В.С.Высоцкий. Обзор жизни и творчества.
презентация к уроку по литературе (9 класс)
Урок затрагивает основные моменты жизни и творчества, помогает ученикам составить общее впечатление о личности поэта, его идеалах и принципах.
В силу ограничения объема размещаемых на сайте материалов из презентациии были вырезаны видео и аудиозаписи, однако даны ссылки для скачивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.s.vysotskiy._obzor_zhizni_i_tvorchestva.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: дать представление о жизни и творчестве поэта; раскрыть своеобразие лирики В.Высоцкого , гражданскую позицию поэта ; способствовать воспитанию уважения к величайшему чувству любви, воспитывать в ученике гражданина своей Родины; определить, каким же был лирический герой В.С. Высоцкого; развивать основы монологической речи, сопоставления, анализа, обобщения; развивать ассоциативное мышление.
Прослушивание песни «Охота на волков» Вставить видео. Скачать по ссылке https:// www.youtube.com/watch?v=MyZgEygc9fs
Рвусь из сил — и из всех сухожилий, Но сегодня — опять как вчера : Обложили меня, обложили — Гонят весело на номера ! Идёт охота на волков, Идёт охота — На серых хищников Матёрых и щенков! Кричат загонщики, и лают псы до рвоты, Кровь на снегу — и пятна красные флажков. Не на равных играют с волками Егеря, но не дрогнет рука: Оградив нам свободу флажками, Бьют уверенно, наверняка . Волк не может нарушить традиций — Видно, в детстве, слепые щенки, Мы, волчата, сосали волчицу И всосали: нельзя за флажки ! Наши ноги и челюсти быстры — Почему же — вожак, дай ответ — Мы затравленно мчимся на выстрел И не пробуем через запрет ?! Волк не может, не должен иначе. Вот кончается время моё: Тот, которому я предназначен, Улыбнулся и поднял ружьё. Я из повиновения вышел: За флажки — жажда жизни сильней! Только — сзади я радостно слышал Удивлённые крики людей .
Какова главная тема стихотворения? Это тема свободы. Каждый человек как личность должен решить, что для него значит свобода. Что для вас значит свобода? О ком эта песня? К чему призывает Высоцкий? Не только о волках. Но и о людях, выросших в системе ограничений и запретов, который сформировали его мышление. Внутреннее рабство , а в более широком смысле – предсказуемость поведения, шоры на глазах, “флажки” в сознании. Эта песня – не о цензуре и не травле, а об освобождении сознания , внутреннем раскрепощении, о выходе за «флажки» , без которого невозможны любые действия по раскрепощению внешнему.
25 января 1938 г. в Москве в семье Семена Владимировича и Нины Максимовны Высоцких родился сын Владимир. Отец – военный связист, мать – по специальности переводчик с немецкого языка, работник архива. Во время Великой Отечественной войны был с матерью в эвакуации . Во время налетов и бомбежек маленький Владимир, стараясь подбодрить людей, забирался на высокое место в бомбоубежище и читал стихи. После войны и развода родителей (1947) жил в новой семье отца, два года был в Германии в г. Эберсвальд , где проходил службу отец. В детстве начал писать стихи. Стихотворение «Моя клятва», написанное в связи со смертью Сталина (1953 г.), было помещено в стенгазете предприятия, где работала «мама Женя».
Высоцкий смело идет по жизни, не любит компромиссов. «Все или ничего!» - эти слова вполне могут быть его жизненным кредо. После окончания школы Высоцкий поступает в Московский инженерно-строительный институт, где учится всего полгода, а затем бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с другом встреали Новый год за рисованием чертежей, без которых их не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.
Начало эпохи авторской песни В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня « Татуировка» (1961) многими считается первой. Т аковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало цикла «блатной» тематики . Однако существует песня «49 дней» (1960) о подвиге четырёх солдат , дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Подзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков » показывает негативное отношение автора к данному произведению, т.к., по мнению автора, «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты».
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), то есть его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Творчество Владимира Высоцкого, способствовавшее более широкому признанию авторской песни , косвенно помогло и становлению советского рока . Его стихи оказали прямое влияние на таких рок-музыкантов, как Александр Башлачёв , Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Андрей Макаревич («Машина времени») и Игорь Тальков.
Тематика песней Высоцкого Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве: «блатные » песни, баллады, любовная лирика, песни о повседневной жизни рабочих и спортсменов, песни на политические темы (часто сатирические, содержащие резкую критику существующего строя и положения дел), юмористические песни и песни-сказки, песни о Великой Отечественной войне «Песни-монологи» и «песни-диалоги» , или «песни-спектакли»( « Диалог перед телевизором»).
Особенности исполнения Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием к тексту и содержанию, а не к форме. Высоцкий сознательно играл на расстроенной гитаре . Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал: «Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил. «Я люблю, чтобы она гудела…»
Выступать Высоцкий начал с 1965года. Каждое свое выступление Высоцкий начинал с военных песней. Очень часто первой он исполнял песню «Братские могилы»…
Братские могилы На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают , К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают . Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче — гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы — Все судьбы в единую слиты. А в Вечном огне виден вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата. У братских могил нет заплаканных вдов — Сюда ходят люди покрепче. На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче ?.. 1964
Примерные вопросы: - Какие ощущения вызывает песня? Каким настроением она проникнута? О чем Высоцкий заставляет задуматься ? - Как бы вы определили тему этого стихотворения? -Обратите внимание, первая строфа практически полностью состоит из неопределенно-личных предложений? В чем смысл этого приема? В каждом слове горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился, о которых мы можем говорить только в общем, обо всех разом.
« Я не люблю » - программное стихотворение поэта Вставить видео. Скачать по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ppMAMBgNTUA
Я не люблю фатального исхода . От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю открытого цинизма , В восторженность не верю , и еще, Когда, чужой мои читает письма , Заглядывая мне через плечо. Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор . Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу , Или, когда все время против шерсти, Или, когда железом по стеклу. Я не люблю уверенности сытой , Уж лучше пусть откажут тормоза! Досадно мне, что слово «честь» забыто, И что в чести наветы за глаза . Когда я вижу сломанные крылья , Нет жалости во мне и неспроста — Я не люблю насилье и бессилье , Вот только жаль распятого Христа . Я не люблю себя, когда я трушу, Досадно мне, когда невинных бьют, Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более, когда в нее плюют. Я не люблю манежи и арены , На них мильон меняют по рублю, Пусть впереди большие перемены , Я это никогда не полюблю. Я не люблю
Что не любит поэт? Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой? (Герой не любит смерть (после уже ничего не изменить), жизненные невзгоды, которые отвлекают от творчества, неестественность и неискренность, вторжения в личную жизнь. Кроме этого, в стихотворении автор смело дает оценку сталинской эпохе. Герой против ложных доносов («в чести наветы за глаза») и кровавых, жестоких расправ, всяческого лицедейства в обществе («манежи и арены, На них мильон меняют по рублю») и т.д. Герой смело указывает на социальную дисгармонию, при которой сытая уверенность одних сочетается со сломанными крыльями (судьбами ) других людей. С какой целью в стихотворении появляется образ распятого Христа?
«Тот, который не стрелял» История песни У меня военная семья, и мой дядя Алексей, он прошел войну от начала до конца, мне рассказывал много о войне. Одна из историй была о том, как однажды батальон держал оборону на плавнях. Фланги были открыты, они об этом сообщили по связи. Им открытым текстом сказали: «Держитесь, несмотря на открытые фланги!» Это было перехвачено немцами, немцы начали их давить, и командир отвел батальон. Кончилось печально, было принято решение его расстрелять. Но приказ не был приведен в исполнение: начался сильный обстрел, они отошли, потеряли много людей… Этот человек жив сейчас. Я, когда сделал песню, не говорил, что это про него. Однажды спел. И он говорит: «Да, да, да - это было очень точно, это было, было, было». Песня называется «Тот, который не стрелял». Владимир Высоцкий.
«Тот, который не стрелял» Какова тема песни? (тема доносов, тем жестокости и бездумности палачей, тема борьбы между долгом и совестью, тема свободы выбора) Какова её идея? (песня о необходимости жить по собственным убеждениям. Страшны своей бездумностью исполнители чужих приказов. Человек должен задумываться о том, что он делает, осознавать причины и последствия своих п оступков и поступить по собственному убеждению) Почему герой песни остался жив? (потому что один не стрелял, может, его-то пули и не хватило. Он своим поступком спас чужую жизнь) Кто « дострелил » героя? Как это произошло? Для чего автор показывает, что даже один человек может изменить исход ситуации?
«Тот, который не стрелял» Отрывки из песни для анализа: В меня стрелял поутру из ружей целый взвод. … Не то чтобы не знаю - рассказывать нельзя . Мой командир меня почти что спас, Но кто-то на расстреле настоял , И взвод отлично выполнил приказ , Но был один, который не стрелял. …. Он выволок на свет и приволок Подколотый, подшитый материал , Никто поделать ничего не смог . Нет, смог один, который не стрелял . … Но слышу: - Жив зараза. Тащите в медсанбат! Расстреливать два раза уставы не велят. …. А я в бреду беседовал тайком, С тем пареньком, который не стрелял. …. Мне не пришлось загнуться, и я довоевал . В свой полк определили. - Воюй, - сказал комбат, - А что недострелили , так я, брат, даже рад!. Я тоже рад был, но, присев у пня, Я выл белугой и судьбину клял, - Немецкий снайпер дострелил меня Убив того, который не стрелял .
Когда он умер, многие ведомства оказались захваченными врасплох. В Москве шла Олимпиада , на стадионах вовсю раздавали медали, и, казалось, всем было не до того. Только к 12 дня под окнами кирпичного кооперативного дома на Малой Грузинской собралось человек 30. Стояли молча, окаменев. Через несколько часов вышла всего лишь одна газета «Вечерка » со скромной «рамкой» в несколько строк: « С глубоким прискорбием…артист Театра на Таганке…». Что ж, все верно. «Рамка» не место для эмоций. Документ. Чего не заслужил, того не перечислишь. Чего же он не заслужил? Одного места среди 10-тысячного писательского Союза – как раз за пару недель руководство рассматривало его заявление и не сочло. Значит, не поэт, и поэтические почести не положены. Не композитор – ну это он и сам несколько раз говорил. Что не народный – это, конечно, факт. Даже после Гамлета, Дон Хуана не заслужил, представьте, и заслуженного… просто артист.
Бюрократическая идеологическая советская машина беспощадно прессовала и преследовала Высоцкого. Даже знаменитая песня "Парня в горы тяни" из кинофильма "Вертикаль" прозвучала фильме без указания автора и в исполнении Иосифа Кобзона. Спасал Высоцкого только его сарказм : "Меня никто не запрещает, - говорил он. - Потому что считается, что меня нет. А значит и разрешать нечего ". Он был больше своих ролей в театре и кино. Он был поэт с большой буквы. «Поющий нерв эпохи».
Только в 1987 году Высоцкому была присуждена Государственная премия СССР «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя'' и авторское исполнение песен". Посмертно.
Похоронен Поэт на Ваганьковском кладбище. Автор памятника А.И. Рукавишников
Я люблю – и значит, я живу! Сколько кануло, сколько схлынуло! Жизнь кидала меня – не докинула. Может спел про вас неумело я, Очи черные, скатерть белая! Когда я отпою и отыграю, Чем кончу я, на чем – не угадать, Но лишь одно наверняка я знаю – Мне будет не хотеться умирать ! По вашему мнению, каким человеком был Высоцкий ? Напишите эссе на тему «Жизнь как песня» (по творчеству В.С. Высоцкого )
Использованная литература https://radiovesti.ru/brand/60935/episode/1355052 / https://infourok.ru/konspekt_uroka_vladimir_vysockiy._tvorcheskiy_portret-161684.htm https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vladimir_vysotskii_tvorcheskii_portret Lit - helper.com/p_Analiz_ stihotvoreniya __ Ya_ne_lyublyu_Visockogo_V_S https:// nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/19/liricheskiy-geroy-poezii-vvysotskogo-informatsionno-issledovatelskiy-proekt https://www.kazan.kp.ru/daily/25782/2765553 /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор жизни и творчества Н.С.Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873).
Урок литературы в 10 классе по творчеству Лескова. Биографические данные писателя, анализ сюжета повести "Очарованный странник"...
Презентация "Максим Горький.Обзор жизни и творчества"
Презентация "Максим Горький.Обзор жизни и творчества"...
Презентация. Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына
Презентация содержит сведения о жизни и творчестве А.И.Солженицына Рекомендована к использованию на уроках литературы в 11 классе при изучении творчества А.И.Солженицына....
Литературно-поэтическая композиция «Подари меня горькою славой» (Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой)
Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой...
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). Обзор жизни и творчества. Проза «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».
Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). Обзор жизни и творчества. Проза «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»....