Загадки
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе. Загадка.
Цель урока: знакомство с происхождением и природой загадок
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: учебник литературы для 5 класса под ред. Б.А.Ланина, презентация, раздаточный материал (текст рассказа С.Силина, карточки рефлексии)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний обучающихся.
Ребята, догадайтесь, о чем идет речь.
- Как не знаешь – голову ломаешь,
Как угадаешь – нос задираешь! (слайд 1)
- Загадал – ума дал,
Отгадал – ума взял! (слайд 2)
- Год за годом
Мысль народа
В ней копилась,
С рифмой роднилась,
И детям, и взрослым
Пригодилась! (слайд3)
Вы, конечно же, догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Совершенно верно, сегодня на уроке мы будем говорить о загадках. (слайд4)
Какие загадки знаете вы? (Примеры обучающихся)
3.Постановка цели урока. Фиксация затруднений в деятельности.
- Молодцы, загадок вы знаете много. А можете ли отгадать, как загадки «делаются», рождаются, создаются?
Обучающиеся высказывают собственное мнение, предположения.
- Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос. (слайд5) . Это главная цель нашего урока.
4. Добывание знаний и творческое применение знаний в новой ситуации.
- Проверим ваши предположения, прочитав статью учебника, которая так и называется «Как сочиняются загадки?» (стр.20-22)
Чтение обучающимися статьи учебника «Как сочиняются загадки?» и составление в тетради схемы «Как сочиняются загадки»
Загадка краткость, конкретность, ритмичность и
иносказательное описание + рифмованность,
предмета (метафоричность) форма вопроса
- Загадка – очень древний жанр УНТ. Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды, например, избегали произносить названия болезней, волка, черта, змеи. С течением времени функция загадок меняется: они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение.
- И сейчас, в современном мире, их очень любят дети. А взрослые сочиняют загадки. У современного писателя Сергея Силина, который пишет рассказы для детей и подростков, есть рассказ «Загадочный разговор». (слайд 5). Давайте прочитаем его и подумаем над вопросом «Что же загадочного в разговоре?»
Чтение рассказа. ( у каждого обучающегося экземпляр текста)
Осмысление прочитанного:
- Кто принимал участие в диалоге?
- Чем необычен разговор двух героинь рассказа?
- Давайте найдем все загадки в рассказе и отгадаем их.
- А сейчас ответьте: как вы догадались, что речь идет именно об этом предмете? (обучающиеся называют загадку из текста рассказа и объясняют, что помогло найти отгадку)
- Обратимся к статье учебника и определим, какой прием помог создать загадку (обучающиеся определяют, что в основе загадки лежит характерный признак загадываемого предмета, используются сравнения, олицетворения, метафоры, подчеркивают в тексте рассказа примеры и подписывают конкретный прием над каждой загадкой)
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вспомните, какие цели мы ставили на уроке?
- Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.
6. Домашнее задание: Прочитайте рассказ своим младшим братику или сестренке, родителям или бабушке с дедушкой, пусть они тоже разгадают загадки. А сами (без помощи старших или младших) попробуйте сочинить загадку про одноклассника (не обязательно про того, с кем больше всего общаетесь в школе), если не получиться, придумайте про какой-то предмет.
Р.S. На следующем уроке можно провести конкурс на самого смекалистого и на самую интересную загадку, а во время ответов обучающихся закрепить способы создания загадок. Итогом работы может быть и создание сборника загадок 5-тиклассников.
Приложение
Сергей Силин «Загадочный разговор»
Стоял я на остановке, а рядом со мной две Загадки разговаривали. Одна с рюкзаком, другая без портфеля.
- Далеко собралась? – спрашивает загадка без портфеля.
- Ловить ту, что под мостиком виляет хвостиком, - отвечает Загадка с рюкзаком.
- Так ведь холодно!
- Ничего. У того, который ест и не наедается, согреюсь.
- Ты хоть того, который кланяется, кланяется, придет домой – растянется, взяла?
- А как же. Я его всегда с собой беру, когда в то, что на горе шумит, а под горой молчит, отправляюсь. У меня даже та, которая туда-сюда снует, что в зубы возьмет, на две части разжует, есть.
- А того, который летом гуляет, зимой спит, не боишься?
- Я не одна буду, с подругой. А у подруги есть та, которая лежит – молчит, подойдешь – заворчит.
- А как вы до той, которая бежит, бежит – не добежит, добираться будете?
- Мы на том, который несется и стреляет, говорит скороговоркой, поедем.
- А того, который без рук, без ног на брюхе ползет, ты не забыла взять?
- ну что ты! – смеется Загадка с рюкзаком.
- Тогда желаю удачи! – говорит Загадка без портфеля.
- Спасибо, родная!
Тут подошел автобус, и Загадка с рюкзаком уехала. А Загадка без портфеля по своим делам отправилась.
Остался я на остановке один. Два часа с открытым ртом стоял, пока мне в него тот, что в сером армячишке по дорогам шныряет, крохи подбирает, не залетел.
Только тогда я домой побежал. Кормить ту, которая часто умывается, а полотенцем не вытирается.
Карточка для рефлексии:
1. Я понял изученную тему.
2. Я умею отличать загадку от других жанров фольклора.
3. Я понял, как сочиняется загадка.
4. Я ещё плохо определяю, с помощью каких средств создается загадка.
5. Я доволен своей работой на уроке.
6. Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока к УМК "Enjoy English 9 класс" Биболетовой М.З. по теме "Путешествия. Загадки планеты"
коспект содержит разнообразные разноуровневые упражнения к уроку, а так же карточку-опору для учащихся....
загадки.2 класс
Загадки сочинили дети 2 класса...
Загадки о спорте
Загадки с ответами по различным видам спорта....
Музыкальные загадки
Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в работу....
Загадки по химии
Загадки по химии (не МОИ)...
Загадки-шутки
Загадки-шутки подойдут к любому мероприятию...
Химические загадки
Подобранный материал (загадки, шарады, метаграммы, логогрифы и др.) способствует активизации знаний учащихся по химии. Для внеклассной работы по химии....