятельность учащегося; развивается их творческий потенциал, урок делается современным.
В работе главное внимание обращается на то, что использование интернет - ресурсов происходит на всех этапах урока: для активизации познавательной деятельности учащихся: при изложении нового материала - визуализация знаний; закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы); система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); тренировка мыслительных процессов.
Возможности использования интернет - ресурсов огромны и приводят к разумному, системному пользованию Интернет ресурсы позволяют учителю более эффективно использовать время на уроке. Уроки, проводимые с компьютерной поддержкой, являются наиболее интересными. Информационно-коммуникационные технологии наполняют процесс обучения современными методами и приемами, легко вписываются в учебный процесс, оживляют и разнообразят содержание обучения. Они успешно дополняют учебники и раздвигают рамки школьного учебника.
Информационные ресурсы сети Интернет постепенно становятся для учителя одним из основных видов реализации профессиональной потребности в информации, необходимой для оптимизации учебной деятельности. Происходит решение главной задачи: содействие учебному процессу путем облегчения и повышения эффективности доступа к информационным ресурсам.
Применение интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации и приобретения знаний.
Электронные словари, энциклопедии, справочники, филологические сайты, толковые словари, сборники правил и нормативные документы, программы, методические разработки, научные статьи – вот неполный перечень ресурсов, к которым может обращаться педагог. Он также может обращать внимание учеников на тот или иной ресурс, давая, например, конкретные задания по его использованию. Так, на сайте ГРАМОТА. РУ (http://www.gramota.ru/) можно писать интерактивные диктанты, также материалы для online тестов, полезные советы. Безусловный плюс online Интернет-ресурсов в том, что они являются ещё и очень хорошими тренажёрами. Ограничение по времени для многих учеников является стрессом, а тренировки подобного типа помогут научиться преодолевать этот психологический барьер, к тому же работа над тестами избавляется от ещё одной очень важной проблемы – страхом перед экзаменом.
Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции, которых нам явно не хватает. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала. Учитель может чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую –используя электронного помощника. Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания Быстро, интересно. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.
Уроки литературы – это разговор особый.
Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога: больше внимания уделять индивидуальной и дифференцированной работе. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать востребованную личность.
В современных условиях модернизации и интенсивного развития мирового сообщества конкурентоспособность выпускника системы образования Республики Казахстан как на национальном, так и на глобальном рынке труда будет определяться его умением мыслить и действовать самостоятельно, делать собственный выбор и нести за него ответственность, решать нетрадиционные задачи, используя приобретаемый опыт. Особенно важную роль при этом будет играть наличие у учащегося определенного информационного капитала, определяющего уровень интеллектуального развития личности. Для формирования и накопления этого информационного капитала необходимо, чтобы учащиеся уже в школе начали осваивать те навыки и технологии, с которыми они обязательно столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения русскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению русским языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностноориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках русского языка включают: - изучение лексики; - отработку произношения; - обучение диалогической и монологической речи; - обучение письму; - отработку грамматических явлений. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ. international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся. Основная цель изучения русского языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил.
3.Примеры образовательных ресурсов
При всем обилии образовательных сайтов и бурном развитии сети Интернет, у каждого учителя в арсенале есть свой каталог избранных сайтов, с которыми он систематически работает. В перечень избранных мною сайтов входят, прежде всего,
Порталы «Грамота.ру», «Национальный корпус русского языка», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «1 сентября», «Культура письменной речи».
Портал "Русский язык" - справочно-информационный сайт http://www.gramota.ru/
Один из самых полезных сайтов по русскому языку для школьников и студентов. Здесь можно мгновенно узнать правописание любого слова, задав его в поиске по коллекции онлайновых словарей. В бесплатной справочной службе русского языка можно получить развернутую справку по любому грамматическому вопросу. Помимо этого, портал содержит информацию для школьников, абитуриентов и студентов, новости о различных конкурсах и олимпиадах, множество материалов по языкознанию, учебные и методические материалы, статьи о культуре речи и языка, ссылки на материалы, анализирующие язык писателей, большой перечень сетевых литературных журналов, информацию о персоналиях - поэтах, писателях, литературоведах и т.д.
Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru/
Кабинет содержит тесты по русскому языку; страничку по истории русской письменности; поэтические загадки; антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; методические разработки; текущие дискуссионные выступления по проблемам русского языка; подборку аннотированных ссылок на родственные сайты и другие материалы. Здесь можно разместить проекты и пособия, связанные с учебной программой, а также свои собственные литературные (стихотворные и прозаические) опыты
Коллекция из 10 онлайновых энциклопедий Кирилла и Мефодия http://mega.km.ru/
В коллекции Кирилла и Мефодия находится современный толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Помимо этого, на сайте можно производить поиск по словарю иностранных терминов, англо-русскому и русско-английскому, экономическому словарю, а также автомобильной энциклопедии, энциклопедии вооружений, домашних животных, здоровья, кино, компьютеров, кулинарии, музыки, этикета
Русскiйязыкъ http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
Ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы. Русская графика, диалектология и фольклористика. Законы РФ и другие нормативные акты о русском языке. История русской литературы, история языка, лексика и лексикология. Словари в Сети. Лингвистика текста. Лица русских литераторов. Методика преподавания литературы. Русская морфемика, морфология, неcлавянcкие кириллические языки, общее языкознание, орфография. Полезные ссылки, поэтика, проблемы перевода с русского на иные языки и наоборот. Сравнительная фразеология, межъязыковая синонимия и пр. Есть алфавитный указатель
Словарь устаревших и диалектных слов http://www.tel-inform.ru/misc/day/dis.htm
Толковый словарь устаревших и диалектных слов в алфавитном порядке
Толковый словарь В. Даля ON-LINE http://vidahl.agava.ru/
Алфавитный указатель, поиск статей. Публикация выполнена на основе II издания (1880-1882 гг.)
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/
Большое собрание интерактивных словарей: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, русский орфографический словарь, популярный словарь иностранных слов, словарь иностранных слов, русский семантический словарь, словарь языка Пушкина и Достоевского, словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, словарь русского арго. На сайте также постоянно (по рабочим дням в рабочее время) работает форум, где оперативно отвечают на вопросы по русскому языку
Сервер "Литература" - информация о лучших ресурсах Рунета http://www.litera.ru/
Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: самая полная в русской сети коллекция ссылок на электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, статьи критиков о современном искусстве и литературе, база данных по издательствам и СМИ, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также находится сетевой литературный журнал "Словесность"
"Сам себе писатель"-литературно-творческий сайт для подростков http://ssp.ioso.ru/
Обучающие тексты по сочинению басен, сказок, баллад, стихов, былин, сонетов, и пр. Мастерская писателя, литературные тексты, видеосюжеты, словарь биографий
Аптечка библиомана - страницы литераторов http://aptechka.agava.ru/
"Живое слово от живого автора к живому читателю". В Аптечке: страницы литераторов с фотографией, биографической справкой и заметкой о творчестве. Знаменитая "Антология новейшей русской поэзии "У Голубой Лагуны" К. Кузьминского и Г. Ковалева. Статьи о русской (преимущественно современной) литературе. Художественное приложение к "Аптечке": избранные тексты со справкой-предисловием, собрание ссылок к литературным ресурсам Рунета
Проект "Русская поэзия" - каталог ссылок http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/
Проект "Русская поэзия" - это каталог ссылок на страницы, посвященные поэтам, русскоязычным и не только. Страницы, посвященные не отдельным поэтам, а поэзии в целом, находятся в разделе "Хорошие ссылки"
Искусство метафоры http://www.metaphor.narod.ru/
Интересный сайт об искусстве метафоры... "Она понятна и ребенку, но даже выдающиеся умы не могут достоверно объяснить, что придает метафоре такую выразительность и глубину. Можно исписать тысячу страниц в сложных объяснениях, а можно все выразить лишь одной метафорой"
Антология русской поэзии http://www.stihi-rus.ru/page3.htm
Антология русской поэзии - от зачинателей новой русской поэзии до наших дней. Музыка стиха русского. Эволюция ритмики, рифмы, интонационно-ритмических форм. Литературные ссылки
Творчество новокрестьянских поэтов http://nk-poety.narod.ru/
Страница посвящена одному из самых неординарных направлений Серебряного века- т.н. новокрестьянской поэзии, представленной здесь именами Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Николая Клюева, Петра Орешина и Александра Ширяевца. Здесь можно найти поэтическое и эпистолярное наследие этих авторов, а также краткие биографические и автобиографические очерки. Воспоминания о поэтах их современников. Подробные комментарии к текстам, библиографические справки. Фотографии, портреты, автографы поэтов и т. п.
"Душа хранит": хроника жизни и творчества Николая Рубцова http://www.rubtsov.id.ru/
Сайт о жизни и поэзии Николая Рубцова. Хроника жизни и творчества, стихи, письма, страницы прозы, переводы, критические работы
Электронная библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/
Самая известная и самая большая в Рунете электронная библиотека, открыта в 1994. Читатели ежедневно пополняют ее. Художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, КСП и русский рок, туризм и парашютизм, философия и эзотерика, иностранные языки и т.д. и т.п.
Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы http://www.klassika.ru/
Классика.Ru представляет собой одну из самых обширных и достаточно полных сетевых коллекций произведений классической русской художественной литературы - как поэтического, так и прозаического содержания. Содержит произведения наиболее известных авторов, творивших на отрезке трех последних веков второго тысячелетия. На сайте представлено 2878 произведений 144 авторов. Помимо текстов произведений на сайте есть информация о биографии авторов
Стихи.Ru - Национальный сервер современной поэзии http://www.stihi.ru/
Большая сетевая коллекция произведений современной русскоязычной поэзии, предоставляет авторам возможность свободной публикации произведений и служит творческой средой для современной поэзии. На сайте опубликовано более 100 тысяч авторских стихотворений, и ежедневно публикуется 400-500 новых произведений. Содержит руководства по стихосложению. Можно оценивать опубликованные стихи
Электронная библиотека - тексты русской литературы http://public-library.narod.ru/
Публичная электронная библиотека Евгения Пескина (бывшая EEL - Eugene'sElectronicLibrary) является частным литературным собранием, в котором хранятся тексты литературных произведений в электронном виде. Существует с 1992 года. Обновление остановлено в 1998 году
Библиотека Фронтистеса http://www.fortunecity.com/campus/mandela/407/main.htm
Библиотека Фронтистеса - это онлайновые издания древнейших текстов, варианты параллельной псалтыри, литература по сравнительному языкознанию, славистике и другим областям знания. Библиотека использует разные форматы текста: txt, html, pdf, заархивированныйrtf/doc
Грамота.ру http://www.gramota.ru/
На сайте представлены следующие материалы: события в мире русского языка; научно-популярные статьи; библиотека художественных произведений и критической литературы. Предлагаются рекомендации абитуриентам, приводится анализ учебников, обзор типичных ошибок и рекомендации специалистов
Культура письменной речи http://www.gramma.ru/
Сайт посвящен правилам русского языка. Здесь излагаются нормы грамматики, орфогра-фии, стилистики и лексики русского языка; разбираются типичные ошибки; приводятся советы по оформлению научных текстов и деловых бумаг, сдаче экзаменов по русскому языку и литературе
Русский филологический портал http://www.philology.ru/
Сайт представляет собой библиотеку филологических текстов. Здесь имеются монографии, статьи, методические пособия
На мой взгляд, одним из самых «серьезных» ресурсов Интернета является «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school- collection.edu.ru/). Привлекательность его в том, что, во-первых, он содержит лицензированный систематизированный материал по всему курсу русского языка к действующим учебникам, входящим в федеральный перечень; во-вторых, представляет широкий спектр ЦОР: интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, диктанты, анимационные ресурсы, электронные тренажеры, тесты и задания. Данные ресурсы целесообразно использовать на любых видах и этапах урока.
При объяснении нового материала уместна работа с включением интерактивных таблиц, схем. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84053b30- e3fl-4994-b469-06af4fcb6a37/[RUS7_140]_[IA_312].swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f7e635-cbef-47fb-a4a8-
f96e758517cd/%5BRUS7_140%5D_%5BIM_313%5D.swf).
На этапе закрепления и контроля целесообразно использование электронных тестов и заданий. Особенно значимой на уроках закрепления материала становится индивидуальная работа с электронными заданиями. Преимущества такой работы в том, что, во-первых, можно легко отследить уровень усвоения материала учащимися, во-вторых, сэкономить время, в-третьих, предоставить ученику возможность объективно оценить свои знания и, в-четвертых, способствовать развитию информационной компетентности.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f38fldd-edd3-432a-b04f-
ca0586fb3d6a/index_listing.html
Работа с подобными дидактическими единицами повышает эффективность урока, обеспечивая доступность, делая урок более увлекательным, что, в свою очередь, безусловно, повышает качество усвоения материала.
Решая проблемы повышения грамотности в написании словарных слов, обратилась к «Национальному корпусу русского языка» (http://www.ruscorpora.ru/), представляющему собой информационно-справочную систему, основанную на собрании русских текстов в электронной форме и включающую более 140 млн. слов. Познакомив учащихся на одном из уроков с данным корпусом, предложила в качестве домашнего задания найти примеры употребления словарных слов (агрессия, президиум, инцидент, ангажировать, магистраль, контингент, мятеж и пр.). Однако словарно-семантическая работа не ограничивается элементарным поиском и записью примеров, а усложняется дополнительным заданием. Задание может ставиться в следующей формулировке: «Приведите примеры употребления данного слова в предложениях, осложненных причастным оборотом (вводным словом, однородными членами и пр.)». Данная систематическая работа направлена не только на формирование грамотности, но и решает задачи, определенные государственным стандартом в области формирования ключевых компетенций; в частности, информационной - планирование информационного поиска в соответствии с поставленной задачей, самостоятельное проведение наблюдения в соответствии с задачей информационного поиска, извлечение информации по заданному вопросу и ее обработка и компетенции разрешения проблем - оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности по заданным критериям. В то же время решается проблема обогащения словарного запаса, что обеспечивает возможность использования изучаемых слов в различных сферах жизни.
Использую Интернет-ресурсы и при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Если участниками проекта являются учащиеся 5-6 классов, первоначально организую совместный поиск и отбор необходимой информации, в дальнейшем лишь осуществляю контроль за деятельностью и консультирую по текущим вопросам и проблемам. Приведу лишь один пример подготовки проекта учащейся гимназического класса. Продуктом проекта являлся «Жизнь и творчество поэта Клюева».
Данная деятельность также обеспечивает формирование информационной компетенции и компетенции разрешения проблем.
Важным для учителя русского языка является портал «Грамота.ру»
(http://www.gramota.ru).flaHHbm ресурс предоставляет широкий спектр возможностей: это проверка слов по нескольким словарям одновременно, обращение к правилам правописания, правилам составления различных документов (заявления, резюме, характеристики), правилам составления и оформления рефератов, аннотаций, к словарю «Непростые слова», содержащему ответы на интересные вопросы пользователей, обращение к так называемым «запоминалкам» (Долго ели торты - не налезли шОрты!) и пр.
Чаще всего материалы сайта использую при подготовке к урокам и отсылаю учащихся к определенным разделам портала при подготовке индивидуальных сообщений, акцентируя внимание при этом на соблюдение авторских прав используемого ресурса, тем самым прививая элементы информационной культуры. Кроме того, в качестве дополнительного домашнего задания предлагаю найти по словарю правописание и толкование словарных слов.
Таким образом, Интернет в своей работе я использую при подготовке уроков, на уроке и во внеурочной деятельности. Однако для меня остаются актуальными вопросы, связанные с методикой преподавания предмета с использованием информационных технологий, поскольку повышение квалификации решается на уровне проблематики формирования начальной компьютерной грамотности педагогов. Получить объективную оценку опыта своей деятельности пока не является возможным. Кроме того, в связи с развитием Интернета, важно не потеряться в многообразии предлагаемых ресурсов, научиться производить отбор наиболее содержательных, качественных и удобных в применении сайтов.
Современный учитель использует возможности Интернет и для профессионального роста, и для активизации познавательной деятельности учащихся. Интеграция информационных технологий с новыми педагогическими, обучение в сотрудничестве, проектный метод, работа в группах изменяет содержание деятельности учителя, его позицию в образовательном процессе, что заставляет меня как учителя искать новые формы, приемы работы, в целом влияющие на качество обучения.
Интернет - объективное явление сегодняшнего дня, в мире невозможно существовать без него. Интернет является средством обучения в учебном процессе, источником информации для учителей и учащихся, их самообразования. Таких понятий как информация, обмен информацией, хранение информации уже недостаточно для объяснения процессов, происходящих в сложной системе, требуются дальнейшие исследования. Компьютерная сеть отличается от книги тем, что она не только источник, хранитель, обработчик информации, но и генератор новых форм коммуникативной активности [1,с.4].
В Интернете появился российский сегмент, сложившийся на основе русского языка - Рунет. В Рунете можно отыскать больше миллиарда русскоязычных документов, два миллиона уникальных серверов, популярные сайты, проекты. По данным ФОМ, рунетчиков - 21,7 миллиона человек. По темпам роста Рунет уже обгоняет традиционные сегменты.
В связи с появлением новой науки - информатики происходит образование новых компьютерных терминов, заимствование новых слов чаще всего из английского языка для формирования новых понятий: дисплей, монитор, браузер, чат, клавиатура. Есть отечественные аналоги некоторым из них: аналого-цифровое устройство ввода-вывода, обозреватель, но первые привычнее, короче, удобнее русских аналогов.
Компьютерный жаргон возник одновременно с появлением электронно- вычислительных машин в США. По мере развития вычислительной техники в России также стал складываться специфический язык, которым пользовались компьютерщики-профессионалы. Сравнительно молодой возраст специалистов, занятых в этой области профессиональной деятельности, а также популярность компьютеров в молодежной среде, склонной к употреблению жаргонных и сленговых выражений, определяют моду на компьютерный жаргон у этой категории пользователей.
Словарь современного молодежного жаргона, включает более 6000 жаргонизмов. В него включены слова различных групп молодежи: школьников, учащихся профессионально-технических училищ, студентов, солдат и матросов, хиппи, фанатов, панков, уличных музыкантов, хип-хоперов — более сорока разновидностей молодежного жаргона [2].
Молодёжный жаргон, включающий компьютерный, включает некоторые слова подоночного: прикол, прикалываться; пофигистично; тусовка, тусоваться; чапать; хай, хаюшки; Инет, Нет, Сеть; гемор - геморрой; нарыть - отыскать; забабахать; клёвый, улётный; ща, щас - сейчас; щазз - сейчас, в смысле «не дождётесь»; плакаль, рыдаль - смеялся до слёз; дурдом, маразм - кошмар; угу, ага - да; накатать - написать; ржунимагу; вау; валяюсь пацталом - автор поражён; по барабану; болванка, матрица - CD-R диск; мыло - е-мейл.
Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование интернет-ресурсов, а также совершенствование уровня владения русским языком с расширением сферы межкультурного общения через интернет-ресурсы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях; развивать познавательную активность; содействовать творческому развитию каждого ученика;
Уроки русского языка и литературы - это прежде всего уроки нравственности. Уроки русского языка и литературы как никакой другой школьный предмет помогают растущему человеку обрести ценностные ориентации:
умение восхищаться окружающим миром,
противостоять злу и насилию, ощущать чужую боль или радость как собственную, бережно относиться к родине, любви.
4.Заключение
Современный учитель — философски образованный человек, с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Это творческий человек, ищущий новые подходы в обучении, умеющий схватывать все новое, осмысливать его и применять в своей работе. Он ставит перед собой задачу воспитания и формирования интеллектуальной, свободно мыслящей, гармоничной личности. Чтобы соответствовать таким требованиям, учитель обречен на непрерывное самообразование.
Широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности - в науку, производство, образование, быт означает наступление новой, компьютерной эры. Но компьютеризация образования - это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного, двух языков программирования и основ информатики. Это в первую очередь средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Компьютер должен освобождать преподавателя от рутины и однообразия, а компьютерные технологии должны в первую очередь способствовать творческим начинаниям учащихся, стать ступенью для повышения эффективности учебного процесса.
В последние годы учебная среда становится шире, учебная работа частично выходит за пределы класса, «уходит» от учебников и рабочих тетрадей во внешкольную область, в том числе в виртуальное пространство. Современный учитель должен уметь эффективно пользоваться этими ресурсами.
В рамках информатизации образования проводятся многочисленные конкурсы, фестивали, проекты и.т.д. Таким образом, для учителей открывается интересная перспектива использования интернет-ресурсов как средства повышения эффективности обучения в образовательной школе, установления обратной связи «учитель-ученик», позволяющей реализовать личностно-ориентированный подход, дифференциацию и вариативность образования, подготовить учащихся к непрерывному образованию.
Подводя итоги, скажем, что использование интернет-ресурсов, безусловно, играет большую роль в учебном процессе, повышает его эффективность и качество знаний учащихся.
5. Использованная литература
1.М.М.Поташник «Требования к современному уроку» Центр педагогического образования. Москва,2007
2.Овчинникова И.Г.Информационно – коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ М.: Флинта, Наука; 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ресурсов сети Интернет на уроках английского языка.
Выступление на педагогическом совете школы 30. 10. 2011 года....
Использование ресурсов сети Интернет на уроке иностранного языка.
В статье идет речь о применении Интернет-ресурсов на уроках английского языка, а также дается пояснение применения материала и полезные ссылки на сайты для различных видов деятельности на уроках...
Применение образовательных ресурсов интернета на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена описанию форм, методов и приёмов работы на уроках русского языка и литературы с применением образовательных ресурсов интернета....
презентация "Методическое использование сети Интернет при обучении русскому языку и литературе".
Сделана попытка осмыслить цели и задачи использования информационно-коммуникативных технологий на уроках гуманитарного цикла, предполагаются результаты такого обучения ....
Использование информационных технологий и ресурсов сети Интернет на уроках русского языка и литературы
Информационные технологии – не новое понятие в образовании. Современные учителя стремительно осваивают различные программы для того, чтобы добиться поставленных задач на уроке. Никого уже не удивишь п...
Авторская методика применения цифровых образовательных ресурсов нового поколения на уроках русского языка и литературы
Использование новых информационных технологий в преподавании русского языка и литературы является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, обогащения арсена...
Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.
В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...