Возможность использования эйдос-конспекта при усвоении литературного материала в период «наивного реализма» (5–6 классы)
статья по литературе (5 класс)

Начало подросткового возраста – это время, когда ребенок только начинает открывать для себя новые переживания и влечения. Его внутренний мир усложняется, при этом усложняются его отношения с окружающей средой. «Специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок» [Петровский, 1973, с.106]. В поведении его хотя и сохраняется много детского, сам же он считает себя взрослым. Эта нестабильность находит выражение в повышенной эмоциональности подростка. Всем известно, как легко возбудимы десяти-двенадцатилетние школьники и как трудно бывает направить их активность в учебное русло. Но именно в возбудимости их заключаются огромные возможности для творчества.

По наблюдениям психологов творческие способности учащихся 5-6 классов наиболее полно проявляются именно в области литературы. Дети этой возрастной группы быстро перенимают авторское чувство, легко представляют себе созданные писателем картины. Книга воспринимается ими как сама жизнь, а книжный опыт в большинстве случаев оказывается шире, чем реальный, а самое главное – он воспринимается как реальный. Так, дети, никогда не видевшие моря, могут живо и ярко представить себе и описать или нарисовать картину, созданную автором. Они легко включаются в произведение и чувствуют себя сопричастными событиям, происходящим в книге.

Конечно, в этом возрасте наивно-реалистическое восприятие художественных произведений является вполне естественным. Но это не значит, что совершенствовать читательскую культуру школьников 5–6

классов не следует. Необходимо развивать их память, логическое мышление, эстетическую восприимчивость, воссоздающее воображение.

Целенаправленная работа в этом направлении с помощью использования эйдос-конспектов на уроках дает свои результаты.

Так, например, в 6 классе изучается стихотворение А. С. Пушкина «Узник», в ходе рассмотрения которого можно создать эйдос-конспект.

Для начала нужно выразительно прочитать это стихотворение (выразительность прочтения является одним из важнейших компонентов анализа произведения: от того, как учитель его прочитает, зависит, возникнет или нет то чувство, которое хотел передать поэт, создастся образ, видимый художником, составными частями которого являются художественные средства, использованные ими, и задать учащимся вопросы по первичному его восприятию: 1) Данное стихотворное произведение произвело на вас впечатление, понравилось вам? 2) Какие выражения и отдельные слова из стихотворения показались вам самыми необычными и запоминающимися?

Далее – обратить их внимание на то, что это произведение построено на антитезе, которая лежит в основе его композиции. Разобрать слова, противопоставленные друг другу:

Ø слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»;

Ø решетке и сырой темнице – горы, тучи, морские края;

Ø в первой строфе два товарища – узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища – орел и ветер.

Также стоит обратить их внимание на слово ветер, эпитетом к которому в произведениях устного народного творчества является слово вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» – «Мы вольные птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.

Здесь уже можно сформулировать идею произведения: призыв к свободе – она и будет являться основой эйдос-конспектов учащихся.

Перед началом их творческой деятельности можно воспользоваться приёмом словесного рисования: дети поделятся идеями, выскажут своё мнение на с чёт основных цветов, которые они будут использовать при создании ЭК, расскажут о том, как изобразят символ свободы и приступят к выполнению задания.

Таким образом, вся эмоциональная активность учащихся направляется в трудовую деятельность, каждый использует все свои возможности творческого потенциала, приходя в конечном итоге в таким достижениям, о которых никогда и не мог подумать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Возможность использования эйдос-конспекта при усвоении литературного материала в период «наивного реализма» (5–6 классы)

Начало подросткового возраста – это время, когда ребенок только начинает открывать для себя новые переживания и влечения. Его внутренний мир усложняется, при этом усложняются его отношения с окружающей средой. «Специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок» [Петровский, 1973, с.106]. В поведении его хотя и сохраняется много детского, сам же он считает себя взрослым. Эта нестабильность находит выражение в повышенной эмоциональности подростка. Всем известно, как легко возбудимы десяти-двенадцатилетние школьники и как трудно бывает направить их активность в учебное русло. Но именно в возбудимости их заключаются огромные возможности для творчества.

По наблюдениям психологов творческие способности учащихся 5-6 классов наиболее полно проявляются именно в области литературы. Дети этой возрастной группы быстро перенимают авторское чувство, легко представляют себе созданные писателем картины. Книга воспринимается ими как сама жизнь, а книжный опыт в большинстве случаев оказывается шире, чем реальный, а самое главное – он воспринимается как реальный. Так, дети, никогда не видевшие моря, могут живо и ярко представить себе и описать или нарисовать картину, созданную автором. Они легко включаются в произведение и чувствуют себя сопричастными событиям, происходящим в книге.

Конечно, в этом возрасте наивно-реалистическое восприятие художественных произведений является вполне естественным. Но это не значит, что совершенствовать читательскую культуру школьников 5–6

классов не следует. Необходимо развивать их память, логическое мышление, эстетическую восприимчивость, воссоздающее воображение.

Целенаправленная работа в этом направлении с помощью использования эйдос-конспектов на уроках дает свои результаты.

Так, например, в 6 классе изучается стихотворение А. С. Пушкина «Узник», в ходе рассмотрения которого можно создать эйдос-конспект.

Для начала нужно выразительно прочитать это стихотворение (выразительность прочтения является одним из важнейших компонентов анализа произведения: от того, как учитель его прочитает, зависит, возникнет или нет то чувство, которое хотел передать поэт, создастся образ, видимый художником, составными частями которого являются художественные средства, использованные ими, и задать учащимся вопросы по первичному его восприятию: 1) Данное стихотворное произведение произвело на вас впечатление, понравилось вам? 2) Какие выражения и отдельные слова из стихотворения показались вам самыми необычными и запоминающимися?

Далее – обратить их внимание на то, что это произведение построено на антитезе, которая лежит в основе его композиции. Разобрать слова, противопоставленные друг другу:

Ø слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»;

Ø решетке и сырой темнице – горы, тучи, морские края;

Ø в первой строфе два товарища – узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища – орел и ветер.

Также стоит обратить их внимание на слово ветер, эпитетом к которому в произведениях устного народного творчества является слово вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» – «Мы вольные птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.

Здесь уже можно сформулировать идею произведения: призыв к свободе – она и будет являться основой эйдос-конспектов учащихся.

Перед началом их творческой деятельности можно воспользоваться приёмом словесного рисования: дети поделятся идеями, выскажут своё мнение на с чёт основных цветов, которые они будут использовать при создании ЭК, расскажут о том, как изобразят символ свободы и приступят к выполнению задания.

Таким образом, вся эмоциональная активность учащихся направляется в трудовую деятельность, каждый использует все свои возможности творческого потенциала, приходя в конечном итоге в таким достижениям, о которых никогда и не мог подумать.

Список использованных источников

1. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. – М. : Академия, 2004. – 400 с.

2. Богомолова, Т. И. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах : пособие для учителя / Т. И. Богомолова. – Калуга : Институт усовершенствования учителей, 1994. – 144 с.

3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Спб. : Питер, – 2008. – 389 с.

4. Будникова, Л. И. Творчество К. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIX – начала XX века : дис. доктора филологических наук / Будникова Лариса Ивановна ; Моск. гос. ун-т. им М. В. Ломоносова. – Москва, 2007. – 502 с.

5. Гин, А. А. Приемы педагогической техники : Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : Пособие для учителей / А. А. Гин.– М. : Вита-пресс, 2013. – 112 с.

6. Головацкая, Н. Ф. Анализ художественного произведения при помощи эйдос-конспекта / Н. Ф. Головацкая // Обучение и воспитание: методики и практика 2012 / 2013 учебного года: материалы VI Межд. научн.-практ. конф., 2 сент. 2013 г. / под ред. С. С. Чернова; Издательство ЦРНС. – Новосибирск, 2013. – С. 75–80.

7. Головацкая, Н. Ф. Эйдос-конспекты по произведениям А. С. Пушкина / Н. Ф. Головацкая // Молодой ученый. – 2018. – № 29. – С. 158 – 161.

8. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. – М. : Просвещение, 1962. – 397 с.

9. Гречинская, В. С. Наглядность на уроках русской литературы / В. С. Гречинская. – Киев. : Рад. шк., 1983. – 152 с.

10. Гусева, О. Н. Литература в таблицах и схемах / О. Н. Гусева. – Спб. : Виктория плюс, – 2017. – 176 с.

11. Доброхов, А. Л. Мир как имя / А. Л. Доброхотов // Логос. – 1996. – № 7. – С. 47–61.

12. Драгунова, Т. В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т. В. Драгунова, Л. И. Божович // Вопросы психологии личности школьника. – Москва. : АПН РСФСР, – 1961. – С. 135–140.

13. Жабицкая, Л. Г. О психологических критериях литературного развития читателя / Л. Г. Жабицкая // Научная конференция, посвященная проблемам психологии чтения и читателя. – 1971. С. 115–226.

14. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. – М. : Политиздат, 1988. – 319 с.

15. Калмыкова, Н. В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации / Н. В. Калмыкова, С. Ф. Петряева // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 53–58.

16. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 256 с.

17. Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ : распоряжение Правительства РФ от 09. 04. 2016 г. № 637-р // Официальные документы в образовании. – 2016. – 7 с.

18. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схема. 9–11 классы / В. А. Крутецкая. – Спб. : Литера, 2016. – 286 с.

19. Левитес, Д. Г. Практика обучения : современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. – М. : Институт практической психологии, 2008. – 288 с.

20. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Калмыкова. – М. : Айрис-Пресс, 2016. – 224 с.

21. Никольский, В. А. Методика преподавания литературы в средней школе / В. А. Никольский. – М. : Просвещение, 1971. – 432 с.

22. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровский. – М. : Просвещение, – 1973. – 106 с.

23. Положенцева, И. А. Современный урок литературы: нестандартные формы проведения уроков / И. А. Положенцева // Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы : материалы II Региональной гуманитарной научн.-практ. конф., 26 августа 2016 г. / под ред. Р. Б. Щетинина; Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Томск, 2016. – С. 133–138.

24. Программа литературного образования для 5–11 классов (базовый уровень) / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полохина ; под ред. В. Я. Коровиной. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 160 с.

25. Программа литературного образования для 10 – 11 классов (профильный уровень) / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 160 с.

26. Пушкин, А. С. Дубровский / А. С. Пушкин. – М. : Эксмо, 2017. – 96 с.

27. Селевко, Г. К. современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

28. Селеменев, С. В. Новая Наглядность / С. В. Селеменев // Педагогические технологии. – 2002. – № 4. С. 158–162.

29. Титаренко, Е. А. Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко. – М. : Эксмо-Пресс, 2012. – 320 с.

30. Фефилова, Г. Е. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков / Г. Е. Фефилова. – М. : АСТ, – 2016. – 496 с.

31. Фефилова, Г. Е. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков / Г. Е. Фефилова. – М. : АСТ, – 2016. – 445 с.

32. Фефилова, Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков / Г. Е. Фефилова. – М. : АСТ, – 2016. – 447 с.

33. Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки / В. Ф. Шаталов. – М. : Просвещение, 1990. – 359 с.

34. Шевченко, С. Д. Школьный урок: как научить каждого / С. Д. Шевченко. – М. : Просвещение, 1991. – 174 с.

35. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. – М. : Искусство, 1964. – 86 с.

36. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. – М. : Искусство, 1966. – 391 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование стихотворений и рифмовок для усвоения языкового материала

В условиях гуманизации образования, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе ...

Контрольная работа по теме: "История русской литературы. Первый период русского реализма."

Контрольная работа нацелена на проверку знаний, полученных учащимися за период обучения в стредней школе....

Использование современных технологий на уроках русского языка в период адаптации учащихся 5-х классов

Аннатация + разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сколько лексических значений имеет слово"...

Эффективность использования эйдос-конспекта во время изучения содержания предмета "Литература" на этапе «нравственного эгоцентризма» (7-8 классы)

В 7-8 классах происходят весомые изменения в литературном развитии учащихся. Школьники уходят от чисто нравственных критериев в оценке произведений художественной литературы и начинают переходить к эс...

Использование цифровых сервисов для проверки усвоения учебного материала

Использование цифровых сервисов для проверки усвоения учебного материалаиспользование сервисов для дистанционного обучения платформы Учи.ру...

Презентация к исследовательской работе " Использование интернет-ресурсов при изучении английской грамматики и их эффективность в усвоении грамматического материала" 8 класс

Использование интернет - ресурсов  для изучения грамматики  становится все более востребованным. Они способствует  росту интереса учащихся к английскому языку, улучшают качество усвоени...