презентация
презентация к уроку по литературе (9 класс)
Урок литературы в 9 классе " В чём трагедия Евгения Онегина?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.pptx | 87.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: помочь учащимся понять образ Евгения Онегина; содействовать формированию нравственных ценностей через изучение литературного произведения; содействовать пониманию себя и своих поступков через образ литературного героя; содействовать формированию коммуникативных компетенций: умение работать в группе, умение выстраивать диалог.
Методические приёмы: проблемный вопрос, исследовательская беседа, метод « пресс », проектная деятельность.
Форма работы: групповая (класс делится на 4 группы от пяти до семи человек)
1. Вступительное слово учителя: Мы прочитали роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Через книгу автор ведет с нами диалог, говорит о том, что его волнует, что тревожит его душу, приглашает нас к размышлению. Как вы думаете, над чем предлагает поразмышлять А. С. Пушкин? ( учитель выслушивает ответы учеников ) Итак, во-первых, поэт намеревался постичь тип современного ему человека, который принадлежал к петербургскому дворянскому обществу, автор искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента; во-вторых, Пушкин размышлял о человеке, о смысле жизни, о счастье и несчастье, об общечеловеческих ценностях – это главный вопрос всей литературы. «Человек! Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущейся с неуловимой быстротой куда-то вглубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом – зачем он существует? Возможно ли счастье на земле и что такое счастье?». Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос. А.С. Пушкин и его герой не исключение.
2. Создание проблемной ситуации Вопрос : Что такое, по-вашему, счастье? Что значит быть счастливым? Выслушивая ответы учащихся, учитель записывает на доске ключевые слова: ЛЮБОВЬ ДРУЖБА ПОЛЕЗНОЕ ДЕЛО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ Обратимся к роману и попытаемся выяснить, были ли в жизни Евгения Онегина настоящая любовь, дружба, интересное дело, идеалы. Давайте вместе сформулируем тему урока. В чём трагедия Евгения Онегина? Был ли он счастлив? Тема урока: В чем трагедия Евгения Онегина?
3. Организация работы по группам Каждая группа получает карточку с вопросами, организует работу с текстом художественного произведения, справочными материалами, учебником, словарями, конспектами, которые лежат на столе.
4. Проблемная исследовательская беседа Заслушиваются ответы учеников по группам, ведется обсуждение спорных вопросов, заслушиваются различные мнения.
5. Метод « пресс» ♦ Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд, Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина? - «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем: Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский). - «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский). - «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен). - «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа: 1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»; 2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»; 3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»; 4) сделайте вывод: «Таким образом,…».
6. Фронтальная работа по содержанию романа Викторина. Кому посвящён роман «Евгений Онегин»? Из какого произведения взят эпиграф к первой главе романа? Кто его автор? Кого из драматургов Пушкин называет в своём романе «другом свободы»? Какой балериной восхищался автор, когда описывает русский театр? В каком городе родился Евгений Онегин? Из какой страны вернулся Ленский незадолго до знакомства с Онегиным? Назовите отчество Татьяны Лариной. Как звали гувернёра Евгения Онегина? Как звали сестру Татьяны? Как звали няню Татьяны? Кто был секундантами на дуэли Онегина и Ленского? Какой танец танцевал Онегин с Ольгой Лариной на именинах Татьяны? В каком возрасте мы застаём Онегина в финале романа? В какую настольную игру играли Ленский и Ольга? «…Гребёнки, пилочки стальные, Кривые ножницы, прямые И щётки тридцати родов — И для ногтей и для зубов». Кому принадлежали все эти предметы? «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви, мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан…».Чьё описание приведено здесь? Чей портрет украшал кабинет Онегина? «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё; Она влюблялся в обманы И Ричардсона, и Руссо». О ком идёт речь в этом отрывке? «Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум». О ком идёт речь в этих строчках? «Корсет носила очень узкий И русский Н как N французский произносить умела в нос…». О ком пишет Пушкин? «Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт». О ком идёт речь?
7. Проектная деятельность Презентация на тему: « Странный» герой пушкинского романа», выполненная учащимися.
8. Подведение итогов урока Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: « благородный») А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы: О — одарённый, оригинальный… Н — необычный, начитанный, новый герой… Е — европейского склада, если е = э, то эгоист… Г — главный герой, гордый… И — интеллектуальный, изысканный, интересный… Н — непонятный, незаурядный… Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему? Так был счастлив мой Евгений?
Рефлексия Выберите одну из предложенных фраз и продолжите предложение: Сегодня на уроке я понял, что… Сегодня на уроке я пришел к выводу, что Сегодня на уроке меня удивило… Сегодня на уроке я сделал открытие (какое?) ( время выполнения задания 6-7 минут, затем ученики по желанию зачитывают свои ответы) Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: - Подготовить сочинение по одной из заданных тем : 1. «Я так люблю Татьяну милую мою…». 2. «Отражение черт характера в письмах Татьяны». 3. «Поклонник славы и свободы». 4. «Противоречия в характере Онегина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...