Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс)

Черепанова Аэлита Николаевна

Рабочая программа по литературе  разработана к учебнику В.Я.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6_lit.docx53.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____Лесина Т.И.___________/

Пр._  от « __ »  августа  2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/ Булгакова  Е.А./

Протокол педагогического совета

№  1  от «30» августа  2019 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Часцовской СОШ

_______________/ Куницын А.П./

Приказ

№____ от «30» августа  2019 г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

 (предмет)

по   учебному  предмету «Литература»

на 2019/2020 учебный год

Программа:    общеобразовательная  

Уровень   программы:  общий

Класс: 6 «Г»

Количество часов в год  согласно  учебного плана: 102

Количество часов  в  неделю:  3

Учитель: Гладких Аэлита Николавна

                           (Ф.И.О. полностью)

Квалификационная категория:

Программа  составлена  на основе примерной программы  основного общего  образования по литературе  и авторской   программы  под   редакцией В.Я.Коровиной

П. Часцы

2019 год

Пояснительная записка

Исходными документами  для составления программы явились:

Документы федерального уровня –

  • Конституция РФ;
  • Федеральный     закон      «Об    образовании    в     Российской    Федерации» от      29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.11.2013);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.  2010 г. №189   «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 № 95 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015» (Зарегистрирован 15.04.2019 № 54381)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 N 345 (ред. ОТ 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников,  рекомендуемых к использованию  при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ  начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”

Документы регионального  уровня –

  • Закон  Московской  области   «Об образовании»   от  11.07.2013 г. № 17\59-П;
  • Закон Московской области № 200/2018-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году»

Документы школьного  уровня –

  • Положение «О рабочей программе педагога»;
  • Образовательная программа ФГОС ООО;
  • Учебный план МБОУ Часцовской СОШ на 2019/2020  уч.год

Объем  программы.

Количество часов на год

Количество часов по триместрам

1

2

3

Общая трудоемкость

102

10 недель

30

11 недель

33

13 недель

39

102 ч.  в год, 3 часа в неделю.

Программа скорректирована с учетом гос.праздников. 

Цели изучения предмета.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.

Содержание программы

  • Введение.
  • Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
  • УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
  • Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
  • Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
  • Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
  • ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  • «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
  • Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
  • Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
  • ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
  • Русские басни
  • Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
  • Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

  • Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
  • Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
  • Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
  • «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
  • «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
  • «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
  • «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
  • «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
  • «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
  • «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
  • Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
  • «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
  • «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
  • Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
  • Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
  • «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
  • Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).


  • Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
  • Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
  • «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
  • Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
  • Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
  • Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
  • Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
  • «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
  • Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
  • Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
  • «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
  • Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
  • Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
  • еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
  • Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
  • Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
  • Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
  • Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
  • Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных  героев. Тема служения людям.

  • Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
  • Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
  • «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
  • Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
  • Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
  • Произведения о Великой Отечественной войне
  • К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
  • Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
  • Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
  • «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
  • Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
  • Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
  • «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
  • Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
  • Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
  • Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
  • Родная природа в русской поэзии XX века
  • А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
  • Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
  • Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются


  • Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
  • ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
  • Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
  • Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
  • Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
  • «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
  • Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
  • ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  • Мифы народов мира
  • Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
  • Геродот. «Легенда об Арионе».
  • Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
  • Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
  • Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
  • Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
  • Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
  • Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
  • Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
  • Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
  • Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
  • Проспер Мериме. Рассказ о писателе.


  • Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
  • Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
  •  «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
  • Теория литературы. Притча (начальные представления).
  • Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Введение

1

Устное народное творчество

3

Из древнерусской литературы

2

Из русской литературы XVIII века

2

Из русской литературы XIX века

51

Из русской литературы XX века

18

Из зарубежной литературы

10

Внеклассное чтение

5

Проверочные работы

3

Проекты, практические работы

5

Итоговый контроль

2

ИТОГО

102

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; С.А. Есенина, А.П.Чехова и др.
  • изученные теоретико-литературные понятия:
  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

  уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

Личностные результаты изучения предмета:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечетву, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;
  • развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;
  • умение  понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • смысловое чтение;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Плановых контрольных работ:  9

№№

п/п

Тема  контрольной работы

Дата проведения

1.

Входной контроль. Проверка техники чтения.

2

 Контрольная работа № 1 по теме «Басни»

3

Контрольная работа № 2 по повести «Дубровский»

4

Контрольная работа № 3 по стихотворениям М. Ю. Лермонтова

5

Контрольная работа № 4 по творчеству Тютчева, Фета

18.12

6

Р/р Контрольное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

и Н.С.Лескова.

21.01

7

Контрольная работа  № 5 по литературе XIX века

29.01

8

Контрольная работа № 6 по древнегреческим мифам и поэмам Гомера

29.04

9

Итоговая контрольная работа

26.05

Календарно -тематическое планирование

план

факт

примечание

1

ВВЕДЕНИЕ

  Инструктаж по ТБ  ИОТ №16. Писатели – создатели, хранители и любители книг

1

2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1

3

Художественные особенности календарно-обрядовых песен

1

4

Входной контроль. Проверка техники чтения. Пословицы и поговорки

1

5

Р/Р Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора

1

6

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Повесть временных лет».

1

7

«Сказание о белгородском киселе».

1

8

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIII ВЕКА

Русская басня. И. И. Дмитриев.  «Муха».

1

9

И. А. Крылов. «Осел и Соловей»

1

10

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик»

1

11

Контрольная работа № 1 по теме «Басни»

1

12

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину»

1

13

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

1

14

Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1

15

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I)

1

16

Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. II-III)

1

17

Р/р Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V)

1

18

Р/р Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII)

1

19

Учитель (гл. VIII-X)

1

20

Р/р Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI)

1

21

Два мальчика (гл. XVII)

1

22

Развязка романа (гл. XVIII-XIX)

1

23

Контрольная работа № 2 по повести «Дубровский»

1

24

Р/р Подготовка к сочинению

1

25

А. С. Пушкин «Повести Белкина»

1

26

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

1

27

М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи»

1

28

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»

1

29

М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс»

1

30

Контрольная работа № 3 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

1

31

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

1

26.11

32

Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»

1

17.11

33

Рассказы героев «Бежина луга»

1

29.11

34

Природа и её роль в рассказах Тургенева.

1

03.12

35

Портреты русских крестьян» (по «Запискам

охотника»)

1

04.12

36

Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева

1

06.12

37

Р/р Человек и природа в стихотворениях Тютчева

1

10.12

38

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета

1

11.12

39

Р/р Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета

1

13.12

40

А. А. Фет «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

1

17.12

41

Контрольная работа № 4 по творчеству Тютчева, Фета

1

18.12

42

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

1

20.12

43

Картины подневольного труда в стихотворении «Железная дорога».

1

24.12

44

Композиция стихотворения «Железная дорога»

1

25.12

45

Р/р Трёхсложные размеры стиха

1

27.12

46

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»

1

10.01

47

Характеристика персонажей сказа

1

14.01

48

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши

1

15.01

49

Особенности языка сказа «Левша». Проект

1

17.01

50

Р/р Контрольное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

и Н.С.Лескова.

1

21.01

54

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА

Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого

1

22.01

55

Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого

1

24.01

56

Р/р Анализ стихотворения

1

28.01

57

Контрольная работа  № 5 по литературе XIX века

1

29.01

58

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

А.И.Куприн «Чудесный доктор».

1

31.01

59

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

1

04.02

60

А.С.Грин «Алые паруса». Автор и его герои

1

05.02

61

Победа романтической мечты над реальностью жизни.

1

07.02

62

«Алые паруса» как символ воплощения мечты

1

11.02

63

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.«Неизвестный

цветок»

1

12.02

64

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»

1

14.02

65

В/чт «Ни на кого не похожие» герои А. П.Платонова

1

25.02

66

ПРОИЗВЕДЕНИЯ   О  ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЕ

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

1

26.02

67

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

1

28.02

68

Произведения о Великой Победе (на выбор учащихся)

1

03.03

69

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

1

04.03

70

Нравственные проблемы рассказа

1

06.03

71

Р/р Творческая работа по рассказу Астафьева

1

10.03

72

В.Г.Распутин «Уроки французского»

1

11.03

73

Нравственные проблемы рассказа

1

13.03

74

Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

1

17.03

75

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

В. М. Шукшин «Критики»

1

18.03

76

Образ «странного» героя в рассказе Шукшина

1

20.03

77

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

24.03

78

Смысл названия рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

25.03

79

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой

1

27.03

80

Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова.

1

31.03

81

Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова.

1

01.04

82

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева

1

03.04

83

Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева

1

14.04

84

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

1

15.04

85

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

1

17.04

86

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

1

21.04

87

«Легенда об Арионе»

1

22.04

88

Гомеровский эпос

1

24.04

89

Гомеровский эпос

1

28.04

90

Контрольная работа № 6 по древнегреческим мифам и поэмам Гомера

1

29.04

91

Работа над ошибками, анализ к/р

1

06.05

92

В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

1

08.05

Программа скорректирована за счет гос.праздников

93

В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

1

08.05

94

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

1

12.05

95

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

1

13.05

96

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

15.05

97

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

19.05

98

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская

сказка-притча

1

20.05

99

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская

сказка-притча

22.05

100

Итоговая контрольная работа

1

26.05

101

Анализ контрольной работы

1

27.05

102

Задания для летнего чтения

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...