«Под алым парусом мечты»
методическая разработка по литературе (6 класс)
Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству А.Грина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.docx | 40.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Под алым парусом мечты»
Сценарий литературной гостиной
подготовила Селютина Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Жизнь и творчество А.Грина .
Задачи:
- знакомство с творчеством А. Грина;
- работа по культуре речи, технике выразительного чтения;
- развитие чувства коммуникативной сообразности, навыков общения.
- создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя;
- обучать анализу текста, интерпретации текста;
- помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личностное восприятие текста;
- развивать творческие способности обучающихся; использовать теоретико - литературные понятия, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы; развивать навыки коллективной, групповой работы.
- воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.
(под музыку «Мой ласковый и нежный зверь» учитель читает):
«Туман ещё не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок…Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости»
Слайд1 картинка «Бриг с алыми парусами»
Учитель: Ребята! Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство; словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.
Учитель: Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Мы познакомимся с удивительным миром и героями
писателя Грина.
Учитель: Перед нами мир любви и мечты, увлекательный мир сказки, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло.
Слайд 2 Портрет Грина
СТИХОТВОРЕНИЕ В. САЯНОВА
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
Слайд3 надпись « Мир А.Грина»
(1.Биография А.Грина (рассказ учащихся) презентация «Феодосия. В музее Грина)
ВЕДУЩИЙ: К.Г.Паустовский писал об «Алых парусах»: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству». Именно с «Алых парусов» Грин начал интенсивно и успешно заселять свою неведомую страну. И я говорю вам: «Добро пожаловать в Гринландию!»
Слайд4 Карта страны Гринландии
Звучит фрагмент песни «ЗУРБАГАН» в исполнении В. Преснякова (тихо)
ВЕДУЩИЙ (слайд «Карта Гринландии») А вот карта Гринландии: на ней моря, материки, бухты, архипелаги, проливы и города Лисс, Зурбаган, Покет. И что удивительно, Грин с такой достоверностью описал в придуманной им стране все: и страны, и города, и жителей, что мы без труда верим в реальное существование этой страны и ее обитателей. Эта карта находится в музее А.С.Грина в Феодосии. Сегодня мы заочно побываем там.
ВЕДУЩИЙ. Александр Степанович Гриневский родом из Вятской губернии. Родился 23 августа 1880 года в семье мелкого служащего, сосланного в эти места за причастность к восстанию против царя в Польше (тогда ведь часть Польши принадлежала России). Мать болела, отец сильно и часто пил. Семья росла, вместе с ней росла и нужда. Примечательно, что в 4 года Грин научился читать. И первое самостоятельно прочитанное слово – «МОРЕ».
ВЕДУЩИЙ.Саше исполнилось 13 лет, когда умерла мама, оставив после себя 3 детей. Потом пришла мачеха со своим сыном, родился еще ребенок… Поэтому отъезд в неполные 16 лет из родительского дома не вызвал ни у кого никаких возражений. Скитался по России, был матросом, золотоискателем. Неоднократно подвергался арестам за эсеровскую пропаганду, был в ссылке, совершал побеги, жил по фальшивым паспортам. Чуть не умер от сыпного тифа. А в 1921 году женился на Нине Николаевне Мироновой. Она останется его верным и настоящим другом до конца. Именно ей автор посвятил свою повесть «Алые паруса».
Итак, пройдемся по комнатам музея.
ВЕДУЩИЙ перед нами кабинет писателя. Это единственная в музее мемориальная комната (она восстановлена такой, какой была при жизни Грина). Кабинет. Звучит внушительно. В действительности это совсем небольшая квадратная комнатка, обставленная чрезвычайно просто. Небольшой ломберный стол, не очень удобный для работы, но Александр Степанович купил его сам и другого не хотел. «Писатель за письменным столом – это очень мастито, профессионально и неудобно. От писателя внешне меньше всего должно пахнуть писателем»,- говорил Грин. На стене, над столом, фотография Эдгара По. Этот портрет кочевал с Грином по жизни и всегда был у него на виду. У стола два кресла: одно клеенчатое, мягкое (для отдыха), другое жесткое (для работы).
ВЕДУЩИЙ Следующая комната «Ростральная». Названа она так, потому что на стене прикреплена ростра бригантины «Бегущая по волнам» (ростра – носовая часть судна). Перед вами макет бригантины из одноименной повести. Здесь же на стене, над столом, подзорная труба, вещи, необходимые для морского путешествия: карта, секстант, фуражка капитана.
ВЕДУЩИЙ Вам известна история Фрези Грант, девушки, бегущей по волнам? Я познакомлю вас сейчас с ней.
Лет 150 назад из Бостона в Индию шел фрегат «Адмирал Фосс». Среди других пассажиров был на этом корабле генерал Грант, и с ним ехала его дочь, замечательная красавица, которую звали Фрези. Надо вам сказать, что Фрези была обручена с одним джентльменом, который года 2 уже служил в Индии и занимал важную должность. «Адмирал Фосс» был в пути полтора месяца, когда на рассвете вахта заметила огромную волну, шедшую при спокойном море и умеренном ветре с юго-востока. Шла она с быстротой бельевого катка. Конечно, все испугались, и были приняты меры, чтобы утонуть, так сказать, красиво, с видимостью, что погибают не бестолковые моряки, которые никогда не видали вала высотой метров в 100.
ВЕДУЩИЙ Волна пришла, ушла, и больше другой такой волны не было. Когда солнце стало садиться, увидели остров, который ни на каких картах не значился. Рассмотрев его в подзорные трубы, капитан увидел, что на нем не заметно ни одного дерева. Но был он прекрасен, как драгоценная вещь, если положить ее на синий бархат и смотреть снаружи, через окно: так хочется взять. Он был из желтых скал и голубых гор замечательной красоты.
ВЕДУЩИЙ Капитан тотчас записал в корабельный журнал, что произошло, но к острову не стал подходить, потому что увидел множество рифов, а по берегу отвес, без бухты и отмели. В то время как на мостике собралась толпа и толковали с офицерами о странном явлении, явилась Фрези Грант и стала просить капитана, чтобы он пристал к острову – посмотреть, какая там земля.
СЦЕНКА : капитан, Фрези Грант, молодой офицер
Капитан: - Мисс,- я могу открыть новую Америку и сделать Вас королевой, но нет возможности подойти к острову при глубокой посадке фрегата, потому что, мешают буруны и рифы…
(Фрези стояла, закусив губу.)
Молодой лейтенант:- Вы так легки, что при желании могли бы пробежать к острову по воде и вернуться обратно, не замочив ног.
Фрези- Пусть будет по-вашему, сэр .Я уже дала себе слово быть там, и я сдержу его или умру». Прощайте! Не знаю. Что делается со мной, но отступать уже не могу».
ВЕДУЩИЙ :С этими словами она спрыгнула и, вскрикнув, остановилась на волне, как цветок…все были поражены. Пока это происходило, все стояли, как связанные. И вот с волны на волну, прыгая и перескакивая, Фрези Грант побежала к тому острову. Тогда опустился туман. Вода дрогнула, и, когда туман рассеялся, не видно было ни девушки, ни того острова: как он поднялся из моря. Так и опустился снова на дно; а с тех пор пошел слух. Что Фрези Грант иногда видели то тут, то там, ночью или на рассвете. Ее считают заботящейся о потерпевших крушение.
ВЕДУЩИЙ: И может, кто-то из вас в печальный момент своей жизни услышит голос Фрези Грант: «Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на темной дороге?»
ВЕДУЩИЙ :И в наши дни продолжилась печальная история Фрези Грант. На могиле Грина памятник выполнен в виде фигурки изящной девушки-видения. К несчастью для нее - из цветного металла. Нашелся варвар, спилил ее и уже расчленил, приготовив для продажи. Но был пойман с поличным. Восстановленная фигурка Фрези Грант возвращена на место.
ВЕДУЩИЙ: А вот история, столкнувшая самого Грина с варварским отношением к животным. В 1916 году А.С.Грин был выслан из Санкт- Петербурга за неуважительный отзыв о царе. Выбрал для ссылки финский городок. Поселился у небогатого финна в чистой, спокойной комнате. Хозяева неназойливы и, казалось, добродушны. Казалось. Потому что осенью произошел такой случай.
ВЕДУЩИЙ читает отрывок из воспоминаний Нины Николаевны.
Приблудился к дому чей-то неизвестный черный кот. Тощий, шкодливый вор. Несколько раз хозяева, избив, выгоняли его; кот неизменно возвращался и снова шкодил. Раз обозленный финн после очередной кражи схватил кота. Привязал ему на шею веревку с большой кирпичиной и бросил его в пруд недалеко от дома. Часа через полтора-два кот, мокрый, страшный, с горящими глазами и клочком веревки на шее, сидел перед дверью дома. Рассерженный финн приотворил дверь, притаясь за ней, и, схватив ничего не подозревающего кота, приказал жене принести большой камень, мешок и веревку. Положил камень в мешок, завязал его, а другой конец веревки обмотал вокруг шеи спокойно, как ни странно, лежавшего у него на коленях кота и завязал крепким узлом. Снова бросил в пруд. Вечером, на заходе солнца, мокрый кот сидел перед домом, хрипло мяукая.
ВЕДУЩИЙ :«Мне стало страшно,- рассказывал Грин,- страшно и жалко кота. Вторично оборванная веревка показывала всю силу его страшного напряжения в борьбе за жизнь под водой. Я просил хозяина пощадить кота – он так мужественно боролся за свою жизнь. Но финн был озлоблен, как сто тысяч обманутых чертей, и снова, поймав кота, засунул в мешок и потащил на пруд». Александр Степанович ушел из дому, чтобы не видеть этого кошмара. Всю ночь у него перед глазами стоял мокрый черный кот с горящими глазами… Он возненавидел хозяев. Они должны были помиловать кота, ведь коты не к людям, а к домам приживаются.
ВЕДУЩИЙ ( родитель)Во многих произведениях Грина добру противостоит зло, щедрости – алчность, благородству и милосердию – зависть и грубость. Но большинство из них заканчивается победой светлого, доброго чувства. Испытав все тяготы жизни, Грин мечтал о том, что придет время, когда люди будут радовать друг друга «вовремя сказанным нужным словом». К сожалению, пока это только несбыточная мечта
ВЕДУЩИЙ (родитель)Уже в ранних новеллах появился особый дар романтической фантазии, который стал отличительной чертой творчества Грина и обрёл особую выразительность в знаменитой повести-феерии «Алые паруса».
СЛАЙД картинка «Алые паруса»
ВЕДУЩИЙ «Алые паруса» - самая светлая и солнечная книга Александра Степановича Грина. Она была задумана писателем в 1917 году, когда за окном бурлила революция, а завершена – в 1920 году.
ВЕДУЩИЙ : Вот как Грин рассказал в своих черновиках о том, как родилась эта история.
Однажды в витрине магазина игрушек писатель увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия»
ВЕДУЩИЙ : Алые паруса… Это романтический символ юности, дерзания и мечты
5. Инсценировка: Встреча Эгля с Ассоль.
ЭГЛЬ– Как зовут тебя, крошка? –
ДЕВОЧКА— Ассоль, —
ЭГЛЬ— Хорошо, —— Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально. Тем более я не желаю знать, кто ты, кто твои родители и как ты живешь. К чему нарушать очарование? Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов... как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты... Такая как есть. Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?(девочка показала корзинку)
— Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?
ДЕВОЧКА— Ты разве видел?,— Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?
ЭГЛЬ— Я это знал.
ДЕВОЧКА— А как же?
ЭГЛЬ— Потому что я — самый главный волшебник.
— Тебе нечего бояться меня, — серьезно сказал он. — Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет». — Ну-ка, — продолжал Эгль,— Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идешь; словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах... Стой, я сбился. Я заговорю снова.
Подумав, он продолжал так:
— Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну.
ДЕВОЧКА— Это все мне? —она подошла ближе. — Может быть, он уже пришел... тот корабль?
ЭГЛЬ— Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? — это будет, и кончено.
ВЕДУЩИЙ : Эгль пообещал, и писатель Александр Грин выполнил его обещание, заставив своего героя, капитана Грэя, совершить чудо преображения мечты в действительность.
ПРОСМОТР КИНОФРАГМЕНТА «ВСТРЕЧА АССОЛЬ И ГРЭЯ».
ВЕДУЩИЙ : Грин любил жизнь и мечтал её видеть совершенной. Он хотел словом,
художественным образом, яркой картиной показать, каким должен быть справедливый и прекрасный мир.
ВЕДУЩИЙ : Герои Грина – самые обычные и в то же время необыкновенные люди.
Грин верил: стоит только показать человеку, как он плох и каким хорошим
он может быть, как человек захочет стать лучше.
ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ В ИСПОЛНЕНИИ УЧЕНИКОВ 11 АКЛАССА:
1.Рассвет начало всех начал,
Его на плечи город принял,
И дерзкий ветер зазвучал
Напоминанием о Грине…
Как будто лёгкое перо
По крышам, фонарям и улочкам
И по лицу толпы безумолчной
Широким росчерком прошло.
Деревья на заборах виснут
Из-за облупленных оград.
Знакомыми глазами Лисса
Дома потёртые глядят
2.И вдруг среди толпы случайно-
Самопознанья дрожь и соль-
Мелькнёт порывисто, печально
Голубоглазая Ассоль.
Звонки измазанных трамваев,
Обрывки крика, смеха, слов
Гремят, в мелодию сливаясь
С ударным ритмом каблуков.
А из подъезда, хлопнув дверью,
Где надпись «Мила плюс Андрей»,
В любовь по-юношески веря,
Смятенный выбегает Грэй.
Как будто лёгкое перо
По крышам, фонарям и улочкам
И по лицу толпы безумолчной
Широким росчерком прошло.
ВЕДУЩИЙ 1Заканчивается наш литературный вечер ,и хотим вам пожелать, чтобы в сердце каждого из вас был свой АЛЫЙ ПАРУС МЕЧТЫ.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ В ИСПОЛНЕНИИ ДУЭТА ЗАРЫ И СЕРГЕЯ РОГОЖИНА, НА ЭКРАНЕ – КЛИП НА ЭТУ ПЕСНЮ, НА СЦЕНЕ – ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ исполняет бальный танец.
Предпоследний слайд-слова Грина:
Ведущий: Мечта разыскивает путь-
Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь-
Намечены пути;
Мечта разыскивает путь-
Открыты все пути.
А. Грин. «Движение».
Последний слайд « МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ «
( Последний слайд «Море. Бриг с алыми парусами»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....
сценарий выпускного "Алые паруса мечты"
Отчаливают дети в страны дальние,Надолго покидают свой причал.И говорим мы детям: «До свидания!»,И шепчем вслед короткое: «Прощай!»Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады, что вы пришли в этот зал, чтоб...
Выпускной вечер "Алые паруса мечты"
Выпускной вечер в 9 и 11 классах...
Сценарий выпускного вечера в 9 классе "Алые паруса мечты"
Сценарий выпускного вечера в 9 классе "Алые паруса мечты"...
Сценарий выпускного вечера в школе "Алые паруса мечты"
Сценарий состоит из двух частей - торжественной для вручения аттестатов и концертной в виде путешествия на паруснике по страницам школьных лет....
Сценарий выпускного бала «Алые паруса мечты»
Сценарий проведения выпускного бала в 9 или 11 классах "Алые паруса мечты"...
Сценарий выпускного вечера в 9 классе «Алые паруса мечты»
Сценарий выпускного вечера в 9 классе «Алые паруса мечты»....