Начало XX века в русской литературе.
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Презентация содержит характеристики основных литературных течений, примеры поэтических текстов, портреты ярких представителей и дифференцированное домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nachalo_xx_veka_v_russkoy_literature.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начало XX века в русской литературе Литературные направления

Слайд 2

Поэзия Символизм - теоретики направления: Валерий Брюсов , Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Иннокентий Анненков, Зинаида Гиппиус. - мистический символизм: Андрей Белый, Александр Блок. Акмеизм - Николай Гумилев и Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Футуризм Кубофутуризм: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Борис Пастернак. Эгофутуризм: Игорь Северянин. Новокрестьянская поэзия Сергей Есенин , Николай Клюев. Поэты, не связанные с определенным течением: - Марина Цветаева , Владимир Ходасевич.

Слайд 3

Символизм Не только литературное течение, но и мировоззрение. Поэт следует только за внутренним голосом сердца, души. Он творит не искусство – он творит жизнь. В основании символизма – философия Платона, его главная мысль о существовании идеального мира, только отблеск которого доходит до нас. Поэта переполняет тоска по нездешнему. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СИМВОЛИЗМА: Обращение к вечности. Имморализм – особое человеческое состояние, когда в системе ценностей самая главная – наслаждение, но оно не телесное, духовное, например, - страдание. Тяга к силе. Культ силы. Соседство смерти и страсти. Образованности. Мы уже не знаем языка, на котором они писали ( словарь символов).

Слайд 4

Александр Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала, И повториться все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

Слайд 5

Журналы русских символистов «Весы» (1903 год) Издавал его купец ПОЛЯКОВ. Вел его В.Брюсов, сотрудники – А.Белый, К.Бальмонт, поэты Иван Коневский, Юргис Балтрушайтис, художник Л.Бакст. Подписчиков 9000 человек. После закрытия «Весов», будет открыт журнал «Аполлон» (1909 год).

Слайд 6

Акмеизм - частное продолжение символизма. Сложился к 1912 году. «Мы должны быть достойны славы предков», - Н.Гумилев ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АКМЕИЗМА: То c ка по мировой культуре («акме» - «предел, высота, совершенство»). Отказ от метафоричности. Обращение к разуму. Ничего не надо принимать на веру, нужен «бесконечный поток доказательств». Журнал акмеистов - «Аполлон», его издатель – С. Маковский.

Слайд 7

Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Москва: Современник, 1989. Мне снилось: мы умерли оба, Лежим с успокоенным взглядом, Два белые, белые гpоба Поставлены pядом. Когда мы сказали: "Довольно"? Давно ли, и что это значит? Hо стpанно, что сеpдцу не больно, Что сеpдце не плачет. Бессильные чувства так стpанны, Застывшие мысли так ясны, И губы твои не желанны, Хоть вечно пpекpасны. Свеpшилось: мы умеpли оба, Лежим с успокоенным взглядом, Два белые, белые гpоба Поставлены pядом. <1907>

Слайд 8

Кубофутуристы Направление целиком вышло из живописи и во всем полярно символизму. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУБОФУТУРИЗМА: Абсолютно демократичны. Урбанисты. Им не нужна вечность. Главное – сейчас они пришли говорить и петь от имени города, всех людей. Фонетическое оформление ориентировано на согласные, а не на гласные. Антиэстетичность.

Слайд 9

Владимир Маяковский А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Слайд 10

Задания после семинара Теоретическое осмысление: Выбрать литературное направление и составить литературоведческую статью о нем или написать конспект. Творческая лаборатория: 1 . Выбрать стихотворение поэта «серебряного века» и проанализировать его (из учебника литературы 7 класса по ред. В.Я.Коровиной): В.Маяковский «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям». Б.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». В.Брюсов «Первый снег». Ф.Сологуб «Забелелся туман над рекою…» С.Есенин «Топи да болота…» 2. Выучить любое понравившееся стихотворение поэтов начала XX века.

Слайд 11

Вопросы для анализа: 1. Какие картины возникают при чтении стихотворения? (Что я вижу? Что слышу? Что чувствую?) 2. Есть ли сюжет? Каков он? 3. Каким вы видите лирического героя? Передает ли он чувства и мысли автора? 4. Какие средства выразительности использует автор? С какой целью? Как это связано с литературным направлением и мировоззрение поэта? 5. Охарактеризуйте ритм и размер стихотворения? 6. Есть ли повторяющиеся звуки (звукопись), о чем они говорят? 7. Какое настроение создает стихотворение?

Слайд 12

Душа и имя Марина Цветаева Пока огнями смеется бал, Душа не уснет в покое. Но имя Бог мне иное дал: Морское оно, морское! В круженье вальса, под нежный вздох Забыть не могу тоски я. Мечты иные мне подал Бог: Морские они, морские! Поет огнями манящий зал, Поет и зовет, сверкая. Но душу Бог мне иную дал: Морская она, морская!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Активная лекция "Современная русская литература (литература конца 20 века - начала 21 века)"

Представлены направления современной русской литературы, их временные рамки,  "опознавательные знаки" и представители. Указаны ведущие темы  современной литературы....

Конспект УЗ по литературе "Поэзия Серебряного века в русской литературе"

Материал содержит описание хода учебного занятия по теме "Поэзия Серебряного века" (работа в малых группах)....

Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.

В работе подробно освещена история  дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...

"Русская литература конца 19 начала 20 веков- один из самых интересных периодов русской литературы"

Писателями и поэтами конца 19 начала 20 веков были созданы ценности огромного значения. Литература выразила передовые идеи века.Патриотизм и гуманизм важнейшие свойства произведений тех лет...