Подготовка к итоговому сочинению
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
Тематическое направление «Человек и общество». Формулировка аргументов и тезисов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_itogovomu_sochineniyu.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое направление «Человек и общество».
Возможные темы сочинений:
- «Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?»
- «Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?»
- «Конфликт поколений как общественная проблема».
С чего начать? Вступление или введение.
Для сочинений по литературе существует несколько клише. С помощью них можно создать первые эффектные фразы. Приведем примеры некоторых из них, а заодно и ответим отчасти на сложный вопрос о том, с чего начать сочинение по литературе.
- Ни для кого не секрет, что… Этой теме посвящали свои произведения великие авторы, потому как она была, есть и останется актуальной.
- О том, как важно… знает каждый. А писатели посвящают этой теме свои многотомные труды. Но, несмотря ни на что, проблема не разрешена, а ответы на насущные вопросы остаются на уровне теоретических знаний.
- (Идет риторический вопрос.) Этот вопрос волнует человечество на протяжении многих веков.
Формулировка тезиса.
Тезис – это не введение. Не путайте! Тезис – это главная мысль введения, который помещается в одно (максимум в два) предложения, выражает ваше личное мнение и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезисам подбирают аргументы.
Тема | Вступление | Тезисы |
«Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?» | Кого мы можем считать сильной личностью? | 1.Как должен себя проявить человек, чтобы про него можно было сказать, что он сильная личность? 2.Сильная личность, сыгравшая значимую роль в жизни общества. |
«Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?» | У каждого из нас свои интересы, свой взгляд на взгляд на мир. Когда мы попадаем в общество, наше мировоззрением начинает меняться. | 1.Сложность отстаивания своих интересов перед обществом. 2. Собственный выбор как нравственная категория. |
«Конфликт поколений как общественная проблема». | Конфликт поколений является естественным явлением. | 1.Причиной разногласий двух поколений являются разногласия в обществе. 2.Старшее поколение с трудом принимает перемены, а младшее не желает держаться за прошлое. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАСКРЫТИЕ ТЕЗИСА СОЧИНЕНИЯ.
Тема: «Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?»
Первый аргумент: Чацкий, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», является по-настоящему сильным человеком, у него хватило смелости идти не только против одного влиятельного человека, Фамусова, но и против толпы его сторонников. Чацкий проповедовал правду, свободу, выступал против чинопочитания и лжи. От него все отвернулись, но Александр все равно не сдавался, это ли не сила духа?
Второй аргумент: Андрея Соколова, главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», можно назвать сильной личностью. Он отправился на войну, потому что Родина в опасности, прошел все ее ужасы, потом и плен, и концлагерь. Соколов – настоящий герой, хотя сам никогда не понимал своей силы.
________________________________________________________________________
Тема: «Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?»
Первый аргумент: Пушкин в произведении «Евгений Онегин» показывает человека, судьба которого складывается трагически, прежде всего потому, что он сформирован тем обществом, правила которого вызывают у него отторжение. Он не желает жить по этим правилам, но и противиться им он не способен. Он боится пойти против общественного мнения и показаться трусом в глазах окружающих. Это приводит не только к нелепой дуэли с Ленским, но и смерти невинного человека. Мы увидели, как общество может влиять на поведение человека. Онегин так и не смог противостоять мнению света.
Второй аргумент: Грибоедов в произведении «Горе от ума» тоже показал, насколько трудно противостоять обществу. Конфликт возникает между Чацким и фамусовским обществом, которое герой не понимает и не принимает. Когда сплетни про сумасшествие Чацкого так быстро разносятся среди гостей Фамусова, он ощущает всю жестокость этого общества на себе и осознает, что пути с ним окончательно разошлись. Чацкий отступает, потому что понимает, что в одиночку ему не справиться с фамусовским обществом.
____________________________________________________________________
Тема: «Конфликт поколений как общественная проблема».
Первый аргумент: Конфликт поколений показал А. Н. Островский в пьесе «Гроза», если считать представителей «темного царства» поколением «отцов», а Катерину отнести к поколению «детей». Идея пьесы в противостоянии консервативного, не готового к переменам поколения «отцов» города Калинова, ярко выраженного в образах Кабанихи и Дикого, и свободолюбивой Катерины, мечтающей о личной свободе и женском счастье.
Второй аргумент: Самым ярким примером конфликта двух поколений является роман Тургенева «Отцы и дети», где автор противопоставил Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Взгляды этих героев расходились во всем: политика, искусство. Отношение к людям, природа, традиции – любой разговор заканчивался противостоянием. Причина тому – категоричность и нежелание держать связь между прошлым и будущим. Молодой базаров был уверен, что взгляды отцов давно устарели, а Павел Петрович. Напротив, старался не замечать перемены в обществе и не хотел принимать что-то новое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СВОЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Выражение собственной позиции, объяснение того, как Вы лично понимаете, можно ли быть независимым от общественного мнения; сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом; как лично вы понимаете конфликт поколений как общественную проблему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс
В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...
Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению
1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...