Квест "Басни дедушки Крылова"
план-конспект занятия по литературе (5, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Литературный квест «Басни дедушки Крылова»
Введение
Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У памятника в Летнем саду, в Петербурге, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображенных героев его басен – разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку. Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Плохое или хорошее изображено в этих баснях кратко, сильно, с такой ясностью, что видишь всех, кто выведен в басне. Сегодня мы вспомним героев басен Крылова и проверим, насколько вы знакомы с произведениями великого баснописца.
Цель: развитие любознательности и интереса к чтению басен И. А. Крылова; обогащение словарного запаса учащихся; воспитание внимательного читателя и любви к книгам, умение работать в команде.
Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов.
Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, иллюстрации к басням, карточки с описанием героев, чистые листы бумаги, ручки, карандаши, призы.
Маршрутный лист каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции: игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.
Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в кабинетах, в спортивном зале, в актовом зале.
На каждой станции участникам даются слова, из которых они впоследствии должны составить крылатое выражение. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры и сложившая из слов крылатое выражение («У сильного всегда бессильный виноват») раньше других.
Время нахождения на станциях ограничено – не более 5 минут.
ХОД ИГРЫ
Этап первый
Учащиеся получают задание подготовить название команды, девиз. В названии и девизе должны присутствовать слова по теме игры. (3-5 минут)
Представление команд. Капитанам вручают маршрутные листы.
Этап второй
Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи.
СТАНЦИЯ 1
«Узнай басню по иллюстрации»
Участники получают конверты с фрагментами иллюстраций. Игроки по этим фрагментам должны угадать басню и рассказать, какой момент басни изображен на иллюстрации. Для команды № 1 представлены фрагменты басни «Слон и Моська», для команды № 2 – «Квартет».
Оценивание: За полный правильный ответ (сложенная картинка, название басни) – 3 балла.
СТАНЦИЯ 2
«Кто говорит?»
Команды должны угадать, кто и в какой басне произносит эти слова. За каждый правильный ответ - 1 балл.
- Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей! (Стрекоза, «Стрекоза и Муравей»)
- Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа. (Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна»)
- Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью… (Ягненок, «Волк и Ягненок»)
- Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам… (Волк, «Волк на псарне»)
СТАНЦИЯ 3
«Узнай героя»
Командам выдаются карточки с заданием: по перечню характерных поступков и черт узнать персонажа многих басен. За правильное название персонажа и название каждой басни – по 1 баллу.
Карточка для команды № 1. Этот герой всегда умеет извлечь выгоду из сложившейся ситуации: то хитростью, то обманом добивается своего. Благодаря своей изворотливости, лицемерию и плутовству всегда близок к тем, у кого власть. Занимает важные посты в царстве зверей и бессовестно пользуется своим положением. Иногда этот герой все равно попадает впросак, но и в такой ситуации находит оправдание своей неудаче. |
Это Лисица из басен: «Ворона и Лисица», «Добрая Лисица», «Лиса-строитель», «Лисица и Виноград» и др. |
Карточка для команды № 2. Этот герой славится упрямством и глупостью, это воплощение невежды. Причем невежество чаще всего связывается с искусством. Ему непременно хочется иметь хоть какое-нибудь отношение к искусству – прежде всего к музыке и поэзии. Здесь он считает себя просто экспертом. Он то оценивает пение самой знаменитой певчей птички – Соловья, то сам пытается петь и играть на музыкальном инструменте, при этом проявляя завышенную самооценку и самодовольство. |
Это Осел. Разные черты его характера проявляются в баснях «Осел и Соловей», «Квартет», «Парнас», «Осел и Мужик».
СТАНЦИЯ 4
Крылатые выражения
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Капитаны команд называют крылатые выражения. За каждый правильный ответ 1 балл.
СТАНЦИЯ 5
«Отыщи пару»
Командам выдаются карточки с именами героев басен. Нужно сложить верные пары. На каждой карточке одно имя. За правильную пару слов – 1 балл.
ФЕДЯ | СЕНЯ |
СВИНЬЯ | ДУБ |
МОСЬКА | СЛОН |
ПОВАР | КОТ |
ВОРОНА | ЛИСИЦА |
ЯГНЕНОК | ВОЛК |
КУКУШКА | ПЕТУХ |
МУРАВЕЙ | СТРЕКОЗА |
ФОКА | ДЕМЬЯН |
МАРТЫШКА | МЕДВЕДЬ |
Этап третий
Жюри проверяет собранное крылатое выражение «У сильного всегда бессильный виноват». Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов. Награждение команд.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ФЕДЯ | СЕНЯ |
СВИНЬЯ | ДУБ |
МОСЬКА | СЛОН |
ПОВАР | КОТ |
ВОРОНА | ЛИСИЦА |
ЯГНЕНОК | ВОЛК |
КУКУШКА | ПЕТУХ |
МУРАВЕЙ | СТРЕКОЗА |
ФОКА | ДЕМЬЯН |
МАРТЫШКА | МЕДВЕДЬ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карточка для команды № 1. Этот герой всегда умеет извлечь выгоду из сложившейся ситуации: то хитростью, то обманом добивается своего. Благодаря своей изворотливости, лицемерию и плутовству всегда близок к тем, у кого власть. Занимает важные посты в царстве зверей и бессовестно пользуется своим положением. Иногда этот герой все равно попадает впросак, но и в такой ситуации находит оправдание своей неудаче. |
Карточка для команды № 2. Этот герой славится упрямством и глупостью, это воплощение невежды. Причем невежество чаще всего связывается с искусством. Ему непременно хочется иметь хоть какое-нибудь отношение к искусству – прежде всего к музыке и поэзии. Здесь он считает себя просто экспертом. Он то оценивает пение самой знаменитой певчей птички – Соловья, то сам пытается петь и играть на музыкальном инструменте, при этом проявляя завышенную самооценку и самодовольство. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Литература
- Малюгина В. А., Черных О. Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- https://yandex.ru/images/search
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина "Басни дедушки Крылова"
ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ: Обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе....
Урок внеклассного чтения "Басни дедушки Крылова" 7 кл
в помощь педагогам коррекционных школ...
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...
Басни дедушки Крылова.
Презентация к уроку литературы по теме басни И.А.Крылова....
Внеклассное занятие по литературе "В гостях у дедушки Крылова"
На занятии учащиеся познакомятся с малоизвестными фактами из жизни И.А. Крылова, с отрывком из комедии "Урок дочкам". Также они инсценируют басни, примут участие в конкурсе знатоков басен И.А. Крылова...
Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс
Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс...