Час исторической памяти "А песни тоже воевали "
методическая разработка по литературе
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет;
- расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_istoricheskoy_pamyati._a_pesni_tozhe_voevali.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий «Час исторической памяти»
(«А песни тоже воевали»)
Задачи:
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет;
- расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
Ведущий 1: Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
Ведущий 2: После боя сердце просит музыки вдвойне.
Ведущий 1: Добрый день!
Ведущий 2: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы присутствуем с вами на «Часе исторической памяти «Музыка войны» ”.
Ведущий 1: Особые слова приветствия мы адресуем нашим гостям – ветеранам войны и труда, тем, кто в годы войны ковал победу на фронте и в тылу.
Ведущий 2:
Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны.
Ведущий 1:
Песни Великой Отечественной войны – яркая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час опасности не только выстоять в битвах с врагом, но и отразить в поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.
Музыка, созданная в годы Великой Отечественной войны, навсегда будет прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма.
Ученик:
Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают в 21 веке,
Как в суровый предрассветный час
Песня стала боевым солдатом.
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен…
И шагали к западу полки
В четком ритме наших грозных песен…
(звучит мелодия “Священная война”.) тихо-громко-тихо
С этой песни все и началось –
Первые сражения и беды…
Сколько же их петь не довелось…,
Эта песня с нами до Победы!
Ведущий 1:
История создания песни “Священная война” очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой “Известия” в руках:
– Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова.
Артисты Ансамбля красноармейской песни сразу же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.
Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждого слова, несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть…
Ведущий 2:
Утром следующего дня, едва успев родиться, “Священная война” начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…
Ведущий 1:
Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны, в конце июня 1941го года.
Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом.
Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы до стен рейхстага.
Звучит “Священная война”.
Ученик:
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Пешим ходом и на грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Вы ее носили в вещмешке
Самой легкой драгоценной ношей…
Ведущий 1:
Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня “В землянке”.
Советский поэт, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где “до смерти четыре шага”. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его. И солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. Она стала необычно популярной на фронте и в тылу.
Ведущий 2:
Авторы песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности.
В годы войны песню исполняли Л. Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.
Исполняется песня “В землянке”.
Пауза. Звучит симфония №7 Д. Шостаковича
Ведущий 1:
Это музыкальное произведение известно как Симфония Дмитрия Шостаковича №7. Работу над ним автор начал ещё до войны. А закончена она была в военные годы и посвящена жителям блокадного Ленинграда.
Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке.
Ведущий 2:
В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».
Вокальная группа. Песня. «Дети войны»
Пауза. Звучит мелодия «В лесу прифронтовом» (тихо)
Ведущий 1:
“В лесу прифронтовом” музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: “ Работал, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс”.
Ведущий 2 :
Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор “пристраивает” хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса “Осенний сон”, и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.
Исполняется песня “В лесу прифронтовом”. Вальс
Ученик (стих):
Полевая почта Алексей Краснов
«Дорогая мама!» - вывел паренёк…
Рядышком с окопом - полевой цветок,
Белая ромашка как из мирных дней,
Золотая пчёлка копошится в ней.
Что нас ожидает? Что нам суждено?
Завтра бой смертельный, первый, не в кино.
«За меня не бойся!» - пишет паренёк…
Полевая почта. Полевой цветок…
М.Исаковский Русской женщине
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счёта -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают всё ниже,
А громы грохочут всё ближе,
Всё чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начинённых тобой.
За всё ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живёшь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё...
Ведущий 1: Всем матерям, проводившим своих сыновей на войну, посвящается…
Ученик:
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.
(На фоне мелодии “Темная ночь”.)
Ведущий 1:
История создания всенародно любимой песни “Темная ночь” очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом “Два бойца” у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма.
Расстроенному из-за множества попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.
Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение.
Ведущий 2:
Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня “Темная ночь”. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет “Темная ночь” вышла только со второй матрицы.
Исполняется песня “Темная ночь”.
Ведущий 1:
Многие песни, созданные еще до войны, прошли с нашей армией от Волги и до Берлина. К числу их, бесспорно, можно отнести знаменитую “Катюшу”, написанную композитором М.И. Блантером на слова М. В. Исаковского.
В своей статье “История одной песни” поэт вспоминал один случай: “Однажды под вечер в часы затишья наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного по близости, “Катюшу”. Это разозлило наших бойцов: “Мол, как это фашисты могут играть нашу” Катюшу”?! не бывать этому! Надо отобрать у них песню”.
Ведущий 2:
Дело кончилось тем, что группа солдат неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. В результате – немцы еще и опомниться не успели, “Катюша” – пластинка вместе с патефоном – была доставлена к своим”.
С. Я. Маршак писал: “Мало сложить песню. Надо так ее сложить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе”.
Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.
Попурри на темы военных песен (вокальная группа учителей)
Ведущий 1:
Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма.
Ведущий 2:
И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.
Вокальная группа. Песня «Спасибо деду»
Ведущий 1: Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают юные солдаты,
Как в суровый предрассветный час
Песни взяли в руки автоматы.
Ведущий 2: Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете…
Трижды славен их нелегкий путь
И народ, создавший песни эти!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А песни тоже воевали
мероприятие, посвященное дню победы...
«А песни тоже воевали"
Вспомним гордо погибших солдат в борьбе, наш долг - не забывать никогда о войне!...
Литературно-музыкальная композиция "И песня тоже воевала!"
Разработка внеклассного мероприятия посвященного празднованию Дня Победы....
А песни тоже воевали
Презентация...
Сценарий районного конкурса инсценированной песни "И песня тоже воевала" 2016 год.
Сценарий для проведения районных конкурсов патриотичкских песен....
Сценарий районного конкурса инсценированной военной песни "И песня тоже воевала" 2017 г.
Материал подойдет для любого педагога!...
Сценарий внеурочного мероприятия "Фестиваль хоровой песни "А песня тоже воевала"
В фестивале принимают участие с 1 по 11 класс. Данное мероприятие направлено на патриотическое воспитание детей....