Доклад "Повышение воспитательных возможностей уроков литературы"
материал по литературе

Калимулина Ольга Нурхоновна

Перемены в российском образовании выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и ОУ.  Таким образом, воспитание является главной составляющей образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Условием достижения качества образования является совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого учатся, подчас не замечая этого.

                                             …ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле…

Аристотель

        В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества, повсеместной информатизации среды, появляются новые образовательные потребности.                        Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм, толерантность, конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общими компетенциями.                                                Перемены в российском образовании выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и ОУ.  Таким образом, воспитание является главной составляющей образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Условием достижения качества образования является совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.                                                                        Наивно и неверно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, мастеров производственного обучения, зам. директора по ВР, но не преподавателя, ведущего урок. С другой стороны, существует мнение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, наносит ему ущерб, отрывает время от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке. Но по-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы, внеклассные мероприятия, общение с подростками на переменах составляют не более 3% времени общения учащихся с педагогом. Поэтому воспитательная работа должна проводиться главным образом именно на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.                                                                                Базой развития и воспитания подростка продолжают оставаться знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, способностей и качеств, позволяющих выпускнику учиться, действовать, эффективно трудиться в современных экономических условиях. Именно на уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Урок – это не просто «форма организации», а часть жизни учащегося и продолжение процесса формирования его личности. И задача педагога – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием.                                                        На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции. Если во время урока педагог видит пустые глаза своих воспитанников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю я эффективность урока» - писал Е.Н. Ильин.                                                                                                        Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Примером могут быть уроки литературы.                                                        Основным средством воздействия на душу, разум учащегося на уроке литературы является художественное произведение. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства.

        Ни для кого не секрет, что за последние годы  интерес к литературе  в обществе катастрофически  снизился. В наше время литература, которая всегда воспринималась как источник постижения мира, которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась. И как следствие этого, приходится наблюдать процесс духовного распада общества, крушение традиционных ценностей.                                                                                                Главными ценностями для многих стали прагматизм,  умение сделать карьеру, заработать много денег, способность успешно вписаться в бизнес-структуры. Для этого, с их точки зрения, классическая литература не нужна, её ценностные ориентиры всё больше расходятся с ценностями современной жизни.                                                                                  Жить так, как предлагает русская, русская советская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее…                                                                                        Австрийский писатель Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую из 50 000 книг европейских писателей. О чем они пишут? О чем говорят их герои? О счастье... Все хотят быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского, Толстого, Тургенева, стремится к этому? – Никто. Ни один. Их герои требовательны к другим, но еще больше требовательны к себе, все они ищут правду, справедливость и в этом видят свое счастье и предназначение.                                                                                                У А.И. Солженицына эта мысль выражена еще определеннее: «Чем отличаются русские литературные герои от европейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра». Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей.                Уроки литературы, построенные на анализе текста произведения, создают тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни, из образования.                                                                                Самым главным воспитательным моментом на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для на своих уроках я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты). Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.                                                                                                Было бы неверно утверждать, что на уроке литературы единственным действенным методом воспитания является слово в виде бесед, откровенного разговора, суть которых сводится к разъяснению смысла моральных и нравственных и побуждению следовать им.        На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейском применении. Это развивает стремление к нравственному действию.                        Воспитывающие приёмы, используемые мною на уроках, направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог подростка с самим собой, помогающий развивать самооценку, его личностную позицию.

К таким приемам относятся:

  • пятиминутки – прологи, где ребятам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение известного писателя, посвящённого проблеме;
  • приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами, яркими фактами из жизни известных людей, далеких от литературы, политиков, ученых, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;
  • прием проецирования нравственных идей, жизненных ситуаций ситуаций на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию);
  • прием использования нестандартных уроков (например, уроки-диспуты, урок- суд, литературная гостиная;
  • конечно же, сочинения разных жанров, при написании которых не только развивается письменная речь подростка, но и умение высказать свою точку зрения, свою нравственную позицию.

        Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания на уроке, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам, своим внешним видом. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое педагога и учащихся. Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению, к предмету. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».                                                         Современный урок должен способствовать личностному росту подростка, помогать ощутить себя субъектом деятельности, способным к саморазвитию. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала подростка, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.                                                                                                Каждый преподаватель, который творчески подходит к своим учебным занятиям, найдет те педагогические приемы и средства, которые помогут ему достучаться до сердца каждого своего воспитанника, помогут в развитии творческого потенциала подростка, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии, и совсем не важно, урок литературы это, биологии или урок спец. дисциплины.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: 
- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности обучающегося и группы в целом; 
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленны-ми целями;  
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии; 
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; 
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на подростка и в плане успеха в случае неудач; 
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение воспитательных возможностей урока истории.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не ...

ДОКЛАД НА ТЕМУ "Воспитательные возможности русской литературы"

Рассмотрение актуальной проблемы "Воспитательной возможности русской классической литературы"...

воспитательный потенциал уроков литературы

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Уроки литературы дают богатейший материал для воспитания нравстенно богатой личности....

Воспитательные возможности урока математики

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника....

"Воспитательные возможности урока

Обучение и воспитание - важные компоненты  образовательного  процесса, они  дополняют друг друга и служат единой цели: целостному развитию личности школьника.  В Стратегии...

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...

Воспитательные возможности урока математики

Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране. Одним из элементов, на котором базируется воспитание, является развивающее обучение, позволяющее о...