Литературная гостиная по творчеству А. С. Пушкина «Любви все возрасты покорны»
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная по творчеству А. С. Пушкина
«Любви все возрасты покорны»
Цели:
Научить детей осознанно воспринимать содержание произведений А. С. Пушкина.
- Развивать в юном читателе творческую фантазию.
- Воспитывать трепетное отношение к пушкинской поэзии.
- Воспитать у учащихся потребность в общении друг с другом, воспитывать культуру диалога.
- Вызвать интерес у учащихся к изучению литературы.
- Приобщить к работе с различными книгами по творчеству А.С.Пушкина.
- Развитие речи через выразительное чтение поэтического текста.
Форма мероприятия: литературная гостиная
Оборудование: Мультимедийная презентация (наглядные материалы к творчеству А.С.Пушкина)
- Выставка книг поэта.
- Выставка детских рисунков к произведениям А. С. Пушкина.
- Иллюстрации.
Московская изобразительная Пушкиниана.
Государственный музей А. С. Пушкина.
Литературные места России. М.»Советская Россия», 1987
С. С. Гейченко «Под пологом леса». Москва, ДЛ., 1987
Семен Гейченко «Завет внуку». Москва, ДЛ, 1986
А.Пьянов «Под голубыми небесами». Москва, ДЛ, 1986
План мероприятия:
- Вступительное слово учителя.
- Начало. «Почему Пушкин всегда современен?»
- Мое открытие Пушкина.
- Лицей.
- Поэт и история. Поэт и современность.
- Заключительное слово учителя.
Звучит музыка П.И. Чайковского из оперы Евгений Онегин»
2 Ведущий: читает стихотворение Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»
1 Ведущий: Сегодня мы собрались в этой великолепной литературной гостиной, чтобы вновь вспомнить о творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина, почувствовать дух исторической эпохи «золотого века». (В гостиной звучит музыка П. И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин». Под эту музыку исполняется экосез – танец, наиболее распространенный в начале 19 в.).
2 Ведущий : Есть имена, как солнце! Имена-
Как музыка! Как яблони – в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте:
Действительном в любые времена.
Учитель: В каком возрасте становятся понятны детям пушкинские стихи? Трудно определить с математической точностью границы читательских возрастов. Все начинается с пушкинских сказок. Они всегда наготове в каждой семье и ждут того времени, когда ребенок начнет понимать их смысл, или хотя бы любить их звучание. Как известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству. Были люди, которые жалели, что Пушкин спускается с высот своих поэм в область простонародной сказки, а между тем сказки Пушкина – то же, что и поэмы.
1 ведущий: С 1811 года Александр Сергеевич становится учащимся «особенного» учебного заведения России – Царскосельского лицея. Никто не знал, что этому курчавому отроку, прозванному товарищами «французом» за блестящее знание французской словесности, предстоит стать создателем нового русского литературного языка и величайшим поэтом России, именем которого назовут целую эпоху в истории Отечества. В лицее и начал Пушкин свою поэтическую эпопею, поэму-сказку «Руслан и Людмила». В этой поэме «русский дух» так широко разлит, как русский воздух омывает наши родные просторы. В день окончания поэмы Жуковский Василий Андреевич подарил Пушкину портрет с такой выразительной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Учитель: Фрагмент из сочинения ученицы 6б класса: Для меня Пушкин – родной человек. Его поэма «Руслан и Людмила» погружает меня в таинственный сказочный мир.
Чтение «Вступления» к поэме «Руслан и Людмила».
1 ведущий: Стихи Пушкина, посвященные Лицею и лицеистам, по справедливому замечанию академика Якова Карловича Грота, «скрепили узы дружбы не только между его товарищами, но и между воспитанниками последующих курсов, таким образом, Пушкина надо считать главным творцом и хранителем товарищеского братства, что очень важно и в наше время.
Чтение стихотворения «Пущину»
2 ведущий: Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей со своей няней Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Особенно теплыми становятся отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву: «До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю». Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения. Существует мнение, что именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях.
1 ведущий: «Так вот кто первая вдохновительница, первая муза первого истинно русского поэта, это – няня… Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная благодарность» (Иван Сергеевич Аксаков)
Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. И бесспорно, что она любила своего воспитанника, ничего не требуя взамен, поэтому Александр Пушкин говорил: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
Ученик читает стихотворение «Няне».
Звучит романс «Буря мглою небо кроет…» в исполнении учащегося 6 класса
2 ведущий: Сказки Пушкина мы знаем:
Любим очень и читаем,
Изучаем наизусть.
В них живет наш русский дух!
И одну из этих сказок
Мы расскажем вам сейчас
Про Балду и про попа,
Как Балда попа исправил,
Уважать свой труд заставил.
2) Инсценирование эпизода «Поединок с бесами» из «Сказки о попе и о работнике его Балде».
Учитель: фрагмент сочинения ученицы 6 класса: « Сказки Пушкина волшебные и поучительные, мудрые и веселые. Сколько в них добра, народной мудрости, юмора, луковства». Из другого сочинения: «Меня удивляет ловкость Балды и глупость старухи с ее разбитым корытом, а так же покорность деда и терпимость золотой рыбки.»
3) Инсценирование «Сказки о рыбаке и рыбки».
1 ведущий:
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво
(Исполняется танец Царевны-Лебедь ученицей 11 класса)
2 ведущий: А потом и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведении, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма… И это уже навсегда!
Учитель: С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами его стихи ми принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами. Дорогие ребята, любите Пушкина!
1 ведущий: Пушкин был уроженцем Москвы, но как-то так получилось, что Москва с присущей ей беспечной щедростью уступила Пушкина Петербургу.
2 ведущий: И Пушкин пришелся ко двору. Конечно, не к царскому двору, тут дело сразу не заладилось, а к большому общему двору российской столицы, включавшему людей разных сословий, разного чина и звания, но объединенных тем, что все они были читателями и почитателями Пушкина.
1 ведущий: Живя в Петербурге, Пушкин не мог не видеть, значение этого города для России, не знать историю его создания. Когда Пушкин писал «Медного всадника», он был уже в поре зрелости, признанным поэтом, писателем, драматургом, историком. Никто, как Пушкин, не смог добавить романтики Петербургу, образу Невы. Для того, чтобы узнать, как относился к городу сам Пушкин, надо просто читать его произведения: все, что он хотел сказать о Петербурге, сказано им самим.
Чтение «Вступления» в поэму «Медный всадник».
2 ведущий: Смотрительница музея Пушкина в Михайловском – простая крестьянка Александра Федоровна Федорова так говорила о его творчестве «Он, Пушкин, все любил, в чем есть жизнь, и обо всем этом писал в своих книгах, теперь все идут к Пушкину, потому что его творения охраняют людей от дурного, очищают душу. Ежели тебя, скажем, что волнует и нет у тебя доброго советчика – иди к Пушкину, он укажет на истинного друга, даст верный совет, и ты возрадуешься и возвеселишься. Только хорошенько подумай, что тебе нужно, а потом спроси у Пушкина, и получишь все ответы в его книгах».
1 ведущий: Такой книгой является роман «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Открывая страницы романа, мы погружаемся в неповторимый мир пушкинской эпохи: гуляем по летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаем надменную скуку петербуржской гостиной, слышим разговоры поместных хозяев, переживаем с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуемся великолепными картинами русской природы, получаем ответы на многие вопросы, приобретаем друзей.
Чтение «письма Татьяны к Онегину» Барановская Татьяна 10 класс
Исполнение арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» учащимся 7 класса
Учитель: фрагмент из сочинения ученицы 6 класса: «Если с детства читать Пушкина, то превосходным образом можно воспитать в себе человека, научиться дружить, любить, восхищаться природой.»
Стихотворение «Зимнее утро».
2 ведущий: Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Ученица 10 класса читает стихотворение «Осень».
Учитель зачитывает отрывки из сочинений учащихся на тему: «Кто для меня Пушкин»,
«Поэт и история, поэт и современность»
Историческая справка
1 ведущий: Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес.
Тогда роман на новый лад
Займет веселый мой закат.
Не муки тайные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Но просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.
Просмотр фрагмента из фильма «Капитанская дочка»
Ведущий 1: «Эта сцена – поединок великодушный, соревнование в величии.
Очная ставка внутри Пугачева, самовластья с собственным влечением сердца.
Очная ставка внутри Гринева, влечение человеческого долга с долгом воинским.
Очная ставка долга и бунта, Присяги и Разбоя. И гениальный вывод: в Пугачеве- разбойнике, одолевает человек; в Гриневе-ребенке, одолевает воин» Марина Цветаева.
Пугачев: - Что, Ваше благородие? Струсил ты, признайся, когда мои молодцы накинули тебе веревку на шею? Я чаю небо с овчинку показалось.…А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? Ты крепко передо мной виноват, но я помиловал тебя за твою добродетель. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?
Гринев усмехнулся.
Чему ты усмехаешься? Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.
Гринев: - Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый; ты сам увидел бы, что я лукавствую.
Пугачев: - Кто же я таков по твоему разумению?
Гринев: - Бог тебя знает, но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.
Пугачев: - Так ты не веришь, чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро! а разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня, что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного прочего? Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую в фельдмаршалы. И в князья. Как ты думаешь?
Гринев: - Нет. Я природный дворянин. Я присягал государыне императрице; тебе служить не могу. Коли ты, в самом деле, желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.
Пугачев: - А коли отпущу, так обещаешь ли, по крайней мере против меня не служить?
Гринев: - Как могу тебе в этом обещаться? Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник, сам требуешь повиновения от своих. На что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобиться? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду.
Пугачев: - Так и быть. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь. Завтра приходи со мной проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уже дрема клонит.
Ведущий 1: Страница русской истории промелькнула перед нами. Судьба России – судьба поэта - судьба русской литературы. Ученые говорят, что Пушкин – первый и единственный поэт-историк. Но все же есть ли разница между историком и поэтом?
Ведущий 2: Историка интересуют события. Поэта – люди. Обращение к истории для поэта – всегда средство разобраться в настоящем, а значит, и заглянуть в будущее, ведь без прошлого нет будущего
Учитель рассказывает о конкурсе на лучшую иллюстрацию к произведениям Пушкина. Называет победителей.
Победители рассказывают, почему именно к данному произведению каждый из них делал иллюстрацию.
2 Ведущий : Александр Сергеевич Пушкин – непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Тема любви к женщине звучит во многих произведениях и представлена многогранно: любовь – чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, любовь человека, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т.д.)
Шедеврами пушкинской любовной лирики, в которых говорит «язык сердца», являются немало стихотворений. Среди них «Я помню чудное мгновение»
Звучит романс в исполнении ученицы 7 класс.
1 Ведущий : К сожалению, время неумолимо идёт вперёд. Настала пора нашего расставания. Мы сегодня не призываем вас помнить творчество А.С.Пушкина- не знать его невозможно. Грани его таланта до сих пор переливаются всё новыми и новыми отблесками. Мы просто призываем вас понять ту глубину счастья, которую подарил нам великий поэт - считаться его соотечественниками!!!
Ход мероприятия сопровождается показом слайдов презентации о Пушкине и его творчестве, подготовленной учащейся 11 класса. (Презентация прилагаетя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная по творчеству А.Блока
Литературная гостиная по творчеству А.Блока...
Литературная гостиная по творчеству Б. Окуджавы "Дайте выкрикнуть слова"
Сценарий знакомит с жизнью и творчеством поэта-барда Б. Окуджавы....
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона
Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...
Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»
Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить и заинтересовать обучающихся жизнью и творчеством А.В. Вампилова...
Урок - литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»
Литературная гостиная «Приветствую тебя, Кавказ седой» Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; постаратьс...
Литературная гостиная по творчеству Э. Асадова
Литературная гостиная по творчеству Э.Асадова: презентация и сценарий. Читается на фоне музыки....
Литературная гостиная "Их творчество бессмертно, их имена в наших сердцах" (по творчеству воронежских поэтов)
Мероприятие включает в себя чтение стихов поэтов Воронежского края, заочную экскурсию по памятным местам Воронежа....
- Мне нравится (1)