рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по литературе (8 класс)
В рабочую программу включены пояснительная записка, КТП. Соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_liter_68_ch.docx | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по литературе
8 класс
Основное общее образование
70часов базовый уровень
Учитель Колчанова Е.Г.
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы по литературе
под редакцией В.Я. Коровиной
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 2017. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели изучения литературы:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели литературного образования определяют его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю.
Методическое сопровождение курса
Учебно-методический комплекс включает в себя: Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2018.
Содержание курса
Введение
Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представлс ния).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Тематическое планирование
№ | Тема (раздел) | Колич. часов |
Введение | 1 | |
Устное народное творчество | 2 | |
Из древнерусской литературы | 2+1р/р | |
Из литературы 18 века | 3 | |
Из литературы 19 века | 28+2р/р | |
Из русской литературы 20 века | 18+3р/р | |
Из зарубежной литературы | 7+1р/р. | |
Итого: | 61+7 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Система уроков (тема и цель урока) | Дата | Домашнее задание | |
План. | Факт . | |||
1 | Введение. Литература и история. | 2.09 | С.3-4, повт. УНТ | |
2 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. | 02.09.2015 | Написать частушку, сделать иллюстрацию к народной песне | |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | 07.09.2015 | пересказ | |
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | 09.09.2015 | Подг. сообщ Соч.- рассужд. | |
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. | 14.09.2015 |
| Подг. Разв ответ |
6 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. | 16.09.2015 | Сводная таблица: полож. И отриц. Персонажи. | |
7 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. | 21.09.2015 | Не задано | |
8 | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» | 23.09.2015 | Дописать сочинение | |
9 | И. А. Крылов. Крылов — поэт и мудрец. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». | 28.09.2015 | Биография Выучить наизусть | |
10 | К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. | 30.09.2015 | . | Доклад |
11 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | 05.10.2015 | Биография | |
12 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | 07.10.2015 | Реферат | |
13 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). | 12.10.2015 | Читать повесть, характеристика Гринева | |
14 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. | 14.10.2015 | 3-5 гл., рассказ о жизни Гринева | |
15 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. | 19.10.2015 | 6-7 гл, пересказ о падении Белогорской крепости, словарь устар. слов | |
16 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | 21.10.2015 | Гл. 8-12, подг. Разв. ответы, найти эпизоды, cв. с Пугачевым | |
17 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | 26.10.2015 | 13-14 гл, подг. Хар-ки Маши и Швабрина | |
18 | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». | 28.10.2015 | Подг. к итоговому уроку, инд. задания | |
2четверть | ||||
19 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | 09.11.2015 | Подготовиться к К/Р | |
20 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | 11.11.2015 | Не задано | |
21 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова | 16.11.2015 | Прочитать поэму «Мцыри» | |
22 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре | 18.11.2015 | Сост. Цитатный план, подготовить рассказ, отв. на вопросы | |
23 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». | 23.11.2015 | Подготовить выразительно чтение наизусть отрывка из поэмы, читать статьи учебника с. 240-244 | |
24 | Обучение сочинению по поэме М. .Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)» | 25.11.2015 | Написать сочинение-характеристику по поэме «Мцыри» | |
25 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории. . | 30.11.2015 | Подг. характеристики действ. лиц, подг. выраз. чтение | |
26 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». | 02.12.2015 | Отв. на вопросы, характеристика Хлестакова, подг. выраз. чт. | |
27 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | 07.12.2015 | Отв. на вопросы, инд. задания | |
28 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление | 09.12.2015 | Ответить на вопросы | |
29 | Особенности композиционной структуры комедии. | 14.12.2015 | Домашнее сочинение. | |
30 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | 16.12.2015 | Озаглавить главы, гр. задания | |
31 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | 21.12.2015 | Выр. Чтение 16 гл. | |
32 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). | 23.12.2015 | Подг. чтение фрагмента. Пересказ | |
3четверть | ||||
33 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | 11.01.2016 | Подг. письм ответ на вопрос | |
34 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина | 13.01.2016 | Не задано | |
35 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 18.01.2016 | Прочитать рассказ Толстого «После бала» | |
36 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | 20.01.2016 |
| Отв. на вопросы, подготовить характеристику героев |
37 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. | 25.01.2016 | Отв. на вопросы, подготовить характеристику героев. | |
38 | Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | 27.01.2016 | Написать сочинение. | |
39 | Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова | 01.02.2016 | Прочитать рассказ Чехова «О любви» | |
40 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». | 03.02.2016 | Письм. ответить на вопрос 5 | |
41 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика | 08.02.2016 |
| Сочинение-размышление по рассказу |
42 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 10.02.2016 |
| Читать рассказ Горького «Челкаш» |
43 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». | 15.02.2016 | Подг. сравнительную характеристику | |
44 | А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». | 17.02.2016 | Подг. выразит. Чтение, отв. на вопросы | |
45 | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. | 24.02.2016 | Подг. выразит. Чтение, отв. на вопросы | |
46 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению | 29.02.2016 | Не задано | |
47 | И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «как я стал писателем» -- воспоминание о пути к творчеству. | 02.03.2016 | Написать рассказ на тему «Как я написал свое первое сочинение» | |
48 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). | 09.03.2016 | Подг. выразит. чтение или пересказ близко к тексту одного из отрывков | |
49 | М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 14.03.2016 | Придумать свою историю о каком-нибудь предмете | |
50 | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина | 16.03.2016 | . | Не задано |
51 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». | 21.03.2016 | Подг. выразит., отв на вопросы | |
52 | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. | 23.03.2016 | Перечитать поэму. | |
53 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». | 28.03.2016 | Читать статью о Платонове и рассказ «Возвращение» | |
4четверть | ||||
54 | А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | 04.04.2016 | Подг. выразит. чтение наизусть ст. о ВОВ | |
55 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 06.04.2016 | Читать об В.Астафьеве и рассказ «Фотография, на которой меня нет» | |
56 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | 11.04.2016 | Подг. выр.чт. наизусть ст. русских поэтов о Родине | |
57 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося) | 13.04.2016 | Не задано | |
58 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося) | 18.04.2016 | Не задано | |
59 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | 20.04.2016 | Анализ стихотв. | |
60 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | 25.04.2016 | Чит. Трагедию «Ромео и Джульетта» | |
61 | У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. | 27.04.2016 | Доклад | |
62 | Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. | 04.05.2016 | Закончить работу в тетеради | |
63 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | 11.05.2016 | Читать «Путешествия Гулливера», инд. – подг. пересказ | |
64 | Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены) Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя | 16.05.2016 | Подобрать высказывания о воспитании | |
65 | Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены) Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя | 16.05.2016 | ||
66 | Дж. Свифт. Слово о писателе | 18.05.2016 | Знать биографию | |
67 | «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 23.05.2016 | Читать о В. Скотте и отрывок из романа «Айвенго» | |
68 | «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 23.05.2016 | Читать о В. Скотте и отрывок из романа «Айвенго» | |
69 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | 25.05.2016 |
| Подг. к зачету |
70 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Зачет | 30.05.2016 | Читать литературу |
Список литературы
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.
2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.
7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и литературе
Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...