КТП
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса В. Я. Коровина 2015-2016 уч. год
(102 часа, 3 урока в неделю)
№ уро-ка | Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые виды деятельности | Планируемые виды деятельности (содержание, контроль) | Вид контроля | Домашнее задание | |
План | Факт | |||||||
Введение (1 час) | ||||||||
1 |
| Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. РК Литература Сибири – история м развитие (1) | Урок повторительно- обобщающий | Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Знать основную проблему изучения литературы в 9 классе Уметь пересказывать сюжеты прочитанных произведений, давать характеристику героям. | Беседа. | Чтение статьи «Древнерусская литература» (с.4-8), «Слово о полку Игореве». | |
Древнерусская литература (3 часа) | ||||||||
2 |
| Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Урок изучения нового материала | Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи. | Знать основные черты и жанры древнерусской литературы. Уметь сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; сопоставлять произведения живописи, музыки. | План лекции. Беседа | Вопросы и задания 2-7 (с.34), сообщения о князьях в «Слове…». Наизусть «Вступление» или эпизод «Плач Ярославны». | |
3 | Русская история в «Слове…» | Практикум | Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора. | Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова». Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте. | Беседа. Тест. | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.34), чтение статьи «Русская литература XVIII века» (с.35-39), вопросы и задания 1-4 (с.40). | ||
4 | Художественные особенности «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению. РК Упоминание о Сибири в древнерусских летописях (2) | Урок развития речи Практикум | Тема, идея, жанр произведения. Исторические справки о князьях-героях «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению | Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова». Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | Чтение наизусть эпизода «Плач Ярославны». Домашнее сочинение | Написать сочинение по «Слову о полку Игореве». | ||
Литература XVIII века - 9 часов | ||||||||
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. РК Повесть К.Я.Лагунова «Иринарх» (о просветителе Сибири 19 века) (3) | Урок изучения нового материала | Понятие о классицизме. Истоки классицизма, его характерные черты. Классицизм в русской и мировой литературе. Иерархия жанров классицизма. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Значение русской литературы XVIII века | Знать причины быстрого развития России в 18 веке, теоретическое понятие классицизм Уметь записывать основные положения лекции, сопоставлять конкретные произведения | Лекция Вопросы | Знать черты классицизма; прочитать вступительную статью о М.В.Ломоносове (с.42-49), вопросы и задания 9 (с.41), 1-5 (с.49-50) | ||
6 | М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин. Ода «Вечернее размышление…». | Урок изучения нового материала | Слово о поэте и ученом М.В. Ломоносове – реформаторе русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и форма произведения | Знать сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, теорию «трех штилей». Уметь анализировать «Оду...», определять идею и тему произведения.. Находить черты классицизма в произведении. | Практикум Чтение наизусть. | Вопросы и задания 1-5 (с.58), выразит. чтение оды «Вечернее размышление…». | ||
7 | Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. | Урок изучения нового материала | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. | Знать и понимать идейно – художественный смысл произведения, находить тропы в тексте оды, объяснять смысл устаревших слов | Беседа. Выразительное чтение и анализ «Оды…» | Наизусть отрывок из оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (отрывок по выбору учащегося). | ||
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. | Урок внеклассного чтения | Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. | Знать содержание стихотворения «Памятник», особенности стиля поэзии Уметь читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи | Практикум. Чтение наизусть . | Прочитать биогра-фию А.Н.Радищева, «путешествие из Петербурга в Москву». (индивид.) Выразит. чтение оды «Вольность». (групповые) задания по главам. | ||
9 | Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву» | Урок изучения нового материала | Слово об А.Н.Радищеве – философе, писателе, гражданине. Политические убеждения писателя. Идея возмездия тиранам, прославление свободы в оде «Вольность». Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произвола и беззакония» | Знать сведения о жизни и творчестве А.Н.Радищева, особенности жанра путешествия Уметь записывать основные положения лекции, анализировать главы | Монологический ответ учащихся. Анализ глав. | Задание 6 (с.74) | ||
10 | Обличение произвола и беззакония российской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву». | Практикум | Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения | Знать особенности жанра путешествия. Уметь анализировать главы произведения. | Монологический ответ учащихся. Анализ глав. | Задание 6 (с.74). Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». | ||
11 | Сентиментализм. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - начало русской прозы. | Урок изучения нового материала | Слово о Н.М.Карамзине - писателе и историке. Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | Знать сведения о жизни и творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма в искусстве. | План лекции. | Вопросы и задания 2-4, 6, 8 (с.103-104) | ||
12 | «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма. | Практикум | Сюжет и герои повести «Бедная Лиза». Образ повествователя. Значение произведения: воспитание сердца, душевной тонкости, призыв к состраданию, облагораживанию жизни | Знать сюжет и героев повести «Бедная Лиза» Уметь анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в тексте тропы | Устное тестирование. | Задание 3 (с.104, рубрика «Развивайте дар слова»). | ||
13 | Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений). | Урок развития речи | Обсуждение тем сочинения: 1) Произведения литературы XVIII века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений). 2) Темы, идеи, значение произведений литературы XVIII века (на примере 1-2 произведений). | Знать сюжеты и героев произведений 18 века Уметь раскрывать тему сочинения, аргументировать свою точку зрения | Составление плана, подбор материалов. Сочинение-рассуждение. | Домашнее сочинение. | ||
Литература XIХ века (45 часов) | ||||||||
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. | Лекция | Поэзия, проза, драматургия XIX века. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | Знать теоретические понятия романтизм, реализм, народность, гражданственность | Составление конспекта или плана лекции. | Задание 8 (с.112), чтение вступительной статьи о В.А.Жуковском (с.114-123), сообщение о жизни и творчестве поэта. | ||
В.А.Жуковский (2 часа) | ||||||||
15 | Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» В.А.Жуковский. | Урок изучения нового материала | Слово о В.А.Жуковском – великом поэте и переводчике (сообщения учащихся). Повторение изученного о творчестве поэта. В.А.Жуковский – зачинатель русского романтизма. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения | Знать теоретическое понятие романтизм. Уметь анализировать произведения, находить в тексте образы-символы, художественные средства изобразительности. | Выразительное чтение. | Чтение статей «Особенности поэтического языка В.А.Жуковского», «В творческой лаборатории Жуковского» (с.125-132), баллады «Светлана».
| ||
16 | Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана». | Урок изучения нового материала | Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Создание национальной баллады. Пространство и время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Знать понятие баллада, особенности жанра Уметь анализировать произведение | Анализ поэмы. Выразительное чтение. | Групповые проекты «Романтическая лирика начала века» (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский). | ||
17 | Романтическая лирика начала века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский). РК Стихи П.П.Ершова (4) | Урок защиты проектов | Романтическая лирика начала века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский). | Знать сведения о жизни и творчестве поэтов, темы и идеи их творчества. Уметь давать общую характеристику творчества, читать выразительно стихотворения, представлять групповой проект и защищать его. | Представление и обсуждение проектов. Запись основных идей в тетради. | Чтение вступительной статьи об А.С.Грибоедове (с.141-147), сообщение о жизни и творчестве | ||
А.С.Грибоедов (6 часов) | ||||||||
18 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. | Урок изучения нового материала | Слово об А.С. Грибоедове – поэте и драматурге. Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя. | Знать сведения о жизни и творчестве драматурга, его общественной деятельности. Уметь давать общую характеристику творчества. | План лекции. | Чтение статьи «О комедии «Горе от ума» (с.147-157), текста комедии. | ||
19 | Знакомство с героями комедии «Горе от ума». Анализ первого действия. | Урок изучения нового материала | Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения. | Знать сюжет комедии, персонажей. Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающую идейную суть фамусовского общества. | Чтение и анализ ключевых сцен комедии. Тест. | 1 Прочитать II действие. 2 Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера». 3. Ответить на вопросы: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?» | ||
20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе т ума». Анализ второго действия. | Урок изучения нового материала | Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения | Знать и понимать суть конфликта в пьесе. Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества. | 1.Вопросы и задания 4,6,12-13 (с.164-166). 2. Задание по группам. Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо». По отношению к кому в тексте I - II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать. Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты. Наизусть один из монологов Чацкого. | |||
21-22 | Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий. | Урок-исследование | Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин | Знать и понимать место Чацкого в системе образов, его роль в раскрытии идее комедии. Уметь характеризовать героя и его поступки. | Беседа. Монологический ответ учащихся. Чтение наизусть. | Задание 11 (с.164), задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.166) | ||
23 | Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | Практикум | Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма | Знать крылатые выражения из комедии, устаревшие слова Уметь объяснять значение крылатых выражений и устаревших слов | Анализ эпизода драматического произведения. | Вопросы и задания 7,14 (с.164-166). | ||
24 | Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | Урок изучения нового материала Развитие речи | А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова. Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». | Уметь составлять тезисный план. | Конспект статьи. | Сочинение, чтение вступительной статьи об А.С.Пушкине (с.167-172), сообщение о жизни и творчестве поэта | ||
А.С.Пушкин (15 часов) | ||||||||
25 | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | Урок изучения нового материала | Слово об А.С.Пушкине (сообщения учащихся). Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта. | Знать сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, его поэтические и прозаические произведения. Уметь строить аргументированные высказывания. | Беседа. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», вопросы и задания (с.175,178,184). | ||
26 | Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина. РК поэты-декабристы в Сибири (П.С.Бобрищев-Пушкин, И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер и др.) (5) | Урок изучения нового материала | Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Сочетание личной и гражданской тем в дружеском послании «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Отчизне. Стихотворение «К морю». Образ моря как символ свободы. Трагические противоречия бытия и общества в стихотворении «Анчар». Осуждение деспотизма, бесчеловечности. | Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст. | Анализ лирики. | Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил…», вопросы и задания (с.188) Наизусть стихотворение из лирики петербургского периода. | ||
27 | Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина. | Урок изучения нового материала | Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» | Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы и фигуры. Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст. | Анализ любовной лирики. Чтение наизусть. | Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), вопросы и задания 1-3 (с.180), 1-4,7 (с.194-195). Наизусть стихотворение из любовной лирики. | ||
28 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | Урок изучения нового материала | Стихотворение «Пророк» - программное произведение А.С.Пушкина. Служение поэзии, родственное служению Пророка. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта. Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения. | Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть. | Наизусть стихотворение из лирики о назначении поэта и поэзии. | ||
29 | Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. | Практикум | Размышления о смысле жизни, назначении поэта, сути поэзии. | Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта. Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения. | Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть. | Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Бесы», вопросы и задания 1-3 (с.192), 5-6,9,11 (с.195). | ||
30 | Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина. | Урок контроля знаний | Обучение анализу стихотворения. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы». Роль образа дороги в композиции стихотворения. Тема заблудшего человека в произведении. | Уметь применять полученные теоретические знания на практике. | Письменный анализ стихотворений. | Чтение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», вопросы и задания 1-8 (с.198-199). | ||
31 | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко | Урок внеклассного чтения | «Цыганы» как романтическая поэма. Обобщенный характер молодого человека начала XIX века. Герои поэмы. Темы свободы и любви в произведении. | Знать историю создания, сюжет и героев поэмы. Уметь воспринимать сюжет и образы героев в традиции романтизма. Определять тему, идею, элементы композиции. | Чтение и анализ. | Чтение «маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», вопросы и задания 1-4 (с.214). | ||
32 | История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментированное чтение 1 главы. | Урок изучения нового материала | Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа. | Знать историю создания, сюжет и героев романа Уметь воспринимать текст романа. Определять его тему, идею, элементы композиции. | Лекция. Комментирован-ное чтение | Рассказ «День Онегина» Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского, вопросы и задания 1-3, 7 (с.247-248). | ||
33 | Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского | Комбинированный урок | Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе. | Знать и понимать противоречивость характеров героев Уметь составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам. | Монологический ответ. Цитирование. Сравнительная характеристика. | Характеристика Татьяны, вопросы и задания 5 (1), 8(1), 9 (с.248). Наизусть отрывок «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина». | ||
34 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Урок изучения нового материала | Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги. | Знать и понимать значение образа Татьяны романе. Уметь создавать словесные портреты героев. | Беседа. | Вопросы и задания 8(2), 5(2-3) (с.248) | ||
35 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | Комбинированный урок | Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны. | Знать содержание писем Татьяны и Онегина. Уметь выразительно читать наизусть тексты писем, давать их сравнительную характеристику. | Чтение наизусть. Беседа. | Вопросы 4, 6, 15 (с.248-249). | ||
36 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | Комбинированный урок | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности. | Уметь прослеживать развитие образа автора в романе; составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам. | Беседа. | Поиск примеров отображения пушкинской эпохи в романе, вопросы и задания 10,16 (c. 248-249) | ||
37 | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | Урок обобщения | Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов. | Уметь выделять приметы пушкинской эпохи и давать их сравнительные характеристики (Петербург – Москва; Петербург – деревня). | Составление цитатного или тезисного плана. | Чтение статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина», статьи «В творческой лаборатории Пушкина» (с.242-247), вопросы и задания рубрики | ||
38 | Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин». | Урок развития речи | Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. | Знать оценку романа в критике. Уметь определять ключевые идеи критических работ, аргументировать свою точку зрения. | Конспект критической статьи. Сочинение. | Прочитать «Моцарт и Сальери», вопросы и задания 1-4, с. 214. | ||
39 | Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». | Урок внеклассного чтения | «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства». | Знать сюжет и героев трагедии; понимать позицию автора. | Сочинение | Сочинение | ||
40 | Сочинение по творчеству А. С. Пушкина | Урок контроля | «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства». | Знать сюжет и героев трагедии; понимать позицию автора. | Сочинение | чтение вступительной статьи о М.Ю.Лермонтове (с.250-251), задания (с.252), сообщение о жизни и творчестве поэта | ||
М.Ю.Лермонтов- 11 часов | ||||||||
41 | Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»). | Урок изучения нового материала | Слово о М.Ю.Лермонтове. Конфликт поэта с миропорядком, Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» | Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, основные мотивы его лирики | Лекция. Анализ и выразительное чтение стихотворений. | Чтение статьи «Два поэтических мира» (с.252-253), фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.252-267, 282-283). Вопросы и задания (с.254,260,283). Наизусть стихотворение (по выбору учащегося).
| ||
42 | Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…» | Урок изучения нового материала | Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк» | Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора. Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте. | Чтение стихотворения наизусть. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворения «Дума» по вопросам. | ||
43 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова М. Ю. | Урок изучения нового материала Развитие речи | Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина». | Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора. Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте. | Анализ и выразительное чтение стихотворений. | Чтение романа «Герой нашего времени», фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.315-317). Написать домашнее сочинение Наизусть стихотворение «Родина». | ||
44 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания | Урок изучения нового материала | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя | Знать сюжет и героев романа;понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев | Чтение стихотворения наизусть. | Чтение статьи «О романе «Герой нашего времени» (с.288-315), вопросы 6,11-12 (с.317). | ||
45 | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | Урок изучения нового материала | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Характеристика Грушницкого и Вернера, пересказ эпизодов, вопросы и задания 7,9-10,12,17 (с.317-318). | ||
46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | Урок изучения нового материала | Печорин как представитель «портрета поколения». «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Характеристика женских образов романа, вопросы и задания 14,18 (с.317-318). | ||
47 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | Урок изучения нового материала | Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Сравнительная характеристика Онегина и Печорина. Наизусть фрагмент из дневника Печорина. | ||
48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | Урок изучения нового материала | Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви | Знать определение понятий двойник, фаталист. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Сообщения о роли в романе портрета, пейзажа, художественных средств, романтизма и реализма, задания 8,16 (с.317-318) | ||
49 | «Душа Печорина не каменистая почва…» | Обобщающий урок | Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Подготовиться к контрольной работе по роману. | ||
50 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | Практикум | Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков) | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Конспект критической статьи. | Вопросы и задания 1-5,15 (с317-318). | ||
51 | Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова. | Урок контроля знаний. Развитие речи | Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Значение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения | Контрольная работа | Чтение вступительной статьи В.И.Коровина о Н.В.Гоголе (с.319-323), поэмы «Мертвые души», сообщение о жизни и творчестве писателя | ||
Н.В.Гоголь -9 часов | ||||||||
52 | Слово о Н.В.Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы. | Урок изучения нового материала | Слово о Н.В.Гоголе. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя. | Знать сведения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, особенности жанра поэмы. | Конспект лекции. Сообщения. | Чтение статьи «В творческой лаборатории Н.В.Гоголя» (с.323-324), вопросы и задания (с.324-325). 5 групп – характеристика помещиков. | ||
53 | Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» .Образы помещиков в «Мертвых душах» | Практикум | Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков. Понятие о маниловщине. | Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск | Характеристики героев. | Чтение статьи «О поэме «Мертвые души» (с.325-365), вопросы и задания 7-9 (с.365). (индивид.) «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10). | ||
54 | «Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души». | Практикум | Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города. | Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. | «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10). | Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?» | ||
55 | Пороки чиновничества | Комбинированный урок | Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества | Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. | Тест. | Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?» | ||
56 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | Комбинированный урок | Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца. | Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск. | Задания по карточкам. | Вопросы и задания 11,13 (с.366). Наизусть лирическое отступление о птице-тройке. | ||
57 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. | Комбинированный урок | Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах». | Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. | Подготовка к сочинению. | Поэма в оценке критики. | ||
58 | Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению | Урок развития речи | «Мертвые души» - поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке критики. | Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. | Чтение наизусть. | Чтение статей об А.Н.Островском (с.391-395), сообщение о жизни и творчестве драматурга, вопросы и задания 1-7 (с.395-396). Чтение «Портрет» Гоголь | ||
59 | Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Портрет» | Урок внеклассного чтения | «Петербургские повести». «Портрет» | Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. | Задание по группам | Приготовиться к контрольной работе | ||
60 | Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | Урок контроля | Написание сочинения, составление плана сочинения, подбор цитат, работа с текстом повести | Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения | Подготовка к сочинению | А. Н. Островский «Бедность не порок» | ||
А.Н.Островский-2 часа | А. Н. Островский «бедность не порок» | |||||||
61 | Патриархальный мир и угроза его распада в пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок». | Урок изучения нового материала | Слово об А.Н.Островском – драматурге, создателе репертуара русского театра. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок» | Знать сведения о жизни и творчестве А.Н.Островского, особенность сюжета пьесы. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. | План лекции. Беседа. | Вопросы и задания 12-14 (с.396), 1-3 (с.396, рубрика «Развивайте дар слова») | ||
62 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». | Комбинированный урок | Любовь в патриархальном мире ее влияние на героев пьесы. Роль народной песни в произведении. Речевая характеристика Любима Торцова, Любови Гордеевны, Коршунова. | Знать сюжет и героев пьесы. Уметь анализировать эпизоды пьесы. | Беседа | Сочинение, чтение статей о Ф.М.Достоевском (с.367-379), романа «Белые ночи», вопросы и задания (с.376,379) | ||
63 | Внеклассное чтение «Свои люди-сочтемся!» РК семейные обычаи и обряды 17-19 века в Тюменской области (проекты) (6) | Внеклассное чтение | Знать сюжет и героев пьесы. Уметь анализировать эпизоды пьесы. | Беседа | романа «Белые ночи», вопросы и задания (с.376,379) | |||
Ф.М.Достоевский (2 часа) | ||||||||
64 | Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». | Урок изучения нового материала | Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя | Знать и понимать внутренний мир героев, значение символов в романе. Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения. | Лекция. Аналитическое чтение. Беседа. | Вопросы и задания 4-6 (с.389), 1-3 (с.390, рубрика «Обогащайте свою речь») | ||
65 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | Комбинированный урок | Смена рассказчиков в романе. Время и пространство романа. Роль истории Настеньки в романе. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Символические образы в романе | Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения. | Аналитическое чтение. Беседа. Сравнительный анализ произведений (домашнее задание) и аналитическое чтения текста. | Чтение статей о Л.Н.Толстом (с.3-13), сообщение о жизни и творчестве писателя, вопросы и задания (с.10, 13-14). (индивид) Главный герой трилогии Л.Н.Толстого. | ||
Л.Н.Толстой (1 час) | ||||||||
66 | Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой в повести Л.Н.Толстого «Юность». | Урок изучения нового материала | Слово о Л.Н.Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности героя. Стремление героя к совершенствованию. Нравственные испытания, разочарования, падения и взлеты. Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | Знать сведения о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев | Конспект лекции. | Чтение вступительной статьи об А.П.Чехове (с.15-29), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», задание 1 (с.40, рубрика «Обогащайте свою речь») | ||
А.П.Чехов (3 часа) | ||||||||
67 | Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». | Урок изучения нового материала | Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе | Знать сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова, понимать смысл названия «футлярность». Уметь характеризовать героев и их поступки, прослеживать эволюцию образа «маленького человека». | Конспект лекции. Аналитическое чтение. Беседа. | Чтение статьи «В творческой лаборатории А.П.Чехова» (с.35-38), вопросы и задания 1-2, 5-11 (с.38-39), 2-5 (с.40). | ||
68 | Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». | Комбинированный урок | Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе | Знать содержание рассказа. Уметь характеризовать героев и их поступки. | Беседа | Повторениека изученного по произведениям А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова | ||
69 | Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» | Урок развития речи | Обсуждение темы сочинения «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова). Составление плана, подбор материала | Уметь раскрывать тему сочинения, аргументировать свою точку зрения | Сочинение-рассуждение | Чтение Статьи «Русская литература XX века» (с.41-43), вопросы и задания (с.43). | ||
Литература ХХ века (27 часов) | ||||||||
70 | Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. РК Литература Тюменской области (обзор) (7) | Урок изучения нового материала | Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны и ее переосмысление в 50-70-е гг. | Знать произведения русских писателей ХХ века, влияние исторических событий на литературный процесс. | Конспект лекции. | Чтение статей об И.А.Бунине (с.44-54), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа «Темные аллеи», вопросы и задания 1-6 (с.59-60), 2-4 (с.60), рубрика «Совершенствуйте свою речь») | ||
И.А.Бунин (2 часа) | ||||||||
71 | История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи». | Урок изучения нового материала | Слово об И.А.Бунине. Обзор творчества писателя. История создания рассказа «Темные аллеи». Повествование о любви Надежды и Николая Алексеевича. | Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета, звуковых образов в рассказе. | Лекция. Беседа. | Вопросы и задания 7-9 (с.60), 1,5 (с.60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»). | ||
72 | Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи». | Урок изучения нового материала | Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Психологизм прозы писателя. Драматизм, лаконизм рассказа. Художественные средства создания образов. | Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета, звуковых образов в рассказе. Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте. | Беседа. | Прочитать статью об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75) | ||
Русская поэзия Серебряного века – 7 часов | ||||||||
73 | Русская поэзия Серебряного века. РК Поэзия Сибири (стихи тюменских авторов) (8) | Урок изучения нового материала | Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века. | Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения | Лекция | Чтение статей об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75). | ||
74-75 | Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока. | Урок изучения нового материала | Слово об А.А.Блоке, Отражение взглядов, чувств, настроений поэта в его лирике. «Ветер принес издалека..», «О, весна без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить…». Образы и ритмы поэта. Своеобразие лирических интонаций Блока.Понятие о символах. | Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Наизусть стихотворение (по выбору). | ||
76 | Тема Родины в лирике С.А.Есенина. | Урок изучения нового материала | Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | Знать сведения о жизни и творчестве С.А.Есенина . Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения | Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Вопросы 7-9, 12 (с.96). Наизусть стихотворение о Родине (по выбору). | ||
77 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. | Комбинированный урок | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина. | Знать и понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Наизусть стихотворение (по выбору). Сообщение (индивид.) о жизни и творчестве В.В.Маяковского, вопросы и задания (с.110). | ||
78 | Слово о поэте. В.Маяковский. | Урок изучения нового материала | Слово о В.В.Маяковском. Понятие о футуризме. Новаторство поэзии В.В.Маяковского. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». | Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям. | Чтение наизусть. Лекция. | |||
79 | Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. Словотворчество Подготовка к домашнему сочинению по произведениям поэтов Серебряного века | Урок изучения нового материала | В.В.Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций | Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям | Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Чтение статей о М.А.Булгакове (с.111-117), вопросы и задания 1-6 (с.117-118) | ||
М.А.Булгаков (2 часа) | ||||||||
80 | М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество | Урок изучения нового материала | Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести | Знать сведения о жизни и творчестве М.А.Булгакова, теоретическое определение социально – философской сатиры. | Беседа. Аналитическое чтение. | Вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.118), озаглавливание глав повести цитатами | ||
81 | Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести | Комбинированный урок | Поэтика повести. Мифологические и литературные источники сюжета. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть | Знать нравственную проблематику и сатирический пафос пьесы, роль речевых характеристик героев. | Беседа. Тест. Работа по карточкам. | Чтение вступительной статьи о М.И.Цветаевой (с.119-124), вопросы и задания 3,6 (с.129), 2 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь») | ||
М.И.Цветаева (2 часа) | ||||||||
82 | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой | Урок изучения нового материала | Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…». | Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Вопросы и задания 1-2, 4-5,7 (с.128-129), 1 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь»). Наизусть стихотворение (по выбору). | ||
83 | Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». | Развитие речи | Тема Родины, острое чувство России, ее природы, истории, национального характера в стихотворениях о Москве. Мотивы странничества, восхищение столицей, ощущение Москвы как святыни Отечества в «Стихах о Москве». Образ России в лирическом цикле «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | Знать и понимать своеобразие лирической героини | Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Чтение статей об Ахматовой (с.130-1410, вопросы и задания 1,3,5 (с.146-147), 2-3 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | ||
А.А.Ахматова (2 часа) | ||||||||
84 | Слово о поэте. А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике поэта | Урок изучения нового материала | Слово о поэте. А.А.Ахматова о себе. Сюжетность, балладность лирики А.А.Ахматовой. Фольклорные мотивы в стихотворениях | Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой, основные мотивы ее лирики | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Вопросы и задания 2,4,6-7 (с.146-147), 1 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»). | ||
85 | Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэзии А.А.Ахматовой. | Комбинированный урок | Особенности поэтики А.А.Ахматовой. Масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, афористичность, многообразие лирических тем в творчестве А.А.Ахматовой. Образ города Петра в «Стихах о Петербурге». Особенности поэтики А.А.Ахматовой. | Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Наизусть стихотворение (по выбору). Вопросы и задания (с.165-166) | ||
Н.А.Заболоцкий (1 час) | ||||||||
86 | Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание». | Урок изучения нового материала | Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики. | Знать сведения о жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Наизусть стихотворение (по выбору). Чтение вступительной статьи о М.А.Шолохове (с.167-170), рассказа «Судьба человека», вопросы и задания 1-4 (с.193). | ||
87 | РК Литература Тюменского края в начале 20 века (9) | |||||||
М.А.Шолохов (2 часа) | ||||||||
88 | Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова. | Урок изучения нового материала | Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера | Знать и понимать смысл названия рассказа, идейно – художественный смысл произведения, позицию автора, его нравственные идеалы | Вопросы 5-7 (с.193). | |||
89 | Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека». | Комбинированный урок | Особенности композиции. Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости, жестокости и бесчеловечности. | Уметь выборочно пересказывать текст, определять его тему и идею, характеризовать героя и его поступки | Чтение статей о Б.Л.Пастернаке (с.194-207), вопросы и задания (с.207). | |||
Б.Л.Пастернак (1 часа) | ||||||||
90 | Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе. | Урок изучения нового материала | Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» | Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Чтение вступительной статьи об А.Т.Твардовском (с.208-221), сообщение о жизни и творчестве поэта (рубрика «Развивайте свою речь», с.230-232), вопросы и задания 3-6 (с.230). Наизусть стихотворение (по выбору). | ||
А.Т.Твардовский (2 часа) | ||||||||
91 | Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского. | Урок изучения нового материала | Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем». | Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовско-го. Понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность. | Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений, их анализ. | Чтение рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.226-229), выразительное чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…», вопросы и задания 1-2,7 (с. 230) | ||
92 | Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. | Комбинированный урок | Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. История создания стихотворения «Я убит подо Ржевом…». Историческая справка о боях подо Ржевом летом 1942г. Незатихающая боль утраты, чувство вины, ответственности в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» | Уметь анализировать стихотворения, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте | Выразительное чтение стихотворений, их анализ. | Наизусть стихотворение (по выбору). Отзыв о прочитанной повести (к внекл.чтению).
| ||
93 | Внеклассное чтение «А зори здесь тихие» или В.В.Быков. «Сотников», «Обелиск». | Урок внеклассного чтения | «Лейтенантская» проза. Будни войны. Нравственный выбор героев. | Знать и понимать смысл названия повестей, их гуманистический и патриотический пафос. Уметь высказывать свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении. | Беседа | Прочитать рассказ «Матренин двор». (индивид.) Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына. | ||
А.И.Солженицын (2 часа) | ||||||||
94 | Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». | Урок изучения нового материала | Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Нравственная проблематика в рассказе | Знать и понимать смысл названия рассказа, его гуманистический пафос | Аналитическое чтение рассказа. Беседа. | Чтение статьи «В творческой лаборатории А.И.Солженицына (с.226-229), вопросы и задания 1-8,10 (с.280-281). | ||
95 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». ) | Комбинированный урок | Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа. | Знать и понимать идейный смысл рассказа, определение рассказа - притчи | Беседа. Тест. | Подготовить групповые выступления по теме «Песни и романсы»(семинар), прочитать статьи в учебнике (с.297-301). | ||
96 | Внеклассное чтение. Рассказы Ф.Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г.Распутина «Женский разговор». | Урок внеклассного чтения | Нравственный выбор героев. | Знать и понимать смысл названия повестей, их гуманистический пафос. Уметь высказывать свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении. | Беседа | Написать рецензию на прочитанный рассказ. | ||
Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ -ХХ веков (1 час) | ||||||||
97 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков РК Бардовская песня в Тюмени (10) | Развитие речи | Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса | Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте | Конспект выступлений творческих групп | Чтение раздела «Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков (с.282-302), вопросы и задания (с.286, 297,300,302) | ||
Из зарубежной литературы - 4 часа | ||||||||
98 | Чувства и разум в любовной лирике Катулла. | Урок изучения нового материала | Понятие об античной лирике. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Искренность, лирическая сила, простота поэзии Катулла. | Знать исторические реалии времени Катулла и Горация, своеобразие античной лирики, философский характер лирики | Конспект статьи в учебнике. | Чтение статьи о Данте Алигьери (с.315-325), вопросы и задания (с.325). | ||
99 | «Божественная комедия» Данте Алигьери. | Урок изучения нового материала | Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа. | Знать исторические реалии времени Данте, Множественность смыслов «Божественной комедии» | Беседа. | Чтение статьи о У. Шекспире (с.326-334), сообщение о жизни и творчестве драматурга, чтение трагедии «Гамлет», вопросы и задания 1-2 (с.334). | ||
100 | Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии. | Урок изучения нового материала | Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение. Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение. Уметь выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды трагедии | Беседа. | Выразительное чтение по ролям фрагмента трагедии У.Шекспира «Гамлет», вопросы 3-5 (с.334) Чтение статьи об И.В.Гете (с.335-346), вопросы 1-3 (с.346) | ||
101 | Трагедия И.В.Гете «Фауст». Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст» | Урок изучения нового материала | Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете. | Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение. Уметь прослеживать развитие драматического конфликта, характеризировать героев и их поступки | Обзор с чтением отдельных глав. | Вопросы и задания 4-5 (с.346) | ||
102 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоговое тестирование Подведение итогов года. Литература для чтения летом. | Урок контроля знаний | Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей». Русская литература в мировом процессе. | Знать содержание и героев прочитанных произведений | Итоговый тест по программе 9 класса. | Читательский дневник. |