Блок "Двенадцать"
учебно-методический материал по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Символы в поэме Блока «Двенадцать».
Эпиграф урока:
«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении… Он многолик, многомыслен…»
Вячеслав Иванов
Цели:
- раскрыть ассоциативные связи, заключенные в образах – символах, определить их роль в идейно – эстетическом содержании поэмы;
- выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека;
- совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы;
- воспитать интерес к историческому прошлому России, к творчеству А. А. Блока, внимание к слову.
Ход урока:
Поэма написана в январе 1918 года.
Фронтальный опрос.
- Сюжет поэмы «Двенадцать».
- Какова система образов в поэме?
- Кого поэт относит к старому и новому миру?
- Назовите образы-символы поэмы.
«Двенадцать» - это
- прямой отклик на события Октября,
- первое значительное произведение, посвященное революции,
- начало Советской литературы.
- Произведение новаторское, неожиданное для современников, но органически связанное со всей предшествующей поэзией Блока.
- Поэма «Двенадцать» - произведение особого склада. Здесь изображается действительность.
- Поэма носит и романтический и символический характер. «Двенадцать нельзя читать, как произведение, дающее прямой показ действительности.
Зная о том, что Блок является поэтом-символистом, нельзя не обратить внимания на использование автором образов-символов в своей поэме. Блок не писал политическую поэму, хотя капли политики в поэму попали. Блок писал символическую поэму. Поэтому вся поэма наполнена символами.
Наша с вами задача – выделить основные образы - символы поэмы.
Число 12, вынесенное в название поэмы не случайно. Ребята, как вы думаете, почему именно двенадцать?
- 12 красногвардейцев (интересно отметить то, что революционные патрули действительно обычно состояли из 12 человек).
- 12 глав в поэме.
- Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.
- Выбор времени действия (“чёрный вечер”) вызывает и другой круг ассоциаций, соотносимый со словом “двенадцать”, — обозначение переломного момента времени (конец прошедшего дня и начало дня нового — двенадцать часов ночи).
Чтение поэмы с комментариями.
(чтение первых 2-х шестистиший)
Какие образы-символы нашли?
В первых двух строках Блок представляет ведущие образы-символы: Контраст чёрного и белого цвета. Это свет — тьма, добро — зло, старое — новое. Классическая цветовая символика создаёт резкий контраст, выражающий противостояние двух миров.
Третья строка: вводится новый образ — образ ветра; он дается в традиционном для поэзии Блока значении стихии и перемен. Всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий.
(привести примеры описания ветра)
Образ ветра развивается в дальнейшем, обновляется, он как бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание», когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет».
Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией. Петроград оказывается включённым в стихию, становится её частью, проявлением.
Следующим появляется в поэме образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра. Важно подчеркнуть, что поэт не конкретизирует этот образ — это ни красный, ни белый, ни революционер, ни реакционер — это человек вообще, которому негде укрыться от всепроникающего ветра революции.
«Ледок» символизирует зыбкость, неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь, неопределённость пути.
Образ метели, вьюги – традиционный в русской классической литературе. Достаточно вспомнить повесть «Метель» А. С. Пушкина, его «Капитанскую дочку»… Метель определила судьбу главных героев вопреки их желаниям, замела все старое, знакомые пути и дороги, свела Гринева с Пугачевым, Марью Ивановну – с Бурминым. Таким образом, метель – символ судьбы рока. Эта же метель кружит героев по черному городу между сугробов и снеговых столбов. Она символ стихии революции, уничтожающей все старое.
С первого появления 12 находятся в движении, в пути. Что это за путь?
1) Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. (Блок не возражал, когда художник Анненков на иллюстрации точно указал адрес, где проходил патруль: Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок.)
2) Это и место гораздо большее: движение вне реального пространства и времени, это путь через прошлое, настоящее и будущее. На этом пути их ждут испытания.
В 9 главе поэмы Блок находит символ старого мира. (Найдите)
Образ-символ «пса». Пес, по замыслу Блока, воплощение старого мира. Вместе с тем, пес в мировой классической литературе символ и воплощение сатанинских сил. Н в произведении Гете «Фауст» Мефистофель появляется из пса, до этого преследующего Фауста в образе пуделя.
К концу поэмы, следуя за патрулем, пес превращается (в кого?) в волка. Как вы можете это объяснить?
Последняя глава. (чтение последних 9 строк)
Какой образ появляется? Это – образ Христа.
Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы.
1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле, подобно другим фигурам.
2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.
3. И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, может быть, вообще свободный от зла. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое, - очистить мир от векового зла.
Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии. Ибо был основан на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовниками. Революция сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, и без чего Блок не мог существовать.
Сомнения в том, кто же всё-таки идёт во главе красногвардейцев, отразилась и в самом облике этого персонажа.
Но на голове «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считается цветом мира. Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа: (найдите) он идёт «нежной поступью надвьюжной, // Снежной россыпью жемчужной». Белизна пронизывает весь облик Христа.
Но флаг всё-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего:
Чёрный вечер.
Белый снег.
Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.
Почему Он обязательно нужен?
Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение — человека — наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан... Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра... Без Него такой надежды быть не может... Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер»), заканчивается все-таки белым: «В белом венчике из роз...».
Итог.
Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно согласиться или не согласиться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, потому что революция – это поистине беспощадная схватка Бога и Дьявола за человеческую душу. Поэма «Двенадцать» - честная попытка Александра Блока понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять.
Революционный Петербург, в котором разыгрываются “вселенские стихии”, олицетворяет всю революционную Россию. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой — белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны - символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.
Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.
Тест по поэме «Двенадцать».
1. Название поэмы многозначно. Число «двенадцать» повторяется на различных уровнях: идейном, композиционном, образном… Найдите неверное утверждение.
а) в поэме двенадцать глав;
б) в поэме двенадцать главных героев;
в) в поэме двенадцать эпизодических героев;
г) временные рамки поэмы – двенадцать часов.
2. Рисуя картину вселенской дисгармонии, Блок использует различные ритмы, размеры, жанры. Не используется Блоком:
а) частушка;
б) городской романс;
в) пословица;
г) молитва.
3. В поэме 27 героев. Старый мир сравнивается:
а) с псом;
б) с попом;
в) с буржуем;
г) со старушкой.
4. Цветовая символика ассоциируется с образом времени: с крушением чёрного старого мира, с верой поэта в упорядоченное будущее – в его «белые одежды», наконец, с кровавым, переходным настоящим, которому соответствует сочетание красного, чёрного, белого цветов. Но в поэме есть ещё один цвет. Какой?
а) фиолетовый;
б) коричневый;
в) серый;
г) жёлтый.
5. Русская интеллигенция восприняла образ Христа в финале поэмы по-разному. Найдите в многоголосии концепций мнение Блока.
а) Христа ведут на расстрел большевики;
б) Если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа»;
в) В образе Христа – спасение душ Петрухи, его одиннадцати товарищей, всей разбойной России;
г) Христос – революция, двенадцать - апостолы новой веры.