Всероссийская олимпиада школьников по литературе
олимпиадные задания по литературе (9 класс)

Журавель Ксения Александровна

Примерные олимпиадные задания для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_etap_literatura_5-6.docx32.85 КБ
Файл shkolnyy_etap_literatura_9_klass.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада по литературе

для учащихся 5-6 классов

Школьный этап

Дорогой друг! Ты стал участником первого этапа Всероссийской олимпиады школьников! Желаем тебе творческих успехов!

Дерзай, мысли, твори!

На выполнение работы отводится  2 астрономических часа.

                                                   

Задание № 1

Представьте, что вам выпала честь отправиться вместе с группой путешественников на вновь открытый, но еще не исследованный остров. Руководитель экспедиции назначил вас главным библиотекарем и поручил составить перечень из 5-7 книг, которые могут быть полезны   вашим единомышленникам в их нелегком деле. Назовите эти книги и объясните свой выбор  (2-3 предложения по каждой книге).

                                                      Задание № 2

 Назовите место, о котором идёт речь в данном отрывке, укажите автора и название произведения

а) И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

б) «… он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках…»

в) «Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается …………., посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше...» 

Задание № 3

Назовите тропы (средства выразительности), выделенные в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень»:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Задание № 4

Узнайте басню И.А.Крылова по морали:

а) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

б) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

в) Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

г) Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где только стоит догадаться

За дело просто взяться.

Задание № 5

Прочитайте русскую народную сказку.

ЗАВЕЩАНИЕ

      Жил-был мужик. Умирает у него отец и говорит:
     
Ты, мой сын, живи так: чтобы ты никому не кланялся, а тебе бы все кланялись, и калачи бы ел с медом!
      Умер отец. А этот мужик живет год
 прожил сто рублей: никому не кланялся и все калачи ел с медом. Живет другой  прожил другую сотню. На третий год прожил третью сотню. И думает: «Что же это? Сотни у меня не прибавляются, а все убавляются!» Приходит, рассказывает дяде. Дядя ему и сказал:
     
 Эх, ты! Выезжай-ко ты раньше всех на пашню, никому и не будешь кланяться, а тебе все будут кланяться. А приезжай домой поздно, тебе калач-то будет казаться с медом.

                                                                                 

                                                                                (Из сборника  В. П. Аникина)

Выполните следующие задания:

1. Перечислите кратко, какие особенности этой сказки говорят о том, что

она является народной, фольклорной, а не литературной, авторской.

2. Перепишите сказку таким образом, чтобы она приобрела черты

авторской, литературной  к примеру, стала вашей собственной литературной  обработкой народной сказки.

Олимпиадные задания по литературе

5-6 класс

Школьный этап

ОТВЕТЫ

Задание №1

Участник олимпиады назвал произведения, указал авторов, прокомментировал  свой выбор по каждому примеру.

Рекомендуемое количество баллов – 14 (по 2 балла за каждый аргументированный пример).

Задание № 2

      а) Бородино, М.Ю.Лермонтов «Бородино»

     б) каморка Герасима, И.С.Тургенев «Муму»

     в) поляна в лесу, С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

Общая сумма баллов – 9 (по 3 за каждый правильный ответ).

Задание № 3

Дышит - метафора (олицетворение);

Мглистый - эпитет;

Как туман - сравнение

Общая сумма баллов – 3(по 1 за каждый правильный ответ).

Задание № 4

    а) «Ворона и Лисица»;

    б)  «Лебедь, Щука и Рак»;

    в)  «Свинья под дубом»;

    г)  «Ларчик»

Общая сумма баллов – 4(по 1 за каждый правильный ответ).

Комментарий к заданию № 5

Данное задание проверяет знание, школьниками особенностей фольклорных сказочных текстов и их отличий от литературных и одновременно позволяет продемонстрировать детям свои творческие способности – умение создавать собственные сказки с использованием определенных художественных приемов и ходов. Предполагается, что в данной сказке ученики должны отметить следующие особенности, говорящие о ее фольклорной природе:

- автор анонимен;

- действие разворачивается в условном, сказочном времени и пространстве;

- герои типичны для народных сказок, лишены характеров, наделены только функциями;

- используются устойчивые формулы и эпитеты.

Выполняя вторую часть задания, школьники могут дать волю своей фантазии:
- «авторизовать» сказку; добавить в сюжет авторских деталей;

- конкретизировать место и время, наделить их реальными чертами;

- «психологизировать» своих героев, наделить их характерами и эмоциями,

используя для этого выразительные средства;

- разнообразно использовать литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры);

- выявить авторскую позицию, свое отношение к событиям.

Рекомендуемое количество баллов – 20.

По 2 балла за каждый из перечисленных выше пунктов; допущено не более 2 речевых ошибок  – дополнительно 2 балла.

Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется. 

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Всего:

14 баллов

9 баллов

3 балла

4 балла

20 баллов

50 баллов



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада по литературе

для учащихся 9 класса

Школьный этап

Дорогой друг! Ты стал участником первого этапа Всероссийской олимпиады школьников! Желаем тебе творческих успехов!

На выполнение работы отводится  5  астрономических часов.

                                                   

Задание № 1

Выберите для аналитической работы (комплексного анализа текста) ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно.

М.М. Пришвин

ГОЛУБАЯ СТРЕКОЗА

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все свои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня свершалось.

Я шёл по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчёлкой жужжала, и всё же шёл, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли. Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?

– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.

– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых...

Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

В это время один умирающий шептал мне:

– Вот бы водицы!..

Я по первому слову раненого побежал за водой. Но он не пил и повторял мне:

– Водицы, водицы, ручья!..

С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным, зелёным светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретики хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку.

Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу.

И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.

– Спасибо, – прошептал он.

Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал «спасибо» и снова закрыл глаза.

Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– А что, она ещё летает?

Голубая стрекоза ещё кружилась.

– Летает, – ответил я, и ещё как!

Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

Между тем мало-помалу смеркалось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:

– Всё ещё летает?

– Летает, – сказал я, не глядя, не думая.

– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.

Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.

Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить, её на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли – остаётся светлой, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

И я ему показал отражение. И он улыбнулся.

Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогли песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

/опубликован в 1941 году под назв. «Моему другу на фронт»/

Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении?  В чем особенность жанра и композиции произведения? Какие  художественные приёмы использованы автором?  Какими средствами выразительности создаются ключевые образы?  Как раскрыты в произведении образ повествователя и авторская позиция? Выразите своё отношение к проблеме, которая волнует автора.

Поэзия:

Юрий  Левитанский

«Откуда вы приходите, слова?..

Откуда вы приходите, слова,

исполненные доброго доверья?

По-моему, оттуда, где трава.

По-моему, оттуда, где деревья.

Нам переходы света и теней

за древними лесными деревами

покажутся резными теремами,

возникшими из света и теней.

А дальше будет глуше и темней,

и тропка лисья станет неприметной.

Она и вправду стала неприметной,

а все-таки давай пойдем по ней,

пойдем на ощупь,

ветки раздвигая.

Эге-ге-гей! Ну где же вы, слова?

«Слова, слова!..» —

вздыхают робко листья,

и тропка поворачивает лисья

туда, где в листьях прячется сова.

А может, так же прячутся слова

за пнями

и замшелыми камнями?

Слова — они, наверное, корнями,

как дерева,

уходят в глубину.

И тропка нас уводит в старину,

туда, где бродит пращур волосатый

по травам, не имеющим названья,

где снег летит, не названный еще,

поет еще не названная птица

и звезды,

у которых нет названья,

в дремучих отражаются очах.

И пращура охватывает трепет,

едва доходит до его сознанья,

какая тяжесть на его плечах.

В нем глухо пробуждается художник,

и, сладкие испытывая муки,

он ждет вас, нерожденные слова.

Он что-то удивительное лепит,

мешая краски, запахи и звуки.

Сначала это только смутный лепет,

и вдруг он превращается в слова.

Тогда травой становится трава,

а этот сумрак зыблющийся — лесом,

а этот холод падающий — снегом,

а это чудо маленькое — птицей.

И я беру из рук его слова.

Они еще звенят, как тетива

и как стрела,

что пущена из лука.

Они из цвета, запаха и звука.

На них еще не высохла роса.

В них травы отразились и деревья.

И у меня кружится голова,

пока я их несу тебе —

слова,

исполненные доброго доверья.

                                                     

Выполните целостный анализ стихотворения Юрия Левитанского «Откуда вы приходите, слова?..», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: изобразительные приемы и средства, при помощи которых созданы образы, соотнесение мира природы и мира человека, сочетание свойств пейзажной лирики и лирики мысли, особенности строфической и синтаксической структуры текста. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

 Задание № 2 (творческое)

В 1997 году в Берлине впервые была проведена Ночь музеев. С 2002 года к акции в честь Международного дня музеев присоединилась и Россия. Для ночных посетителей музеи устраиваются художественные выставки, экскурсии по фондам, мастер-классы, викторины, квесты, конкурсы, настольные игры и т.п.; в программу включаются и встречи с известными деятелями искусства. Темы для Ночи музеев выбираются в соответствии с актуальным культурным и историческим контекстом: например, в 2015 году Ночь музеев была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Подготовьте программу «Ночи музеев – 2019» для одного из музеев своего города (или школьного музея). Она обязательно должна содержать:

1) обоснование выбора и характеристику основного тематического направления, которое будет объединять все события «Ночи музеев» (связь со значимыми историческими датами, посвящение писателю, художнику, архитектору, скульптору, связь произведений в рамках одного направления, течения и т.п.);

2) выразительный и лаконичный девиз «Ночи музеев»;

3) список запланированных событий (достаточно 3-4) с краткой аннотацией каждого (примите во внимание, что участники «Ночи музеев» могут быть разновозрастными и с разными интересами в сфере культуры).

Олимпиадные задания по литературе

9 класс

Школьный этап

Критерии оценивания  задания №1 (аналитического) 

Максимальное количество баллов – 70

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),
последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без    искусственного усложнения текста работы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.
Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Критерии оценки задания №2 (творческого)

Максимальное количество баллов – 30

1. Чёткое и конкретное обоснование выбора тематического направления «Ночи музеев», его историко-культурная значимость, убедительность установленных связей с современным культурным контекстом – 15 баллов

2. Выразительность, смысловая ёмкость, лаконичность и оригинальность девиза «Ночи музеев» –5 баллов.

3. Уместность предложенных событий и их связь с заявленной тематикой «Ночи музеев», конкретность и точность аннотаций, наличие в них нешаблонных идей (в работе достаточно описания 3-4 событий, большее их количество не влияет на оценку по данному критерию) – до 10 баллов.

Итого: максимальный балл за всю работу- 100 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 8 классе.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 8 классе...

Школьный тур Всероссийской олимпиады по литературе для 9 классов

Школьный тур Всероссийской олимпиады по литературе для 9 классов...

Диплом за 2 место во Всероссийской олимпиаде по литературе "Осенний марафон"

Диплом за 2 место во Всероссийской олимпиаде по литературе "Осенний марафон"...