20 год
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Цели:
- воспитательная:
- формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;
- создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;
- образовательная:
- составить общую характеристику литературного процесса в России 20-х годов;
- отметить разнообразие литературных группировок как показатель поисков поэтического языка новой эпохи;
- развивающая:
- развивать навыков конспектирования;
- развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.
Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: лекция.
Методические приёмы: составление конспекта лекции, беседа по вопросам.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20_god.ppt | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Живые традиции Первая половина 20-х годов характеризуется многообразием форм литературной жизни. Это многообразие было закреплено в 1925 году резолюцией «О политике партии в области художественной литературы»6 «Партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области» Назовите существующие в 20-е годы литературные течения. Имажинисты, конструктивисты, экспрессионисты, анархисты-биокосмисты, форм-либристы, эмоционалисты, фуисты, «ничевоки»
Владимир Владимирович Маяковский футуризм
Сергей Александрович Есенин Имажинизм Новокрестьянская поэзия
Валерий Яковлевич Брюсов символизм
Константин Дмитриевич Бальмонт символизм
Александр Александрович Блок Младшие символисты
Максим Горький Раннее творчество - романтизм Зрелое творчество - реализм
Литературные объединения РАПП – Российская ассоциация пролетарских поэтов, сложившаяся на основе различных объединений пролетарских поэтов. Журнал «На посту» – печатный орган РАПП. Поэтому писателей, входивших в эту группу иначе называли «напостовцы»
Представители РАПП Александр Фадеев Дмитрий Фурманов Юрий Либединский
Литературные объединения ЛЕФ – Левый фронт искусств, выросший из футуризма и ставший его преемником в советской литературе В. В. Маяковский возглавлял ЛЕФ
Представители ЛЕФа Николай Асеев Борис Пастернак
Представители ЛЕФа Василий Каменский Осип Брик Портрет работы Д. Бурлюка
Литературные объединения « Серапио́новы бра́тья » — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921 . Название заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона.
Представители «Серапионовых братьев» К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М. Зощенко, Н. Никитин, И. Груздев, В. Каверин
Представители «Серапионовых братьев» Евгений Иванович Замятин Михаил Зощенко
Представители «Серапионовых братьев» Вениамин Каверин (Зильбер) Константин Федин
Представители «Серапионовых братьев» Николай Семёнович Тихонов Всеволод Иванов
Литературные объединения « Перевал » — советская литературная группа, существовавшая в 1923 — 1932 годах . Организована под руководством Александра Воронского при созданном им журнале « Красная новь ». При этом сам Воронский в группу формально не входил, председателем её неизменно был Николай Зарудин . Первоначально объединяла молодых поэтов ( Михаил Светлов , Михаил Голодный , Александр Ясный и др.), отколовшихся от « Молодой гвардии » и « Октября ». Группа оформилась в конце 1923 — начале 1924 года и получила название по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической. Первоначально группа была немногочисленной, но с 1926 состав её растёт, и в 1927 под манифестом «Перевала» подписалось 56 писателей.
Представители «Перевала» Александр Воронский, советский критик, теоретик искусства Михаил Светлов (Шейнкман)
Представители «Перевала» Михаил Пришвин Андрей Платонов
Проза и поэзия 20-х годов Несмотря на большое количество поэтов, 20-е годы, скорее, эпоха эпических, а не лирических форм, о чем с горечью говорил Б. Пастернак: «стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания балы личность. Старая личность разрушилась, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима» Обсуждение вопроса: Почему именно прозаические формы вышли на первый план в 20-е годы?
Прозаические формы Необыкновенную популярность, особенно в среде молодых авторов, приобретают две прозаические формы – сказовая и орнаментальная. Сказ – повествование от лица рассказчика-персонажа, обычно выдержанное в форме бытового разговора Какие сказовые произведения вы знаете?
Сказовые произведения Н. С. Лесков «Левша» П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка» Б. В. Шергин «Поморские были и сказания» М. Х. Кочнев «Шелковые крылья» М. Зощенко «Юмористические рассказы» Борис Шергин
Орнаментальная проза Орнаментальная проза – высшая форма поэтической речи, характеризующаяся отсутствием границ между прозой и поэзией. Евгений Замятин, Борис Пильняк, Юрий Олеша и др.
Орнаментальная проза Тревожный полусон, тревожная дремота царила. Еще не ушла зима, еще не прошла весна... Но стали смешливее лучи, зашумели гулы... Дул низкий, упругий, треплющий волосы девушки ветерок... Потянуло за город. Побежали мечты. Нарождалась весна. И мы встретились в первый раз Борис Пильняк (Вогау)
Фантастическая проза Один из краеугольных камней литературной полемики тех горячих лет – отношение к фантастике. С одной стороны многие писатели были уверены, что только фантастика способна угнаться за скоростью тех преобразований, которые переживает современная им действительность . Е. Замятин «Мы» , А. Н. Толстой «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» Ю. Олеша «Зависть», М. Булгаков «Собачье сердце» С другой стороны лефовцы отрицали художественный вымысел вообще и противопоставляли ему так называемую «литературу факта»