«Чеченская война. Как это было?».
методическая разработка по литературе (10 класс)
Рассмотрение истоков русско-чеченских противоречий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_tema_meropriyatiya_chechenskaya_voyna_kak_eto_bylo.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие.
Тема мероприятия: «Чеченская война. Как это было?».
Цель:
- - рассмотреть истоки русско-чеченских противоречий.
- - охарактеризовать политику российского государства в Чечне (16-20вв) и причины отделения чеченского народа.
- - показать процесс зарождения терроризма на Северном Кавказе, его духовных лидеров и последствия 1 Кавказкой войны.
- - Дать оценку событий 1991, 1994г, в Чечне. Чеченская республика сегодня.
- - Встреча с участником чеченских событий.
Оборудование:
- карта «Современная Россия».
- демонстративные карточки.
- плакат «Один из тех, кто не вернулся».
-фотографии.
- музыкальное сопровождение.
Литература:
- А. Михайлов «Чечня», Москва, 2002 год.
- А. Маливанчук «Один из тех, кто не вернулся».// Солдат отечества, 1999 год.
- С.Н. Клюшкова «Солдатами не рождаются».// Классный руководитель, №1, 1998 год.
- Смена № 12-1996 год.
- История России. Т 2.
Портрет. Свеча. Цветы.
На фоне метронома.
- Выступающий:
У этой войны нет ещё истории, Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какими мы есть. Но у этой войны есть свидетели. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобным опять кому-то, для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде.
- Выступающий:
«Что теперь с нами стало…
Как Россия устала…
И какая ещё ждёт Россию война?
Нам не хочется крови,
И не надо нам славы,
Нас так мало осталось
А Россия одна».
(Галкин В. «Россия»)
Песня «Истоки».
- Ведущий:
Всего несколько лет назад вот такие же мальчишки сидели за партами в школе. Со смехом и шутками ходили на призыв в военкомат. Многие из них уже никогда не смогут смеяться так же искренне и беззаботно как раньше. Они видели смерть своими глазами, они хоронили своих друзей, они погибали сами. Прожив такую, до обидного короткую, жизнь они заслужили своими поступками того, чтобы остаться в нашей памяти.
- Ведущий:
Говорят, что всякая война бессмысленна, но нет бессмысленных поступков на ней и каждый сам выбирает линию поведения в суровый час испытаний. Поэтому, личное мужество на лишённой смысле войне - это всё-таки мужество.
- Ведущий:
Наша конференция посвящена героям этой страшной войны.
Зажигаются свечи, мелодия «Сгорая, плачут свечи».
- Ведущий:
Война- явление жестокое и страшное. Но пока на земле существует злоба и ненависть, будут существовать и войны, которые уносят жизни людей.
Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, где прошло их детство. И эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защитить ее не жалея сил.
В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын отечества, есть одно и тоже.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов и служить ее интересом.
1. Ведущий: «Родина - мы говорим восхищаясь,
Даль без края видим перед собой,
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Родина- земля отцов и дедов.
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли-
И навек останется святым…
Землю ту, что Родиной называли
Коль придется, сердцем защитим».
Звучит мелодия
2. Ведущий:
Северный Кавказ – регион, который включает в себя республики: Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию, Северную Осетию, Чечню, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовскую область.
Но Северный Кавказ – не просто географическое понятие, это территориальная, социально-экономическая, политическая и историко-культурная общность народов, живущих «от моря до моря», которая складывалась на протяжении долгих веков.
1. Ведущий:
Непросто складывались отношения Северного Кавказа и России. Они уходят своими корнями во времена Киевской Руси. С 16 века горские народы, отстаивающую свою независимость в борьбе с Османской империей, Крымским ханством и Ираном, начинают устанавливать с Московским царством преимущественно добровольные и взаимовыгодные союзно-вассальные отношения.
Нужно заметить, что на протяжении средних и нового времени, ни один народ не был насильно включён в состав Российской империи.
Горцы становятся одним из этнических источников формирования терского и донского казачества. Отдельные северокавказские феодалы вливаются в состав российского господствующего сословия.
2. Ведущий:
В 18 веке углубляются и развиваются дальше российско-северокавказские, а с тем и чеченские отношения, проявляются тенденции к включению отдельных территорий С. Кавказа в состав России. К концу 18 века ориентация на Россию стала у народов С. Кавказа преобладающей.
Но одновременно происходит обострение Северо-Кавказских отношений, что связано с возникновением «Восточного вопроса» - обострение межэтнических и внутри этнических противоречий в связи с распространением ислама.
Ислам – это объединяющий фактор, выступающий против включения Чечни и других народов Северного Кавказа в состав России. Но создать здесь в конце 18 и 19 веков федерацию кавказских народов не удалось, так как между народами возникло множество политических и религиозных противоречий, а так же раздробленность, отсталость, незащищённость северокавказских народов поддерживалась силой Турции и Франции.
- Ведущий:
Присоединение к России единоверной Грузии, потребовало ускорения интеграции в состав России Северного Кавказа. Но неблагоприятные для Российской империи стечения обстоятельств: противостояние Турции, Англии, Франции против гегемонии России в Европе, после 1812-1815г, привело к преимущественной ориентации на силовые методы решения «Кавказского вопроса». Следствием этого стала многолетняя Кавказская война.
Это была тяжёлая война. И не легко далось генералу российской армии А. Ермолову не только противостоять Англии, Франции, Турции, но и бороться за объединение кавказских народов и присоединиться к России. Это необходимо было, чтобы покончить с распрями между народами Кавказа и укрепить южные границы.
Борьбу против России возглавил в 1834году, Имам Шамиль. Он провозглашает свободное государство, в которое вошли современные Чечня и Дагестан. Это стало теократическое государство – имамат . В нём большое распространение получило воинствующее религиозное течение - мюридизм, требующие от верующих полного подчинения духовному вождю-имаму и война с «не верными» (джихад) до полной победы. Его армия нападала на города, казачьи станицы, занимались охотой на людей, которых уводили в рабство или требовали выкуп.
- Ведущий:
Первоначально русские власти пытались наладить отношения с горскими чеченскими князьями, но, договорившись с одним, другой собрав войско продолжал набеги.
Военные действия были неизбежны.
Во время 1-ой Русско-Кавказской войны Россия потеряла 25 тысяч солдат и офицеров. Пострадали и мирные поселения как от боевых действия русской армии, так и от набегов своих князей. Иной раз кара их обрушивалась на целые аулы. Постепенно имам стал терять авторитет. И Шамиль переходит на сторону Турции. Имам распался, а война завершилась в 1864 году.
1.Ведущий:
На протяжении 19 веков- начала 20 века проводились не всегда последовательные административно-территориальные переделы на Северном Кавказе. Не обладая суверенитетом, горские, в том числе чеченские территории сохраняли элементы самоуправления, учитывались этнические, религиозные особенности народов, а так же некоторые атрибуты государственности.
После свержения царизма в 1917 году в Чечне обострились социальные и межэтнические проблемы. С одной стороны, стремление к сепаратизму, с другой к поиску единой северо-кавказской региональной общности.
- Ведущий:
1921 году была создана многонациональная автономия горцев в виде Дагестанской и Горской АССР. Но вскоре межэтнические распри привели к распаду.
В 1936 году Чечено-Ингушская автономная область получила статус автономной республики.
В годы ВОВ была упразднена Чечено-Ингушская ССР, а многие чеченцы наряду с немцами, турками, греками, армянами были депортированы в Казахстан и Среднею Азию.
После реабилитации этих народов в 1957 году их автономии были восстановлены.
- Ведущий:
1991 год распад СССР. Многие народы заявляют о своём суверенитете. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своём выходе из состава РФ. Дали о себе знать Турция, Иран, арабские страны, Англия. Они были заинтересованы в развале СССР и создание на его основе новых государств, противостояли ему. Именно тогда на помощь национальным силы Чечни-Ичкерии спешат террористы, которые решили воспользоваться нерешённой проблемой российского Кавказа.
На фоне мелодии.
- Ведущий:
Терроризм – это не национальность и не государственность.
Прикрываясь лозунгом «Борьба за чистый ислам» и борьбу с «неверными» они уничтожают на своём пути всё: мирное население Чечни, русских, украинцев…
Ислам- это очень политизированная религия, и распространяется ислама в качестве политики, а не в качестве религии. Доказано, что все новые приходы, которые открываются на исламских традиционных территориях - это нетрадиционные, радикальные,
высоко политизированные формы ислама. Ставящие цель после всего уничтожить, другие религии и провозгласить исламское государство.
Кто в этом виноват?
Да, терроризм это страшно. Это болезнь нашего общества, от которой необходимо избавляться. Но есть и вина в этом федеральных властей, которые долго не могли предпринять никаких мер для нормализации ситуации. В декабре 1994 года в Чечню были введены Российские войска с целью восстановления «конституционного порядка». Вновь разразился конфликт, сопровождающиеся террористическими актами против мирного населения, волной недоверия со стороны западных держав.
«Я словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго,
Горит Чечня, горит и Дагестан,
Как в сорок третьем так горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет,
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет».
- Ведущий:
Но тяжёлое положение в РФ и давление западных держав привели к
тому, что в августе 1996 года руководство РФ и сепаратисты договорились о прекращении военных действий и выводу войск из мятежной республики.
2002 году было отложено решение вопроса о политическом статусе Чечни.
Сегодня в Чечне налаживается мирная жизнь, выбрали президента и приняли Конституцию, строятся садики, школы, клубы, жилые дома.
Но, что это всё стоило российскому народу?
Сколько жизней унесла эта война. В ней погибли ни в чём не винные молодые солдаты российской армии. Не только гибли, но и ещё погибают.
- Ведущий:
«Что же это? В сердце боль иголкой
Начал падать, обессилев в раз.
И немой вопрос струился долго
Из его открытых, ещё детских глаз.
Луч из танка высветил сурово
Светлой гривы стриженных волос:
Неужели нынче кто-то вправе,
Может это объяснить в серьёз?»
- Ведущий:
Всего несколько лет назад вот такие же мальчишки сидели за партами в школе. Со смехом и шутками ходили на призыв в военкомат. Но сегодня многие из них уже никогда не смогут так смеяться и веселиться как раньше. Они видели смерть своими глазами. Они хоронили своих друзей, они погибали сами. Много парней сражались на южных границах и из нашей республики, из нашего района.
Им, оставшихся в живых пришлось пройти через тяготы и лишения войны, показав силу духа, характер, мужество и патриотизм.
Сегодня к нам на встречу пришёл участник двух Кавказских воин, человек повидавший многое в эти годы на чеченской войне
Сергеев Анатолий Иванович.
Тема рассказа:
- Рассказ о себе.
- Первая поездка.
- Землянки. Что связывало с Родиной , п. Советский.
- Ваши пожелания.
- Вопросы зала (учащиеся).
Пройдут года. Многое со временем, конечно забудется. Затянутся раны. Но эта война, как и все другие, останется в народе неизгладимой, трагической меткой. Давайте мы с вами никогда не за-- будем этих людей, жизнь которых - подвиг.
«Но спросите у нас, вы спросите.
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда ещё выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу.
И с последней гранатой взрываемся,
Чтобы живым не достаться врагу.
И сияет в глазах поблеклых
Отголоском счастливых снов
Небо синее, словно в окнах
Деревенских российских домов,
И поверьте, словам вы поверьте,
Нашим мыслям в последнем бою
Говорят мне, что до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне,
Голубые снега России.
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий в День Памяти Героя России (Чеченская война)
С каждым годом – всё дальше и дальше от нас героический и трагический подвиг воинов чеченской войны. Никто не забудет подвиг солдата, стоявшего насмерть.Наш долг – хранить память об ...
Сценарий Дня памяти Героям чеченской войны 2012
Никто сегодня не назовёт точно число жертв необъявленной войны. Сколько погибло мирного населения в Чечне. Сколько солдат. Но и это не всё. Военные потери надо умножить, как минимум на два: есть...
Внеклассное мероприятие:"Я погиб на Чеченской войне"
Внеклассное мероприятие:"Я погиб на Чеченской войне", посвящено памяти А. Бородоли, бывшему ученику школы, погибшему во второй Чеченской войне....
Внеклассное мероприятие:"Я погиб на Чеченской войне"
Внеклассное мероприятие:"Я погиб на Чеченской войне", посвящено памяти А. Бородоли, бывшему ученику школы, погибшему во второй Чеченской войне....
Классный час: "Я погиб на Чеченской войне"
Классый час :"Я погиб на Чеченской войне" посвящен памяти бывшего ученика школы Алексея Ботодули.Классный час "Я погиб на Чеченской войне" посвящен памяти бывшего ученика школы Алексея Бород...
Урок по теме: "Чеченская война"
Конспект урока, презентация и приложения, архив можно скачать по ссылке урок...
Урок по теме: "Чеченская война"
Конспект урока, презентация и приложения, архив можно скачать по ссылке урок...