Подснежник
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Рамазанова Ирина Артуровна

Конспект урока на тему: Весна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podsnezhnik_2_0_0.docx169.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Е.Серова. Подснежник.

Цель. Познакомить со стихотворением Е.Серовой «Подснежник».Расширить и обогатить знания и представления о первых весенних цветах; формировать экологическое мировоззрение.

Задачи:

1. Образовательная. Донести до учащихся содержание стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Учить правильно и осознанно читать стихотворный текст; формировать умение соблюдать силу голоса и ритм речи в соответствии со знаками препинания в конце предложений и смыслом художественного произведения.

2. Коррекционно-развивающая. Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.

3. Воспитательная. Воспитание любви и  бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование: презентация, карточки со словами, иллюстративный знак «Не рви цветы!», картинки с изображением цветов для нахождения подснежника; стихотворение Т.Собакина «Если я сорву цветок».

Ход занятия

  1. Орг.момент.
  1. Проверка домашнего задания.

Сейчас у нас с вами проверка домашнего задания.

- Ребята, какое время года наступило? Какой месяц?

- Закончите предложения.  ( Предложения написаны на доске).

                     Весна приходит после ….

                     Апрель наступает после ….

                     После апреля наступит ….

         - Как называется стихотворение, которое  мы читали на прошлом уроке?

        - Кто автор этого стихотворения?

Выразительное чтение стихотворения ( Лешан Екатерина,  Нюденов Хонгор, Глеб).

- Какой вы представляете себе ворону? (Найти в тексте и прочитать)

       - Почему ворона стала так странно себя вести? Можно ли сказать, что ворона поглупела?

  Из прочитанного какой можно сделать вывод? С приходом весны все оживает.  Наполняется новыми красками и звуками, природа оживает.

  III.   Сообщение темы и целей урока.

  - Сегодня мы продолжим читать произведения о весне.D:\ДОКУМЕНТЫ\Заливака\оБЩАЯ\Подснежник\Екатерина Серова. Подснежник\Слайд2.JPG

Закончите четверостишье:

«Самый первый, самый тонкий,

Есть цветок с названье нежным.

Как привет капели звонкой,                        

Называется (подснежник)»

       

     - Сегодня мы познакомимся со стихотворением Е.Серовой.  Прочтите название стихотворения. (Название стихотворения написано на доске.) Мы будем учиться правильно выразительно читать это стихотворение и узнаем, что нужно делать, как поступать, чтобы эти прекрасные цветы радовали нас всегда.

IV. Актуализация имеющихся знаний

       - Ребята, а что вы знаете о подснежниках?

       - Где они растут?

       - В какое  время года расцветают?

   V. Предъявление нового материала.

       - Подснежник – самый первый из цветов приносит людям радость. Он смелый, растет прямо из-под снега. Люди любят его, потому что вместе с ним приходит весна.

   

Но вначале я расскажу вам немного об авторе стихотворения.

- Е.В. Серова – детский поэт, автор более 40 поэтических книг. Родилась в суровом 1919 году в провинциальном городе Вологде. От постоянного чувства голода спасали только книги. Мама читала на ночь сказки и рассказы Кате и её старшей сестре. В 1924 году её семья переехала в Ленинград. Там, вместе с подругой Верой, будущая писательница разыгрывала спектакли своего сочинения. Она была и автором, и режиссёром, и костюмером. В 50-е годы стала посещать кружок для начинающих писателей при детском издательстве. Написала книгу для детей «Наши цветы». Предлагаю послушать стихотворение из этого сборника, которое называется «Подснежник».

Выглянул подснежник

В полутьме лесной-

Маленький разведчик,

Посланный весной.

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижен лёд-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

                           - Вам понравилось стихотворение?

- Какое оно по настроению? (полное надежды)

- Как в этом стихе назван подснежник? (разведчик)D:\ДОКУМЕНТЫ\Заливака\оБЩАЯ\Подснежник\Екатерина Серова. Подснежник\Слайд4.JPG

– Как вы понимаете выражение «… выглянул подснежник в полутьме лесной?».

- Что значит «властвуют снега»?D:\ДОКУМЕНТЫ\Заливака\оБЩАЯ\Подснежник\Екатерина Серова. Подснежник\Слайд53.JPG

D:\ДОКУМЕНТЫ\Заливака\оБЩАЯ\Подснежник\Екатерина Серова. Подснежник\Слайд5.JPG

- Что значит «лежат под снегом сонные луга»?

D:\ДОКУМЕНТЫ\Заливака\оБЩАЯ\Подснежник\Екатерина Серова. Подснежник\Слайд6.JPG

- Как вы понимаете «неподвижен лёд»?

Словарная работа.

Запись в тетрадях  выражений:  неподвижен лед - На реке еще  не растаял лед.)

Лежат под снегом сонные луга (Не проснулась еще природа, не появилась трава на лугах)

Властвуют (властвовать) – управляют,(письменно) 

Выразительное чтение стихотворения учениками. Прочитайте, пожалуйста, стихотворение вслух ( пара учеников).

Динамическая пауза.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты! (Потягивания – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы,

С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это- не беда. (Машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки, (Наклоны)

Опускают лепесточки,

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Теперь, ребята закрепим нашу тему урока.

Вопросы после чтения.

- В какую пору весны распускаются подснежники?

- Как в стихотворении назван подснежник?

- Объясни, почему его так называют?

- Какие чувства вызывают у вас первые весенние цветы?                                                                                   удивление

                                                 грусть

                                                 радость

                                                 печаль

VI. Обобщение прочитанного. Итог.

- Да, он самый первый из цветов, он приносит радость, он нежный, его ласкает солнце. Но подснежник и смелый, растёт прямо из-под снега, маленький, но не боится холода, гордо стоит на своей тоненькой ножке! Он приносит весну! Люди очень рады подснежнику.

- У нас растут подснежники?

- Можно ли их рвать?

- Подснежники занесены в Красную книгу разных стран, а это означает, что рвать их нельзя.D:\ДОКУМЕНТЫ\Заливака\оБЩАЯ\Подснежник\Екатерина Серова. Подснежник\Слайд35.JPG

- А сейчас прочитайте слова, на слайде и  выберите из них те, которые будут ответом на вопрос: «Что вы любите делать с цветами?»:

                                     рвать

                                     топтать

                                     охранять

                                     нюхать

                                     рисовать

                                     любоваться

                                     беречь

- Ребята, посмотрите на картинку. Что обозначает этот знак? (Знак «Не рви цветы»)                            

- Ребята, посчитайте. Сколько бы погибло цветов, если бы каждый из вас сорвал по одному цветку? А по два? Какой  из этого можно сделать вывод?  

                   Если я сорву цветок,

                   Если ты сорвешь цветок,

                   Если все – и я, и ты,

                   Если мы сорвем цветы-

                   Опустеют все поляны-

                   И не будет красоты.

-Если мы захотим подарить подснежники, как это сделать, не навредив природе? (Нарисовать.)  А сейчас посмотрите на картинку, которая есть у каждого из вас. Найдите среди цветов подснежник и раскрасьте его.

 - Нужно бережно относиться к цветам. Пусть они украшают нашу  Землю. Давайте будем замечать, чувствовать и беречь красоту вокруг нас.

VII. Рефлексия.

-Ребята, какое у вас настроение? Почему? Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось?

VIII. Комментированные оценки.

IX. Домашнее задание.

Домашнее задание: предлагаю на выбор 3 варианта:

1) наизусть;

2) очень хорошее выразительное чтение;

3) а, может, кто-то попробует составить четверостишье о подснежнике?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Цветы в легендах и преданиях "Подснежник, тюльпан"

Цель занятия:Дать представление о разнообразии и красотецветов нашей Родины.Рассказать о цветах в народном творчестве.Научить проявлять фантазию при создании цветка. Закрепить навыки работы с бумагой....

Урок «Подснежник»

Урок "Подснежник" - выполнение поделки из бумаги - создание картины "Подснежники"...

Мастер-класс по изготовлению подснежников в технике модульного оригами

Ранней весной распускаются первые цветы - подснежники. Хотите подарить их мамам на 8 Марта? Я вас с удовольствием научу их делать своими руками....

Методическая разработка открытого занятия к программе «Самоделки +» Тема: Модульное оригами – подснежники в лукошке.

Занятие по теме «Модульное оригами - подснежники в лукошке» относится к 5 разделу программы «Самоделки +» - «Работа с бумагой» и рассчитана на 2 учебных часа. Занятие проводится с использованием ...

Методическая разработка открытого занятия "Изготовление подснежников"

Техника: изготовление цветов из ткани. Возраст детей 10-12 лет....

Пять сюжетов в биографии хора "Подснежник"

Хоровая школа-студия - творческий коллектив с интересной историей, богатыми творческими традициями....

Я первый подснежник

Если ребенок умеет фантазировать, это прекрасно. Что он чувствует, представляя себя, например, подснежником? Прочитайте и улыбнитесь, ощутите сказку детства и чистоту детской души....