СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе (5, 6, 7 класс)

Шполянская Светлана Сергеевна

На современном этапе одной из ведущих педагогических задач является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и компетенциями, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт. 

Поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся основной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартом, урок должен быть современным!

На современном этапе одной из ведущих педагогических задач является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и компетенциями, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого урока, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Предметно-ориентированные технологии
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения
  3. Технология эвристического обучения
  4. Диалоговые технологии
  5. Игровые технологии
  6. Информационно-коммуникационные технологии
  7. Здоровьесберегающие технологии.

Остановимся на некоторых из них:

  1. предметно-ориентированные технологии

Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.

К ним проблемно-ориентированным технологиям относятся:

а) технология дифференцированного обучения.

Дифференциация осуществляется за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например: 1) составление текстов диктантов; 2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу; 3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 5) работа с дополнительной литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания.

Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.

б) технология концентрированного обучения.

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на уроках литературы.

При использовании концентрированного обучения:

  • Материал изучается крупными блоками.
  • Особую роль играет многократность вариативного повтора.
  • Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
  • При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
  • Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
  • На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
  • Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.

2) технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование

В рамках уроков русского языка и литературы предпочтение отдаётся методу проектов – самостоятельной исследовательской деятельности ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом:

  • Предварительный выбор старшеклассником темы.
  • Составление плана
  • Изучение литературы по данной теме и сбор материала.
  • Создание собственного текста.
  • Защита.
  • Ответы на вопросы по теме проекта.

3) игровые технологии

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия учителя и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. [1]

Для соединения учебных и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

НА уроках русского языка и литературы широко используются словесные игры, уроки-путешествия уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов, лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

4) информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ в преподавании предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью них можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

При всем разнообразии современных педагогических технологий, безусловно, следует соблюдать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить. Следует также помнить, что успешность любой педагогической технологии зависит и от личности учителя.


[1] Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 13.10.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы....

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...