Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество: Методические рекомендации.
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс)

Егорова Светлана Алексеевна
Методические рекомендации предназначены для преподавателей дисциплины «Литература», посвящены изложению методологических подходов к изучению творчества А. П. Платонова, включают ценный теоретический и практический материал, способный оказать практическую помощь преподавателям в подготовке к урокам по данной теме. Дана система планирования урока и пояснены наиболее трудные этапы биографии и литературной деятельности писателя, предложены возможные варианты анализа и осмысления повестей «Котлован» и «Сокровенный человек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx65.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

С.  А.  ЕГОРОВА

АНДРЕЙ   ПЛАТОНОВИЧ   ПЛАТОНОВ.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Методические    рекомендации

Утверждено

Методическим советом техникума

в качестве учебного пособия по литературе

для студентов всех специальностей,

 обучающихся на базе основного общего образования


Оглавление

Введение        2

Основная  часть        4

1. Андрей   Платонович  Платонов. Очерк жизни и творчества        4

2. Повесть  «Сокровенный человек»        10

3. Повесть «Котлован»        15

4. Тема семьи, дома в прозе Андрея Платонова («Возвращение», «Третий сын»)        23

Заключение        27

Рекомендуемая   литература        28


Введение

Изучение темы «Андрей Платонович  Платонов. Жизнь и творчество» предполагает знакомство студентов с жизненным и творческим путем писателя, с проблемами творчества и осмысление повестей «Котлован»  и «Сокровенный человек».

На уроке по этой теме для преподавателя приоритетным должен являться  нравственно-философский   аспект художественного мышления писателя,  поиски положительного героя писателем. Важно раскрыть высокий пафос и острую сатиру в творчестве Платонова, проблему поиска  смысла жизни, критику путей социалистического строительства; помочь студентам войти в художественный мир писателя, определить его важнейшие составляющие, выявить основные лейтмотивы платоновской прозы.

Сложность изучения этой темы усиливается тем, что студенты впервые встречаются с «прекрасным и яростным миром» платоновской прозы, понимают, что его творчество соответствует уровню надежд и тревог, взлетов и падений двадцатого века.

Судьба А. Платонову отмерила всего 51 год, но все трагические события первой половины XX века (революция, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) отпечатались в его творчестве. А. Платонов родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Он познал, что такое нищета, задавленность тяжким механическим трудом, однообразным бытом. Он обостренно чувствовал великую несправедливость жизни, поэтому революцию воспринял как путь к свету. Долгие годы находился на краю бедности, претерпел личную неприязнь Сталина, арест и смерть сына, но никогда не приспосабливался.

В его произведениях поставлены самые сложные проблемы нашей жизни. Главное для него – сохранить и сберечь на Земле жизнь. Писатель вступает в открытое сражение со всеми, кто хотел бы «низвести человека до уровня «животного», размолоть человечество в империалистической войне, деморализовать и развратить его, ликвидировать все результаты исторической культуры».

В качестве содержательно-организующей основы урока, посвященного изучению творчества Платонова, предлагается осмысление личности самого писателя, наделенного глубоко драматическим мироощущением, а также восприятие его произведения как своеобразного акта раскрытия и самопознания его самого. В связи с этим представляется органичным знакомство студентов с   биографией   Платонова.

На занятии необходимо сказать об основных чертах характера писателя, об особенностях психологизма творчества, о его удивительном даре предвидения, о трагическом восприятии жизни.

При его жизни критика объявила вредное влияние его произведений на читателя. По мнению сегодняшних литературоведов, Андрей Платонов – выдающий писатель. Платонов писал свои произведения спокойно, «тихо», не стремясь вокруг себя никого перекричать. И как подлинный волшебник слова, перебиравший «четки мудрости златой», вслушивался он не в звучание фраз, а в сложную мелодию, в тревожные вариации мысли. Ежедневно, даже ежечасный труд осмысления мира настолько поглощал Платонова, что он стыдился ярких, цветистых, но бездуховных слов, не наполненных смыслом.

Его перо не отдыхает на бесхитростных описаниях родных воронежских степей, хотя он не меньше Кольцова и Никитина любит родину, край свой молодости. Но об этой любви он говорит предельно сдержанно, заботливо. Сиротство и нищета детских лет не убили в нем главное – душу ребенка.

Платонов напоминает каждому из нас, что Человек – твоё первое и, вероятно, всего главное имя.

Голос Платонова, слегка приглушенный, утомительно-печальный, покоряет бесконечной стыдливостью, сдержанностью, какой-то грустной кротостью: «Он был когда-то нежным, печальным ребенком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими... Ночью душа вырастала в мальчике, и томились в нём глубокие сонные силы, которые когда-то взорвутся и вновь сотворят мир. Это чудо, на которое любуется каждая мать каждый день в своем ребенке. Мать спасет мир, потому что делает его «человеком» (Повесть «Ямская слобода»).

А. П. Платонов – всегда мудрый собеседник, обращающий к отдельному человеку. Он весь не в отдалении, а у «человеческого сердца». К портрету А. Платонова, образу его души уместно взять эпиграфом слова Ф.И. Тютчева :

Ущерб, изнеможенье и во всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Методические  рекомендации включают ценный теоретический и практический материал, который может оказать практическую помощь преподавателям в подготовке к занятиям  по данной теме.


Основная  часть

1. Андрей   Платонович  Платонов. Очерк жизни и творчества

В начале  занятия  следует ознакомить студентов с основными фактами  жизни и творчества  А.П. Платонова; с работами критиков и литературоведов о писателе; назвать и кратко проанализировать содержание, темы и проблемы, охарактеризовать главных героев произведений; показать, что творчество А.П. Платонова  – художественное отражение  жизни  русского общества 30-40 годов ХХ века.

Урок о жизни и творчестве писателя целесообразно провести в форме лекции преподавателя, студенты при прослушивании составляют хронологическую таблицу. Интересным решением было бы проведение урока с использованием мультимедийных слайдов.

Все возможно – и удается все,

но главное – сеять души в людях.

Детство и юность писателя. Начало литературной деятельности. Андрей Платонович Климентов (Платонов – литературный псевдоним) родился 20 августа (1 сентября) 1899 года в поселке Ямская слобода под Воронежем. Его отец был слесарем железнодорожных мастерских. С раннего детства Платонов видел вокруг нищету, голод. В семье росло 10 детей. Уже в юности будущий писатель был вынужден работать. Он был батраком, подручным на складе, помощником машиниста, литейщиком, мастеровым. После церковно-приходской школы Платонов занимался в городском училище (окончил четыре класса), а потом вновь работал (в 1917 – 1918 годах – на Воронежском паровозоремонтном заводе). Возможности получить образование у юноши не было, но очень рано в нем пробудилась страсть к сочинительству: он стал писать стихи.

В годы Гражданской войны А. Платонов служил в Красной Армии (1919 – 1920), был бойцом ЧОН и одновременно корреспондентом газеты в городе Новохоперске. Юноша стал одной из самых ярких и заметных фигур послереволюционного Воронежа. Он увлекался техникой и философией, участвовал в митингах, диспутах, литературных вечерах, печатал в газетах и журналах города статьи на самые разные темы, писал стихи и научно-фантастические рассказы. Вскоре его рассказы начали появляться и в центральных изданиях: «Красная новь», «Кузница». Зарегистрировано более 200 публицистических выступлений Платонова того времени на самые разные темы. Ему хотелось все познать и поучаствовать во всех процессах переделки мира.

В 1918 году он поступил в Воронежский политехникум, а затем в Политехнический институт, который окончил в 1924 году и сразу включился в работу по мелиорации и электрификации сельского хозяйства Воронежской области. А. Платонов считал инженерную деятельность главным своим делом, хотел в этом качестве служить созданию нового мира.

В 1920 году Платонов вступил в коммунистическую партию, но в 1921 году «самовольно» вышел из нее, не желая принимать привилегированное положение новоявленных советских чиновников; бюрократизм, уже царящий в новой жизни; неприятие нэпа, который скукой быта опошлял революцию.

Эстетические воззрения молодого писателя были близки позиции Пролеткульта и «Кузницы», философские идеи он во многом почерпнул у Н. Федорова (1828–1903), философа-утописта. Федоров верил в возможность бессмертия и даже «воскрешения отцов», если человечество будет напряженно работать для достижения этой цели. Он считал, что причина вражды между людьми – «смертоносная сила природы». Платонову были близки его мысли о роли науки, труда, долге сыновей, подвижничестве. В стихотворении А. Платонова «Динамо-машина» (1920) есть такие строки:

Нету неба, тайны, смерти,

Там вверху труба и дым,

Мы отцы и мы же дети,

Мы взрываем и творим.

В 1922 году вышел сборник стихотворений А. Платонова «Голубая глубина», который был замечен В. Брюсовым. В 1921 году появилась публицистическая книга «Электрификация». В Москве публиковались рассказы Платонова, в которых он изображал «маленьких людей», опираясь на традиции Гоголя («Шинель»), Достоевского («Бедные люди», «Белые ночи»).

В 1926 году Платонова перевели на работу в Москву, в ЦК профсоюза работников земли и леса, а затем командировали в Тамбов – руководителем отдела в губернском земельном управлении. Эта должность требовала частых поездок по губернии, что давало писателю возможность увидеть становление новой жизни.

Литературное творчество. Вернувшись в Москву, он оставил службу и полностью отдался литературному творчеству. А. Климентов взял псевдоним Платонов по имени отца – Платона Фирсовича Климентова. В 1927 году он создал историческую повесть «Епифанские шлюзы» об английском инженере времен Петра I, пытающемся выполнить царский приказ – соединить каналом Волгу с Доном. В 1928 году появился сборник «Сокровенный человек», названный так по одноименной повести.

Основной темой произведений, написанных А. Платоновым на рубеже 1920— 1930-х годов, является тема новой страны, которую люди создают с заветной мечтой о счастье всех обездоленных. Об этом повести «Котлован» (1930), «Ювенильное море» (1934), об этом и роман «Чевенгур» (1929). В то же время Платонов создавал сатирические произведения («Город Градов», 1926, «Государственный житель», 1929, «Шарманка»). В них существует абсурдный мир, в котором ненормальное считается самым правильным, естественное – диким и безобразным.

В 1929 году в журнале «Октябрь» был опубликован рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар». Оценку рассказу дал И. В. Сталин, назвав его «двусмысленным произведением». Это дало толчок критическим разносам Платонова.

Опала. В 1931 году А. Платонов опубликовал в журнале «Красная новь» повесть «Впрок», которая рассказывала о жизни колхозов в ироническом ключе, показывала разлад в колхозном движении. Она призывала к трезвому, реальному взгляду на ситуацию, создавалась как предупреждение о вреде необдуманной ломки крестьянской жизни, перегибов и извращений в создании колхозов. Автор назвал ее «бедняцкой хроникой». Это произведение вызвало крайне негативную оценку Сталина. На журнальном тексте повести он написал: «Платонов – сволочь». Вслед за тем в «Красной нови» появилась статья А. Фадеева «Об одной кулацкой хронике», а за ней – множество разгромных отзывов: «Под маской», «Клевета», «Пасквиль», «Порочная философия», «Клеветнический гуманизм» и т.п. После этой кампании Платонова больше не печатали. Его главные произведения – «Котлован», «Чевенгур» – так и не дошли до современного ему читателя.

В 1937–1939 годах А. Платонов активно сотрудничал в литературных журналах, печатая критические статьи о русской классике, современной русской и зарубежной литературе. Тогда появились псевдонимы А. Фирсов, Ф. Человеков и др., потому что иначе опубликоваться писатель не мог. В это время окончательно сложились черты самобытного стиля Платонова.

Художественный мир А. Платонова. Герои его произведений. В произведениях А. Платонова герой выглядит очень «негероически». Это фантазер, чудак, искатель истины, романтик. Герои Платонова, как правило, странствуют по Руси. Они не знают своих интересов, не ищут выгоды, это герои, «забывшие себя». «Сокровенных людей» Платонова нельзя назвать сильными, «задумавшийся человек» вряд ли может быть сильным. Чаще всего они хрупкие, физически немощные. Но «тщетность существования» их длится вопреки любому давлению и в результате преодолевает силу того жестокого мира, который их окружает. Слабые персонажи Платонова в какие-то моменты жизни вдруг проявляют, казалось бы, несвойственные им качества: силу воли, способность к самопожертвованию, духовную силу. Героиня рассказа «На заре туманной юности», слабая девушка, подставляет свой паровоз под отцепившийся состав, отлично понимая, что может погибнуть.

Как правило, герои Платонова не занимаются политикой. В мире Платонова никто не сомневается, что революция несет с собой благие перемены. Герои Платонова — преобразователи мира. Революция требует поистине вселенских преображений. И силы природы, по мнению платоновских героев, тоже должны быть подчинены человеку. Герои «Ювенильного моря» планируют пробурить землю «вольтовой дугой» и добраться до древних, ювенильных озер, чтобы принести в засушливую степь необходимую ей влагу. Именно такой масштаб планируемых перемен характерен для мира произведений Платонова.

Жизнь, в которой все стронулось с насиженных мест, – вот основной предмет изображения в большинстве произведений писателя. Характер жизни, когда все сдвинуто, определяет не только мотив странничества. Этим объясняется во многом и «сдвинутость» всего художественного мира Платонова. В его произведениях сосуществуют фантастика, причем зачастую весьма причудливая, и реальность. Фантастично превращение Макара и Петра, героев рассказа «Усомнившийся Макар», из правдоискателей, прошедших ад «института душевноболящих», в чиновников. Один из героев романа «Чевенгур» странствует на коне Пролетарская Сила, чтобы найти, вырыть из могилы и оживить немецкую революционерку Розу Люксембург. Герои «Котлована» запасаются гробами для своей близкой смерти и живыми размещаются в них.

Революция у Платонова предстает не только как созидательная, но и как случайно действующая сила. Вожак чевенгурцев Чепурный говорит: «Живешь всегда вперед и в темноте». Жизнь «в темноте», «в пустоте» приводит к тому, что революция зачастую становится силой разрушительной. Люди «научены политруком» счастью, но та модель, которую он предлагает, оказывается слишком упрощенной. Фома Пухов («Сокровенный человек») утверждает: «Революция – простота...». Эта простота приводит к кровавым жертвам. Действительность сопротивляется надеждам и действиям людей. Герои «Котлована» строят «общепролетарский дом», но все их усилия приводят лишь к появлению огромного котлована, становящегося все глубже. Деятельность людей по построению нового общества оказывается разрушительной, и в результате их искренних усилий происходит чудовищное. Например, в «Чевенгуре» строители новой жизни гибнут от внезапного набега врагов, в «Ювенильном море» погибают дети, ради которых все и совершается.

При чтении произведений Андрея Платонова невозможно не обратить внимания на язык, которым они написаны. Это неправильный язык. Причем искаженная речь свойственна не только героям произведений, но и автору. Платонов постоянно отступает от стилистической или грамматической нормы. Часто рядом оказываются слова, казалось бы, несовместимые по смыслу: «захохотал всем своим редким молчаливым голосом», «она открыла опавшие свои, высохшие, как листья, смолкшие глаза», «утомительное пространство» и т.д. Политические и канцелярские штампы и просторечные слова и выражения сочетаются в одной фразе. Платонов причудливо строит фразы: «В бумаге сообщалось, что в систему мясосовхозов командируется инженер-электрик сильных токов товарищ Николай Вермо, который окончил, кроме того, музтехникум по классу народных инструментов, дотоле же он был ряд лет слесарем, часовым механиком, шофером и еще кое-чем, в порядке опробования профессий, что указывало на безысходную энергию тела этого человека, а теперь он мчится в действительность, заряженный природным талантом и политехническим образованием». Выражения из профессиональной речи слесарей, механиков, строителей выступают в качестве метафор или сравнений: «Что-то сверкало в душе его, словно скрежетало сердце на обратном, непривычном ходу». Его фразы часто неуклюжи, но необыкновенно философичны: «мать не вытерпела жить долго»; «лег на стол между покойными и лично умер»; «пусть существует теперь как предмет – на вечную память...». Причудливый язык произведений А. Платонова заставляет внимательно, почти мучительно вглядываться, вчитываться в каждое слово, что и является важнейшей задачей писателя.

Творчество в годы Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов в течение более грех лет находился в действующей армии в качестве корреспондента «Красной звезды». Он был подо Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. В те же годы он создал аппарат для сжигания газового топлива, и это изобретение было засекречено.

Первый военный рассказ Платонова был напечатан в «Красной звезде» в сентябре 1942 года. Он назывался «Броня» и рассказывал о раненом моряке, занятом изобретением состава сверхпрочной брони. После его гибели автор понимает, что броня, «новый металл», «твердый и вязкий, упругий и жесткий» – это характер парода. За годы войны Платонов выпустил шесть книг прозаических произведений, в которых все внимание было уделено не сценам сражений, а нравственному духу людей и философскому содержанию событий.

Последний период творчества. В 1946 году в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ А. Платонова «Семья Иванова» (более позднее название – «Возвращение») – о солдате, пришедшем с войны. Этот рассказ был жестоко осужден. Автора обвиняли в клевете, в искажении образа воина. После уничтожающей критики рассказа имя Платонова было окончательно вычеркнуто из литературы. Его не печатали, он остался без средств к существованию. Писатель вынужден был работать дворником. В конце 1940-х годов Платонов писал рассказы, переложения народных сказок для детских журналов и издательств, пьесу о Пушкине. Он выпустил три сборника обработанных народных сказок: «Финист – ясный сокол», «Башкирские народные сказки», «Волшебное кольцо».

Период с 1946 по 1951 год был тягостным для писателя. Его почти не печатали. Смертельно больным вернулся из ссылки сын и вскоре умер на руках отца от туберкулеза. Этой же болезнью заразился А. Платонов и в последние годы жизни был прикован к постели. Умер писатель практически забытым 5 января 1951 года.

Первый посмертный сборник произведений Андрея Платонова вышел в 1958 году, через семь лет после его кончины. После этого началось постепенное возвращение Андрея Платонова к читателю. В течение десяти лет были опубликованы еще два сборника. Однако главные произведения А. Платонова появились в печати впервые только в годы «перестройки», в конце 1980-х годов.

Беседа по вопросам:

  1. Какие события детских и юношеских лет повлияли на формирование А.П. Платонова?
  2. Каковы образы темы и проблемы произведений А.П. Платонова?
  3. А. Платонов говорил о себе: «Я человек технический, пролетариат – моя родина». Как это сказалось на его биографии и творчестве?
  4. Перечислите наиболее характерные, на ваш взгляд, черты личности Андрея   Платоновича  Платонова.


2. Повесть  «Сокровенный человек»

Андрей Платонов в повести «Сокровенный человек» исследует массовую жизнь народа в лице чудака-машиниста паровоза Фомы Пухова.

Пухов живет своим умом, на все у него есть собственное мнение и убеждение, найденное в наблюдениях и раздумьях. Герой размышляет о вере, слушая речи коммунистов. Также Пухов слушает своего друга – боевого матроса Шарикова, который предлагает вступить в коммунисты.

«Фома Пухов не одарён чувствительностью: он на гробе жены варёную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки». После погребения жены, намаявшись, Пухов ложится спать. К нему кто-то громко стучит. Сторож конторы начальника дистанции приносит путёвку на работы по очистке железнодорожных путей от снега. На станции Пухов расписывается в приказе – в те годы попробуй не распишись! – и вместе с бригадой рабочих, обслуживающих снегоочиститель, который тянут два паровоза, отправляется расчищать от снежных заносов путь для красноармейских эшелонов и бронепоездов. Фронт находится в шестидесяти верстах. На одном из снежных завалов снегоочиститель резко тормозит, рабочие падают, разбивая головы, помощник машиниста разбивается насмерть. Конный казачий отряд окружает рабочих, приказывая доставить паровозы и снегоочистку на занятую белыми станцию. Подъехавший красный бронепоезд освобождает рабочих и расстреливает завязших в снегу казаков.

На станции Лиски рабочие отдыхают три дня. На стене барака Пухов читает объявление о наборе механиков в технические части Южного фронта. Он предлагает своему другу Зворычному поехать на юг, а то «на снегоочистке делать нечего! Революция-то пройдёт, а нам ничего не останется!». Зворычный не соглашается, жалея покидать жену с сыном.

Через неделю Пухов и ещё пятеро слесарей едут в Новороссийск. Красные снаряжают на трёх кораблях десант из пятисот человек в Крым, в тыл Врангелю. Пухов плывёт на пароходе «Шаня», обслуживая паровой двигатель. Непроглядной ночью десант проходит Керченский пролив, но из-за шторма корабли теряют друг друга. Бушующая стихия не даёт десанту высадиться на крымский берег. Десантники вынуждены вернуться в Новороссийск.

Приходит известие о взятии красными войсками Симферополя. Четыре месяца Пухов проводит в Новороссийске, работая старшим монтёром береговой базы Азово-Черноморского пароходства. Он скучает от недостатка работы: пароходов мало, и Пухов занят тем, что составляет отчёты о неисправности их механизмов. Он часто гуляет в окрестностях города, любуясь природой, находя все уместным и живущим по существу. Вспоминая свою умершую жену, Пухов чувствует своё отличие от природы и горюет, уткнувшись лицом в нагретую его дыханием землю, смачивая её редкими неохотными каплями слез.

Он покидает Новороссийск, но едет не к дому, а в сторону Баку, собираясь дойти до родины вдоль берега Каспия и по Волге. В Баку Пухов встречается с матросом Шариковым, который налаживает Каспийское пароходство. Шариков даёт Пухову командировку в Царицын – для привлечения квалифицированного пролетариата в Баку. В Царицыне Пухов показывает мандат Шарикова какому-то механику, которого встречает у конторы завода. Тот читает мандат, мажет его языком и приклеивает на забор. Пухов смотрит на бумажку и надевает её на шляпку гвоздя, чтобы её не сорвал ветер. Он идёт на вокзал, садится на поезд и спрашивает людей, куда он едет. «А мы знаем – куда? – сомнительно произносит кроткий голос невидного человека. – Едет, и мы с ним».

Пухов возвращается в свой город, поселяется у Зворычного, секретаря ячейки мастерских, и начинает работать слесарем на гидравлическом прессе. Через неделю он переходит жить в свою квартиру, которую он называет «полосой отчуждения»: ему там скучно. Пухов ходит в гости к Зворычному и рассказывает что-нибудь о Чёрном море — чтобы не задаром чай пить. Возвращаясь домой, Пухов вспоминает, что жилище называется очагом: «Очаг, черт: ни бабы, ни костра!»

К городу подступают белые. Рабочие, собравшись в отряды, обороняются. Бронепоезд белых обстреливает город ураганным огнём. Пухов предлагает собрать несколько платформ с песком и пустить с уклона на бронепоезд. Но платформы разлетаются вдребезги, не причинив бронепоезду вреда. Бросившиеся в атаку рабочие падают под пулемётным огнём. Утром два красных бронепоезда приходят на помощь рабочим – город спасён.

Ячейка разбирается: не предатель ли Пухов, придумавший глупую затею с платформами, и решает, что он просто придурковатый мужик. Работа в цехе отягощает Пухова – не тяжестью, а унынием. Он вспоминает о Шарикове и пишет ему письмо. Через месяц он получает ответ Шарикова с приглашением работать на нефтяных приисках. Пухов едет в Баку, где работает машинистом на двигателе, перекачивающем нефть из скважины в нефтехранилище. Идёт время,

Пухову становится хорошо, и он жалеет только об одном: что немного постарел, и нет чего-то нечаянного в душе, что было раньше.

Однажды он идёт из Баку на промысел. Он ночевал у Шарикова, к которому вернулся из плена брат. Неожиданное сочувствие к людям, одиноко работающим против вещества всего мира, проясняется в заросшей жизнью душе Пухова. Он идёт с удовольствием, чувствуя родственность всех тел к своему телу, роскошь жизни и неистовство смелой природы, неимоверной в тишине и в действии. Постепенно он догадывается о самом важном и мучительном: отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции. Душевная чужбина оставляет Пухова на том месте, где он стоит, и он узнает теплоту родины, будто вернулся к матери от ненужной жены. Свет и теплота напрягались над миром и постепенно превращались в силу человека. «Хорошее утро!» – говорит он встретившемуся ему машинисту. Тот равнодушно свидетельствует: «Революционное вполне».

Фома Пухов во многом напоминает сказочного Ивана-дурака – это национальный характер, массовое сознание, которое начинает работать широко и интенсивно. Его сознание и определяет становление нового бытия.

Беседа по содержанию повести:

1. Своеобразие героя.

  1. В чем сходство и в чем отличие Формы Пухова и сложившегося в советской литературе 20-х гг. образа пролетария?
  2. Проходит ли Фома Пухов  традиционный для такого героя путь от темноты и стихийности к порядку и сознательной дисциплине?
  3. Изображен ли такой путь в повести?
  4. Как оценивают Фому Пухова окружающие?
  5. Кого из героев русского фольклора напоминает Пухов? В чем их сходство?

2. Смысл названия повести.

  1. Каково значение слова «сокровенный»?
  2. Каков обычно его ближайший контекст?
  3. В чем своеобразие его употребления у Платонова?
  4. Что означает выражение «сокровенный человек» применительно к герою повести?

Сокровенный — «хранимый в тайне, оберегаемый от других; тайный; хранимый в глубине души, не высказываемый; заветный»; «сокрытый, скрытый, утаенный, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого».

3. Бытовое и философское в повести.

  1. Какое впечатление производит первая фраза повести?
  2. Как объясняет Платонов поступок Пухова?
  3. Проявляется ли в повести нечувствительность героя по отношению к умершей жене?
  4. Как иначе можно объяснить поведение героя в начале повести?
  5. На антитезе каких философских категорий строится первая фраза повести?
  6. Как соединяются в ней бытовое и бытийное начала?
  7. Что потрясло Пухова в смерти жены?
  8. Какие требования предъявляет Фома Пухов к революции (гл. 3)?
  9. В чем он видит высшую справедливость?
  10. В чем, по мнению Пухова, преимущество религии перед революцией?
  11. Как можно истолковать выражение «неуместное сердце?»
  12. Какие цели ставят перед собой остальные герои повести?
  13. Каково символическое значение имени главного героя?
  14. Что общего у Фомы Пухова и библейского апостола?

4. Пространство повести. Мотив дороги. Своеобразие сюжета.

  1. Какова география странствий Пухова?  
  2. Какой  лейтмотивный  образ  связывает   все пространственные координаты повести?
  3. В каких произведениях русской классики дорога была важнейшим мотивом?
  4. Как связан у Платонова мотив дороги с движением сюжета?
  5. В соответствии с какой логикой совершаются перемещения героя?
  6. Почему Платонов не дает описания городов, в которых побывал Пухов? Каков символический смысл приобретает образ дороги в повести?

5. Образ странника в прозе Платонова.

  1. Какую позицию занимает Пухов по отношению к описанным событиям? Какие смысловые оттенки слова «странник» реализуются в повести?
  2. Какие странности революции замечает герой?
  3. Проанализируйте эпизод экзамена, который держит Пухов в Новороссийске (гл. 2).
  4. Какова логика вопросов экзаменатора?
  5. Как ответы Пухова обнажают абсурдность вопросов?
  6. Как сочетаются в этом эпизоде комическое и трагическое?

6. Поиски смысла общего и личного существования.

  1. Проанализируйте эпизод в поезде (гл. 4). Обретают ли смысл существования простые люди, во имя которых совершена революция?
  2. Как изображены, попутчики Пухова?
  3. В чем символическое значение финала главы?
  4. Каков символический смысл образа поезда в повести?
  5. Какую смысловую нагрузку несет в себе пейзаж в этом эпизоде?

7. Мотив смерти и всеобщего сиротства.

  1. Найдите пейзажи в 5-й и 6-й главах. Какой мотив объединяет эти пейзажи? Как он связан с событийной канвой повести?
  2. Проанализируйте эпизод смерти Маевского (гл. 7). От чего умирает герой?
  3. Как изображена смерть Афонина (гл. 7)?
  4. Как изображает Платонов мир, покинутый умирающим человеком?
  5. Как выражена во 2-й главе авторская мысль о ценности человеческой жизни? Какова судьба начальника дистанции (гл. 1)? Что известно о прошлом героя? Как изображено его поведение? Что ждет его дома?
  6. Что спасает его от смерти?
  7. Готов ли Пухов умереть за революцию?
  8. Сумел ли он уверовать в ее святость?

8. Проблема счастья в повести.

  1. В какие моменты жизни Фома Пухов испытывает радость и счастье?
  2. Сумел ли герой после всего увиденного снова обрести ощущение радости? Как вы оцениваете финальную фразу повести?
  3. Можно ли считать, что в финале повести странствия Фомы заканчиваются?

Обобщающее повторение:

  1. С чего начинается повесть «Сокровенный человек»?
  2. Считаете ли вы Фому Пухова человеком бесчувственным?
  3. Только ли для характеристики главного героя писатель в самом начале изображает сцену, как Пухов режет колбасу на гробе жены? (Гроб – это страшный символ того времени. В стране голод и разруха, идет гражданская война. Силы нужны, чтобы революцию защитить).
  4. Каким образом Пухов пытается проявить себя как личность? (Герой проявляет себя всегда как профессионал-механик по призванию.)
  5. С помощью каких художественных деталей автор показывает высокое профессиональное мастерство своего героя?
  6. Каково отношение главного героя к революционным событиям?
  7. Как происходит «осмысление» событий?
  8. Что значит слово «сокровенный»?

3. Повесть «Котлован»

Повесть Андрея Платонова «Котлован» посвящена теме послереволюционного времени. Автор описывает коллективизацию, раскулачивание, строительство советского общества с самой страшной, неприглядной их стороны.

Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в силу добра, в мир и свет, хранящиеся в человеческой душе. Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения. Платонов в своих произведениях поднимает важные нравственные проблемы, одна из которых – сострадание и уважение к человеку.

Повесть А. П. Платонова «Котлован»  – драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Главный герой повести «Котлован» Вощев уволен  в день тридцатилетия  с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. Он находит работу на рытье котлована для общепролетарского дома. Но и здесь его не покидает задумчивость среди общего темпа труда, из-за которой ему дали расчет на заводе. Он думает о плане общей жизни, об истине, без которой стыдно жить. Он не может трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства мира и того, куда надо стремиться. Именно поиск истины и смысла жизни не позволяет Вощеву оставаться на месте. Его маршрут лишен конкретности – город, котлован, колхоз – имеют символическое значение. И на строительстве котлована, и в колхозе он встречает людей, которые, как кажется на первый взгляд, эту истину нашли. У рабочих, строителей котлована, есть вполне определенная цель: они строят единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Являвшийся лишь в мечтах и грезах, он скоро станет реальностью, ведь строительство уже начато, а значит, скоро сбудется мечта о всеобщем счастье. Но чем больше всматривается Вощев в лица строителей, тем сильнее испытывает разочарование от такой истины: их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение. Вощев с состраданием  наблюдал этих грустно существующих людей. Не находит истины Вощев и в деревне. Здесь задача тоже проста и конкретна: ликвидировать кулаков, свезти все имущество на оргдвор, объявить о создании колхоза, и тогда все крестьяне объединятся в единую счастливую семью. И вот когда «кулацкий сектор», погруженный на плот, наконец-то скрылся за поворотом реки, в колхозе начинается праздник. Странная, почти нереальная пляска так не похожа на искреннюю человеческую радость. И даже после того как музыка прекратилась, механическое топтание «счастливых» колхозников продолжается. Радость, подобная смерти, – вот результат того перелопачивания жизни, которое осуществляют платоновские герои. Не случайно мирное строительство в повести «Котлован» изображено как жертвоприношение будущему. Надежда на обретение истины с новой силой загорается в душе Вощева с появлением на котловане Насти. Она становится для него воплощением истины, цели. Но занятые «всеобщим счастьем» строители не уберегли девочку. Никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации. Общепролетарский дом, котлован под который с таким усердием рыли герои повести, так и остался мечтой. Реальностью стала могила для Насти. Эту могилу  выдолбили  в вечном камне на дальнем краю котлована. Рытье котлована и создание колхоза являются в повести Платонова воплощением строительства той новой жизни, которая должна была даровать людям царство истины и уважения к человеку. Но у тела умершей Насти Вощев не только с горечью понял, что в этой великой стройке не найти ему истины и смысла жизни, но впервые вообще усомнился в их существовании. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человечка.

А это значит, что незачем ему больше оставаться здесь, вблизи котлована, и придется снова отправляться в путь и снова подбирать по дороге ненужные вещи, чтобы когда-нибудь, пусть не сейчас, они получили какой-либо смысл, потому что все в этом мире должно иметь смысл.

Главные герои повести – люди из низов, поверившие в новую жизнь, но не имеющие никакого культурного багажа, ничего не понимающие, не находящие слов для выражения своих чувств.

Язык Платонова нарочито простой, и эта простота выражает беспомощность героев, их неумение осознать происходящее. Они повторяют слова, услышанные по радио, призывы партии и правительства, но не понимают их. Сафронов призывает жить и трудиться, но он не в состоянии объяснить смысла конечной цели, как не может обычный человек осознать пользы светлого будущего, когда настоящее – это голод, грязь, смерть.

Каким-то детским языком пытаются передать свои чувства и мысли герои «Котлована»: «Счастье произойдёт от материализма, ...а не от смысла. Если мы все сразу задумаемся, то кто действовать будет?»

Герои Платонова похожи на детей, которые по команде взрослых спешат выполнять задания, поняв их в меру своей детской непосредственности. Этот страшный детский праздник в отсутствии взрослых Платонов описывает со всей его неприглядностью, жестокостью и бессмысленностью.

Почему герои похожи на детей? Они слишком мало знают. Представитель интеллигенции, инженер, говорит: «Нас учили каждого какой-нибудь мёртвой части: я знаю глину, тяжесть веса и механику покоя, но плохо знаю машины и не знаю, почему бьётся сердце в животном. Всего целого или что внутри - нам не объяснили.»

Революция дала власть людям малограмотным, пообещала счастье и перспективы тем, кто и не задумывался над понятием счастья.

Растеряны колхозники, не знающие, что же им делать теперь, когда весь инвентарь починен, а на дворе зима. Растерян Вощев, не знающий, для чего он живёт. Растеряны все. И это состояние рождает тупое безразличие, с которым Чиклин одним ударом кулака может убить человека, не испытывая при этом никаких чувств.

Отсутствие всякой культурной почвы, знаний, делает людей безнаказанно свободными настолько, что лишение кого-то жизни не считается преступлением.

Девочка Настя, совсем ещё ребёнок, легко усвоила истины, которыми живёт теперь этот мир, поэтому, услышав, что два мужика похожи на буржуев, она говорит Сафронову: «Убей их пойди!» Такая непосредственная детская просьба обнажает всё убожество мира.

Ребёнок ещё не понимает смысла и ценности жизни, но уже легко отдаёт страшные приказания, подражая взрослым, переняв их мораль.

Послереволюционный мир, описанный Платоновым, не имеет будущего, поэтому в нём умирают дети. Настя даже не умерла, а угасла.

Тихо угасла детская жизнь, не раскрывшись, не узнав счастья. Обречён и весь мир, где детство подражает взрослой бездумной жестокости.

Единственным спасением людей здесь является труд, труд бездумный, пустой, не приносящий результата. Превозмогая себя, тратя силы, роют рабочие котлован, чтобы построить огромный дом. Но по завершении котлована стройка не начинается, потому что начальник-бюрократ решает увеличить размеры будущей постройки, а более мелкий начальник перевыполняет план и добавляет работы землекопам, отдав команду расширить котлован вшестеро.

Так жизнь наделяет героев бездумным трудом, занимающим всё время и лишающим возможности думать.

История после революции совершила страшный виток, поставив во главе русского общества людей малообразованных, слепо следующих намеченной кем-то цели. Верхушка общества, Пашкин, например, живёт сыто, посещает театры, ездит на автомобилях, а низы, как и прежде, живут в бараках или убогих избах, питаются впроголодь.

Тема классового врага постоянно звучит в произведении. Люди ищут врагов и избавляются от них, не понимая, что самый большой враг – их невежество, с которым тяжело бороться. Это чувствует Вощев, пытаясь понять смысл жизни и мучаясь без знаний, которые ему неоткуда было почерпнуть.

Не осталось интеллигенции, нет учителей – всё сравняла революция, неоткуда взять мудрости. Герои это чувствуют, но не осознают, оттого так тягостно настроение людей в «Котловане»: настроение потерянности в огромном мире, чувство оторванности от корней, душевная боль от отсутствия любви к ближнему.

Аналитическое чтение повести А. Платонова «Котлован»

1. Критик Л. Авербах писал: «К нам приходят с пропагандой гуманизма, как будто есть на свете что-либо более человечное, чем классовая ненависть пролетариата». Ярлыки «кулак», «правоуклонист» Платонов получил вовсе не потому, что был против советской власти. А почему? Ответим на этот вопрос, когда попробуем выявить характерные черты времени в повести «Котлован».

Задание: Найти такие черты и подобрать эпизоды.

Характерные черты времени:

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян. «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Грандиозные проекты, стройки коммунизма. Вспомним вечный образ Вавилонской башни. Вспомним хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Вспомним проект строительства дворца Советов на месте взорванного, кстати, позже написания повести Храма Христа Спасителя, строительство метрополитена, Беломорканала и т. д. Вспомним недавние планы поворота северных рек.

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации. «Двое — это уже вполне кулацкий класс и организация». «Активист пришел на двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем признания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду».

Энтузиазм «масс». «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в наступление новой жизни после постройки больших домов». При этом они живут в сарае: «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».

Процветание бюрократии. «Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» (не атеизм, а безбожие). «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот»; «Приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли».

Массовое доносительство (даже поп): «Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту». «Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, — даже к имени придирались: почему и Лев и Ильич: Уж что-нибудь одно!»

Всеобщая подозрительность. Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит». Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья. Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!». Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!..»

Попытки людей приспособиться к новой жизни. Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей...». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться. «Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных врагов эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство».

Самое страшное – слепая, бездумная вера, жизнь без прошлого, без души. Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция – той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся – кто работать будет?». Умирающая мать пытается спасти Настю: «Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива...». Поп говорит: «Мне, товарищ, жить бесполезно. Я не чувствую больше прелесть творения – я остался без Бога, а Бог без человека...».

2. Работа над «Котлованом» шла с декабря 1929-го по апрель 1930-го, почти синхронно с реальными событиями в стране: ноябрь 1929 г. – Пленум ЦК ВКП(б), где было заявлено о политике ликвидации кулачества как класса. 30 января 1930 года – Постановление Политбюро «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Платонов понимал, что с переходом к сплошной коллективизации и ликвидации кулачества страна возвращалась к «военному коммунизму», что крестьянство обречено на уничтожение. Платонов воспринял коллективизацию как отступление от революционных завоеваний народа и отчуждение человека от советской власти.

– Почему же Платонова сочли врагом советской власти?

Мужик, раскулаченный Чиклиным, говорит: «Ликвидировали?! Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!» Платонов, как и его герой, Макар, усомнился. Как и Вощев, задумался. Этого ему и не простили.

3. Что является предметом изображения в повести?

(В повести Платонова и широкая панорама жизни (промышленность, строительство, сельское хозяйство, образование, управление), и ее философское осмысление (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, стремление к истине, проблема личности).)

4. Кто является выразителем мыслей автора?

5. Как вы понимаете позицию автора, его отношение к изображаемому?

6. Как развивается в повести чувство тревоги за будущее, за саму жизнь?

(В «Котловане» тревога накапливается и растет с каждым поворотом повествования. Трагедия одиночества и непонятости обществом наложила определенный отпечаток на платоновского героя-правдоискателя, «измученного заботой за всеобщую действительность и поисками «коммунизма среди самодеятельности народа». Платонов пишет о необратимом и все углубляющемся распаде всех социальных и нравственных связей в обществе. Идет превращение жизни в ее экскременты и истирание всего живого в прах: зажиточные мужики заготовляют гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый крестьянин, пришедший за гробами, покрывается со спины «почвой нечистот и обрастает «защитной шерстью».)

7. Какой же вывод делает Платонов? В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты – гроб с телом ребенка – девочки Насти (вспомним Достоевского – Иван Карамазов, говоря о «слезинке замученного ребенка в основании мировой гармонии», утверждал несостоятельность Царства небесного). «Я теперь ни во что не верю!» – итог строительства новой жизни и нового человека. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане – это семя будущего в отверстии земли». Все, оказывается, не так просто.

Настя для строителей «общепролетарского дома» – символ будущего, которое они строят, она тот «социалистический элемент», который дает душевные силы строителям «монументального дома», – Дома, который предназначен и для Насти, символа «социалистического поколения», И смерть девочки – это крах прежде всего обретенного – нового «советского смысла жизни», победа древнего мифа над утопией строения всеобщего дома. И –возвращение к мучительному «вспоминанию смысла». И самый трудный вопрос Насти, на который не могут ответить любящие девочку строители: где «четыре времени года»? – звучит как просьба, мольба – вернуть прежнюю, христианскую картину мира, где есть время. Настя уходит из жизни в смерть так, как уходили из жизни старые чевенгурцы и крестьяне колхоза имени Генеральной Линии – «кротко: обнимая кости матери (целование мощей), Настя возвращается от языка новой социальной утопии – языка, которым она владела с естественной доверчивостью ребенка к словесной игре, возвращается к матери.

Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение (Анастасия – воскресшая), остановка действия в повести, пик финала и вопрос. Повесть, в которой запечатлелись реальные, общественно-политические события «года великого перелома», обнажала вопросы глубинные – о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории XX века.

В эпилоге повести Платонов обращается с вопросом не только к читателю, но и к себе как автору, объясняя истоки того «тревожного чувства», что продиктовало ему подобную точку финала, – это любовь не только к прошлому, но и настоящему России: «Погибнет ли эсесерша, подобно Насте, или вырастет в целого человека, в новое историческое общество?»

Слово у Платонова – единица не только филологического, но и философского «усилия». Писатель словно бы изучает не только носителей языка, но и сам язык, его возможности, силу его воздействия на судьбы человека и общества. Поэтому и понять «Котлован» можно, только идя от слова, прикасаясь к нему все тем же «прямым чувством жизни» и как бы освободившись от предписаний законов «правильной» литературной речи.

Платонов называет еще одного виноватого в случившемся со страной и людьми. Это новый «революционный» язык, оказавшийся чрезвычайно агрессивным и способным к подавлению самостоятельно мышления людей.

Язык лозунгов и декретов, лавиной обрушившийся на головы людей после революции, для большинства из них был чужим и непонятным. А значит – страшным и по-особому значительным. К тому же каналы, по которым этот язык поступал в «массы», тоже были пока непривычными, неосвоенными. Собрания и митинги, а особенно радио и печать в стране полуграмотности – незаменимые способы внушить людям «священный трепет» перед официальным словом. Не случайно главный бюрократ в «Котловане» «товарищ Пашкин бдительно снабдил жилище землекопов радиорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы».


4. Тема семьи, дома в прозе Андрея Платонова («Возвращение», «Третий сын», «Котлован»)

Сиротства человек не терпит, и оно – величайшее горе

Все сюжеты гениального русского писателя XX века Андрея Платонова – это вдохновенные попытки перестроить, обновить жизнь, построить ее по закону разума и совести, того «нравственного императива», который живет внутри самого человека и побуждает его ко всему прикасаться «обнажившимся сердцем». За незамысловатыми сюжетами писателя скрыт глубокий философский смысл.

При этом Платонова интересуют вполне реальные темы – семья, дети, дом, любовь, отношение человека к другому человеку, к природе, к своему труду; говоря словами самого писателя – «смысл отдельного и общего существования». Философемы Платонова вбирают в себя нравственные представления народа – «Все великое рождается из житейской нужды», «Я родня траве и зверю», «Великое немое горе вселенной может понять, одолеть лишь человек», «Я запомню их, ты запомни меня, а тебя запомнят, кто после тебя народится, так и будет жить один в другом как один свет». Жизненность, человечность произведений Платонова, в каком бы жанре он ни писал, являются их отличительной особенностью.

Одной из центральных тем прозы Платонова является тема семьи, дома. Именно в семье, по Платонову, формируется личность. Об этом он пишет в литературно-критической статье на повесть С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», в статье «Душа мира». Семья ограничивает в человеке животное и освобождает человеческое. Именно семья помогает ему крепче стоять на ногах. Лучшие человеческие качества закладываются в семье. Чувству Родины и любви к ней человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. В статье «Детские годы Багрова-внука» появляется платоновское определение человека как «общественного существа»: «Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни – матери и отцу – в общественное существо, потому что мать и отец в конце концов умрут, а потомок их останется, - и воспитанная в нем любовь, возжженное, но уже не утоляемое чувство, обратится, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг их, чем одно семейство».

Подтверждение этому мы находим в художественных произведениях писателя, в рассказах «Третий сын», «Маленький солдат», «Возвращение», «Цветок на земле», «Июльская гроза», «Еще мама» и других. В рассказе «Третий сын» шестеро братьев собираются в отчем доме на похороны матери. Все они взрослые, состоявшиеся люди, но «каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно, как будто где-то в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома, и она освещала ночь, летающих жуков, синюю траву, рой мошек в воздухе, - весь детский мир, окружающий старый дом, оставленный теми, кто в нем родился».

Выбор сюжета символичен: выражение благородства человеческих чувств оценивается сурово – смертью матери. Сыновья умершей старухи давно не виделись, оживленно беседуют, спорят, смеются, снова, как в детстве, укрываются одеялом с пометкой «голова», «ноги», артист «даже запел», играет «младая жизнь» (слова А. Пушкина). Воспоминания детства настолько захватили их, что они снова ощутили себя мальчишками, когда мать была еще жива. Но рядом, в соседней комнате, лежит умершая мать, и поведение сыновей неестественно. И лишь «третьему сыну» своей репликой и поведением удается успокоить братьев («Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать»), и в комнате наступила тишина. Именно «третий сын», как в произведениях фольклора, является носителем высших этических принципов. Платонов обращает наше внимание и на то, что именно третий сын привез с собой дочь. Девочка, приехавшая на похороны бабушки, заплакала – «Мне бабушку жалко... Все живут, смеются, а она одна умерла». Девочка никогда не видела бабушку живой, но со всей своей детской искренностью переживает ее смерть. Выросши, она впоследствии продолжит род, а «третий сын» – ее отец – является связующим звеном в цепи поколений. И здесь возникает образ матери, говоря о которой мы вспоминаем раннюю статью Платонова «Душа мира». «Женщина – совесть мира... женщина осуществляет ребенка, своей кровью и плотью она питает человечество...». Описание тела умершей матери и сыновей убедительно, как нельзя лучше подтверждает эти слова. Писатель подчеркивает силу сыновей и «скупое тело» их умершей матери –«громадные мужчины», «могучая полдюжина сыновей», «отец ростом меньше самого младшего сына», «гвардия потомков покойной старухи»; «давшая сыновьям обильную, здоровую жизнь, сама старуха оставила себе экономичное, маленькое, скупое тело и долго старалась сберечь его, хотя бы в самом жалком виде, ради того, чтобы любить своих детей и гордиться ими...».

С темой родительского дома, образами матери, отца в рассказе связано «открытие пространства будущего», преемственность поколений, «тайна народа, помогающая ему выжить» (слова Платонова). Художественно исследуя тему дома, семьи, Платонов разрабатывает свой эстетический идеал «коллективного человека», «общественного существа» как единицы гармонического общества. В финале рассказа сыновья молча оплакивают мать, «скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда – через тысячи верст – находило их, и они это постоянно, безотчетно чувствовали и были сильней от этого сознания и смелее делали успехи в жизни».

Платонов показывает материнские, отцовские чувства как исток любви, которую он считает, как и добро, вечной категорией. Чтобы у ребенка было «спокойное, счастливое сердце», он должен ощущать тепло родительского дома, любовь отца, матери. В повести «Котлован» дочь умершей «буржуйки» Настя все время вспоминает мать. «Я помню ее и во сне буду видеть», – говорит она строителям «общепролетарского дома». Тяжело больная, она просит Чиклина: «Чиклин, положи мне мамины кости, я их обниму и начну спать. Мне так скучно сейчас стало». В повести «Котлован» дано и платоновское определение понятия «дом», его философская формула – емкая и значимая для всех времен и народов – «Дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплотой жизни, которая названа однажды душой». Бездомность, сиротство детей – «величайшее горе» в определении писателя-гуманиста.

О страстном стремлении Платонова защитить детство от сиротства, «вечного горя», от бесприютности, «ржавчины войны», ломающей все перегородки между детством и взрослостью, повествует замечательный рассказ писателя «Возвращение». Мальчик Петруша побуждает отца, возвратившегося с фронта домой, мобилизовать все душевные ресурсы, чтобы стать опорой для детей, жены, «идти следом за сердцем», становится творцом переворота в душе отца. Мальчик зовет отца к миру в семье. «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...», - говорит ребенок отцу. Уязвленное самолюбие героя рассказа, капитана Иванова, побуждает его уйти от семьи. Из тамбура поезда он увидит бегущих вдоль путей своих детей, спотыкающегося сына Петрушу и маленькую Настю, которую тот волочит за собой. Дети побуждают отца к подлинному «возвращению», побуждают справиться с бесчувственностью. Внутренний монолог героя с емким образом-понятием «обнажившегося сердца», позволяет проследить динамику его состояния: «...Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Война в своеобразном художественном мире Платонова – метафора «губительных страстей», метафора разрушения дома, семьи, связей между людьми, радости детства. Значение размышлений Платонова о семье, доме, как в художественном творчестве, так и в публицистике, актуально для всех людей, независимо от вероисповедания, национальной принадлежности, цвета кожи. «Семья, – по Платонову, – теплый очаг, где впервые и на всю жизнь согревается человеческое существо».

Для контроля знаний, полученных при изучении  темы  «А.П. Платонова.   Жизнь   и   творчество» необходимо провести  итоговую работу  в форме  беседы  по вопросам  или  выполнения индивидуальных творческих заданий.

Беседа по вопросам:

  1. Назовите основные даты жизни и творчества А. Платонова.
  2. Почему в 30-е годы А.П. Платонов стал неугоден с его заботами о душе, о сокровенном богатстве сердца?
  3. В чем смысл названия «Сокровенный человек»? Главная ценность в человеке – это свободная независимая личность, обладающая самостоятельностью и оригинальностью, т.е. сокровенностью.
  4. Определите важнейшие лейтмотивы повести. Как в них отразилось понимание Платоновым своей эпохи, его представление о мире и смысле человеческого существования?
  5. Почему любимого платоновского героя можно назвать «сокровенным человеком»? Ведь он так открыт, доверчив. Какие исходные смыслы сосредоточены в слове «сокровенный»: «сокрывать», «утаивать», «схоронить» или «сокровище», «со-кровный» (т. е. родня, родственник, сродник)?
  6. Истоки и варианты «шариковщины»: какой Шариков опаснее, неустранимее и бесконтрольнее – матрос Шариков, становящийся чиновником («Сокровенный человек»), Платонова или искусственный, лабораторный Шариков в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»? В чём особенности сатиры Платонова?
  7. Почему стал неугоден Андрей Платонов в 1930-е гг. с его заботами о душе, о единичном Макаре, о сокровенном богатстве сердца?
  8. В чём двойственность судеб платоновских бюрократов, «активистов» в «Котловане»? Они губят дело, гуманизм революции, но и погибают в итоге от собственной беспочвенности. Отделяет ли себя автор от происходящего?
  9. Почему до конца жизни детство осталось центральным нравственно-эстетическим центром в художественном мире писателя?
  10. Верил ли Платонов в конечную победу доброты и совести над всеми видами измельчания, опустошения души?


Заключение

Андрей Платонович Платонов вошел в русскую литературу как писатель очень своеобразной творческой манеры. Его писательское искусство производило на читателей разное впечатление, но никого не могло оставить равнодушным.

Платонов писал о народном характере изнутри, прислушиваясь к работе разума масс, включающей в себя очищение мира и нечаянность неосознаваемой жизни, поэтическое чувство природы, правдоискательство, фольклорные традиции, наносные политизированные понятия, тяжелую политическую лексику и другое. Народный герой Платонова тяготеет к комичным определениям действительности.

Произведения Платонова часто стоят на грани сказки и строгой литературы, напоминают притчу, для которой характерно свободное проникновение через время и пространство. Сказочные картины сменяются эпизодами с затрудненным бытовым правдоподобием. Закон морали и нравственности распределяется на природу – страшное в обрамлении комического, смешное представляется вместе с тщательностью, поэтическое сталкивается с прозаическим.

Произведения Андрея Платонова помогают развивать в каждом из нас благородство, мужество и деятельный гуманизм.


Рекомендуемая   литература

  1. Андрей Платонов: воспоминания современников. Материалы к биографии / Сост. Н. Корниенко, Е. Шубина. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Андрей Платонов: мир творчества / Сост. Н. Корниенко, Е. Шубина. – М.: Приор, 2011.
  3. Бондаренко В.Г. Серебряный век простонародья / В.Г. Бондаренко. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Бочаров С. Г. Вещество существования (Мир А. Платонова) / С.Г. Бочаров. – М.: Академия,  2005.
  5. Вильчек Л. В. Пейзаж после жатвы: Деревня глазами публицистов / Л.В. Вильчек. – М.: Слово, 2008.
  6. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности / А.В. Горшков. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Гринберг И.Л. Полет стиха и поступь прозы / И.Л.Гринберг. – М.: Академия,  2006.
  8. Коллекция «Русская литература» Российского общеобразовательного портала – http://litera.edu.ru.
  9. Литература: Учебник / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Академия,  2011.
  10. Методика преподавания литературы – http://metlit.nm.ru.
  11. Русская виртуальная библиотека – http://www.rvb.ru.
  12. Русская литература: Большой учебный справочник. – М.: Просвещение, 2001.
  13. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Под ред. В.П. Журавлева.   – М.: Просвещение, 2016.
  14. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.   – М.: Дрофа, 2014.
  15. Сто русских писателей: Краткий справочник. – СПб.: Питер,  2003.
  16. Сурганов В.С. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе / В.С. Сурганов. – М.: Просвещение, 2011.
  17. Шевченко М.П. Дань уважения. Рассказы о писателях / М.П. Шевченко. – М.: Просвещение, 2012.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Андрей Рублев.Жизнь и творчество"

Урок разработан для американской делегации (в рамках программы обмена)с целью информирования зарубежных друзей о культуре России и известных людях. В план урока были включены тест по итории России пре...

Презентация урока на тему "Андрей Платонович Платонов "Юшка"

Материал предназначен для изучения рассказа А.П.Платонова "Юшка"...

Радость творчества (методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии)

Коллективная  художественная  деятельность детей в  школе,  на  занятиях  в  изостудии,  в  разных  кружках,  в  летних  лагерях...

"А.П. Платонов. Жизнь и творчество"

презентация "А.П. Платонов. Жизнь и творчество"...

Андрей Платонович Платонов "Неизвестный цветок"

Контроль знанийЧтобы открыть файл в своем браузере, вам необходимо скачать файл 6krossdrl.htm_.rar и удалить расширение rar, оставив только 6krossdrl.htm, аналогично с testdrl...

Платонов (Климентов) Андрей Платонович

Пред нами солнце, и в нас рассвет,Все реки светлые до дна,И в нас восходит светлевший свет,Ничья не будет душа одна....