Блок "Двенадцать"
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Урок по теме "Символы в поэме Блока "12"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Символы в поэме Блока «Двенадцать».

Эпиграф урока: 

«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении… Он многолик, многомыслен…»

Вячеслав Иванов

Цели:

  • раскрыть ассоциативные связи, заключенные в образах – символах, определить их роль в идейно – эстетическом содержании поэмы;
  • выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека;
  • совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы;
  • воспитать интерес к историческому прошлому России, к творчеству А. А. Блока, внимание к слову.

Ход урока:

Поэма написана в январе 1918 года.

Фронтальный опрос. 

  1. Сюжет поэмы «Двенадцать».
  2. Какова система образов в поэме?
  3. Кого поэт относит к старому и новому миру?
  4. Назовите образы-символы поэмы.

«Двенадцать» - это

- прямой отклик на события Октября,

- первое значительное произведение, посвященное революции,

- начало Советской литературы.

  • Произведение новаторское, неожиданное для современников, но органически связанное со всей предшествующей поэзией Блока.
  • Поэма «Двенадцать» - произведение особого склада. Здесь изображается действительность.
  • Поэма носит и романтический и символический характер. «Двенадцать нельзя читать, как произведение, дающее прямой показ действительности.

Зная о том, что Блок является поэтом-символистом, нельзя не обратить внимания на использование автором образов-символов в своей поэме. Блок не писал политическую поэму, хотя капли политики в поэму попали. Блок писал символическую поэму. Поэтому вся поэма наполнена символами.

Наша с вами задача – выделить основные образы - символы поэмы.

Число 12, вынесенное в название поэмы не случайно. Ребята, как вы думаете, почему именно двенадцать?

  1. 12 красногвардейцев (интересно отметить то, что революционные патрули действительно обычно состояли из 12 человек).
  2. 12 глав в поэме.
  3. Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.
  4. Выбор времени действия (“чёрный вечер”) вызывает и другой круг ассоциаций, соотносимый со словом “двенадцать”, — обозначение переломного момента времени (конец прошедшего дня и начало дня нового — двенадцать часов ночи).

Чтение поэмы с комментариями.

(чтение первых 2-х шестистиший)

Какие образы-символы нашли?

В первых двух строках Блок представляет ведущие образы-символы: Контраст чёрного и белого цвета. Это свет тьма, добро зло, старое новое. Классическая цветовая символика создаёт резкий контраст, выражающий противостояние двух миров.

Третья строка: вводится новый образ — образ ветра; он дается в традиционном для поэзии Блока значении стихии и перемен. Всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий.

(привести примеры описания ветра)

              Образ ветра развивается в дальнейшем, обновляется, он как бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание», когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет».

Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией. Петроград оказывается включённым в стихию, становится её частью, проявлением.

         Следующим появляется в поэме образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра. Важно подчеркнуть, что поэт не конкретизирует этот образ — это ни красный, ни белый, ни революционер, ни реакционер — это человек вообще, которому негде укрыться от всепроникающего ветра революции.

         

«Ледок» символизирует зыбкость, неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь, неопределённость пути.

          Образ метели, вьюги – традиционный в русской классической литературе. Достаточно вспомнить повесть «Метель» А. С. Пушкина, его «Капитанскую дочку»… Метель определила судьбу главных героев вопреки их желаниям, замела все старое, знакомые пути и дороги, свела Гринева с Пугачевым, Марью Ивановну – с Бурминым. Таким образом, метель – символ судьбы рока. Эта же метель кружит героев по черному городу между сугробов и снеговых столбов. Она символ стихии революции, уничтожающей все старое.

С первого появления 12 находятся в движении, в пути. Что это за путь?

 1) Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. (Блок не возражал, когда художник Анненков на иллюстрации точно указал адрес, где проходил патруль: Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок.)

2) Это и место гораздо большее: движение вне реального пространства и времени, это путь через прошлое, настоящее и будущее. На этом пути их ждут испытания.

В 9 главе  поэмы Блок находит символ старого мира. (Найдите)

Образ-символ «пса».  Пес, по замыслу Блока, воплощение старого мира. Вместе с тем, пес в мировой классической литературе символ и воплощение сатанинских сил. Н в произведении Гете «Фауст» Мефистофель появляется из пса, до этого преследующего Фауста в образе пуделя.

         К концу поэмы, следуя за патрулем, пес превращается  (в кого?) в волка. Как вы можете это объяснить?

           Последняя глава. (чтение последних 9 строк)

Какой образ появляется? Это – образ Христа. 

Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы.

1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле, подобно другим фигурам.

2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

3. И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, может быть, вообще свободный от зла. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое, - очистить мир  от векового зла.  

 Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии. Ибо был основан на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовниками. Революция сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, и без чего Блок не мог существовать.

         Сомнения в том, кто же всё-таки идёт во главе красногвардейцев, отразилась и в самом облике этого персонажа.

Но на голове «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считается цветом мира. Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа: (найдите) он идёт «нежной поступью надвьюжной, // Снежной россыпью жемчужной». Белизна пронизывает весь облик Христа.

Но флаг всё-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего:

Чёрный вечер.

Белый снег.

     Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.

Почему Он обязательно нужен?

Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение — человека — наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан... Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра... Без Него такой надежды быть не может... Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер»), заканчивается все-таки белым: «В белом венчике из роз...».

Итог.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно согласиться или не согласиться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, потому что революция – это поистине беспощадная схватка Бога и Дьявола за человеческую душу. Поэма «Двенадцать» - честная попытка Александра Блока понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять.

    Революционный Петербург, в котором разыгрываются “вселенские стихии”, олицетворяет всю революционную Россию. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой — белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны - символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

Тест по поэме «Двенадцать».

1. Название поэмы многозначно. Число «двенадцать» повторяется на различных уровнях: идейном, композиционном, образном… Найдите неверное утверждение.

а) в поэме двенадцать глав;

б) в поэме двенадцать главных героев;

в) в поэме двенадцать эпизодических героев;

г) временные рамки поэмы – двенадцать часов.

2. Рисуя картину вселенской дисгармонии, Блок использует различные ритмы, размеры, жанры. Не используется Блоком:

а) частушка;

б) городской романс;

в) пословица;

г) молитва.

3. В поэме 27 героев. Старый мир сравнивается:

а) с псом;

б) с попом;

в) с буржуем;

г) со старушкой.

4. Цветовая символика ассоциируется с образом времени: с крушением чёрного старого мира, с верой поэта в упорядоченное будущее – в его «белые одежды», наконец, с кровавым, переходным настоящим, которому соответствует сочетание красного, чёрного, белого цветов. Но в поэме есть ещё один цвет. Какой?

а) фиолетовый;

б) коричневый;

в) серый;

г) жёлтый.

5. Русская интеллигенция восприняла образ Христа в финале поэмы по-разному. Найдите в многоголосии концепций мнение Блока.

а) Христа ведут на расстрел большевики;

б) Если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа»;

в) В образе Христа – спасение душ Петрухи, его одиннадцати товарищей, всей разбойной России;

г) Христос – революция, двенадцать - апостолы новой веры.