Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Раздел І. Пояснительная записка
Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:
1.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
2. Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , М.: «Просвещение», 2011г.
3. Авторская программа под редакцией В.Я. Коровиной, Москва «Просвещение» 2011. 4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год;
5 Учебный план МОУ НСОШ с. Нижняя Иволга
6.Литература: Учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2-х частях М: Просвещение, 2014.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета.
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
102 ч (3 ч в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Дом задание | примечание | |
план | факт | |||||
1. | 1 н | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1 | Подготовить пересказ учебной статьи по плану, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь об учении. | ||
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам | НРК | ||
3. | Детский фольклор. | 1 | Выполнить письменно задание 1 рубрики «Обогащаем устную речь» конспект статьи учебника | |||
4. | 2н | Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | Подготовить по плану пересказ статьи учебника; конспект статьи учебника | ||
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 1 | Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника | |||
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 1 | Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника | |||
7. | 3 н | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. | 1 | Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке. | ||
8. | Изобразитель-ный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | 1 | Прочитать сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | |||
9. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника | |||
10. | 4 н | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | Подготовить выразительное чтение русских народных сказок | ||
11. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 1 | Подготовить вопросы для конкурса, иллюстрации к сказкам. | НРК | ||
12. | Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». | 1 | ||||
13. | 5 н | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | 1 | Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина…» | ||
14. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове | |||
15. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 1 | Выразительное чтение | |||
16. | 6 н | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | 1 | Конспект статьи учебника Подготовить рассказ о И.А.Крылове прочитать басни (по выбору) | ||
17. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | 1 | Чтение наизусть басни Нарисовать иллюстрацию к басне. | |||
18. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 1 | Выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» | |||
19. | 7 н | Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | 1 | Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу. | ||
20. | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | 1 | Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль» | НРК | ||
21. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | Выразительное чтение сказки Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы | |||
22. | 8 н | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | Чтение наизусть фрагментов сказки | ||
23. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | 1 | Подготовить выразительное чтение баллады В.Жуковского «Кубок» (с.84 - 89). Прочитать статью учебника (с. 89). Выучить определение (с.90). | |||
24. | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | 1 | Выразительное чтение баллады; рассказ о писателе | |||
25. | 9 н | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | 1 | Подготовить рассказ об А.С.Пушкине Выразительное чтение наизусть отрывков | НРК | |
26. | «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 1 | Выучить отрывок | |||
27. | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 1 | Прочитать сказку Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й | |||
28. | 10 н | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | Конспект статьи учебника «Риф -ма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». Записать план сказки. | ||
29. | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | 1 | Выучить наизусть отрывок из сказки. | |||
30. | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | 1 | ||||
31. | 11н | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | 1 | Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | НРК | |
32. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» | |||
33. | Мир детства в изображении А.Погорельского. | Прочитать сказку. Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пересказ отрывка. | ||||
34. | 12 н | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | 1 | Подготовить выразительное чтение конца сказки | ||
35. | «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. | 1 | Подготовить сообщение о поэте, выразительно читать стихотворение | |||
36. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | Чтение наизусть стихотворения «Бородино» | |||
37. | 13 н | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | 1 | Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе Выразительное чтение произведения, пересказ | ||
38. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». | 1 | Подготовить пересказ эпизода от лица деда. | |||
39. | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. | 1 | ||||
40. | 14 н | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Прочитать другие повести из сборника «Вечера…» | ||
41. | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века. | 1 | ||||
42. | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | Прочитать статью в учебнике об Н.А.Некрасове составить к ней вопросы, прочитать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | НРК | ||
43. | 15 н | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | 1 | Выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети | ||
44. | И.С.Тургенев.Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1 | Прочитать статью о И.С.Тургеневе подготовить рассказ о писателе. Прочитать рассказ | |||
45. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | 1 | Прочитать рассказ до конца | |||
46. | 16 н | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона;3)Татьяны. Составить рассказ об этих героях. | ||
47. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1 | Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди. | |||
48. | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению. | 1 | Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой» | НРК | ||
49. | 17 н | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»; дописать сочинение | ||
50. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. | 1 | Выучить наизусть | НРК | ||
51. | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | Прочитать статью о Л.Н. Толстом подготовить рассказ о писателе. Прочитать рассказ Подобрать материал о Жилине и Костылине | |||
52. | 18 н | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат.. | ||
53. | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. | 1 | Составить сравнительную характеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин» | |||
54. | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | 1 | Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной. Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. | |||
55. | 19 н | Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? | ||
56. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | Подготовить краткий рассказ о Чехове выразительное чтение рассказа «Хирургия» | |||
57. | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 1 | Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова» | |||
58. | 20 н | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе | НРК | |
59. | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. | 1 | НРК | |||
60. | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1 | ||||
61. | 21 н | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | Прочитать рассказ И.А.Бунина «Косцы» подготовить рассказ о писателе | ||
62. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | Прочитать повесть в Дурном обществе»; подготовить рассказ о писателе | |||
63. | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 1 | Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. | |||
64. | 22 н | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1 | Составить рассказы о героях повести:1)о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции | ||
65. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | Выполнить письменно задание 11 (с. 49 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения» | |||
66. | Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. | 1 | Написать сочинение «Путь Васи к правде и добру» | |||
67. | 23 н | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. | 1 | Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…» | НРК | |
68. | Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1 | Закончить творческую работу, выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!» (форзац учебника) | |||
69. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 1 | Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка» .Выполнить 5, 6 задания | |||
70. | 24 н | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | Подготовить рассказ о Степане. Выразительное чтение сказа «Малахитовая шкатулка» | ||
71. | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 1 | Прочитать сказы Бажова | |||
72. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1 | Прочитать рассказ «Тёплый хлеб» Подготовить рассказ о писателе | |||
73. | 25 н | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | 1 | Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой» | ||
74. | Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». | 1 | Выписать сравнения и эпитеты из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 4-е задание (с.82). Читать рассказ «Заячьи лапы» | |||
75. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 1 | Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном | |||
76. | 26 н | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | Написать (закончить) сочинение-миниатюру, прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | ||
77. | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы. | |||
78. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом. | 1 | Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы». Выразительное чтение | |||
79. | 27 н | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». | 1 | Подготовить краткий пересказ сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника | ||
80. | Два мира сказки «Снежная королева». | 1 | Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? Прочитать литературные сказки | |||
81. | Писатели-сказочники и их герои. | 1 | Прочитать отрывок из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» | |||
82. | 28 н | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | 1 | Прочитать рассказ «Никита» подготовить рассказ о жизни писателя | ||
83. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите | |||
84. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Подготовить рассказ о жизни писателя | НРК | ||
85. | 29 н | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | Дочитать рассказ до конца Подготовить ответы на 1 - 6-й вопросы | ||
86. | Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). | 1 | Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера | |||
87. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 1 | Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов. | |||
88. | 30 н | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардов-ский. «Рассказ танкиста». | 1 | Чтение наизусть стихотворения | ||
89. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» Поэма-баллада «Сын артиллериста». | 1 | Чтение наизусть стихотворения | |||
90. | Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 1 | Сочинение « ВОвойна в жизни моей семьи.» | НРК | ||
91. | 31 н | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | 1 | Повторить стихотворения И.А.Бунина | ||
92. | Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка».Д.Б.Кедрина. | 1 | Чтение наизусть одного из стихотворений | |||
93. | Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы». | 1 | Чтение наизусть стихотворения Н.М.Рубцова | |||
94, 95. | 32 н | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 1 | Подготовить рассказ об Ю.Ч. Киме | ||
96. | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | выучить | |||
97, 98. | 33 н | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 2 | Прочитать отрывок из романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» | ||
99. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | 1 | Подготовить краткий пересказ | |||
100 | 34 н | Том Сойер и его друзья. | 1 | Прочитать отрывок из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» | ||
101. | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века. | 1 | ||||
102 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 |
Национально-региональный компонент в рабочих программах по
литературе в 5 классе
№ | Тема урока | Инструментарий |
1 | Малые жанры фольклора | Устное народной творчество Бурятии |
2 | Русские народные сказки.« Царевна-лягушка». Волшебная сказка. | Бурятская волшебная сказка «Молодец и его жена-лебедь» |
3 | Сказки о животных «Журавль и цапля» | Бурятская сказка о животных «Снег и заяц» |
4 |
| «Старик Уенэхэн и его мудрая дочь Уен» |
5 | А.С. Пушкин. «Анчар» | Бурятская легенда «Батор» |
6 | И.А. Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Осел и Соловей» | Бурятские басни |
7 | А.С. Пушкин. «Няне», «И.И. Пущину» | Улзытын Дондок"Арбан юhэнна hандаа эхэ нютагhаа гаража...") |
8 | А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» | НРКЮ. И Баранов«Мальчишка из предместья» |
9 | Дж Лондон. Повесть «Сказание о Кише» | Б.Бадлуева "Счастья тебе.(отрывки)) |
10 | Литература как искусство слова | «Слово о литературе Бурятии» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...