Применение нестандартных практико-ориентированных заданий для работы с объемными текстами литературных произведений»
статья по литературе (10 класс)

Ниязбагина Чулпан Валиевна

Эта статья - отчёт по большому мероприятию, проведённому в гимназии в декабре 2017 года. Онегинский вечер стал заключительным уроком по изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Как привлечь учащихся к чтению художественной литературы? Ответ прост - применять нестандартные практико-ориентированные задания на уроках. Как это получилось у нас, смотрите в презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Применение нестандартных практико-ориентированных заданий для работы с объемными текстами литературных произведений»

           Народная китайская пословица гласит: «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь». В своей работе стараюсь придерживаться этой народной мудрости, используя на уроках проектную технологию обучения, и в частности нестандартные практико-ориентированные задания.

           Проектная технология личностно-ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей. Если образно характеризовать проектную деятельность как учебный процесс, то можно сказать, что в нем обязательно участвуют ум, сердце и руки, то есть осмысление самостоятельно добытой информации осуществляется через призму личного отношения к ней и оценки результатов деятельности в «конечном продукте» — полученных школьниками знаниях и умениях. Для этого необходимо подбирать интересные задания, нестандартные, порой возникающие по ходу урока.

           Креативный характер использования новых информационных технологий позволяет учителю подняться над реалиями повседневности и увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе, которые могут быть реализованы  как источник информации, и как возможность создания собственных образовательных ресурсов в сотрудничестве с учениками. Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. И это не дань моде, а требование времени, ответ на запрос социума. Метод проектов и личностно-ориентированный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи современной школы.

           Проектная технология предполагает:

– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

– практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

– самостоятельную деятельность ученика;

– структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

– подведение итогов, корректировку, выводы.

           Как я применяю проектную технологию на уроках литературы при работе с большими литературными текстами?  Приведу пример такой работы при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах. Передо мной стояла задача: заинтересовать 9-классников романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», хотелось, чтоб они не просто прочитали это произведение, а запомнили, запомнили на всю жизнь, поэтому перед чтением романа ребята получили ряд заданий по выполнению проекта, а какой, мы обсудили вместе. Как? Перед работой над изучением романа я им предложила провести Онегинский бал, погрузиться в эпоху того времени. А что для этого нужно? Учащиеся сами ответили, что необходимо очень хорошо изучить эпоху. На этапе планирования работы над проектом учащиеся высказывали свои видения бала, предлагали идеи, в конечном итоге они сами поставили цель, что необходимо изучить, сформулировали и определились с темами проектов. И получили ряд нестандартных заданий, к примеру, не выучить отрывок из романа «Письмо Онегина», а придумать видеопроект, создать минифильм.

            В ходе работы учащиеся выбрали несколько проектов, над которыми работали:

  1. Видеопроект «Письма Татьяны Лариной и Евгения Онегина»
  2. Стол «онегинского времени».
  3. Танцы и музыка на балах той эпохи.
  4. Одежда «онегинского времени»
  5. Этикет

             На аналитическом этапе ребята самостоятельно читали роман, отмечая для себя и своей группы (все разбились на группы по 5 человек, каждая взяла определённую тему, а в каждом классе (3 класса на параллели) темы были едиными) необходимую информацию, каждый урок обменивались полученными в ходе исследования знаниями. Стоит отметить, что на этом этапе в работу включились все, даже не читающие, им было интересно не просто читать роман, а находить информацию о том, какую музыку слушали, какие танцы были популярны на балах, как принимали гостей, чем угощали, какая одежда была в моде. Учащиеся подтверждали найденную информацию цитатами из текста (это было главным условием), обменивались, помогали и подсказывали другим группам, если в ходе исследования находили информацию по теме других проектов. Ребят это очень увлекло, а произведение было прочитано всеми и очень внимательно. Перед ними стояла еще одна задача: достойно выступить на итоговом мероприятии, которое мы решили провести в виде целого вечера, ребята знали, что им нужно будет выбрать команду от каждого класса (эрудитов-знатоков романа «Евгений Онегин») и принять участие в литературной игре на знание романа.

              На уроки литературы я приглашала учителей истории, технологии и музыки, ребята узнали об исторической эпохе, которую показал А.С.Пушкин в своём романе, узнали подробно о танцах, которые исполнялись на балах (информация давалась конкретно по тем танцам, которые ребята сами озвучили), узнали о правилах этикета того времени и заодно вспомнили правила хорошего тона.

               На этапе обобщения информации группам было дано задание продумать защиту своих результатов, начать подготовку к ней. Ребята активно подключили к этому и старшеклассников, и родителей, в ходе подготовки учащиеся приняли решение на вечере быть в одежде той эпохи. Были сшиты платья, собственноручно изготовлены цилиндры и трости.

               Мне, как педагогу и организатору вечера, предстояло написать сценарий, уже исходя из всех тем проектных работ. В итоге получился литературно-музыкальный вечер, на котором учащиеся показали знания содержания романа, исторической эпохи в ходе конкурсных заданий (инсценировка важных эпизодов романа с точки зрения литературоведения; викторина «Узнай героя по описанию», конкурс чтецов).

              Важным этапом в проектной технологии является презентация полученных результатов. Свои проекты ребята представили на открытом мероприятии «Онегинский бал-2017. Погружение в эпоху». Что получилось?

  1. Конкурс видеопроектов «Письма Татьяны Лариной и Евгения Онегина»

Как правило, современные ученики не всегда любят учить стихотворения, прозаические отрывки и рассказывать их на уроках. Именно поэтому им было предложено представить видеопроект «Письма Татьяны Лариной и Евгения Онегина». Работы получились интересными, совершенно разными; на вечере учащиеся защищали видеопроекты, объясняя, почему именно этот формат ими был взят. (Приложение, слайд 2) Хочется добавить, что ребята, представлявшие эти работы, никогда не были искусными чтецами, но на мероприятии раскрылись совершенно с другой стороны; есть учащийся, который позже сказал, что пересилил страх выступления перед аудитории именно благодаря этому вечеру, как результат – итоги устного экзамена по русскому языку (именно этот ученик вызывал опасения, но выступил блестяще, и во многом это результат проведённой работы).

  1. Стол «онегинского времени».

Учащиеся, работая над этим проектом, исследовали страницы романа, находили подтверждение тому, чем угощали на приёмах, балах, что любила есть местная знать. От каждого класса был накрыт стол (по всем правилам этикета),  где были  представлены яства того времени. В ходе защиты учащиеся членам жюри доказывали строчками из текста, почему то или иное блюдо представлено ими в проекте. Для всех участников вечера эта была самая интересная защита и «долгожданная», так как после защиты все юные сударыни и судари были приглашены отведать представленные угощения. Но и здесь участники были под строгим взором жюри, оценивались манеры участников, как ведут себя, как ведут беседу, как угощают гостей. И это испытание все прошли!

  1. Танцы и музыка на балах той эпохи.

Самый сложный в плане защиты проект, по мнению самих участников. Ребятам необходимо было изучить роман на предмет музыки и танцев той эпохи. Каждый класс выбрал танец, который исполняли на балах пушкинской эпохи. Защита этих проектов стало самым зрелищным! Ребята исполнили мазурку, полонез и вальс.  После защиты учащиеся насладились музыкой того времени, да и на протяжении всего бала звучали различные музыкальные композиции, все участники вечера с удовольствием танцевали, они действительно погрузились в эпоху того времени, забыв, что они современные дети со своими предпочтениями в музыке. (приложение, слайды, видео)

  1. Одежда «онегинского времени» и Этикет.

В этом проекте приняли участие абсолютно все, как могли сшили платья, смокинги, шляпки, смастерили цилиндры. Именно это помогло учащимся погрузиться в эпоху того времени! На протяжении всего вечера участники должны были соблюдать правила поведения на балу, вести светские беседы, соблюдать этикет за столом, соблюдать правила приглашения на танец и т.д. (фотографии в приложении)

               Погрузиться в эпоху Пушкинских героев ребятам удалось в полной мере, радость от полученных результатов и атмосферы, которую они создали сами, было невозможно измерить обычными отметками по литературе. И как сказали приглашённые на это мероприятие родители: «Этот роман они запомнят на всю жизнь!» А разве не этого результата хотела я добиться? Конечно! И ещё раз повторюсь: «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь».

                           Учитель русского языка и литературы МАОУ «Обдорская гимназия»

                                                 г. Салехарда Ниязбагина Чулпан Валиевна, 2017 год.

                                                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...

на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...

Задания для работы с учебным текстом по обществознанию (7 класс)

Предложенные задания  для учащихся 7 кл. позволяют работеть с текстом учебника "Обществознание" под ред. А.И. Кравченко: выделять основное содержание, определять признаки явлений, подготовиться к...

Чем отличается практико -ориентированный проект от исследовательской работы

В статье рассматриваеюся отличия и общие черты практико-ориентированных проектов  и исследовательских работ....

Практико-ориентированные задания с применением национально-регионального компонента как средство развития творческих способностей у обучающихся на уроках химии.

Применение национально-регионального компонента в обучении химии позволяет увидеть «живую химию», а не сухую бездушную науку.   Изучение химии в органической связи с окружающим, ...

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...