Статья "Языковая личность" стихотворений
статья по литературе (6 класс)
В статье рассматривается "языковая личность" как отдельная категория, как отдельная личность. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" с этой точки зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazykovaya_lichnost_stihotvoreniy.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Языковая личность» стихотворений
Изучение языка художественной литературы, искусства слова учитывает человеческий фактор и опирается на него. В центре исследования должна стать «языковая личность» как новая категория, раскрывающая закономерности существования языка в человеке, следовательно, и самой поэтической структуры и целостной языковой изобразительной системы литературного произведения – продукта творчества писателя как конкретной личности. При таком подходе к объекту языка средство общения и самовыражения, а также речевая структура литературного произведения рассматривается, как деятельность, органически связанная с социальными, психологическими и культурологическими проблемами личности.
«Языковая личность» может рассматриваться и как теоретическая категория («образ автора»), и как конкретная личность (в том числе писатель) и с ее индивидуальной грамматикой, словами, стилевыми стереотипами словоупотребления и, наконец, как персонаж литературного произведения. Здесь нам на помощь приходит компьютер, который может надежно и оперативно определить «язык», скажем, Чацкого, Онегина, Печорина, гоголевских помещиков из «Мертвых душ», шолоховского Соколова и сопоставить их речевые характеристики, а значит сделать наш анализ более объективным и доказательным» (Л.А.Новиков «Искусство слова», М., Педагогика, 1991 г.,стр.124-125).
Компьютеризация лингвистики коренным образом рационализировала работу в области изучения поэтического языка, искусства слова. Всякий, кто изучает язык того или иного писателя, испытывает потребность в словаре его языка, в котором раскрываются индивидуальные особенности авторского словоупотребления, того необычного сочетания слов, их форм, образной структуры, которые рождают истинную и неповторимую поэзию- поэзию слова.
Испанский поэт Г.Лорка писал: «Что такое поэзия? А вот что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, как их произнесут». Создание словаря писателя – дело чрезвычайно трудоемкое. Например, «Словарь языка Пушкина» состоит из четырех томов, вышедший в 1956-1966 г.г., создавался в течение многих лет: работа над подготовкой началась еще в 1933 году.
В наше время, время компьютеризации, эта работа немного упростилась. Сейчас используются конкордансы, составляемые с помощью компьютера и представляющие собой алфавитные списки слов и выражений с ее контекстуальным окружением, которые встречаются в произведении. Применение конкордансов позволяет эффективно решать важнейшую задачу в лингвистике: оперативно и во всем объеме находить индивидуально окрашенные языковые выражения и образы. Более того, применение компьютера в изучении поэтического языка позволяет с помощью объективных данных проникнуть в самые недоступные тайны творческой лаборатории писателя.
«Художественное произведение приводит нас в восторг и восхищение именно той частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания» (И.Гете). Современная наука об искусстве слова стремится проникнуть во что-то неуловимое в творчестве, в поэтичность языка.
Известно, что писатели в своем творческом воображении нередко связывали те или иные звуки с определенными значениями. Это свидетельствует о факте существования особой звуковой семантики (пусть нередко и не совпадающей у разных авторов). К.Д.Бальмонт писал в книге «Поэзия как волшебство», что -А – самый ясный и полногласный звук, -О – звук восторга, торжествующее пространство (бездонное «о»), -У – музыка шумов и всклик ужаса, звук грузный, как туча и звук медных труб, -И – тонкая линия, пронзительно вытянутая длинная былинка, крик, свист, визг, -Е – самая неверная, трудно определяемая гласная и др. У Д.Бурлюка это выглядит так:
Звуки на А широки и просторны,
Звуки на И высоки и проворны,
Звуки на У, как пустая труба,
Звуки на О, как округлость горба,
Звуки на Е, как приплюсности мель,
Гласность семейства, смеясь, просмотрел.
Звуки, связываемые с различными представлениями, пусть и не вполне совпадающими, а иногда и очень различными у разных людей, взаимодействуют друг с другом в живом слове, рождая более сложные «ореольные» смыслы, сопровождающие его основное значение, поэтому говорят не только об обычной, основной, но и об «ореольной» семантике слова.
Много тонких наблюдений в этой области можно найти в творчестве писателя К.К.Вагинова: «Весна» - слово нежное, ибо состоит из согласных звуков -С, -Н и имеет посередине легкое -Е, а на конце – А, гласную открытую. Слово же «стекло» - тяжелое, ибо в нем сочетается -С с -Т, имеется тяжелое –К, на конце закрытый -О…» Суггестивность ( от лат. Suggestio – внушение, намек) как активное воздействие звуковых, ритмических и отдаленных тематических ассоциаций на воображение, эмоции, сферу подсознания читателя все больше становится научно осознанной проблемой теории поэтического творчества. И хотя у нас могут быть не только совпадающие, но и различающиеся содержательные восприятия звуков, сам факт связи звука и смысла едва ли можно оспаривать.
В популярной книге «Звук и смысл» профессора А.П.Журавлева на основе анализа данных, полученных у большого количества информаторов и обработанных на компьютере, показано, что звуки различным образом оцениваются по баллам (условно: 1-очень хорошо, 2 – хорошо, 3 – нейтрально, 4-плохо, 5 – очень плохо) на шкалах типа «хороший- плохой», «нежный – грубый», «сильный – слабый». Это дало возможность на основе указанных параметров выявить наиболее выраженный, «ореольный» смысл восприятия того или иного звука. Звук –Р получил ярко выраженную характеристику, как «сильный», «храбрый», «могучий», «яркий», звук - У – «грустный», «медленный», «печальный», «тусклый», «холодный». И так каждый из звуков.
«Диалог с компьютером» не может не удивлять тех, кто интересуется семантикой поэтического языка, тайной связи форм слова и его значения. Компьютер дает слову «богатырь» такую характеристику, как «большое», «мужественное», «сильное», слову «идеал» - «хорошее», «светлое», «яркое», «доброе», а вот слово «чудище» - как «страшное», «громкое».Больше того, компьютер позволяет определить и семантический ореол, эмоциональную окраску целого стихотворения. Например «Зимнее утро» и «Зимний вечер» А.С.Пушкина оценивается соответственно, как «светлое», «нежное», «яркое», «прекрасное» и, напротив, как «темное», «мрачное», «минорное», «печальное», «устрашающее». Воздействие поэзии на читателя происходит как бы сразу по нескольким каналам, затрагивая взаимодействующие зоны сознания и подсознания, рационального и эмоционального, имеющего часто скрытые, неявные формы выражения, воспринимаемее интуитивно. Это дает ощутимый эстетический эффект.
Другой, не менее интересный эксперимент, подтверждает интуитивную связь между звуком и определенным цветом, т.е. наличие своеобразного «звукоцвета», о котором часто говорят поэты, это имеет аналогию с цветомузыкой. Разумеется, и здесь есть много различий в цветом восприятии отдельных звуков речи (букв) у разных людей, но гораздо важнее другое – значительное сходство в их цветовой оценке. Звук -А чаще называют «красным», -Е – «зеленым», -И – «синим», -О – «светло-желтым» или «белым», -Ы – «темно-коричневым» или даже «черным».
Сложная процедура анализа стихотворения с помощью компьютера дает результат цветового анализа для любой части поэтического произведения. На основе этого можно получить динамическую «цветную фотографию».Она с поразительной наглядностью передает «звукоцвет», ощущение красок природы.
Попробуем составить «портрет» стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Путь в мир поэта прокладывается с самых ранних лет. И на каждом этапе Александр Сергеевич открывается новой гранью. У него «никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом». Русская зима лучше русского лета… Поэт понял это и первый выразил. Его зима облита блеском роскошной поэзии. Все в душе Пушкина ликует: красота неба, поля, леса, речка подо льдом гармонирует с теплотой искренних человеческих отношений, ощущением мира, покоя и уюта домашнего очага. Стихотворение наполнено солнцем, любовью, радостью. Как же автор создает это настроение, как раскрывает эту картину? Можем ли мы ощутить осязаемо даже воздух, которым дышит произведение? Сразу же в первой строчке ощущение покалывающего мороза. Звуки –Р –«сильный», -О -«пронзительный. Они помогают это ощутить. А затем – «теплота». Звуки –Щ и –Ш создают впечатление неги и покоя. Итак, оказывается, при написании стихотворения не просто строчки бегут, а продуманно укладываются на бумагу.
Образные слова – необходимый элемент поэтической речи. Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией (рифмой, ритмом, созвучиями, повторами), необычным расположением слов. Так скопление звуков -Р и –Л не характерно для обычной речи, а, наоборот, свойственно словам в поэтическом произведении. Это создает звуковую инструментовку текста. Доказываем эту мысль, анализируя первую строфу:
Мороз и солнце; день чудесный ! ( -Р, -Л)
Еще ты дремлешь, друг прелестный- ( -Р , -Л, -Р, -Р, -Л)
Пора, красавица, проснись: ( -Р, -Р, -Р)
Открой сумкнуты негой взоры ( -Р, -Р)
Навстречу северной Авроры, ( -Р, -Р, -Р, -Р)
Звездою севера явись! ( -Р)
Активный звук –Р с буквой –Е создают картину торжественно-приподнятую. Здесь ощущаются радость и полнота жизни. Эту атмосферу помогают создать эпитеты – «друг прелестный», «день чудесный», сравнения – «навстречу северной Авроры звездою севера явись».
При чтении второй строфы отмечаем, что она имеет в наличии звуки -Ш,-Ч, -Ж. Поэт рисует картину подавленности, подбирая слова с данными звуками. А звук –И помогает «услышать» завывание метели, вьюги. Автор использует эпитеты: «мутное небо», «тучи мрачные», «ты печальная», а также краски холодных оттенков.
В третьей строфе контраст предыдущей картине. Великолепное солнечное утро, которое с упоением и блеском описывается Пушкиным. Мажорное настроение создают сонорные гласные -Р, -Л, -М, -Н. Они составляют 30% от общего количества звуков. Наличие аллитераций, ассонансов позволяют передать бодрое, веселое настроение человека, очарованного великолепием утра. В этой же строфе намеренно используются слова с открытыми слогами:
Под го-лу-бы-ми не-бе-са-ми
Ве-ли-ко-леп-ны-ми ков-ра-ми,
Блес-тя на со-лнце, снег ле-жит…
Из 55 слогов - 35 открытые, т.е. больше половины. Здесь поэт мастерски использует известный фонетический закон восходящей звучности слога и его тяготение к открытости. Это создает напевность стиха, его неповторимую мелодичность. Соответственно, меняются и тактильные ощущения.
Бодрое и веселое настроение четвертой строфы помогают создать эпитеты: «янтарным блеском», «веселым треском». Чувствуем тепло от печки, от всепроникающего солнца. Аллитерация (трещит- треск) помогает создать присутствие покоя и уюта. Картина жизнеутверждающая с использованием «теплых» оттенков.
В пятой строфе чувствуется прикосновение мороза и движение, которое передается с помощью буквы –Е. Она присутствует в каждой строчке, делает строфу изящной. Гласные –Е «пробегают», как будто расстилают дорогу перед влюбленными. Большое количество эпитетов в пятой строфе помогают раскрыть внутреннюю красоту поэта, особо значимые эпитеты - «берег милый для меня», «друг милый». Почему? Это родина А.С,Пушкина, его русская природа. У него нет низкой природы. Он истинный художник, а для истинного художника – «где жизнь, там и поэзия». А любовь к родному краю неразрывна с любовью к женщине.
Так что же сумел передать А.С, Пушкин в пяти строфах стихотворения «Зимнее утро»? Он передал живую радость бытия, состояние счастья от возможности делить эту радость с другом, негу домашнего уюта и тепла, контраст вечерней мглы и утреннего ослепительного сияния и целую гамму связанных с этим душевных переживаний, почти физического ощущения яркости и чистоты зимних красок. Однородные члены предложения и однотипные предложения придают тексту особую гармоничность и выразительность, ясность, четкость пушкинскому стиху. Целостное представление стихотворения мажорное, даже вторая строфа не может его нарушить. Компьютер охарактеризовал это произведение , как «светлое», «яркое», «радостное». Таким образом, А.С. Пушкин - это и есть «языковая личность».
Творчество – это не забава, это титанический труд. И чтобы создать настоящее произведение, нужно крепко потрудиться и стать поэтом-художником, каковым и был А.С. Пушкин. Его поэзия – тайна, вызывающая трепет ( Mysterium tremenolum (лат.)
Ю.А.Дальская, учитель ГБОУ СОШ №549
с углубленным изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
19.06.2019 год