Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс)
Рабочая программа по литературе разработана к учебнику В.Я.Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6_lit.docx | 53.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____Лесина Т.И.___________/ Пр._ от « __ » августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/ Булгакова Е.А./ Протокол педагогического совета № 1 от «30» августа 2019 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Часцовской СОШ _______________/ Куницын А.П./ Приказ №____ от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(предмет)
по учебному предмету «Литература»
на 2019/2020 учебный год
Программа: общеобразовательная
Уровень программы: общий
Класс: 6 «Г»
Количество часов в год согласно учебного плана: 102
Количество часов в неделю: 3
Учитель: Гладких Аэлита Николавна
(Ф.И.О. полностью)
Квалификационная категория:
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной
П. Часцы
2019 год
Пояснительная записка
Исходными документами для составления программы явились:
Документы федерального уровня –
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.11.2013);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 № 95 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015» (Зарегистрирован 15.04.2019 № 54381)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 N 345 (ред. ОТ 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”
Документы регионального уровня –
- Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 г. № 17\59-П;
- Закон Московской области № 200/2018-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году»
Документы школьного уровня –
- Положение «О рабочей программе педагога»;
- Образовательная программа ФГОС ООО;
- Учебный план МБОУ Часцовской СОШ на 2019/2020 уч.год
Объем программы.
Количество часов на год | Количество часов по триместрам | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
Общая трудоемкость | 102 | 10 недель 30 | 11 недель 33 | 13 недель 39 |
102 ч. в год, 3 часа в неделю.
Программа скорректирована с учетом гос.праздников.
Цели изучения предмета.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы.
Содержание программы
- Введение.
- Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
- Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
- Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
- Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
- ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
- Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
- Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
- ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
- Русские басни
- Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
- Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
- Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
- Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
- Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
- Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
- «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
- «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
- «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
- «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
- «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
- «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
- «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
- Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
- Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
- «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
- «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
- Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
- Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
- «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
- Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
- Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
- Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
- «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
- Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
- Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
- Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
- Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
- «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
- Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
- Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
- «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
- Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
- Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
- еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
- Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
- Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
- Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
- Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.
- Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
- Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
- «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
- Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
- Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
- Произведения о Великой Отечественной войне
- К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
- Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
- Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
- «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
- Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
- Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
- «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
- Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
- Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
- Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
- Родная природа в русской поэзии XX века
- А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
- Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
- Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
- Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
- ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
- Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
- Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
- Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
- «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
- Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
- ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Мифы народов мира
- Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
- Геродот. «Легенда об Арионе».
- Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
- Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
- Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
- ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
- Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
- Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
- Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
- Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
- Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
- Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
- Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
- Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
- Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
- «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
- Теория литературы. Притча (начальные представления).
- Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Введение | 1 | |
Устное народное творчество | 3 | |
Из древнерусской литературы | 2 | |
Из русской литературы XVIII века | 2 | |
Из русской литературы XIX века | 51 | |
Из русской литературы XX века | 18 | |
Из зарубежной литературы | 10 | |
Внеклассное чтение | 5 | |
Проверочные работы | 3 | |
Проекты, практические работы | 5 | |
Итоговый контроль | 2 | |
ИТОГО | 102 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; С.А. Есенина, А.П.Чехова и др.
- изученные теоретико-литературные понятия:
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Фольклор. Жанры фольклора.
- Литературные роды и жанры.
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.
Личностные результаты изучения предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечетву, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;
- развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- смысловое чтение;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Плановых контрольных работ: 9
№№ п/п | Тема контрольной работы | Дата проведения |
1. | Входной контроль. Проверка техники чтения. | |
2 | Контрольная работа № 1 по теме «Басни» | |
3 | Контрольная работа № 2 по повести «Дубровский» | |
4 | Контрольная работа № 3 по стихотворениям М. Ю. Лермонтова | |
5 | Контрольная работа № 4 по творчеству Тютчева, Фета | 18.12 |
6 | Р/р Контрольное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | 21.01 |
7 | Контрольная работа № 5 по литературе XIX века | 29.01 |
8 | Контрольная работа № 6 по древнегреческим мифам и поэмам Гомера | 29.04 |
9 | Итоговая контрольная работа | 26.05 |
Календарно -тематическое планирование
план | факт | примечание | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ Инструктаж по ТБ ИОТ №16. Писатели – создатели, хранители и любители книг | 1 | |||
2 | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 1 | |||
3 | Художественные особенности календарно-обрядовых песен | 1 | |||
4 | Входной контроль. Проверка техники чтения. Пословицы и поговорки | 1 | |||
5 | Р/Р Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора | 1 | |||
6 | ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА «Повесть временных лет». | 1 | |||
7 | «Сказание о белгородском киселе». | 1 | |||
8 | ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIII ВЕКА Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха». | 1 | |||
9 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей» | 1 | |||
10 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик» | 1 | |||
11 | Контрольная работа № 1 по теме «Басни» | 1 | |||
12 | ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину» | 1 | |||
13 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник». | 1 | |||
14 | Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха | 1 | |||
15 | История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I) | 1 | |||
16 | Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. II-III) | 1 | |||
17 | Р/р Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V) | 1 | |||
18 | Р/р Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII) | 1 | |||
19 | Учитель (гл. VIII-X) | 1 | |||
20 | Р/р Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI) | 1 | |||
21 | Два мальчика (гл. XVII) | 1 | |||
22 | Развязка романа (гл. XVIII-XIX) | 1 | |||
23 | Контрольная работа № 2 по повести «Дубровский» | 1 | |||
24 | Р/р Подготовка к сочинению | 1 | |||
25 | А. С. Пушкин «Повести Белкина» | 1 | |||
26 | А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | 1 | |||
27 | М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи» | 1 | |||
28 | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» | 1 | |||
29 | М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс» | 1 | |||
30 | Контрольная работа № 3 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | 1 | |||
31 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 1 | 26.11 | ||
32 | Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» | 1 | 17.11 | ||
33 | Рассказы героев «Бежина луга» | 1 | 29.11 | ||
34 | Природа и её роль в рассказах Тургенева. | 1 | 03.12 | ||
35 | Портреты русских крестьян» (по «Запискам охотника») | 1 | 04.12 | ||
36 | Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева | 1 | 06.12 | ||
37 | Р/р Человек и природа в стихотворениях Тютчева | 1 | 10.12 | ||
38 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета | 1 | 11.12 | ||
39 | Р/р Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета | 1 | 13.12 | ||
40 | А. А. Фет «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 | 17.12 | ||
41 | Контрольная работа № 4 по творчеству Тютчева, Фета | 1 | 18.12 | ||
42 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». | 1 | 20.12 | ||
43 | Картины подневольного труда в стихотворении «Железная дорога». | 1 | 24.12 | ||
44 | Композиция стихотворения «Железная дорога» | 1 | 25.12 | ||
45 | Р/р Трёхсложные размеры стиха | 1 | 27.12 | ||
46 | Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша» | 1 | 10.01 | ||
47 | Характеристика персонажей сказа | 1 | 14.01 | ||
48 | «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши | 1 | 15.01 | ||
49 | Особенности языка сказа «Левша». Проект | 1 | 17.01 | ||
50 | Р/р Контрольное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | 1 | 21.01 | ||
54 | РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого | 1 | 22.01 | ||
55 | Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого | 1 | 24.01 | ||
56 | Р/р Анализ стихотворения | 1 | 28.01 | ||
57 | Контрольная работа № 5 по литературе XIX века | 1 | 29.01 | ||
58 | ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА А.И.Куприн «Чудесный доктор». | 1 | 31.01 | ||
59 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | 1 | 04.02 | ||
60 | А.С.Грин «Алые паруса». Автор и его герои | 1 | 05.02 | ||
61 | Победа романтической мечты над реальностью жизни. | 1 | 07.02 | ||
62 | «Алые паруса» как символ воплощения мечты | 1 | 11.02 | ||
63 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.«Неизвестный цветок» | 1 | 12.02 | ||
64 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок» | 1 | 14.02 | ||
65 | В/чт «Ни на кого не похожие» герои А. П.Платонова | 1 | 25.02 | ||
66 | ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне | 1 | 26.02 | ||
67 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне | 1 | 28.02 | ||
68 | Произведения о Великой Победе (на выбор учащихся) | 1 | 03.03 | ||
69 | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | 1 | 04.03 | ||
70 | Нравственные проблемы рассказа | 1 | 06.03 | ||
71 | Р/р Творческая работа по рассказу Астафьева | 1 | 10.03 | ||
72 | В.Г.Распутин «Уроки французского» | 1 | 11.03 | ||
73 | Нравственные проблемы рассказа | 1 | 13.03 | ||
74 | Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | 17.03 | ||
75 | ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ В. М. Шукшин «Критики» | 1 | 18.03 | ||
76 | Образ «странного» героя в рассказе Шукшина | 1 | 20.03 | ||
77 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | 24.03 | ||
78 | Смысл названия рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | 25.03 | ||
79 | РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой | 1 | 27.03 | ||
80 | Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова. | 1 | 31.03 | ||
81 | Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова. | 1 | 01.04 | ||
82 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева | 1 | 03.04 | ||
83 | Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева | 1 | 14.04 | ||
84 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | 1 | 15.04 | ||
85 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | 1 | 17.04 | ||
86 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | 1 | 21.04 | ||
87 | «Легенда об Арионе» | 1 | 22.04 | ||
88 | Гомеровский эпос | 1 | 24.04 | ||
89 | Гомеровский эпос | 1 | 28.04 | ||
90 | Контрольная работа № 6 по древнегреческим мифам и поэмам Гомера | 1 | 29.04 | ||
91 | Работа над ошибками, анализ к/р | 1 | 06.05 | ||
92 | В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» | 1 | 08.05 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
93 | В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» | 1 | 08.05 | ||
94 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». | 1 | 12.05 | ||
95 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». | 1 | 13.05 | ||
96 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 1 | 15.05 | ||
97 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 19.05 | |||
98 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча | 1 | 20.05 | ||
99 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча | 22.05 | |||
100 | Итоговая контрольная работа | 1 | 26.05 | ||
101 | Анализ контрольной работы | 1 | 27.05 | ||
102 | Задания для летнего чтения | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...