Литературная игра "Фольклор народов Дальнего Востока"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Исакова Наталья Петровна

Данная разработка поможет организовать внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.odt17.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

ПАРТИЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальный конкурс «Лучший педагог Партизанского района – 2018»

Номинация «Лучший учитель»

Литературная игра

«Фольклор народов Дальнего Востока»

(на материале фольклора удэгейцев)

Исакова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа»

 с.Вл-Александровское

Партизанского муниципального района

с. Владимиро-Александровское,2017


Пояснительная записка

   Внеклассное мероприятие — игра «Фольклор народов Дальнего Востока» (на материале фольклора удэгейцев) — проводилось 4 апреля 2017 года среди 6-ых классов. Игра проводилась в рамках Фестиваля школьных наук, который был посвящен Приморскому краю.

  Эта игра — интегрированное занятие, так как материал был подготовлен на основе краеведения, фольклора (раздела литературы). Материал по литературе и краеведению представлен в игровой форме.  

Три шестых класса - очень подвижные, активные ребята, поэтому была выбрана именно подобная форма. Это мероприятие было основано на  игровой и групповой технологии. Данная игра способствовала реализации лидерских, творческих качеств  подростков.  

Целью данного мероприятия является ознакомление учащихся с культурой коренных народов Дальнего Востока, развитие интереса к этносам, бережного отношения к малочисленным народам. Эта игра воспитывает в учащихся понимание России как многонациональной страны.

Ребята весьма активно включились в подготовку к данной игре.

Учащимся заранее предлагается прочитать сказки («Обман и правда», «Большая беда», «Тигр и человек»), найти и подготовить благодарственный обряд удэгейцев, который можно интерпретировать по-своему. Ребята объединялись в три команды из 8 человек. Остальные учащиеся могли участвовать как группа поддержки, или в качестве зрителей.

В начале мероприятия запускается слайд-шоу (фотографии) «Природа Приморского края», звучит песня Евы Амуровой «Мой Дальний Восток», Валентины Толкуновой «Край удивительный».


 Фольклор народов Дальнего Востока

(на материале фольклора удэгейцев)

 Материалы к игре: мультимедийный проектор, доска, ноутбук, колонки.

Ход мероприятия:

  1. Ведущий сообщает: Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено родному  краю, мы соприкоснемся с культурой коренных народов Дальнего Востока.

Ведущий обращается ко всем трем командам:

 - А кто относится к коренным народам Дальнего Востока? (учащиеся фронтально отвечают, за правильные ответы получают баллы для своей команды, в этом опросе могут участвовать и болельщики)

Ведущий  сообщает после ответов команд:

В основном, коренное население Приморского края представлено удэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами (204 человек).

Ведущий вновь обращается к командам:

- Ребята, а где сейчас проживают коренные народы в нашем крае?

Участники высказываются, делают предположения.

Подводится итог после всех высказываний:

Проживают эти народности в таких поселках Приморского края, как Красный Яр, Терней, Агзу, Верхний Перевал и др. Их осталось совсем немного.

Ведущий обращается к ребятам:

 - Зачем важно знать историю и культуру народов?

Важно иметь представление о многообразии культур других народов, знать историю нашего края, уважать традиции другого народа.

     Наша игра связана с фольклором удэгейцев.

- Слышали ли вы о таком народе?

2. Просмотр видеоролика «Мы живем в России — Удэгейцы».

Ведущий  сообщает участникам во время просмотра: «Удэгейцы — устар. удэге (до 1956 г. - удэхейцы, а также удэхе). Язык — удэгейский, относящийся к амурской группе тунгусо-манчьжурских языков, практически вытеснен русским языком. На начало XX века удэгейцы занимали сплошную территорию по обоим склонам Сихотэ-Алиня. Её предел на востоке доходил до побережья Японского моря (в междуречье Ботчи и Такема), а на западе — достигал среднего течения правых притоков Уссури (реки ХорБикин). 

  3. Ведущий  задает следующие вопросы:

  • Во что верили эти люди? Как они жили?

Участники размышляют, делают предположения.

Основным видом деятельности удэгейцев были охота, рыболовство, собирательство. У этого народа была своя вера. Шаманизм и анимизм — вера в родство людей с медведем и уссурийским тигром.

- А почему именно вера в  родство с этими животными?

Участники высказывают различные предположения.

Удэгейцы, как и другие коренные народности, верили в свое родство с тигром и медведем (тотемизм).

 4. Викторина по сказкам. Ведущий  проводит викторину среди трех команд. 

Какой жанр фольклора самый интересный, волшебный? Ну, конечно же, сказка!

Каждой команде задается вопрос, дается минута для обсуждения. Если команда не отвечает правильно, то вопрос адресуется другой команде. Другая команда не имеет право выкрикивать ответ.  Во время обсуждения тихо звучит песня Аллы Пугачевой «Этот мир придуман не нами». Вопросы по сказкам: « Обман и правда», «Большая беда», «Тигр и человек».

  • Как звали страшного идола, которого сделал Кандига в сказке «Большая беда»? (Ответ: Мангни)
  • Кого стали бояться все звери в одной из предложенных сказок? (Ответ: человека)
  • Кого в конце концов нашел мальчик в сказке «Обман и правда»? (Ответ: жену)

 За каждый правильный ответ команда получает балл.

5. Ведущий объявляет следующий конкурс – загадка.

  • Как и в фольклоре любого народа есть такой жанр, как загадка. Итак, вашему вниманию загадки удэгейцев. За каждый правильный ответ команда получает балл:

1. Потанцую на снегу, без оглядки убегу. (Ветер)

2. Кружусь, летаю, вот-вот растаю. (Облако)

3. Что, что, что такое — из одного места вышел, куда хотел — пришел, а как шел не отвечает. (Стрела)

4. Что, что, что такое — на скале лягушка сидит, спрыгнуть не может. (Нос)

5. Сам маленький, а сильнейшего ловит, даже серого волка остановит. (Капкан)

6. Молчит, а со всеми разговаривает — о разных временах, на всех языках. (Книга)

     

6.Ведущий объявляет следующий этап игры — инсценировка обрядов. 

  Удэгейцы считали, что хозяином гор и лесов был грозный дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи — хозяева отдельных участков, а также некоторые животные — тигр, лось, медведь, выдра. Среди удэгейцев выбирались шаманы, которые проводили какие- либо обряды. Вашим предварительным заданием была подготовка благодарственного обряда в виде танца (поклонение солнцу, тигру, медведю).

  Каждая команда под музыку «Песни шаманов» готовится к инсценировке обряда. За инсценировку обряда команда получает пять баллов. Одна команда показывает поклонение солнцу, другая  - медведю, третья – уссурийскому тигру. Один участник играет шамана, второй играет предмет поклонения, другие члены общины.

7.Ведущий объявляет следующий этап игры — подвижные игры коренных народов.

Перетяжки. Играют 2 команды. В это время отдыхает одна из команд. Команда - победитель играет с третьей. Участники игры становятся цепочкой, зацепившись друг за друга локтями. Между командами чертится линия. Одна команда старается перетянуть другую на свою сторону.

Куропатки и охотники. Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят. На сигнал «Охотники  ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Затем ведущий подводит итоги игры:

  • На этом все, надеюсь, вам понравилось наше мероприятие. Наша встреча, надеюсь, показала интересные моменты жизни, культуры коренных народов нашего Дальнего Востока.

Ведущий определяет лучшую команду. Каждая команда получает сертификат участия, сладкие призы. Лучшая команда получает дополнительный приз.

В конце игры звучит музыка о Дальнем Востоке.

Использованные источники:

  1. https://udjegejskie-skazki.larec-skazok.ru.
  2. http://irkipedia.ru/content/folklor_narodov_sibiri_i_dalnego_vostoka_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009.
  3. Сост. М.Д. Симонов, В.Т. Кялундзюга, М.М. Хасанова. - Новосибирск:
    Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. - 561 с. - (Памятники фольклора народов
    Сибири и Дальнего Востока; Т. 18).
  4. http://www.docme.ru/doc/91270/8-ude-gejskie-zagadki.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Удэгейцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы строительства краснознаменной амурской флотилии и обеспечение безопасности границы на Дальнем Востоке (1918-1990 гг.).

В кн. Материалы 56-ой научной конференции преподавателей и аспирантов Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Секция «Актуальные проблемы истории Дальнего Востока России / ХКМ им...

Дальний Восток.

Презентация поможет усвоить материал  в курсе истории по теме "Внешняя политика Росии в 60-70 годы 19 века".В ней много иллюстраций, информационного материала и карт....

презентация "Дальний Восток"

К уроку географии в 9 классе....

Визитная карточка Дальнего Востока

Визитная карточка Дальнего Востока...

Методическая разработка открытого урока "Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы"

Открытый урок по географии 8 класс, тема " Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы." Урок проводился в рамках использования здоровьесберегающих технологий на уроках географии....

Проверочная работа по дальневосточной литературе "Дальневосточные сказки. Фольклор народов Дальнего Востока"

Проверочная работа содержит тестовые задания с выбором ответа и с кратким ответом....

Конспект урока по теме «Танцы малых народов Дальнего Востока»

Формирование новых знаний о хореографическом искусстве малых народов Дальнего Востока....