Как привить любовь к чтению старшим школьникам
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители, преподаватели и психологи, это то, что ребенок-школьник никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами или читает очень медленно, с большим количеством ошибок. Даже умеющий бегло и правильно читать ребенок категорически отказывается делать это сверх школьной программы. Он «лишнюю» строчку не прочтет, если ее не задавали. В данной статье рассматриваются методы и советы, как сохранить любовь к чтению у подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_ctatya_kak_privit_lyubov_k_chteniyu_starshim_shkolnikam.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ СТАРШИМ ШКОЛЬНИКАМ
Дубровская Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №3, г. Новый Уренгой
Аннотация.
Проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители, преподаватели и психологи, это то, что ребенок-школьник никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами или читает очень медленно, с большим количеством ошибок. Даже умеющий бегло и правильно читать ребенок категорически отказывается делать это сверх школьной программы. Он «лишнюю» строчку не прочтет, если ее не задавали. В данной статье рассматриваются методы и советы, как сохранить любовь к чтению у подростков.
Ключевые слова:
чтение, школьники, читательский дневник, книга
Наша общая задача – заинтересовать, мотивировать к познанию нового. И тогда чтение станет не тяжкой обузой, а любимым развлечением. В распоряжении учителя для этого есть множество методических приемов, а лучший прием для родителей – это собственный пример
Почему ребенок не хочет читать? Часто ли в вашей семье ведется разговор в духе: «Пока не прочитаешь 5-10-20 страниц, гулять не пойдешь / не сядешь за компьютер / не будешь смотреть телевизор и т.д.!»? Если да, поздравляем! Ваш ребенок никогда не полюбит чтение!
Почему? А вы спросите себя: вам самим хочется делать что-то «из-под палки», по принуждению? Наверняка, нет. То же и с чтением. Если вы используете метод «кнута и пряника» – дело не пойдет на лад. Каким бы ни был вкусным «пряник», «кнут» в этом случае перечеркнет все. Любовь к книге невозможно привить через насилие и понукание.
Что делать? Выход один: любовь к книге должна начинаться с интереса, увлечения. Только тогда, когда процесс чтения будет ассоциироваться с удовольствием, дело пойдет на лад.
Существующие и адаптированные психологами лучшие способы как развить любовь к чтению базируются на предварительной подготовке и работе с ребенком, при этом родителям обязательно необходимо уделить внимание развитию таких качеств:
– усидчивость и максимальная концентрация внимания на определенном занятии;
– высокий уровень мотивации и заинтересованность в процессе и результате;
– инициативность с эмоциональной окраской ярко выраженного интереса.
Любовь к чтению у детей обязательно появится, если взрослые: подают личный пример; поощряют самостоятельное чтение; помогают получить положительный опыт; выделяют время на чтение и соблюдают ритуалы; доверяют выбор книг ребёнку; организуют походы в магазины и библиотеки, обмен и дарение книг; учат заботиться о книгах.
Безусловно, воспитывать любовь к книге необходимо с раннего детства. А что делать, если малыш – уже далеко не малыш? Не станешь же с 15-летним верзилой играть в "подброшенное письмо" или читать ему на ночь сказки.
Главное – не отчаиваться. Книголюба можно воспитывать в любом возрасте. Вот несколько советов.
Беседуя с подростком, приводите примеры из книг. Например, обсуждая какую-то ситуацию, можно сослаться на аналогичный пример из литературы. Со временем ребенок привыкнет обращаться к опыту литературных героев.
Выбирайте книги с учетом интереса ребенка. Если юноша отказывается читать, но с увлечением гоняет в компьютерные гонки, подберите книгу об автомобилях. Если девочка постоянно вертится возле зеркала, предложите ей почитать о стилях в модной индустрии. Благо, сейчас предостаточно любой литературы.
Здесь важно не просто предложить книгу, но и обсудить ее потом. Пусть ваш ребенок расскажет о своем увлечении, и о том, что нового он узнал из книги. Начало положено, а это немаловажно!
Собирайте домашнюю библиотеку. Электронные книги, тем более аудиокниги хороши, когда процесс уже запущен. А пока любовь к книге только зарождается, лучше предлагать бумажные книги, с этим особым запахом типографской краски, шуршащими страницами. Пусть у подростка постепенно складывается своя библиотека, где будут присутствовать книги, которые ему интересны. И неважно, что это будет – собрание комиксов, детективы Донцовой или вампирские саги. У каждого любовь к чтению начинается с той особенной Книги, которая приоткрыла дверцу в чарующий мир Слова. А если ребенок уже начинает читать, рано или поздно такая Книга появится и у него.
Совместный выбор книги для чтения. Детям школьного возраста необходимо дать возможность личного выбора книги, проявление самостоятельности и чувство важности его мнения сработает отличным стимулом для ребенка, а после прочтения обязательно уделите время обсуждению сюжетной линии.
Необходимо подавать личный пример в организации досуга. Старшие школьники, как и дети любого возраста, перенимают стиль поведения и общения родителей, что отражается на их времяпрепровождении в часы отдыха, читая книги на досуге, взрослые подают ему личный пример, как можно с пользой и интересом провести время в домашней обстановке.
Ограждая ребенка от переизбытка информации, поступающей из компьютера или с экрана телевизора, важно удовлетворять его любознательность общением и увлекать полезными занятиями, чтением и саморазвитием.
Присущие современности проблемы с любовью к чтению у детей должны стимулировать, прежде всего, родителей, ответственно относящихся к процессу воспитания своего ребенка и старающихся привить искренний интерес своему малышу к миру знаний.
Детям можно предложить завести читательский дневник и записывать обо всех прочитанных книгах.
Многие читающие взрослые ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этой статье мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.
Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.
В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.
Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет – это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.
Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д.
Список использованных источников:
Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 415 с.
Маслова Т.А. Воспитание в обучении. Эмоционально-ценностный аспект образования школьников. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 207 c.
Справочник классного руководителя. – М.: Актион – МЦФЭР, 2018. – №11 – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как привить любовь к чтению
доклад с анализом к родительскому собранию...
как привить любовь к чтению
Доклад с анализом анкетирования детей и родителей для родительского собрания. Прилагаются памятки для детей, рекомендации для родителей....
Советы родителям "Как привить любовь к чтению"
Советы библиотекаря о том, как привить любовь к чтению у детей...
Как привить любовь к чтению
Памятка для родителей...
Как привить любовь к чтению.
Как привить любовь к чтению. Памятка для родителей. Рекомендации по изучению читательских интересов школьника. Анкета для родителей. Литературно-познавательная игра о книге для уч-ся 2-6 классов. Спис...
«Как привить любовь к чтению?… или еще раз о наболевшем». (Из опыта работы).
«Литература – учебник жизни…, - утверждал Н.Г. Чернышевский. С этими словами трудно не согласиться. Но, к сожалению, за последнее время молодое поколение не видит пользы в чтении художественных произв...
Как привить любовь к чтению
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы...