Загадки
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Федянина Наталья Владимировна

Разработка урока литературы для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_5_klass.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе.  Загадка.

Цель урока: знакомство с происхождением и природой загадок

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: учебник литературы для 5 класса под ред. Б.А.Ланина, презентация, раздаточный материал (текст рассказа С.Силина, карточки рефлексии)

Ход урока

1. Организационный момент.

2.  Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний обучающихся.

Ребята, догадайтесь, о чем идет речь.

  • Как не знаешь – голову ломаешь,

          Как угадаешь – нос задираешь! (слайд 1)

  • Загадал – ума дал,

          Отгадал – ума взял! (слайд 2)

  • Год за годом

          Мысль народа

          В ней копилась,

          С рифмой роднилась,

          И детям, и взрослым

          Пригодилась! (слайд3)

Вы, конечно же, догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Совершенно верно, сегодня на уроке мы будем говорить о загадках. (слайд4)

 Какие загадки знаете вы? (Примеры обучающихся)

3.Постановка цели урока.  Фиксация затруднений в деятельности.

 - Молодцы, загадок вы знаете много. А можете ли отгадать, как загадки «делаются», рождаются, создаются?

    Обучающиеся высказывают собственное мнение, предположения.

 - Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос. (слайд5) . Это главная цель нашего урока.

4. Добывание знаний  и творческое применение знаний в новой ситуации.

 - Проверим ваши предположения, прочитав статью учебника, которая так и называется «Как сочиняются загадки?» (стр.20-22)

Чтение обучающимися  статьи  учебника  «Как сочиняются загадки?» и составление в тетради схемы «Как сочиняются загадки» 

   Загадка   краткость, конкретность,        ритмичность и

                   иносказательное описание            +        рифмованность,

                   предмета (метафоричность)        форма вопроса

 - Загадка – очень древний жанр УНТ. Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо  существо, чтобы не накликать беды, например, избегали произносить названия болезней, волка, черта, змеи. С течением времени функция загадок меняется: они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение.

 -  И сейчас, в современном мире, их  очень любят дети.  А взрослые  сочиняют загадки.  У современного писателя Сергея Силина, который пишет рассказы для детей и подростков, есть рассказ «Загадочный разговор». (слайд 5).  Давайте прочитаем его и подумаем над вопросом «Что же загадочного в разговоре?»

Чтение рассказа. ( у каждого обучающегося экземпляр текста)

Осмысление прочитанного:

 - Кто принимал участие в диалоге?

 - Чем необычен разговор двух героинь рассказа?

 - Давайте найдем все загадки в рассказе и отгадаем их.

 - А сейчас ответьте: как вы догадались, что речь идет именно об этом предмете? (обучающиеся называют загадку из текста рассказа и объясняют, что помогло найти отгадку)

 - Обратимся к статье учебника и определим, какой прием помог создать загадку (обучающиеся определяют, что в основе загадки  лежит  характерный признак загадываемого предмета, используются сравнения, олицетворения, метафоры, подчеркивают в тексте рассказа примеры и подписывают конкретный прием над  каждой загадкой)

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 - Вспомните, какие цели мы ставили на уроке?

 - Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

6. Домашнее задание: Прочитайте рассказ своим младшим братику или  сестренке, родителям или бабушке с дедушкой, пусть они тоже разгадают загадки. А сами (без помощи старших или младших) попробуйте сочинить загадку  про одноклассника (не обязательно про того, с кем больше всего общаетесь в школе), если не получиться, придумайте про какой-то предмет.

 Р.S. На следующем  уроке можно провести конкурс на самого смекалистого и на самую интересную загадку, а во время ответов обучающихся закрепить способы создания загадок.  Итогом работы может быть и создание сборника загадок  5-тиклассников.

Приложение

Сергей Силин   «Загадочный разговор»

     Стоял я на остановке, а рядом со мной две Загадки разговаривали. Одна с рюкзаком, другая без портфеля.

- Далеко собралась? – спрашивает загадка без портфеля.

- Ловить ту, что под мостиком виляет хвостиком, - отвечает Загадка с рюкзаком.

- Так ведь холодно!

- Ничего. У того, который ест и не наедается, согреюсь.

- Ты хоть того, который кланяется, кланяется, придет домой – растянется, взяла?

- А как же. Я его всегда с собой беру, когда в то, что на горе шумит, а под горой молчит, отправляюсь. У меня даже та, которая туда-сюда снует, что в зубы возьмет, на две части разжует, есть.

- А того, который летом гуляет, зимой спит, не боишься?

- Я не одна буду, с подругой. А у подруги есть та, которая лежит – молчит, подойдешь – заворчит.

- А как вы до той, которая бежит, бежит – не добежит, добираться будете?

- Мы на том, который несется и стреляет, говорит скороговоркой, поедем.

- А того, который без рук, без ног на брюхе ползет, ты не забыла взять?

- ну что ты! – смеется Загадка с рюкзаком.

- Тогда желаю удачи! – говорит Загадка без портфеля.

- Спасибо, родная!

Тут подошел автобус, и Загадка с рюкзаком уехала. А Загадка без портфеля по своим делам отправилась.

Остался я на остановке один. Два часа с открытым ртом стоял, пока мне в него тот, что в сером армячишке по дорогам шныряет, крохи подбирает, не залетел.

Только тогда я домой побежал. Кормить ту, которая часто умывается, а полотенцем не вытирается.


Карточка для рефлексии:

1. Я понял изученную тему.

2. Я умею отличать загадку от других жанров фольклора.

3. Я понял, как сочиняется загадка.

4. Я ещё плохо определяю, с помощью каких средств создается загадка.

5. Я доволен своей работой на уроке.

6. Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока к УМК "Enjoy English 9 класс" Биболетовой М.З. по теме "Путешествия. Загадки планеты"

коспект содержит разнообразные разноуровневые упражнения к уроку, а так же карточку-опору для учащихся....

загадки.2 класс

Загадки сочинили дети 2 класса...

Загадки о спорте

Загадки с ответами по различным видам спорта....

Музыкальные загадки

Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в работу....

Загадки по химии

Загадки по химии (не МОИ)...

Загадки-шутки

Загадки-шутки подойдут к любому мероприятию...

Химические загадки

Подобранный материал (загадки, шарады, метаграммы, логогрифы и др.) способствует активизации знаний учащихся по химии. Для внеклассной работы по химии....