Проект "Учебное пособие "Медики и медицина в творчестве М. Ю. Лермонтова"
проект по литературе (9 класс)
Данное пособие предназначено для использования учащимися на уроках литературы,посвященных творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchebnoe_posobiemediki_i_meditsina_v_tvorchestve_m.yu_.lermontova.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино» Искитимского района
Секция - Филология, предмет – Литература
Тип проекта – Исследовательский
ПРОЕКТ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
«МЕДИКИ И МЕДИЦИНА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА»
Выполнила: Мануйлова Александра,
уч-ся 9 «Б» класса
Руководитель: Иванникова Т.Б.
Евсино
2018
Оглавление
- Введение …………………………………………………………………3
- Основная часть:
а) Понятие «учебное пособие»……………………………………….....4
б) Медики и медицина в детстве поэта………………………………...5
в)Медики и медицина в творчестве поэта…………………………….6
г) Вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся по пособию «Медики и медицина в творчестве М.Ю.Лермонтова»……….11
3.Заключение………………………………………………………………..12
4. Список использованной литературы…………………………………...13
5. Приложение: Учебное пособие «Медики и медицина в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Введение
Актуальность.Летом, читая стихи и роман «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, я обратила внимание, что очень часто в своих произведениях писатель описывает болезненные состояния людей.Также в романе «Герой нашего времени» одним из героев является доктор Вернер. У меня возник вопрос: «Почему Лермонтов в своих произведениях уделяет большое внимание медицине?» Я решила более подробно исследовать этот вопрос и на основе своих выводов создать учебное пособие для учащихся «Медики и медицина в творчестве М.Ю. Лермонтова» для того, чтобы ученики 9-11 классов использовали данное пособие при изучении творчества писателя.Начав работу по данной теме, я выяснила, что рассмотрением данной темы занимался Заслуженный врач РФ, невропатолог, Нахапетов Борис Александрович (26.03.1928 – 14.03.2017), что оказало мне неоценимую помощь в работе.
Объект исследования:творчество М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования:роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», стихотворения: «Завещание», «Валерик», «Пир Асмодея», «Чума в Саратове», «Смерть поэта».
Цель проекта:создание учебного пособия «Медики и медицина в творчестве М.Ю. Лермонтова».
Задачи проекта:
- познакомится с биографией Лермонтова, выяснить заболевания, которыми болел в своей жизни поэт и роль медицины в жизни поэта.
- проанализировать стихотворения Лермонтова «Завещание», «Валерик», «Чума в Саратове», «Пир Асмодея», роман «Герой нашего времени» и выявить,как медицина отразилась в творчестве.
Проектный продукт:Учебное пособие«Медики и медицина в творчестве М.Ю. Лермонтова».
Методы исследования: анализ биографии писателя, анализ художественных произведений, чтение справочной литературы, работа с интернет источниками.
Адресация проекта: проект предназначен для обучающихся 9-11 классов.
Основная часть
Понятие «учебное пособие»
Под учебным пособием принято понимать дополняющий учебники источник знаний по какому-либо предмету. Структурирован он таким образом, чтобы ученик за короткое время имел возможность ознакомиться с ключевыми фактами по теме.
То есть учебное пособие — это источник:
- в котором информация излагается в достаточной мере кратко и емко, часто — тезисами;
- который имеет небольшой размер, например — в несколько десятков страниц;
- который может быть использован в целях самостоятельного освоения той или иной части учебной программы, поскольку формулировки, приведенные в пособии, обычно не требуют дополнительных разъяснений со стороны преподавателя.
Таким образом, учебное пособие — это источник, адаптированный для самостоятельного освоения обучающимся темы. Но, как правило, небольшой и являющейся только лишь частью более масштабной программы.[6]
Медики и медицина в детстве поэта
Медицина в жизни М.Ю. Лермонтова играла огромную роль. В возрасте трех лет Миша Лермонтов лишился своей мамы, Марии Михайловны. Она умерла 24 февраля 1817 года от чахотки – тяжелой формы туберкулеза легких. Накануне дня ее смерти из Москвы в Тарханы прибыл отец поэта, Юрий Петрович, с доктором, но спасти больную не удалось. Впоследствии Лермонтов писал:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец;
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я…
(3 строфа из стихотворения «Пусть я кого-нибудь люблю»)[2]
В детстве поэт часто и подолгу болел. Воспоминания о днях болезни нашли отражение в поэме «Мцыри»:
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.[1, с.393]
Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева пригласила к больному внуку доктора-иностранца Ансельма Леви. Быстро распознав характер заболевания мальчика, он добился отличных результатов в лечении, применив простые средства – витаминотерапию и ограниченную белком диету: «больного кормили весной черным хлебом с маслом, посыпанном кресс-салатом, и не давали мяса». Благодаря стараниям доктора Леви М.Ю. Лермонтов из «золотушного» мальчика превратился в крепкого широкоплечего юношу. [4, с.39] Положительное влияние на здоровье поэта оказало и лечение на Кавказских Минеральных Водах летом 1825 года в сопровождении доктора Леви. При переезде с бабушкой в Москву в 1827 году Леви покинул Тарханы, его бесцеремонно уволили. Дальнейшая судьба его неизвестна. По данным Российского медицинского списка известно, что умер он в 1854 году в возрасте 70 лет. Юноша тяжело пережил увольнение доктора Леви. [3]
Медики и медицина в творчестве поэта
В августе 1830 года Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Но в середине сентября занятия в университете были прерваны. До Москвы дошла эпидемия холеры, учебные заведения были закрыты. Хотя занятия и возобновились в январе 1831 года, но учебный год не был засчитан, и все студенты были оставлены на прежних курсах. В Москве заболело 8340 и умер 4531 человек. Холера обошла дом Лермонтова на Малой Молчановке. [4, с.39]Неудачные способы лечения холеры упоминаются Лермонтовым в стихотворении «Пир Асмодея», написанном в 1830 году:
В Москву болезнь холеру притащили,
Врачи вступились за нее тотчас,
Они морили, они лечили
И больше уморили во сто раз.
Один из них, которому служили
Мы некогда, вовремя вспомнил нас,
И он кого-то хлору пить заставил
И к прадедам здорового отправил. [1, с.73]
Стихотворений Лермонтова «Чума в Саратове» написано также в 1830 году в связи с известиями об эпидемии холеры в Нижнем Поволжье:
Чума явилась в наш предел;
Хоть страхом сердце стеснено,
Из миллиона мертвых тел
Мне будет дорого одно.
Его земле не отдадут,
И крест его не осенит;
И пламень, где его сожгут,
Навек мне сердце охладит.
II
Никто не прикоснется к ней,
Чтоб облегчить последний миг;
Уста, волшебницы очей,
Не приманят к себе других;
Лобзая их, я б был счастлив,
Когда б в себя яд смерти впил,
Затем что, сладкость их испив,
Я деву некогда забыл.[5]
В 1837 году Лермонтов тяжело заболел после того, как узнал о смерти А.С. Пушкина. К поэту пригласили лейб-хирурга Николая Федоровича Арендта, который лечил А.С. Пушкина после дуэли. Николай Федорович не прописал никаких лекарств, успокоил больного, рассказал ему о последних часах Пушкина. Рассказ доктора вдохновил поэта и родилось стихотворение «Смерть поэта»:
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!...
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде …и убит!..» [1, с.101]
За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был отправлен в первую ссылку на Кавказ весной 1837 года. По дороге в ссылку поэт простудился и в тяжелом состоянии был помещен сперва в Ставропольский, затем в Пятигорский военный госпиталь. Лечение и нарзанные ванны поправили здоровье поэта. Там он познакомился с доктором Н.В. Майером - другом многих сосланных на Кавказ декабристов. Доктор Майер является прототипом доктора Вернера из романа «Герой нашего времени». Внешность и характер доктора Вернера полностью скопированы с доктора Майера: « Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мифистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.» « Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку,- поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом…Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шага… У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком…»[1, с.700-701]
В романе «Герой нашего времени» доктор Вернер является приятелем Печорина.Но у Вернера нет смелости и решимости Печорина идти до конца в достижении поставленной цели, не бояться неизбежных выводов, как бы тяжелы они ни были. Он не отказался быть секундантом Печорина, он одобрял его поведение, понимая, что правда на стороне друга, он был печален, явившись к нему в утро дуэли, что показывает, как он волновался и тревожился. Но после дуэли, кончившейся смертью Грушницкого, Вернер не подал руки Печорину и холодно простился с ним. Такое поведение доктора вызывает у Печорина следующие горькие мысли: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».[1, с.754]
В период второй ссылки на Кавказ летом и осенью 1840 года Лермонтов принимал участие в походах отряда генерала А.В. Галафеева в Большую и Малую Чечню. За доблесть, проявленную в сражениях, он четыре раза представлялся к наградам. Интересовали поэта и вопросы профессиональной деятельности военных медиков, которым приходилось работать в трудных условиях. Солдаты русской армии на Кавказе были плохо снабжены перевязочными средствами (только каждому пятому выдавали один бинт, один компресс), в частях не было носилок, отсутствовали санитары-носильщики. Поэтому медицинские работники были вынуждены оказывать медицинскую помощь прямо на поле боя, рискуя своей жизнью. Условий для оказания квалифицированной медицинской помощи не было. Многие раненые умирали. Об этом поэт пишет в стихотворении «Завещание»:
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
А спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю. [1, с.147-148]
Стихотворение «Валерик» написано Михаилом Лермонтовым также во время второй кавказской ссылки в 1840 году. В произведении описано сражение на реке Валерик, в котором поэт участвовал. Также поэт коснулся вопросов военной медицины, описал психическое состояние военнослужащих:
Под их зеленными шатрами.
Едва лишь выбрался обоз
В поляну, дело началось;
Чу! В арьергард орудья просят;
Вот ружья из кустов выносят,
Вот тащат за ноги людей
И кличут громко лекарей. [1, с.141]
Вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся
по пособию «Медики и медицина в творчестве М.Ю.Лермонтова»
Работать с материалами пособия учащиеся могут как под руководством учителя, так и самостоятельно. Поэтому я разработала вопросы и задания для учащихся по теме учебного пособия.
Вопросы и задания:
- Познакомьтесь с материалами таблицы. Что вы узнали о роли медиков и медицины в жизни поэта?
- Какова роль доктора Ансельма Леви в жизни поэта?
- Как повлияла встреча с лейб-хирургом Николаем Федоровичем Арендтом на жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова?
- Как в поэме «Мцыри» отразились детские дни болезни поэта?
- В каком году и в связи с чем написаны стихотворения М.Ю. Лермонтова «Чума в Саратове» и «Пир Асмодея»?
- Прототипом какого героя является доктор Николай Васильевич Майер?
- Какой герой и в связи с чем произнес слова: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности»
- Какую проблему поднимает поэт в стихотворении «Завещание»?
Заключение
Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов уделяет в своем творчестве большое внимание медикам и медицине, потому что сам рос болезненным ребенком, жил и учился в Москве во время эпидемии холеры, видел, какая медицинская помощь оказывалась раненым на Кавказской войне. Видел недостатки медицинского сопровождения военных и пытался привлечь внимание широкого круга людей к данным проблемам через свое творчество. Все это нашло отражение в моем учебном пособии для учащихся «Медики и медицина в творчестве М.Ю. Лермонтова». Также материал пособия расширяет кругозор читателей, знакомит с интересными фактами биографии поэта.
Материал пособия можно использовать на уроках литературы, посвященных творчеству писателя, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе в 9 – 11 классах. Данный материал был представлен мною на уроках литературы в 9 классах при изучении творчества Михаила Юрьевича Лермонтова.
Список использованной литературы
1. Лермонтов М.Ю.Избранные сочинения.- М., 1983.
2.http://www.sbornik-stihov.ru/lermontov319.html.
3. Первое упоминание М.Ю. Лермонтова в списках посетителей лечебных вод. 1825http://www.tarhany.ru/museum/dokumenti.
4. Нахапетов Б.А. Медики и медицина в творчестве М.Ю.Лермонтова//Фельдшер и акушерка.-1985.-№10.-С.39-41.
5. http://www.sbornik-stihov.ru/lermontov402.html.
6. https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-uchebnik-ot-uchebnogo-posobiya/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина...
Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова
Тесты охватывают большой материал...
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Цель урока: изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...
СВОЯ ИГРА. «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ» (ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)
Данную игру я рекомендую проводить в 10 классе после изучения творчества М.Ю.Лермонтова Цель: обобщить знания по изу...
Учебное пособие "Медики и медицина в творчестве М.Ю.Лермонтова"
Учебное пособие для уроков литературы, посвященных творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Проект занял 3 место на Районном фестивале ученических проектов (Искитимский район)....
Презентация к внеклассному мероприятию по творчеству М.Ю. Лермонтова. "Художественный талант Лермонтова"
"Художественный талант М.Ю. Лермонтова в изобразительном искусстве".Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие, приуроченное к юбилейной дате М.Ю. Лермонтова (практиче...