«Вересковый мёд»: верность традициям предков
методическая разработка по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6-м классе. P. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vereskovyy_med22l1.ppt | 1.34 МБ |
urok_vereskovyy_med_s_prezent22.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БАЛЛАДА- ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ ЛЮБОВНАЯ КОМИЧЕСКАЯ ВОЛШЕБНАЯ лироэпическое произведение, стихотворение фантастического или героического характера, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом
Жанровые черты баллады: СЮЖЕТ ЗАЧИН КОНЦОВКА ЧУВСТВА АВТОРА ЧУВСТВА ГЕРОЕВ ТАЙНА ДИАЛОГ
В. А. Жуковский. Баллада «Кубок»
РОБЕРТ СТИВЕНСОН 1850-1894
«АБСОЛЮТНЫЙ ПОКОЙ, НИКАКИХ ВОЛНЕНИЙ…» «Я БОРОЛСЯ И ЖИЛ…»
ШОТЛАНДИЯ
ВЕРЕСК- вечнозеленое растение. Высота 30-50 см. Листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки сиренево-розовые, колокольчатые. Плод - маленькая коробочка .
ПРЕКРАСНОЕ ВЕРЕСКОВОЕ ПОЛЕ
Работаем в группах: Группа №1. Мы уже вспоминали сегодня, что такое баллада. Найдите черты баллады в “Вересковом мёде”. Группа №2 . Перечитайте балладу про себя и разделите ее на смысловые части. Озаглавьте каждую часть баллады. Группа №3 . Выберите цитаты, в которых рисуется образ старого медовара. Каким вы представляете себе этого героя? Группа №4. Ответьте на вопросы: Прав ли был герой, жертвуя жизнью своего сына ради тайны? Какие человеческие качества прославляются в этой балладе? Какова основная мысль баллады?
Отвечаем на проблемный вопрос: Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык в 1942 году С. Маршаком. – Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу?
Домашнее задание на выбор: Выучить наизусть 4 четверостишья из баллады «Вересковый мед». Закончить высказывание на одну из тем: - Баллада «Вересковый мед» заставила меня задуматься о… . - Вересковый мед стал символом …
:
ДЕТАЛЬ - ВАЖНАЯ ПОДРОБНОСТЬ Сын и отец молчали, Стоя у края скалы. Вереск шумел над ними, В море катились валы.
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6-м классе по теме P. Л. Стивенсон.
«Вересковый мёд»: верность традициям предков
Цели:
- познакомить с биографией Р. Стивенсона,
- с исторической основой баллады «Вересковый мед»;
- закрепить знания о литературной балладе;
- рассмотреть жанровые особенности баллады Стивенсона «Вересковый мёд»;
- познакомить учащихся с историей древней Шотландии;
- развивать умения и навыки анализа поэтического текста, его выразительного чтения;
- развитие читательских умений и актерского мастерства;
- воспитывать чувство патриотизма..
Ход урока
1.Вступление.
Звучит мелодия шотландской флейты. На экране пейзажи и люди Шотландии..фильм
Учитель. Сегодня мы начинаем изучение зарубежной литературы. Этот раздел открывается со знакомства с шедеврами шотландской литературы балладой Роберта Стивенсона «Вересковый мед». (Слайд 1.)
- Ребята, какие цели мы поставим к нашему уроку? Чем мы будем с вами заниматься?
- Скажите, а при помощи чего мы достигнем наших целей? Какое оборудование нам необходимо?
-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться изучать зарубежную литературу? - А где вам могут пригодиться полученные на уроках знания и умения?
2.Повторение сведений о балладе как жанре.
– Но вначале давайте вспомним, что такое баллада. (Слайд 2.)
Баллада – лироэпическое произведение, стихотворение фантастического или героического характера, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом
– Назовите жанровые черты баллады.(Слайд 3.)
Сюжет, диалог, тайна, зачин и концовка, чувства автора, чувства героев.
– Уточните: какой сюжет, какая композиция, какой финал.
Напряжённый сюжет, неожиданный финал.
- Какие баллады мы уже читали?(Слайд 4 «Кубок».)
3.Инсценировка.
1 ученик. Ну, зачем мне знать, какое произведение я читаю – лирическое или эпическое? Зачем мне знать, какой сюжет? Лишь бы интересно было! Вот – Роберт Стивенсон! Вот это да! (Слайд 5.)
2 ученик. А что в нём интересного? Конечно, он написал много интересных произведений(целых 30!): «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Вересковый мед (Слайд 6.)
1 ученик. Да ты что! Это необыкновенный человек – мужественный, азартный и романтичный.
Ученица. Да-да, он очень любил море. Понятно: его отец и дед были инженерами, строили маяки. Правда, это было очень давно. Ведь Роберт Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге.
2 ученик. Подумаешь… Стал моряком, а потом писателем…
1 ученик и ученица (вместе). Да ты что!
1 ученик. Сначала Стивенсон учился на инженера, а затем на юриста в университете. В 23 года он прославился как писатель.
Ученица. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон сражался с судьбой. От матери ему досталась страшная болезнь – туберкулёз. Вот что назначил врача для Роберта. Читай! (Слайд 7.)
2 ученик. «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить». Ничего себе!
Ученица. Вот так. Стивенсону нельзя много двигаться – он плавает на каноэ, пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовала история его Родины, Шотландии.
1 ученик. Вот именно! Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.
2 ученик. Конечно, всё это очень интересно. Но вот смотрите: «Остров сокровищ» – это роман (эпический жанр), «Вересковый мёд» – баллада (лиро-эпический жанр). Стивенсон писал в разных жанрах. Но главное в книгах - это понимание. Чтобы понимать литературу, мало читать. Надо много знать. Читают все, а вычитывают каждый своё…
Учитель. Вычитать что-то важное нам помогут географ, историк, биолог.
Звучит мелодия шотландской волынки (фильм).
Учитель. Вы готовы? Взялись за руки, закрыли глаза:
Мимо белого тумана,
Мимо жёлтого тумана,
Мимо чёрного тумана,
Мимо стран и городов,
По лесам и океанам,
По пустыням и полянам
Понарошку без обмана
Мы летим среди миров.
Тише, тише, раз, два, три:
Открывай глаза – смотри!
Диалог.
Два ученика читают наизусть по-английски отрывок из баллады Р. Стивенсона «Вересковый мёд». (Слайд 8.)
Король.
I will give thee life ye vermin,
For the secret of the drink.
Старик.
I have a word in private,
A word for the royal ear.
Life is dear to the aged,
And honour a little thing;
I would gladly sell the secret",
I would gladly sell my secret,
Only my son I fear.
Учитель.
– Узнали героев?
– О чём они говорили?
– Почему по-английски?
Учитель.
Действительно, баллада «Вересковый мёд» родилась в Шотландии, в Великобритании, в 1875 году. Слово географу.
Географ. Вот она – Шотландия. (Слайд 9.) Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. (Слайд 10.) Символами Шотландии являются, конечно, клетчатая юбка и волынка. Горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А еще холодная погода, которая закалила жителей Шотландии.
Учитель.
– Чем была Шотландия для героев баллады Стивенсона, для самого Стивенсона?
Шотландия для них – Родина.
– Значит, сегодня мы говорим о Родине.
«Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык? Обратимся к историку. (Слайд 11).
Историк. Как перевести слово «Scotland»? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. От пиктов не осталось памятников письменности, но сохранились непонятные изображения.
Учитель. Трагическое событие – война, во время которой были покорены племена пиктов, – легло в основу баллады «Вересковый мед».
Учитель. Баллада называется «Вересковый мед». А что такое вереск? Выяснить это нам поможет биолог. (Слайд 12.)
Биолог. Вереск – это вечнозеленое растение. Высота 30 – 50 сантиметров, листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Растет вереск на песчаных пустошах. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. Вот оно – вересковое поле! Сколько розового и сиреневого цвета, цвета счастья! Слышите: звенит? А аромат! Чувствуете?! (Слайд13.)
4.Выразительное чтение баллады «Вересковый мёд» учителем.
5. Выразительное чтение баллады «Вересковый мёд» по ролям учащимися.
Беседа по вопросам.
- Тронуло ли ваше сердце это произведение?
- - Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных? (1-2 строфы).
- - Что мы узнали о войне, пронёсшейся над шотландской землёй? Как, не описывая сражений, автор заставил нас почувствовать весь ужас произошедших событий?
- -Какие чувства владели королём?(чтение строк :Король гневно промолвил..)
- -Что чувствовали пикты?
- Какими словами автор выразил своё отношение к героям?( король безжалостный к врагам, глядит угрюмо, гневно промолвил, пикты же малютки-медовары, бедные пикты, маленькие люди).
- Представьте сцену допроса. В чём трагическое величие картины? Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого?(с 1 стороны –крутой берег моря ,безбрежная стихия, в седле восседает шотландский король. С другой стороны-маленькие люди. Их молчание ещё более значительно на фоне вечных голосов природы: вереск звенел над ними, в море катились волны).
- Как погибли отец и сын? Почему старик решил обмануть шотландцев? (боялся, что сын не выдержит пыток, желал для него более лёгкой и быстрой смерти, чем на костре)
- -Почему вересковый мёд для старика- «святая тайна»?(это их традиции ,если их предать ,значит предать свою историю, свой народ)
- -Во имя чего совершает свой подвиг старик?(во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине).
- -«Вересковый мёд»-баллада. Почему ,как вы думаете, Стивенсон обратился к этому жанру?(он писал о легендарных исторических времанах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре ,как баллада).
Работа в группах:
1 группа: Мы уже вспоминали сегодня, что такое баллада. Найдите черты баллады в “Вересковом мёде”.
(исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка).
2 группа: - Перечитайте балладу про себя и разделите ее на смысловые части. Озаглавьте каждую часть баллады.
1.Тайна верескового меда.
2 Шотландский король завоевал пиктов.
3. Нашлись последние пикты.
4. Недовольство короля растет.
5. Обещает открыть тайну и обманывает короля.
6. Погибает герой, тайна не раскрыта
Группа №3. Выберите цитаты, в которых рисуется образ старого медовара. Каким вы представляете себе этого героя?
Группа №4. Ответьте на вопросы: Прав ли был герой, жертвуя жизнью своего сына ради тайны? Какие человеческие качества прославляются в этой балладе? Какова основная мысль баллады?
Заключение.
Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык в 1942 году С. Маршаком.
– Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу? Что, у него не было других дел?
1942 год – трудное время для России, когда победа над врагом зависела от каждого человека.«Вересковый мёд» Р. Стивенсона призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну – это подвиг.
Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени.
– Как называется чувство любви к Родине?
Чувство любви к Родине называется патриотизмом.
– Кто-то сказал: надо прожить жизнь так, чтобы боги в восторге подарили вторую. Если жизнь начать сначала, то старик… Как бы он поступил?
Домашнее задание.
- Выучить наизусть 4 четверостишья из баллады «Вересковый мед».
- Закончить высказывание на одну из тем:
- Баллада «Вересковый мед» заставила меня задуматься о… .
- Вересковый мед стал символом …
-В чем заключалась тайна и сила этого народа?
– Вереск – растение пиктов. Какими вы себе представляете пиктов?
Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые.
– Чем был вереск для пиктов?
Вереск для пиктов – это жизнь.
– Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом. (Слайд 12.)
На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый на живом.
Как сражались пикты, автор не описывает. Но мы понимаем, что это война не на жизнь, а насмерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.
– Мы говорим о войне и смерти.
Как к пиктам относится автор?
Он им сочувствует: малютки-медовары, бедные пикты.(Слайд 13.)
– А король? Найдите эпитет(образное определение), характеризующий его.
– Докажите, что король безжалостный.
По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.
– Найдите глаголы в первых шести строфах баллады. В какой форме использовал их автор? Почему? (Слайд 14.)
Был, пили, пришел, погнал, лежал, настало, нашли – форма прошедшего времени. Этим подчеркивается, что события баллады были давно.
– С точки зрения композиции как можно назвать эту часть баллады?
Это зачин.
– Прочитайте 7 строфу. Что изменилось? Почему?
Король едет, чайки реют – глаголы в настоящем времени. Благодаря этому мы становимся как бы свидетелями происходящего.
– Как чувствует себя король? Зачем ему вересковый мёд?
Он недоволен, глядит угрюмо. Завоеваны земли пиктов, а напитка король так и не отведал. Значит, победа еще неполная.
– Так король – главный герой?
Нет, главные герои – последние оставшиеся в живых пикты.
– Какие «последние пикты»?
Старик – карлик и мальчик пятнадцати лет. Мудрый и совсем юный. Учитель и ученик.
– Чем грозит король? Как ответили пикты?
Гневно король промолвил:
– Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовите мед!
Пикты ответили молчанием.
– Как они молчат? О чем они думают в этот момент?
Молчат с достоинством. Наверное, герои думают о жизни, о смерти, о том, как сохранить тайну, переживают друг за друга.
– Мы говорим о достоинстве. (Слово «достоинство» прикрепляется к доске.)
Где происходит допрос? Назовите детали. (Слайд 15.)
Крутой берег моря, валы, звенящий вереск.
– Как вы думаете, это важно?
Конечно, важно. У старика и мальчика нет выхода. С одной стороны – море, с другой – враги. Жалко героев, страшно за них.
– Молчание – золото. Но… Прочитайте слова старика. Слово – тоже поступок. Оцените поступок старика.
Это предательство.
– Мы говорим о предательстве. (Слово «предательство» прикрепляется к доске.)
Попробуйте описать чувства мальчика. Докажите текстом.
Появляется образ эха. Оно донесло до старика слова проклятия.
– Как вы думаете, что будет потом?
Пытка, костер.
– Может быть, старик выдаст тайну? Докажите текстом.
Из вереска напиток
Забыт давным-давно…
– Назовите черты баллады в «Вересковом мёде» Р. Стивенсона.(Слайд 16.)
Напряженный сюжет, диалог, авторское отношение, пейзажный зачин, неожиданный финал.
– Так где же тайна?
Тайна – рецепт приготовления верескового меда.
– Но ведь это всего лишь напиток? Почему пикты не выдали секрет?
Вересковый мед – это традиция пиктов. Передать рецепт – это значит предать свой народ, Родину.
– Для кого это – заветная тайна, а для кого – святая? Почему? (Слайд 17.)
– Какой старик?
Гордый, стойкий, настоящий герой.
– Презрение к смерти рождает героев. Почему у героя нет имени?
Так поступил бы каждый из пиктов.
– Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Такой поступок называется самопожертвованием.
– Мы говорим о самопожертвовании. (Слово «самопожертвование» прикрепляется к доске.)
– К какому типу баллад вы отнесёте «Вересковый мёд» Стивенсона?
Это героическая баллада.
– Как вы думаете, почему баллада называется «Вересковый мёд», а не, например, «Старик и сын»?
Вересковый мед – это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Они погибли непокоренными, непобежденными.
Заключение.
Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык в 1942 году С. Маршаком. Его стихи о жизни прозвучали в начале нашего урока.
– Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу? Что, у него не было других дел?
1942 год – трудное время для России, когда победа над врагом зависела от каждого человека.«Вересковый мёд» Р. Стивенсона призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну – это подвиг.
– Мы говорим о подвиге.
Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени.
– Как называется чувство любви к Родине?
Чувство любви к Родине называется патриотизмом.
– Кто-то сказал: надо прожить жизнь так, чтобы боги в восторге подарили вторую. Если жизнь начать сначала, то старик… Как бы он поступил?
Домашнее задание.
Написать миниатюру «Почему надо читать балладу Стивенсона «Вересковый мёд»?» (Слайд 18.)
Лексическая работа. Закончи предложения. (Слайд 19.)
• «Вересковый мед» Р. Стивенсона является …
• Она заставила меня задуматься о …
• Вересковый мед стал символом …
Вопрос:Как вы относитесь к поступку отца?Что вызывает у вас в душе поступок героя:осуждение(чёрный) или восхищение(белый).
. Подведение итогов.
Вот и подошла к концу наша литературная экспедиция. Я думаю, она вам запомнится надолго, потому что мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, возможно, вам захочется перечитать его произведения снова.
Прекрасны призраки былого,
Легенд и мифов хоровод,
Как хочется вернуться снова,
Туда где пикты варят мёд…
Хочется верить, что, несмотря на то, что экспедиция подошла к концу, вы так и останетесь не просто учениками, а ценителями и любителями литературы.
Инсценировка.
1 ученик. Ну, зачем мне знать, какое произведение я читаю – лирическое или эпическое? Зачем мне знать, какой сюжет? Лишь бы интересно было! Вот – Роберт Стивенсон! Вот это да! (Слайд 5.)
2 ученик. А что в нём интересного? Конечно, он написал много интересных произведений(целых 30!): «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Вересковый мед»…
1 ученик. Да ты что! Это необыкновенный человек – мужественный, азартный и романтичный. (Слайд 6.)
Ученица. Да-да, он очень любил море. Понятно: его отец и дед были инженерами, строили маяки. Правда, это было очень давно. Ведь Роберт Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге.
2 ученик. Подумаешь… Стал моряком, а потом писателем…
1 ученик и ученица (вместе). Да ты что!
1 ученик. Сначала Стивенсон учился на инженера, а затем на юриста в университете. В 23 года он прославился как писатель.
Ученица. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон сражался с судьбой. От матери ему досталась страшная болезнь – туберкулёз. Вот что назначил врача для Роберта. Читай!
2 ученик. «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить». Ничего себе!
Ученица. Вот так. Стивенсону нельзя много двигаться – он плавает на каноэ, пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовалаистория его Родины, Шотландии.
1 ученик. Вот именно! Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.
2 ученик. Конечно, всё это очень интересно. Но вот смотрите: «Остров сокровищ» – это роман (эпический жанр), «Вересковый мёд» – баллада (лиро-эпический жанр). Почему?
Ученица. Так давайте на каждую книгу приклеим этикетку: род – лирический, жанр – стихотворение.
1 ученик. Литература – это же не магазин!
2 ученик. Верно. Чтобы понимать литературу, мало читать. Надо много знать. Читают все, а вычитывают каждый своё…
Учитель. Вычитать что-то важное нам помогут географ, историк, биолог.
Звучит мелодия шотландской волынки (слайд 7).
Учитель. Вы готовы? Взялись за руки, закрыли глаза:
Мимо белого тумана,
Мимо жёлтого тумана,
Мимо чёрного тумана,
Мимо стран и городов,
По лесам и океанам,
По пустыням и полянам
Понарошку без обмана
Мы летим среди миров.
Тише, тише, раз, два, три:
Открывай глаза – смотри!
Диалог.
Два ученика читают наизусть по-английски отрывок из баллады Р. Стивенсона «Вересковый мёд». На экране – карта Шотландии. (Слайд 8.)
Король.
I will give thee life ye vermin,
For the secret of the drink.
Старик.
I have a word in private,
A word for the royal ear.
Life is dear to the aged,
And honour a little thing;
I would gladly sell the secret",
I would gladly sell my secret,
Only my son I fear.
Биолог. Вереск – это вечнозеленое растение. Высота 30 – 50 сантиметров, листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Растет вереск на песчаных пустошах. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. Вот оно – вересковое поле! Сколько розового и сиреневого цвета, цвета счастья! Слышите: звенит? А аромат! Чувствуете?! (Слайд11.)
Географ. Вот она – Шотландия. (Слайд 9.) Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. Символами Шотландии являются, конечно, клетчатая юбка и волынка.Горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А еще холодная погода, которая закалила жителей Шотландии.
Историк. Как перевести слово «Scotland»? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. От пиктов не осталось памятников письменности, но сохранились непонятные изображения.