Нравственный выбор героев в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе» (6 класс)
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Нравственный выбор героев в новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе» | 966 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проспер Мериме - французский писатель XIX века. Автор пьес, исторических романов, новелл Родился 28 сентября 1803 г. в г. Париж Умер 23 сентября 1870 г. в г. Канны
Оценка творчества Проспера Мериме русскими литературоведами « Необычайная отчетливость изображения сочетается с глубоко мотивированным анализом человеческих чувств и поступков»
Творчество П. Мериме
Литературоведческая справка Проспер Мериме начинал свою литературную деятельность с поэтических и драматических произведений. На основе обширного исторического материала писатель создал роман «Хроника царствования Карла IX», посвященный трагическим эпизодам эпохи религиозных войн XVI века. Но наибольшую популярность завоевали новеллы Мериме. Галерея ярких, самобытных, бессмертных образов создана писателем, и доказательство тому — новелла «Кармен», ставшая основой многочисленных балетных, оперных, театральных постановок и экранизаций.
Что такое новелла? Новелла – небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности.
Особенности новелл П. Мериме показаны цельные, исполненные страстей характеры; в центре внимания случай, который влияет на жизнь героя, ход его судьбы; внимание автора сосредоточено на развитии действия, на поступках героев; отношение к героям не является однозначным; автор пишет с подчеркнутой сдержанностью в проявлении собственных чувств, скупостью выразительных средств
История создания новеллы Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 г. и тогда же переведена на русский язык. Одним из переводчиков выступал Н.В. Гоголь
Словарная работа. Маки-участок, покрытый густым кустарником. Экю-старинная французская монета. Обыватель - здесь: мирный житель, не участвующий в военных действиях. Прогалина- место, свободное от зарослей. Панихида – поминальная молитва. Вольтижёры – отряд стрелков
Место действия в новелле Корсика - остров в Средиземном море Наполеон Бонапарт
Пейзажи Корсики
Почему так подробно рассказывается в прологе, что такое маки? Маки – густая, непроходимая поросль из разнообразных деревьев и кустарников, перепутанных как попало.
Эпиграф: - Что ты сделал? – воскликнула она. - Свершил правосудие. Почему эти строки вынесены как эпиграф?
Маттео Фальконе – убийца или герой? Почему отец убил сына? Имеет ли он на это право? Как воспринимает убийство сына мать Фортунато?
Прочитайте отрывок со слов «Когда в 18..» до слов «….как ему пришлось в этом раскаяться» - стр. 230-232 1. Озаглавьте его. 2. Ответьте на вопрос: Какую роль играет портретная характеристика Маттео Фальконе?
Кто такой Матео Фальконе? Что принесло ему большую известность? Довольно богатый человек по тамошним местам; Меткость, с которой он стрелял, была необыкновенной… Ночью он владел оружием так же, как и днём… В восьмидесяти шагах от него ставили зажжённую свечу за листом прозрачной бумаги…
Прочитайте по ролям отрывок со слов «Прошло уже несколько часов…» до слов «…как ни в чём не бывало растянулся на солнцепёке». (автор, Фортунато, Джаннетто) – стр. 232-234 Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.
Прочитайте отрывок со слов «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до слов «Искушение было слишком велико…» - стр. 234-237 Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?
Перескажите близко к тексту отрывок со слов «Фортунато поднял левую руку…» до слов «…несмотря на наше родство» - стр. 238-239 Почему Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои эпизода: Фортунато, Джаннетто? Джузеппа, Маттео? Какие дущевные противоречия испытывает каждый из них?
Прочитайте отрывок со слов «Наконец он принял смелое решение…» до слов «…быстрым шагом двинулся к равнине» - стр. 240-241 Чем отличаются жизненные принципы Маттео и сержанта? Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?
Перескажите отрывок со слов «Прошло около десяти минут…» до конца новеллы – стр. 241-244 Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?
Кто же виноват в смерти Фортунато? Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.
Ваше отношение к поступку Фортунато?
Кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца? В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения он убийца, совершивший тяжкий грех. А с точки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.
На чьей стороне автор? С точки зрения жителей маки, Маттео Фальконе прав, так как сам совершил правосудие, чтобы в их роду не было предателей. Маттео «жил честно», был «хороший друг», «услужливый для друзей», «щедрый к бедным», его «имя пользовалось доброй славой». Симпатии автора на его стороне. Автор явно осуждает сержанта, считает его «жестоким победителем», так как тот использовал недостойные приёмы в отношении мальчика. Фортунато поддаётся на подкуп часами. «Глаза его загорелись», он стал «похож на кота, которому подносят целого цыплёнка». Автор называет это «соблазном», «искушением», которые мальчик выдержать не смог.
Символы в новелле
1 Действие новеллы происходит: А)на побережье моря Б)на крутом возвышенье В)в ущелье гор
2 Маки – это: А)цветы красного цвета Б) плантация, для выращивания товара контрабандистов В) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.
3 «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» - это портрет: А)Маттео Фальконе Б)Джаннетто Санпьеро В) Теодора Гамба
4 Фортунато спрятал бандита: А) в погребе Б) в доме В) в копне сена
5 Желтые Воротники – это: А)пастухи Б)корсиканские солдаты В)бандиты, которые прятались в маки
6 Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил: А)в просторном одноэтажном доме со множеством комнат Б)в двухэтажном особняке В)жилище его состояло из одной квадратной комнаты
7 Фортунато был мальчик: А)корыстный Б)бескорыстный В)очень трусливый
8 Солдаты: А)сразу пристрелили пойманного бандита Б)перевязали ему рану В)заковали его в кандалы
9 Маттео Фальконе А)был связан с бандитами общими незаконными делами Б)был зол на бандитов В)уважительно относился к ним за их мужество и смелость
10 Джаннето: А)смертельно оскорбил Маттео, задел его родовую честь Б)сочувственно покачал головой, увидев появившегося Маттео В)кричал и ругался на Маттео последними словами
11 Маттео: А)похвалил сына за полученные от сержанта часы Б)вдребезги разбил их В)не обратил на часы внимания
12 Маттео заставил сына перед смертью молиться: А)чтобы дать себе время остыть, простить ребёнка и изменить своё страшное решение Б)чтобы дать сыну умереть христианином В)чтобы сын, помолившись, раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью, и тогда бы отец его простил.
13 Поступок Маттео вы объясняете: А)великой любовью к родине Б)эгоизмом В)чувством собственного достоинства и чести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кнспект урока по литературе в 6 классе Проспер Мериме "Маттео Фальконе"
Разработка урока литературы в 6 классе в разделе зарубежная литература по теме Проспер Мериме "Маттео Фальконе"...
Презентация к уроку литературы по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"
Презентация к уроку по новелле "Маттео Фальконе" Проспера Мериме...
«Героический характер в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».
Цели урока: знакомство с новым малым эпическим жанром, новеллой, закрепление навыков анализа художественного текста, искусство автора при создании героического характера в лите...
Разработка урока литературы в 6 классе "Проблема чести и предательства в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе".
Цель урока: Познакомить с личностью французского писателя П.Мериме, его новеллой «Маттео Фальконе», художественными особенностями произведения....
Нравственный выбор главных героев по рассказу А. Коцоева «Пятнадцать лет» и новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе»
Урок национально-регионального компонента в 7 классе...
Нравственный выбор героя новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе
Цели деятельности учителя: более углубленно познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме; дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе; развивать умение грамотно давать хар...