Итоговое сочинение 2019-2020 учебный год
презентация к уроку по литературе (11 класс)
пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года. Памятки по написанию. План сочинения. Алгоритм написания. Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года | 91.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года 1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги 2. Надежда и отчаяние 3. Добро и зло 4. Гордость и смирение 5. Он и она
Сочинение «Война и мир» - к 150-летию великой книги Л.Н.Толстой «Война и мир » Надежда и отчаяние Л.Н.Толстой «Война и мир» А.Н.Островский «Гроза» М.А.Шолохов «Тихий дон» К.Г.Паустовский «Телеграмма» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Добро и зло М.А.Булгаков «Мастер и маргарита » А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» М.А.Шолохов «Судьба человека » Гордость и смирение А.Н.Островский «Гроза» И.С.Тургенев «Отцы и дети» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Он и она Л.Н.Толстой «Война и мир» Л.Н.Толстой «Анна Каренина» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Любое сочинение состоит из трех частей: I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов. Тeзис 1 (20-30 слов) Дoкaзaтeльствa , пpимepы ( oдин или нeскoлькo ) Микpoвывoд ( oбoбщeниe нaписaннoгo ) Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли Тeзис 2 Дoкaзaтeльствa , пpимepы Микpoвывoд Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли Тeзис 3 Дoкaзaтeльствa , пpимepы Микpoвывoд III. Заключение (60-70 слов) Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане. ______________________________________
I . Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из 3 элементов: 1. объяснение ключевых слов темы или цитаты; 2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; 3. ответ-тезис на главный вопрос темы. Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа: тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д., тема-утверждение (в т.ч . цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + 1 Аргумент Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. Помни! По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe , чeм вступлeниe и зaключeниe , вмeстe взятыe . Тeзис , пoдкpeплeнный apгумeнтoм , мoжeт быть всeгo oдин . Оптимaльнoe кoличeствo – 2. Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт ! Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно: привести из литературных источников. выделить в отдельный абзац. в конце каждого абзаца написать микровывод . к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов: Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок). Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. Микровывод (он завершает только одну из микротем , а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. 3 способа закончить сочинение: · Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы , которые уже делались в сочинении после аргументов. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. . Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Она и она» Любовь Татьяна Ларина, героиня А. С. Пушкина «Евгений Онегин», вызывает симпатию благодаря своей сильной и честной натуре, способной глубоко и долго любить. «Душа ждала…кого-нибудь,» — так пишет автор о героине, он сочувствует ей, ведь объект симпатии оказался недостоин высокой чести. Любовь делает жизнь Татьяны полной и осмысленной, она отдается чувству к Евгению без остатка. Когда Ларина написала Онегину письмо с признанием, он испугался ответственности за эту чистую душу и дал Татьяне жесткую отповедь. Но героиня – цельная натура, которая просто так своих привязанностей не меняет, она хранила Евгения в сердце всю жизнь. Так, любовь помогла героине раскрыться и стать мудрее, нравственнее и чище.
Сложные чувства Печорина и Веры, героев романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» , являются примером трагической, роковой любви. Вера замужем, поэтому вместе им не быть никогда. Однако никто другой не смог понять главного героя так, как она, только с ней он может быть честен. Но значение Веры в своей жизни Печорин понял лишь тогда, когда навсегда ее потерял. Такую любовь нельзя забыть и перебить другими чувствами, как пытался герой, заведя отношения с Бэлой. Так, любовь не всегда приносит счастье мужчине и женщине. Иногда она лишь оставляет глубокие раны в сердце.
Главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» является примером настоящего мужчины. Он — храбрый, честный, всегда готов защитить возлюбленную, невзирая ни на что. Когда к его жене приставал Кирибеевич , приближенный царя, Калашников сразу встал на ее защиту, не боясь гнева государя. Он победил в поединке за честь любимой, но царь не простил смерти своего фаворита. Главного героя казнили, но он знал, что семья будет в безопасности. Именно забота о близких и сила воли отличают настоящего мужчину.
Маша Миронова, героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», соединяет в себе мягкость и силу воли. Она оказалась в плену у Швабрина, человека, который ранее безуспешно добивался ее расположения. Не каждый сможет противиться искушению и отвергать ставшего влиятельным Швабрина ради далекого возлюбленного, который ничем не может помочь. Однако Маша была верна Петру Гриневу, хотя в то время думала, что им никогда не быть вместе, ведь его родители против их женитьбы. И Петр спас ее. А она потом спасла его от суда. Настоящая женщина не будет подавлять окружающих, подчинять своему мнению. Она действует мягко, но следует своей совести и хранит верность своей любви.
Любовь Мастера и Маргариты из одноименного романа М. А. Булгакова способна преодолеть все, даже саму смерть. Для Мастера она — муза, единственное счастье в жизни. Для Маргариты он — лучший человек, ради которого стоит заключить сделку с Сатаной и стать ведьмой. До встречи друг с другом герои будто не жили по-настоящему, только вместе их существование заиграло яркими красками. Мастер создал гениальный роман, а Маргарита помогла ему обрести покой. Ради такого всепоглощающего чувства стоит и жить, и умирать. Так, любовь помогла героям обрести свое счастье и раскрыть творческий потенциал.
Желтков, герой книги А. И. Куприна «Гранатовый браслет», казался окружающим простым телеграфистом, незначительным человеком. Однако в его душе скрывалась огромная любовь к Вере Шеиной, главное богатство героя. Это чувство ради чувства, которое не требовало отклика, Желтков хотел лишь счастья для любимой. Он знал, что Вера замужем, да и видел ее лишь несколько раз. «Да светится имя Твое,» — с таким религиозным трепетом герой воспринимал свою единственную. И когда ему запретили даже думать о ней, чтобы не нарушать какие-то призрачные приличия, он не смог больше жить и покончил с собой. Настоящая любовь зачастую заканчивается не счастьем, а трагическим исходом, ведь она далеко не всегда бывает взаимной.
В финале романа Л . Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова стала из девочки настоящей женщиной. Она совершала ошибки, поддавалась искушениям (изменила жениху князю Андрею и чуть не сбежала с проходимцем Курагиным). Однако личность должна постоянно развиваться, девушка изменилась – она ухаживала за умирающим бывшим женихом до его смерти, и он ее простил. Наташа — чуткая, понимающая и преданная, для нее семья имеет большое значение – это качества настоящей женщины. И ей может стать каждая девушка, ведь мудрость приходит с опытом. Так и Наташа в финале предстает прекрасной матерью и любящей супругой.
Равенство и понимание в отношениях (Он и Она) Софья Фамусова и Молчалин из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» находятся в совершенно неравных отношениях. «Муж-мальчик, муж-слуга,» — едко замечает про него Чацкий. Молчалин заводит отношения с Софьей ради продвижения по карьерной лестнице, а сам пристает к горничной. И она его не любит, ей лишь нравится выглядеть более значительной на его фоне. В нем она находит то, что пишут авторы романов, и их встречи больше напоминают спектакль в спектакле, где все играют роли. Автор показывает, что неравенство и фальш не могут привести к безусловному пониманию в отношениях, и их сложно сохранить. Что у героев и произошло – Молчалин оказался обманщиком, а Софья узнала об этом слишком поздно.
Равенство и понимание в отношениях (Он и Она) Понимания в семье Кабановых из драмы А. Н. Островского «Гроза» не было совсем. Тихон и его жена Катерина находились под давлением его матери Кабанихи. Кабанов не понимал супругу, он мечтал только поскорее уйти из дома на максимальное время. В эти отлучки он пил и гулял в свое удовольствие, не думая о том, как тяжело его жене находиться в атмосфере постоянного угнетения свекрови без какой-либо поддержки. Он не пытался постичь ее тонкую натуру, жаждущую любви и понимания. Его поведение послужило одной из причин измены Катерины. Тихон понял, как важно было понимать жену, только тогда, когда она утопилась от истязаний свекрови и невнимания супруга. Такова судьба всех браков, где основой становятся порядки из Домостроя. Мужчина и женщина должны строить свое счастье на равных началах.
Равенство и понимание в отношениях (Он и Она) Равенства полов не видела ни одна женщина из семьи Мелеховых из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Наталья вышла замуж за Григория, горячо любя его. А он изменял и всю жизнь не забывал свою настоящую любовь – Аксинью Астахову. Когда жена пыталась уйти от мужа, то столкнулась с непониманием общества, насмешками за спиной, что привело ее к попытке суицида. Ей пришлось вернуться к Мелеховым, а потом и жить с Григорием. Последующие измены мужа привели Наталью к аборту и смерти от его неудачного исхода. Но никто не поддерживал Наталью по-настоящему, ей лишь советовали выкинуть из головы предательство и терпеть, ведь иначе женщине невозможно. Патриархальные порядки казачества были обречены на вымирание, как и семьи, построенные на избиениях, грубости и обмане.
I. «Война и мир» – к 150-летию великой книги Сто пятьдесят лет назад, в 1865 году, в журнале «Русский вестник» началась публикация романа-эпопеи «Война и мир». Эпическую основу «Войны и мира» составляет ощущение жизни как целого и бытия во всей широте этого понятия. Жизнь, по представлению Толстого, – не хороша и не дурна. «Жизненность» или «нежизненность», то есть естественность или неестественность того или иного человеческого характера являются основополагающим критерием оценки его Толстым. Так, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием оценки личности. По Толстому, жизнь конкретна в национальном и социально-историческом содержании, она представлена в многообразии своих форм и противоречий. Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира составляют проблематику романа. «Война и мир» — роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805 — 1812 годах. Эпилог романа доводит повествование до 1820 года.
Примерные темы сочинений к разделу «ВОЙНА И МИР»: ТЕМА 1. Как вы понимаете значение слов : "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну" ТЕМА 2. Согласны ли вы с утверждением: сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть? ТЕМА 3. Духовные искания любимых героев Толстого. ТЕМА 4. Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». ТЕМА 5. Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
Подборка аргументов к разделу ВОЙНА И МИР: 1.Война в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Говоря о войне 1812 года Л.Н.Толстой рисует образы не просто солдат, офицеров, а в первую очередь людей. Классик с любовью и уважением говорит о героях партизанской войны. Читая о подвигах Денисова, Дорохова, простого русского мужика Тихона Щербатого нельзя подумать, что герои отличаются особой жестокостью к врагу. Так, командир партизанского отряда заботится о пленных французах, по-своему жалеет их. Поведение же карьериста Долохова — скорее исключение из правила, чем правило. Толстой пишет не только о смелости этого человека, но и о его безжалостности. Он безразличен к смерти Пети, погибшего во время атаки на французский транспорт. Он жаждет крови разбитого врага. Но война выиграна не Долоховым и ему подобными, а русским народом, а его душа добра . Неподдельно горе Денисова после смерти Пети Ростова. “Денисов... подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети... И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которым Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него”. И даже в этой ситуации герой не вымещает злобу на побежденных французах, не проявляет жестокости к пленным . Тем самым подчеркивается гуманная мысль Толстого о том, что народ не жаждет крови врага. Об этом качестве победителей говорит и Кутузов. Пленные французы вызывают сострадание главнокомандующего и всей русской армии: “Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди”.
2.Жестокость войны . Л.Н Толстой "Война и мир" Наши представления порой разрушаются при столкновении с суровой действительностью. В подтверждение своих слов хочу привести роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Андрей Болконский , отправляясь сражаться с Наполеоном в Европу, представлял себе войну местом средоточия доблести, героизма, храбрости, красоты. Однако при первом боевом столкновении с французами Болконский видит “непарадную” сторону войны. Войска пытаются переправиться через мост под градом снарядов, кругом царит хаос, бегут солдаты, кричат раненные. Представления Болконского о войне полностью меняются, он понимает, что война лишена красоты и романтики, она преисполнена жестокости и крови.
3.Как война раскрывает характер человека? Л.Н . Толстой "Война и мир" В романе-эпопее «Война и мир» можно найти множество примеров поведения человека на войне. Так, офицер Жерков проявляет себя как человек, не готовый жертвовать собой ради победы. Во время Шенграбенского сражения он проявляет трусость, которая приводит к гибели множества солдат. По приказу Багратиона он должен отправиться на левый фланг с очень важным посланием - приказом отступать. Однако Жерков трусит и не передает послание. В это время на левый фланг нападают французы, и начальство не знает, что делать, ведь они не получали никаких приказов. Начинается хаос: пехота убегает в лес, а гусары идут в атаку. Из-за действий Жеркова погибает огромное количество солдат. Во время этого сражения получает ранение юный Николай Ростов, он вместе с гусарами смело бросается в атаку, пока другие солдаты находятся в смятении. В отличие от Жеркова он не струсил, за что и был произведен в офицеры. На примере одного эпизода в произведении мы можем увидеть последствия храбрости и трусости на войне. Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить.
4. Уроки войны . Л.Н. Толстой "Война и мир" Один из героев романа Л.Н. Толстого Андрей Болконский шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания.
5. Что помогает победить на войне? Л.Н . Толстой "Война и мир" Невозможно одержать победу в войне в одиночку. Только сплотившись перед лицом общей беды и найдя в себе храбрость противостоять страху, можно победить. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особенно остро ощущается чувство единства. Разные люди объединились в борьбе за жизнь и свободу. Храбрость каждого солдата, боевой дух армии и вера в собственные силы помогли русским победить французскую армию, посягнувшую на родную землю. Батальные сцены Шенграбенского , Аустерлицкого и Бородинского сражений особенно ярко показывают сплоченность людей. Побеждают в этой войне не карьеристы, которые хотят лишь чинов и наград, а обычные солдаты, крестьяне, ополченцы, ежеминутно совершающие подвиг. Скромный командир батареи Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, купец Ферапонтов, юный Петя Ростов, объединяющие в себе основные качества русского народа, сражались не потому что им приказали, они сражались по своей воле, защищали свой дом и своих близких, именно поэтому победили в войне.
6.Единение людей во время войны. Л.Н . Толстой "Война и мир" Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.
7.Проблема сострадания, человечности, цена человеческой жизни. Л.Н. Толстой "Война и мир" Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель . Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.
8.Нравственная оценка войны. Л.Н . Толстой "Война и мир" Человеку , столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.
9.Можно ли сохранить достоинство в тяжелые времена? Л.Н . Толстой "Война и мир" Семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времени можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам. Они помогали солдатам, принимая их у себя дома. Тяготы жизни не отразились на их характерах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как писать итоговое сочинение 2019 - 2020. Рекомендации.
Как писать итоговое сочинение 2019 - 2020. Общие рекомендации для написания итогового сочинения....
Мастер-класс по теме " Итоговое сочинение", 2019-2020
Мастер-класс по теме " Итоговое сочинение", 2019. Направления, список художественной литературы, примеры сочинений...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукоделие» 2019-2020 на учебный год (8-10 лет, 11-13 лет, 14-17 лет)
Рабочая программа...
Итоговое сочинение 2019-2020 год
Направления итогового сочинения 2019-2020 Война и мирНадежда и отчаяниеДобро и злоГордость и смирениеОн и она...
Результаты итогового собеседования 2019-2020
Результаты ИТОГОВОГО собеседования по русскому языку по критериям...
Итоговое собеседование 2019-2020 уч.г.
Справкаоб итогах проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9-х классах МБОУ СОШ №4 г. Южно-Сахалинска...