Подснежник
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема. Е.Серова. Подснежник.
Цель. Познакомить со стихотворением Е.Серовой «Подснежник».Расширить и обогатить знания и представления о первых весенних цветах; формировать экологическое мировоззрение.
Задачи:
1. Образовательная. Донести до учащихся содержание стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Учить правильно и осознанно читать стихотворный текст; формировать умение соблюдать силу голоса и ритм речи в соответствии со знаками препинания в конце предложений и смыслом художественного произведения.
2. Коррекционно-развивающая. Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.
3. Воспитательная. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.
Оборудование: презентация, карточки со словами, иллюстративный знак «Не рви цветы!», картинки с изображением цветов для нахождения подснежника; стихотворение Т.Собакина «Если я сорву цветок».
Ход занятия
- Орг.момент.
- Проверка домашнего задания.
Сейчас у нас с вами проверка домашнего задания.
- Ребята, какое время года наступило? Какой месяц?
- Закончите предложения. ( Предложения написаны на доске).
Весна приходит после ….
Апрель наступает после ….
После апреля наступит ….
- Как называется стихотворение, которое мы читали на прошлом уроке?
- Кто автор этого стихотворения?
Выразительное чтение стихотворения ( Лешан Екатерина, Нюденов Хонгор, Глеб).
- Какой вы представляете себе ворону? (Найти в тексте и прочитать)
- Почему ворона стала так странно себя вести? Можно ли сказать, что ворона поглупела?
Из прочитанного какой можно сделать вывод? С приходом весны все оживает. Наполняется новыми красками и звуками, природа оживает.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим читать произведения о весне.
Закончите четверостишье:
«Самый первый, самый тонкий,
Есть цветок с названье нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется (подснежник)»
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Е.Серовой. Прочтите название стихотворения. (Название стихотворения написано на доске.) Мы будем учиться правильно выразительно читать это стихотворение и узнаем, что нужно делать, как поступать, чтобы эти прекрасные цветы радовали нас всегда.
IV. Актуализация имеющихся знаний
- Ребята, а что вы знаете о подснежниках?
- Где они растут?
- В какое время года расцветают?
V. Предъявление нового материала.
- Подснежник – самый первый из цветов приносит людям радость. Он смелый, растет прямо из-под снега. Люди любят его, потому что вместе с ним приходит весна.
Но вначале я расскажу вам немного об авторе стихотворения.
- Е.В. Серова – детский поэт, автор более 40 поэтических книг. Родилась в суровом 1919 году в провинциальном городе Вологде. От постоянного чувства голода спасали только книги. Мама читала на ночь сказки и рассказы Кате и её старшей сестре. В 1924 году её семья переехала в Ленинград. Там, вместе с подругой Верой, будущая писательница разыгрывала спектакли своего сочинения. Она была и автором, и режиссёром, и костюмером. В 50-е годы стала посещать кружок для начинающих писателей при детском издательстве. Написала книгу для детей «Наши цветы». Предлагаю послушать стихотворение из этого сборника, которое называется «Подснежник».
Выглянул подснежник
В полутьме лесной-
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
- Вам понравилось стихотворение?
- Какое оно по настроению? (полное надежды)
- Как в этом стихе назван подснежник? (разведчик)
– Как вы понимаете выражение «… выглянул подснежник в полутьме лесной?».
- Что значит «властвуют снега»?
- Что значит «лежат под снегом сонные луга»?
- Как вы понимаете «неподвижен лёд»?
Словарная работа.
Запись в тетрадях выражений: неподвижен лед - На реке еще не растаял лед.)
Лежат под снегом сонные луга (Не проснулась еще природа, не появилась трава на лугах)
Властвуют (властвовать) – управляют,(письменно)
Выразительное чтение стихотворения учениками. Прочитайте, пожалуйста, стихотворение вслух ( пара учеников).
Динамическая пауза.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты! (Потягивания – руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это- не беда. (Машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки, (Наклоны)
Опускают лепесточки,
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Теперь, ребята закрепим нашу тему урока.
Вопросы после чтения.
- В какую пору весны распускаются подснежники?
- Как в стихотворении назван подснежник?
- Объясни, почему его так называют?
- Какие чувства вызывают у вас первые весенние цветы? удивление
грусть
радость
печаль
VI. Обобщение прочитанного. Итог.
- Да, он самый первый из цветов, он приносит радость, он нежный, его ласкает солнце. Но подснежник и смелый, растёт прямо из-под снега, маленький, но не боится холода, гордо стоит на своей тоненькой ножке! Он приносит весну! Люди очень рады подснежнику.
- У нас растут подснежники?
- Можно ли их рвать?
- Подснежники занесены в Красную книгу разных стран, а это означает, что рвать их нельзя.
- А сейчас прочитайте слова, на слайде и выберите из них те, которые будут ответом на вопрос: «Что вы любите делать с цветами?»:
рвать
топтать
охранять
нюхать
рисовать
любоваться
беречь
- Ребята, посмотрите на картинку. Что обозначает этот знак? (Знак «Не рви цветы»)
- Ребята, посчитайте. Сколько бы погибло цветов, если бы каждый из вас сорвал по одному цветку? А по два? Какой из этого можно сделать вывод?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны-
И не будет красоты.
-Если мы захотим подарить подснежники, как это сделать, не навредив природе? (Нарисовать.) А сейчас посмотрите на картинку, которая есть у каждого из вас. Найдите среди цветов подснежник и раскрасьте его.
- Нужно бережно относиться к цветам. Пусть они украшают нашу Землю. Давайте будем замечать, чувствовать и беречь красоту вокруг нас.
VII. Рефлексия.
-Ребята, какое у вас настроение? Почему? Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось?
VIII. Комментированные оценки.
IX. Домашнее задание.
Домашнее задание: предлагаю на выбор 3 варианта:
1) наизусть;
2) очень хорошее выразительное чтение;
3) а, может, кто-то попробует составить четверостишье о подснежнике?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Цветы в легендах и преданиях "Подснежник, тюльпан"
Цель занятия:Дать представление о разнообразии и красотецветов нашей Родины.Рассказать о цветах в народном творчестве.Научить проявлять фантазию при создании цветка. Закрепить навыки работы с бумагой....
Урок «Подснежник»
Урок "Подснежник" - выполнение поделки из бумаги - создание картины "Подснежники"...
Мастер-класс по изготовлению подснежников в технике модульного оригами
Ранней весной распускаются первые цветы - подснежники. Хотите подарить их мамам на 8 Марта? Я вас с удовольствием научу их делать своими руками....
Методическая разработка открытого занятия к программе «Самоделки +» Тема: Модульное оригами – подснежники в лукошке.
Занятие по теме «Модульное оригами - подснежники в лукошке» относится к 5 разделу программы «Самоделки +» - «Работа с бумагой» и рассчитана на 2 учебных часа. Занятие проводится с использованием ...
Методическая разработка открытого занятия "Изготовление подснежников"
Техника: изготовление цветов из ткани. Возраст детей 10-12 лет....
Пять сюжетов в биографии хора "Подснежник"
Хоровая школа-студия - творческий коллектив с интересной историей, богатыми творческими традициями....
Я первый подснежник
Если ребенок умеет фантазировать, это прекрасно. Что он чувствует, представляя себя, например, подснежником? Прочитайте и улыбнитесь, ощутите сказку детства и чистоту детской души....