Презентация к уроку литературы в 11 классе по роману Е. Замятина "Мы"
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии? Роман «Мы» (1921-22г.г.) впервые опубликован на анг.яз . в 1924г. в Нью-Йорке Впервые на русском – там же, в 1952 г. В нашей стране – в 1988 г. в 4-5 номерах ж-ла «Знамя». Утопия –мечта.
Е.И. Замятин –одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своем творчестве, в художественной оценке событий.
Евгений Иванович Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Отец писателя служил священником в церкви Покрова Богородицы, а мать, тоже происходившая из духовного сословия, была талантливой пианисткой. « Рос под роялем, – пишет Замятин в автобиографии, – года в четыре — уже читал». Биография
Евгений Замятин с родителями и сестрой Александрой. Лебедянь. Фото 1904
В 1902 году Замятин окончил с золотой медалью Воронежскую гимназию. « В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума». Евгений Замятин — гимназист. Воронеж. Фото 1898
Упрямство , дух противоречия привели в 1905 году Замятина, выросшего в далекой от политики патриархальной семье, в партию большевиков. « В те годы быть большевиком — значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком,» – так объяснит он этот свой поступок в автобиографии. За революционную деятельность будущий писатель был арестован и провел «несколько месяцев в одиночке на Шпалерной», а затем был выслан из Петербурга в родной город под надзор полиции.
В среде революционной студенческой молодежи он встречает свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965). Летом 1905 года при возвращении из поездки в Египет через Одессу был свидетелем восстания на броненосце « Князь Потёмкин Таврический». В 1906 Замятина арестовывают и высылают назад в Лебедянь. В этом же году он нелегально возвращается в Петербург заканчивает институт.
«Три следующих года — корабли, корабельная архитектура, логарифмическая линейка, чертежи, постройки, специальные статьи в журналах "Теплоход", "Русское Судоходство", "Известия Политехнического Института". Много связанных с работой поездок по России: Волга, вплоть до Царицына, Астрахани, Кама, Донецкий район, Каспийское море, Архангельск, Мурманск, Кавказ, Крым». Е. Замятин. Художник Ю. Анненков. 1921
Вскоре состоялся литературный дебют Замятина: осенью 1908 года в журнале « Образование» был напечатан его первый рассказ, который, однако, не принес ему успеха. « Когда я встречаюсь сейчас с людьми, которые читали этот рассказ, – напишет Замятин "Автобиографии ", – мне так же неловко, как при встречах с одной моей тетушкой, у которой я, двухлетний, однажды публично промочил платье». Е. Замятин. Художник Г. Верейский . 1927
В 1911 году Замятина высылают за нелегальное проживание из Пeтербурга . Евгений Иванович принужден жить в Лахте , где он пишет свою первую повесть « Уездное». Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького. « На куличках» — следующая повесть Замятина — также получает хорошие оценки критиков. Весной 1916 года инженер Замятин был откомандирован в Англию, где он наблюдает за строительством ледоколов для России. Вернувшись , Евгений Иванович организовывает группу молодых писателей « Серапионовы братья». Членами этой группы были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, и др.
1917г.- возвращение в Россию. 1922 г. рассказы «Пещера», «Дракон» и др. – революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившиеся бытие. «Пещера» – на смену былому образу жизни, духовным интересам, нравственным представлениям приходит одичавшая жизнь с убогими ценностями: «В центре этой вселенной –бог. Коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный, пещерный бог: чугунная печка».
Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом, не мог примириться с господством диктатуры, ее жертвами, тяжестью потерь. Как писатель был всегда честен: «У меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой».
Печатать его перестали. Критика травила даже за неопубликованные произведения. 1931 г. –покинул навсегда родину.
В 1920—1921 годах Замятин работает над романом «Мы», который является одним из его самых главных произведений . Роман «Мы» как антиутопия
Далекое будущее, XXXI век. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математическим безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До XX в. это будущее обычно представлялось прекрасным Со времен долитературных фантазия работала в основном в направлении «технического усовершенствования мира» (ковры-самолеты, золотые яблочки, сапоги-скороходы и т.п.) Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»?
Замятин почти не дает воли своей инженерно-технической фантазии. Он прогнозирует не столько пути развития техники, покорения и преобразования природы, сколько пути развития человека,человеческого общества. Его интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Прогресс знания, науки и техники –это еще не прогресс человечества. Для чего изображается это далекое будущее?
Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус футурологического прогноза, «романа предупреждения». «Мы» – это не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия .
После 1917 г. была сделана попытка «выпрямить» запутанную нить истории. Замятин проследил логический путь этой прямой линии, которая ведет к Единому Государству. И вместо идеального, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов-романтиков, обнаруживает бездушный казарменный строй, в котором обезличенные « нумера » «интегрированы» в послушное и пассивное «мы», слаженный неодушевленный механизм.
«Мы» – первый роман-антиутопия, предупреждение об опасностях утопической идеи. Почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"
Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Презентация к уроку литературы: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Данная презентация соответствует второму уроку в блоке уроков на данную тему....
Презентация интегрированного урока литературы и истории по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Презентация содержит цели и задачи интегрированного урока, иллюстративный материал...
Презентация к уроку литературы "Лев Николаевич Толстой. Роман "Война и мир"
Презентация к уроку литературы при изучении романа "Война и мир" Льва Николаевича Толстого. Материал представлен в блочно-модульном обучении....