Нравственный выбор героев в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе» (6 класс)
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Ляпунова Елена Ивановна

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Нравственный выбор героев в новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственный выбор героев в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе» (1829г) (1803-1870)

Слайд 2

Проспер Мериме - французский писатель XIX века. Автор пьес, исторических романов, новелл Родился 28 сентября 1803 г. в г. Париж Умер 23 сентября 1870 г. в г. Канны

Слайд 3

Оценка творчества Проспера Мериме русскими литературоведами « Необычайная отчетливость изображения сочетается с глубоко мотивированным анализом человеческих чувств и поступков»

Слайд 4

Творчество П. Мериме

Слайд 5

Литературоведческая справка Проспер Мериме начинал свою литературную деятельность с поэтических и драматических произведений. На основе обширного исторического материала писатель создал роман «Хроника царствования Карла IX», посвященный трагическим эпизодам эпохи религиозных войн XVI века. Но наибольшую популярность завоевали новеллы Мериме. Галерея ярких, самобытных, бессмертных образов создана писателем, и доказательство тому — новелла «Кармен», ставшая основой многочисленных балетных, оперных, театральных постановок и экранизаций.

Слайд 6

Что такое новелла? Новелла – небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности.

Слайд 7

Особенности новелл П. Мериме показаны цельные, исполненные страстей характеры; в центре внимания случай, который влияет на жизнь героя, ход его судьбы; внимание автора сосредоточено на развитии действия, на поступках героев; отношение к героям не является однозначным; автор пишет с подчеркнутой сдержанностью в проявлении собственных чувств, скупостью выразительных средств

Слайд 8

История создания новеллы Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 г. и тогда же переведена на русский язык. Одним из переводчиков выступал Н.В. Гоголь

Слайд 9

Словарная работа. Маки-участок, покрытый густым кустарником. Экю-старинная французская монета. Обыватель - здесь: мирный житель, не участвующий в военных действиях. Прогалина- место, свободное от зарослей. Панихида – поминальная молитва. Вольтижёры – отряд стрелков

Слайд 10

Место действия в новелле Корсика - остров в Средиземном море Наполеон Бонапарт

Слайд 11

Пейзажи Корсики

Слайд 12

Почему так подробно рассказывается в прологе, что такое маки? Маки – густая, непроходимая поросль из разнообразных деревьев и кустарников, перепутанных как попало.

Слайд 13

Эпиграф: - Что ты сделал? – воскликнула она. - Свершил правосудие. Почему эти строки вынесены как эпиграф?

Слайд 14

Маттео Фальконе – убийца или герой? Почему отец убил сына? Имеет ли он на это право? Как воспринимает убийство сына мать Фортунато?

Слайд 15

Прочитайте отрывок со слов «Когда в 18..» до слов «….как ему пришлось в этом раскаяться» - стр. 230-232 1. Озаглавьте его. 2. Ответьте на вопрос: Какую роль играет портретная характеристика Маттео Фальконе?

Слайд 16

Кто такой Матео Фальконе? Что принесло ему большую известность? Довольно богатый человек по тамошним местам; Меткость, с которой он стрелял, была необыкновенной… Ночью он владел оружием так же, как и днём… В восьмидесяти шагах от него ставили зажжённую свечу за листом прозрачной бумаги…

Слайд 17

Прочитайте по ролям отрывок со слов «Прошло уже несколько часов…» до слов «…как ни в чём не бывало растянулся на солнцепёке». (автор, Фортунато, Джаннетто) – стр. 232-234 Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.

Слайд 18

Прочитайте отрывок со слов «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до слов «Искушение было слишком велико…» - стр. 234-237 Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?

Слайд 19

Перескажите близко к тексту отрывок со слов «Фортунато поднял левую руку…» до слов «…несмотря на наше родство» - стр. 238-239 Почему Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои эпизода: Фортунато, Джаннетто? Джузеппа, Маттео? Какие дущевные противоречия испытывает каждый из них?

Слайд 20

Прочитайте отрывок со слов «Наконец он принял смелое решение…» до слов «…быстрым шагом двинулся к равнине» - стр. 240-241 Чем отличаются жизненные принципы Маттео и сержанта? Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?

Слайд 21

Перескажите отрывок со слов «Прошло около десяти минут…» до конца новеллы – стр. 241-244 Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?

Слайд 22

Кто же виноват в смерти Фортунато? Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.

Слайд 23

Ваше отношение к поступку Фортунато?

Слайд 24

Кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца? В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения он убийца, совершивший тяжкий грех. А с точки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.

Слайд 25

На чьей стороне автор? С точки зрения жителей маки, Маттео Фальконе прав, так как сам совершил правосудие, чтобы в их роду не было предателей. Маттео «жил честно», был «хороший друг», «услужливый для друзей», «щедрый к бедным», его «имя пользовалось доброй славой». Симпатии автора на его стороне. Автор явно осуждает сержанта, считает его «жестоким победителем», так как тот использовал недостойные приёмы в отношении мальчика. Фортунато поддаётся на подкуп часами. «Глаза его загорелись», он стал «похож на кота, которому подносят целого цыплёнка». Автор называет это «соблазном», «искушением», которые мальчик выдержать не смог.

Слайд 26

Символы в новелле

Слайд 27

1 Действие новеллы происходит: А)на побережье моря Б)на крутом возвышенье В)в ущелье гор

Слайд 28

2 Маки – это: А)цветы красного цвета Б) плантация, для выращивания товара контрабандистов В) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.

Слайд 29

3 «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» - это портрет: А)Маттео Фальконе Б)Джаннетто Санпьеро В) Теодора Гамба

Слайд 30

4 Фортунато спрятал бандита: А) в погребе Б) в доме В) в копне сена

Слайд 31

5 Желтые Воротники – это: А)пастухи Б)корсиканские солдаты В)бандиты, которые прятались в маки

Слайд 32

6 Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил: А)в просторном одноэтажном доме со множеством комнат Б)в двухэтажном особняке В)жилище его состояло из одной квадратной комнаты

Слайд 33

7 Фортунато был мальчик: А)корыстный Б)бескорыстный В)очень трусливый

Слайд 34

8 Солдаты: А)сразу пристрелили пойманного бандита Б)перевязали ему рану В)заковали его в кандалы

Слайд 35

9 Маттео Фальконе А)был связан с бандитами общими незаконными делами Б)был зол на бандитов В)уважительно относился к ним за их мужество и смелость

Слайд 36

10 Джаннето: А)смертельно оскорбил Маттео, задел его родовую честь Б)сочувственно покачал головой, увидев появившегося Маттео В)кричал и ругался на Маттео последними словами

Слайд 37

11 Маттео: А)похвалил сына за полученные от сержанта часы Б)вдребезги разбил их В)не обратил на часы внимания

Слайд 38

12 Маттео заставил сына перед смертью молиться: А)чтобы дать себе время остыть, простить ребёнка и изменить своё страшное решение Б)чтобы дать сыну умереть христианином В)чтобы сын, помолившись, раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью, и тогда бы отец его простил.

Слайд 39

13 Поступок Маттео вы объясняете: А)великой любовью к родине Б)эгоизмом В)чувством собственного достоинства и чести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кнспект урока по литературе в 6 классе Проспер Мериме "Маттео Фальконе"

Разработка урока литературы в 6 классе в разделе зарубежная литература по теме Проспер Мериме "Маттео Фальконе"...

Презентация к уроку литературы по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"

Презентация к уроку по новелле "Маттео Фальконе" Проспера Мериме...

«Героический характер в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Цели урока: знакомство с новым  малым эпическим жанром, новеллой,  закрепление навыков анализа художественного текста,  искусство  автора при создании героического характера в лите...

Разработка урока литературы в 6 классе "Проблема чести и предательства в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе".

Цель урока:  Познакомить с личностью французского писателя П.Мериме, его новеллой «Маттео Фальконе», художественными особенностями произведения....

Нравственный выбор героя новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе

Цели деятельности учителя: более углубленно познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме; дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе; развивать умение грамотно давать хар...