Запах детства в рассказах Ф.Абрамова и В.Негодяева
методическая разработка по литературе (10 класс)
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказам "Хлебная корка" Ф.Абрамова и "Запах клевера" Вл.Негодяева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы.
Тема урока: «Запах детства в рассказах «Хлебная корка» Фёдора Абрамова и «Запах клевера» Владимира Негодяева»
Возраст обучающихся: 16 лет.
Цель данного урока: развитие нравственного потенциала учащихся через проблемно-сопоставительный анализ рассказов Ф.Абрамова «Хлебная корка» и «Запах клевера» В.Негодяева.
Образовательные задачи:
- расширение знаний о творчестве Абрамова и Негодяева за счёт изучения рассказов «Хлебная корка» и «Запах клевера»;
- формировать умение сопоставлять прозаические произведения;
- формировать умение обобщать, формулировать вывод, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
Развивающие задачи:
- развивать навык анализа прозаического текста, в том числе и сопоставительного
- развивать умение строить суждение на конкретном материале
- развивать навык выразительного чтения через исполнение учителем отрывков рассказов.
- развитие навыка вдумчивого чтения
- развитие потребности в самостоятельном чтении произведений Фёдора Абрамова и Владимира Негодяева.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство слова и культуру чувств;
- продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.
Форма урока: урок-размышление.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (вступительное слово о писателях с использованием презентации)
-частично-поисковый (работа с текстом: поиск ключевых слов)
- проблемный (решение проблемных вопросов: Как объяснить превращение доброго, отзывчивого Пашки, который в голодные дни войны делился с матерью и сестрами куском хлеба (устоял перед страшным соблазном – все съесть самому!), и трудолюбивого Серёги в пьяниц, бездельников? Почему не помог запах детства героям во взрослой жизни?)
- репродуктивный (беседа по тексту)
Формы работы: фронтальная, групповая.
Средства обучения: текст произведений, мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.
Подходы к изучению материала:
1. Текстоориентированный (выбор из текста ключевых слов)
2. Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)
3.Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)
Ход урока.
- Вступительное слово учителя
- Погружение в тему урока,целеполагание.
-Что для каждого из вас значит детство? (слово на слайде).
Детство – это простое и в тоже время сказочное слово, это настоящая, яркая, самобытная, неповторимая пора жизни. Детство – это дом, семья, мама, папа, радость, солнце, счастье…( слайд-фильм)
Сегодня мы обратимся к рассказам северных писателей, Фёдора Абрамова, широко известного писателя, и Владимира Негодяева, скромного писателя из Холмогор. (слайд с портретами). Такие люди, как Ф. Абрамов и В. Негодяев, хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания, сопереживания, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.
Имена этих прозаиков значатся среди писателей так называемой «деревенской» литературы. Авторы данного направления показывали в своих произведениях жизнь деревни с её проблемами, тяготами. Также Фёдор Абрамов и Владимир Негодяев обращаются в своих рассказах к теме детства.
Ещё раз обратите внимание на тему урока. Скажите, над чем нам необходимо будет поразмышлять в течение урока, на какие вопросы найти ответы?
Итак, чтобы ответить на данный проблемный вопрос, нужно дать характеристику героям, сравнить их поступки, поведение
- Изучение нового материала – работа с текстом рассказов.
Вы познакомились с рассказами «Запах клевера» и «Хлебная корка».
-Понравились ли вам эти рассказы?
-Какие события положены в основу данных произведений?
-Что объединяет эти рассказы? (В этих рассказах одинаковые судьбы героев- Серёги и Пашки, схожесть проблематики, а также рассказы объединяет запах детства).
Мы определили цель нашего занятия- осмыслить нравственные проблемы, поднятые в рассказах, попытаться понять авторскую точку зрения, сформировать свое отношение к данным проблемам.
Я предлагаю вам поработать в группах. Задание у каждой группы одинаковое. Первая колонка работает с рассказом «Хлебная корка», 2 и 3 колонки с рассказом «Запах клевера». Каждая колонка объединяется в группы по 4 человека.
Все ключевые слова вы записываете на карточку.
Работа в группах – 3 минуты.
Владимир Негодяев в рассказе «Запах клевера» высказал мысль: «Так уж получается, что детьми мы живём в своём, совершенно отличном от взрослого, мире запахов».
Давайте посмотрим развитие этой идеи в рассказах.
Слово первой группе.
-Кто герои вашего эпизода? (Матрёна Васильевна и её сын Пашка).
-Какие ключевые слова, характеризующие взрослую жизнь Пашки, вы выделили?
Да, в рассказе «Хлебная корка» будут главными слова - измаялась, жизни не рада, пьёт, не работает, постоянные скандалы, мучиться, гони его дьявола, отчаянье. Жизнь Пашки и его мамы – это мученье, отчаянье.
-Таким ли потерянным и безнадёжным человеком был Пашка в детстве?(Нет, «вот через эту-то Пашкину доброту, может, они все и спаслись в войну».)
-Какие слова характеризуют детство Пашки? ( война, хлебный мякиш, голод, ни крошки не съест один, Пашкина доброта). Для Пашки детство – это война и голод. Какой же запах детства этого героя?
Ключевое слово, характеризующее Пашку-ребёнка – доброта.
В конце 20 века написан рассказ Владимира Негодяева «Запах клевера».
С эпизодами из данного рассказа работали 2 и 3 колонки.
Слово 2 группе.
– Какой герой описывается в вашем отрывке? (Серёга).
Какие ключевые слова связаны с этим образом?(Ответы учеников).
Обобщение учителя (слова на слайде). Реальность Серёги связана с такими словами как свербело, нудело, тоскливая песенка ни о чём, ломота, дурная тяжесть, пронзительно – режущая пустота, квадратное пространство комнаты, тускловатый серый цвет.
-Как данный эпизод характеризует Серёгу? (Серёга – одинокий, потерявшийся, спившийся человек).
Обратим внимание на такую деталь – окна в комнате Серёги «помутневшие», глядя в них «Ничего нельзя было разобрать». Что символизирует эта деталь? (неясность, размытость жизни героя, за окном лишь смутно виден контур «одинокой берёзовой ветки», которая ассоциируется с главным героем, таким же одиноким)
Жизнь Серёги, сорокалетнего мужчины, превратилась в пьяный угар, похмелье, потерянность и одиночество.
Но не всегда такой была жизнь Серёги.
Самый лиричный и наполненный теплом эпизод в рассказе Владимира Негодяева проанализирует 3 колонка.
-Кто герои этого эпизода? (Серёга и его мама)
-Какие главные слова выделили? (спокойная, неторопливая походка , белая косынка, всей душой ждал, ласково улыбнулась, детство, прильнул к матери всем телом, доброе и родное тепло, прикрыв от счастья глаза, забыть обо всём на свете).
-Какими красками и чувствами пронизан этот отрывок? (Чувства счастья, светлые радостные краски природы, свет, идущий от матери).
-Отчего счастлив Серёга? (от того, что он рядом с мамой). В этом эпизоде употребляются главные для человека слова – детство, душа, мама…
-Каков же запах детства у Серёги? (это запах природы, молока). Да, детство и счастье для Серёги – быть с мамой.
Мы выяснили, какими были детство и взрослую жизнь Пашки и Серёги.
Детство Пашки – война и голод и в то же время доброта, живущая внутри героя, детство Серёги – мать, запах клевера, счастье. Взрослая жизнь героев – пьянство, потерянность
-Что покалечило и изуродовало их жизнь? (пьянство).
Став, взрослыми, кстати, и возраст у героев одинаковый – они сорокалетние мужчины – они не смогли найти себя.
-Как объяснить превращение доброго, отзывчивого Пашки, который в голодные дни войны делился с матерью и сестрами куском хлеба (устоял перед страшным соблазном – все съесть самому!), и трудолюбивого Серёги в пьяниц, бездельников? (Герои спились, потому что в них не было внутреннего стержня, который удерживает человека от греха, проступка. Не спас их запах детства, не помог во взрослой жизни, а превратился в запах угара и похмелья).
«Запах клевера» и «Хлебная корка» - драматические рассказы. Одиночество, отчаянье, потерянность – ключевые слова, характерные для жизни героев.
Обратимся к названию произведений- «Хлебная корка», «Запах клевера».
-С каким периодом жизни героев связаны данные слова? (с детством). Теперь обратитесь к ключевым словам, описывающим детство Пашки и Серёги. И попытайтесь ответить на вопрос:
-Есть ли выход из отчаянья, одиночества? Какие чувства и качества нам помогут преодолеть эти состояния?
На доске
Одиночество Доброта
Отчаянье Любовь
Потерянность
Несмотря на драматизм рассказов авторы верят в то, что доброта и любовь помогут человеку найти выход из отчаянья и одиночества.
- Рефлексия
В унисон нашим размышлениям звучат слова из рассказа «Запах клевера» (учитель зачитывает отрывок).
Так уж получается, что детьми мы живем в своем, совершенно отличном от взрослого, мире запахов.
Мы настолько привыкаем к этому миру, что считаем его совершенно неотъемлемой частью всего земного, что нас окружает, воспринимаем его как нечто вполне естественное и само собой разумеющееся, то, что дано всем и всем доступно …
А потом мы растем, становимся все больше и больше, все сильнее и сильнее отдаляемся от земли, начинаем высоко и гордо носить свои головы. Нам уже становится некогда просто так, от нечего делать валяться в траве, некогда остановиться для того,чтобы просто постоять, посмотреть и прислушаться… И за бесконечной чередой своих очень важных, очень срочных и очень-очень взрослых дел мы постепенно забываем, какой неуловимой сладкой свежестью веяло в детстве от травы, которая была одного с нами роста, какой замысловатой вязью переплетаются меж собой терпкий дух аниса и несмелый, почти что даже и несуществующий аромат тысячелистника, как сквозь всепобеждающую духовитую одурь ромашки едва уловимо, но все же неистребимо-настойчиво пробивается доброе дыхание влажной земли…
-На дворе 21 век, детство большинства современных детей безоблачно, материально обеспечено. Каков запах детства современного ребёнка? С чем он связан?
В наше время жизнь многих детей безоблачна и материальна обеспечена, с другой стороны, духовно не наполнена, бедна. Можно объяснить потерянность и отчаянье человека, у которого было социально неблагополучное детство. Но как оправдать тех детей, которые были всем обеспечены и любимы, но вышли в жизнь слабыми, пассивными, опекаемыми?
Вы уже десятиклассники, не за горами самостоятельная, взрослая жизнь. Человек радуется, когда он взрослеет. Счастлив, что расстаётся с детством. Как же! Он самостоятельный, большой, мужественный! И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. Но потом... Потом становится грустно.
И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства. Можно ли сохранить по-детски яркое восприятие мира во взрослой жизни? И нужно ли?
Как часто вы в своей жизни задумывались над этими вопросами?
-В чём ценность рассказов «Хлебная корка» и «Запах клевера» для каждого из вас?
-После изучения данных рассказов захотелось ли вам прочитать другие произведения данных писателей?
-В каких произведениях литературы звучит тема детства?
Я желаю вам сохранить навсегда в своей душе незабываемый запах детства. Я желаю, чтобы у вас в душе всегда жили любовь и доброта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" ( 1-я часть)
Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек" (1-я часть)...
Презентация к рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" (2-я часть)
Презентация по литературе в 5 классе. Тема "Урок - размышление по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади." "Лошадь тоже человек" (2-я часть)...
Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"
интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...
литературная игра по сборнику рассказов Ф.Абрамова "Трава- мурава"
В рамках декады Ф.Абрамова в нашей школе (февраль) на каждой параллели проходит свое мероприятие. Данная игра предназначена для учащихся 6-х классов..За 2- 3 недели дается список рассказов из данного ...
Урок-размышление "Лошадь тоже человек" (по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади..."")
Познакомить учащихся с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать, проследить, как решается автором проблема нравственного выбора;В процессе анализа и сопоставлен...
Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"
Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове, его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...
Самоанализ урока по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" с применением КОЗ.
Самоанализ урока с применением компетентностно-ориентированного задания....