Всероссийская олимпиада школьников по литературе
олимпиадные задания по литературе (9 класс)
Примерные олимпиадные задания для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_etap_literatura_5-6.docx | 32.85 КБ |
shkolnyy_etap_literatura_9_klass.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада по литературе
для учащихся 5-6 классов
Школьный этап
Дорогой друг! Ты стал участником первого этапа Всероссийской олимпиады школьников! Желаем тебе творческих успехов!
Дерзай, мысли, твори!
На выполнение работы отводится 2 астрономических часа.
Задание № 1
Представьте, что вам выпала честь отправиться вместе с группой путешественников на вновь открытый, но еще не исследованный остров. Руководитель экспедиции назначил вас главным библиотекарем и поручил составить перечень из 5-7 книг, которые могут быть полезны вашим единомышленникам в их нелегком деле. Назовите эти книги и объясните свой выбор (2-3 предложения по каждой книге).
Задание № 2
Назовите место, о котором идёт речь в данном отрывке, укажите автора и название произведения
а) И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
б) «… он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках…»
в) «Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается …………., посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше...»
Задание № 3
Назовите тропы (средства выразительности), выделенные в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень»:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Задание № 4
Узнайте басню И.А.Крылова по морали:
а) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
б) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
в) Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
г) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где только стоит догадаться
За дело просто взяться.
Задание № 5
Прочитайте русскую народную сказку.
ЗАВЕЩАНИЕ
Жил-был мужик. Умирает у него отец и говорит:
– Ты, мой сын, живи так: чтобы ты никому не кланялся, а тебе бы все кланялись, и калачи бы ел с медом!
Умер отец. А этот мужик живет год – прожил сто рублей: никому не кланялся и все калачи ел с медом. Живет другой – прожил другую сотню. На третий год прожил третью сотню. И думает: «Что же это? Сотни у меня не прибавляются, а все убавляются!» Приходит, рассказывает дяде. Дядя ему и сказал:
– Эх, ты! Выезжай-ко ты раньше всех на пашню, никому и не будешь кланяться, а тебе все будут кланяться. А приезжай домой поздно, тебе калач-то будет казаться с медом.
(Из сборника В. П. Аникина)
Выполните следующие задания:
1. Перечислите кратко, какие особенности этой сказки говорят о том, что
она является народной, фольклорной, а не литературной, авторской.
2. Перепишите сказку таким образом, чтобы она приобрела черты
авторской, литературной – к примеру, стала вашей собственной литературной обработкой народной сказки.
Олимпиадные задания по литературе
5-6 класс
Школьный этап
ОТВЕТЫ
Задание №1
Участник олимпиады назвал произведения, указал авторов, прокомментировал свой выбор по каждому примеру.
Рекомендуемое количество баллов – 14 (по 2 балла за каждый аргументированный пример).
Задание № 2
а) Бородино, М.Ю.Лермонтов «Бородино»
б) каморка Герасима, И.С.Тургенев «Муму»
в) поляна в лесу, С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
Общая сумма баллов – 9 (по 3 за каждый правильный ответ).
Задание № 3
Дышит - метафора (олицетворение);
Мглистый - эпитет;
Как туман - сравнение
Общая сумма баллов – 3(по 1 за каждый правильный ответ).
Задание № 4
а) «Ворона и Лисица»;
б) «Лебедь, Щука и Рак»;
в) «Свинья под дубом»;
г) «Ларчик»
Общая сумма баллов – 4(по 1 за каждый правильный ответ).
Комментарий к заданию № 5
Данное задание проверяет знание, школьниками особенностей фольклорных сказочных текстов и их отличий от литературных и одновременно позволяет продемонстрировать детям свои творческие способности – умение создавать собственные сказки с использованием определенных художественных приемов и ходов. Предполагается, что в данной сказке ученики должны отметить следующие особенности, говорящие о ее фольклорной природе:
- автор анонимен;
- действие разворачивается в условном, сказочном времени и пространстве;
- герои типичны для народных сказок, лишены характеров, наделены только функциями;
- используются устойчивые формулы и эпитеты.
Выполняя вторую часть задания, школьники могут дать волю своей фантазии:
- «авторизовать» сказку; добавить в сюжет авторских деталей;
- конкретизировать место и время, наделить их реальными чертами;
- «психологизировать» своих героев, наделить их характерами и эмоциями,
используя для этого выразительные средства;
- разнообразно использовать литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры);
- выявить авторскую позицию, свое отношение к событиям.
Рекомендуемое количество баллов – 20.
По 2 балла за каждый из перечисленных выше пунктов; допущено не более 2 речевых ошибок – дополнительно 2 балла.
Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Всего: |
14 баллов | 9 баллов | 3 балла | 4 балла | 20 баллов | 50 баллов |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада по литературе
для учащихся 9 класса
Школьный этап
Дорогой друг! Ты стал участником первого этапа Всероссийской олимпиады школьников! Желаем тебе творческих успехов!
На выполнение работы отводится 5 астрономических часов.
Задание № 1
Выберите для аналитической работы (комплексного анализа текста) ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
М.М. Пришвин
ГОЛУБАЯ СТРЕКОЗА
В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все свои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня свершалось.
Я шёл по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчёлкой жужжала, и всё же шёл, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.
– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли. Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:
– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?
– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.
– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых...
Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.
В это время один умирающий шептал мне:
– Вот бы водицы!..
Я по первому слову раненого побежал за водой. Но он не пил и повторял мне:
– Водицы, водицы, ручья!..
С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.
Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
В косых лучах вечернего солнца особенным, зелёным светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретики хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку.
Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу.
И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.
– Спасибо, – прошептал он.
Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал «спасибо» и снова закрыл глаза.
Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– А что, она ещё летает?
Голубая стрекоза ещё кружилась.
– Летает, – ответил я, и ещё как!
Он опять улыбнулся и впал в забытьё.
Между тем мало-помалу смеркалось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:
– Всё ещё летает?
– Летает, – сказал я, не глядя, не думая.
– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.
Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.
Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.
Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить, её на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли – остаётся светлой, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
И я ему показал отражение. И он улыбнулся.
Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогли песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.
/опубликован в 1941 году под назв. «Моему другу на фронт»/
Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? В чем особенность жанра и композиции произведения? Какие художественные приёмы использованы автором? Какими средствами выразительности создаются ключевые образы? Как раскрыты в произведении образ повествователя и авторская позиция? Выразите своё отношение к проблеме, которая волнует автора.
Поэзия:
Юрий Левитанский
«Откуда вы приходите, слова?..
Откуда вы приходите, слова,
исполненные доброго доверья?
По-моему, оттуда, где трава.
По-моему, оттуда, где деревья.
Нам переходы света и теней
за древними лесными деревами
покажутся резными теремами,
возникшими из света и теней.
А дальше будет глуше и темней,
и тропка лисья станет неприметной.
Она и вправду стала неприметной,
а все-таки давай пойдем по ней,
пойдем на ощупь,
ветки раздвигая.
Эге-ге-гей! Ну где же вы, слова?
«Слова, слова!..» —
вздыхают робко листья,
и тропка поворачивает лисья
туда, где в листьях прячется сова.
А может, так же прячутся слова
за пнями
и замшелыми камнями?
Слова — они, наверное, корнями,
как дерева,
уходят в глубину.
И тропка нас уводит в старину,
туда, где бродит пращур волосатый
по травам, не имеющим названья,
где снег летит, не названный еще,
поет еще не названная птица
и звезды,
у которых нет названья,
в дремучих отражаются очах.
И пращура охватывает трепет,
едва доходит до его сознанья,
какая тяжесть на его плечах.
В нем глухо пробуждается художник,
и, сладкие испытывая муки,
он ждет вас, нерожденные слова.
Он что-то удивительное лепит,
мешая краски, запахи и звуки.
Сначала это только смутный лепет,
и вдруг он превращается в слова.
Тогда травой становится трава,
а этот сумрак зыблющийся — лесом,
а этот холод падающий — снегом,
а это чудо маленькое — птицей.
И я беру из рук его слова.
Они еще звенят, как тетива
и как стрела,
что пущена из лука.
Они из цвета, запаха и звука.
На них еще не высохла роса.
В них травы отразились и деревья.
И у меня кружится голова,
пока я их несу тебе —
слова,
исполненные доброго доверья.
Выполните целостный анализ стихотворения Юрия Левитанского «Откуда вы приходите, слова?..», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: изобразительные приемы и средства, при помощи которых созданы образы, соотнесение мира природы и мира человека, сочетание свойств пейзажной лирики и лирики мысли, особенности строфической и синтаксической структуры текста. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
Задание № 2 (творческое)
В 1997 году в Берлине впервые была проведена Ночь музеев. С 2002 года к акции в честь Международного дня музеев присоединилась и Россия. Для ночных посетителей музеи устраиваются художественные выставки, экскурсии по фондам, мастер-классы, викторины, квесты, конкурсы, настольные игры и т.п.; в программу включаются и встречи с известными деятелями искусства. Темы для Ночи музеев выбираются в соответствии с актуальным культурным и историческим контекстом: например, в 2015 году Ночь музеев была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Подготовьте программу «Ночи музеев – 2019» для одного из музеев своего города (или школьного музея). Она обязательно должна содержать:
1) обоснование выбора и характеристику основного тематического направления, которое будет объединять все события «Ночи музеев» (связь со значимыми историческими датами, посвящение писателю, художнику, архитектору, скульптору, связь произведений в рамках одного направления, течения и т.п.);
2) выразительный и лаконичный девиз «Ночи музеев»;
3) список запланированных событий (достаточно 3-4) с краткой аннотацией каждого (примите во внимание, что участники «Ночи музеев» могут быть разновозрастными и с разными интересами в сфере культуры).
Олимпиадные задания по литературе
9 класс
Школьный этап
Критерии оценивания задания №1 (аналитического)
Максимальное количество баллов – 70
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),
последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок).
Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.
Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
Критерии оценки задания №2 (творческого)
Максимальное количество баллов – 30
1. Чёткое и конкретное обоснование выбора тематического направления «Ночи музеев», его историко-культурная значимость, убедительность установленных связей с современным культурным контекстом – 15 баллов
2. Выразительность, смысловая ёмкость, лаконичность и оригинальность девиза «Ночи музеев» –5 баллов.
3. Уместность предложенных событий и их связь с заявленной тематикой «Ночи музеев», конкретность и точность аннотаций, наличие в них нешаблонных идей (в работе достаточно описания 3-4 событий, большее их количество не влияет на оценку по данному критерию) – до 10 баллов.
Итого: максимальный балл за всю работу- 100 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 8 классе.
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 8 классе...
Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе, октябрь 2013
Материалы для родителей...
Школьный тур Всероссийской олимпиады по литературе для 9 классов
Школьный тур Всероссийской олимпиады по литературе для 9 классов...
Всероссийская олимпиада по литературе Задания Муниципальный этап
Задания по классам...
Всероссийская олимпиада по литературе Критерии оценивания Муниципальный этап
Критерии оценивания 2015-16г....
Диплом за 2 место во Всероссийской олимпиаде по литературе "Осенний марафон"
Диплом за 2 место во Всероссийской олимпиаде по литературе "Осенний марафон"...