Всадник, скачущий впереди
методическая разработка по литературе (6 класс)
Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Аркадия петровича Гайдара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsadnik_skachushchiy_vperedi.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Всадник, скачущий впереди»
(урок внеклассного чтения в 5 классе,
посвященный 110-летию со дня рождения
Аркадия Петровича Гайдара)
Цели и задачи:
- Приобщать обучающихся к творчеству детского писателя Аркадия Петровича Гайдара.
- Развивать у обучающихся навык аналитического чтения текста, самостоятельного отбора материала по заданной теме.
- Воспитывать у обучающихся патриотические чувства, прививать интерес к истории страны, Архангельской области.
Оборудование:
- фотография Гайдара и фото дома в г. Архангельске, в котором жил А.П.Гайдар (на доске);
- презентация к биографии Гайдара, подготовленная учащимися;
- выставка книг писателя;
- иллюстрации к книгам А.П.Гайдара, выполненные учащимися.
Ход урока:
- Слово учителя:
Аркадий Петрович Гориков – имя, которое, наверное, далеко не всем знакомо. А вот если сказать «Гайдар» (так он подписывал свои книги), - любой сразу поймет, о ком идет речь.
22 января 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара. И наш урок внеклассного чтения по литературе сегодня посвящен этому замечательному детскому писателю, его книгам. А среди его книг – 2 юбиляры: 75 лет книге «Судьба барабанщика» и 75 лет книге «Чук и Гек».
- Учащиеся представляют устный журнал «Необыкновенная биография» о жизни и творчестве А.П.Гайдара (рассказ сопровождается презентацией, подготовленной самими учениками).
Учащийся 1: Необыкновенное в биографии Гайдара начинается с его родословной. Мать писателя, Наталья Аркадьевна Салькова, дочь офицера, приходилась шестиюродной племянницей М.Ю.Лермонтова. Отец – Петр Исидорович Голиков – обладал легким, живым слогом и склонностью к сочинительству. Он был учителем, и мать Гайдара тоже была учительницей.
Учащийся 2: 22 января 1904 года в семье Голиковых родился первенец, нареченный Аркадием. Тогда они жили в г. Льгов Курской области.
Учащийся 3: С наступлением черных дней реакции, опасаясь чинимой повсюду расправы, Голиковы в 1908 году с тремя детьми (родились ещё Наташа и Оля) уезжают в далёкий Нижегородский край, а вскоре перебираются и в сам Нижний.
Учащийся 4: А в начале лета 1912 года большая семья Голиковых оказывается в старинном городке. Незабываемый образ этого города запечатлел Гайдар в повести «Школа»: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зелёные массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок. Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речка Теша. Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители».
Учащийся 5: Как и другие ребята, он рос-подрастал, учился в школе, играл в лапту, устраивал на пруду морские сражения.
Учащийся 1: Началась война. Отца Аркадия, Петра Исидоровича, забрали на фронт, как и отцов других мальчишек и девчонок. Аркадий очень любил своего отца. Во сне видел, будто находит его раненым в сыром окопе и спасает. И решил воевать вместе с ним. Тайком насушил сухарей, накопил деньжат, сэкономленных на школьных завтраках, и удрал из дому на войну. Ночью прибежал на станцию, отыскал воинский эшелон и влез в вагон. Поезд тронулся, Арзамас остался позади. Поехали. Только не на войну, а с фронта – на отдых и пополнение. Вернули беглеца домой.
Учащийся 2: Три года шла война. а в октябре 1917 года свершилась революция. А 28 августа 1918 года Аркадия принимают в партию.
Учащийся 3: Началась гражданская война. В те дни на станцию Арзамас прибыл в штабном вагоне командующий охраной всех железных дорог Ефим Иосифович Ефимов. Ему нужен был адъютант. Арзамасские коммунисты рекомендовали Голикова. И поез умчал его на войну.
Учащийся 4: Только что оправившись от ран, Аркадий получил приказ принять под команду 58-й отдельный полк по борьбе с бандитизмом.
Учащийся 5: Полюбили своего юного командира солдаты и говорили про него: «Молод, да умен! Зря пороху не тратит, когда можно умом – разумом победить!» И верно. Аркадию удалось обезвредить одного из самых хитрых атаманов Митьку-Леденца, не истратив ни одной пули. Разгромил и главаря многочисленных бандитских шаек Соловьёва, по прозвищу «Король тайги» в далёкой Хакасии.
Учащийся 1: Гражданская война окончилась. Голиков был уволен в запас в звании командира полка. Прошел год, другой, и стал появляться на заводах и стройках Среднего Урала, в лесах Севера широкоплечий человек с трубкой в зубах, с командирской сумкой через плечо, набитой блокнотами и карандашами. Это был корреспондент газет «Звезда», «Уральский рабочий», «Правда Севера» Аркадий Голиков.
Учащийся 2: Где бы ни был Аркадий Петрович: на стройках, на сплаве леса, в городе ли, в деревне – его всюду окружали мальчишки. Аркадий Голиков стал Аркадием Гайдаром. Под этим именем появилось в печати в печати много замечательных книг-повестей, рассказов, стихов.
Учащийся 3: Всю свою жизни Гайдар призывал детей и взрослых любить и беречь свою великую родину и, если нужно, жизнь за неё отдать. И когда началась война с фашистскими полчищами, Аркадий Гайдар отправился добровольцем на фронт. При нём была старая трубка да командирская сумка через плечо. Должность – военный корреспондент газеты «Комсомольская правда». Пункт назначения – город Киев.
Учащийся 4: Гайдар со всеми отражал атаки фашистов, с автоматом ходил в разведку. Охранял вместе с бойцами железнодорожный мост. Помогал зенитчикам вести огонь по фашистским самолётам. Переправлял раненых через реку под вражеским обстрелом. И след свой по опалённой огнём земле отмечал военными очерками, которые печатались в «Комсомольской правде»
Учащийся 5: «У переправы. Наш батальон вступал в село. Пыль походных колонн. Песок, размётами взрывами снарядов, пепел сожжённых немцами хат. Застигнутая врасплох немецкая батарея второпях ударила с пригорка по головной заставе зажигательными снарядами. Огненные змеи с шипением пронеслись мимо».
Учащийся 1: И ещё, и ещё долетали фронтовые весточки Аркадия Гайдара: «Война и дети», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». Читая их, не все знали, что прежде, чем написать, Гайдар сам стрелял по пикирующим самолётам, ходил в атаку со штыком и гранатой. Он не мог писать про подвиги бойцов, не участвуя в боях.
Учащийся 2: Военные дороги привели Аркадия Гайдара к партизанам. Гайдар воевал в этих местах немало ещё в гражданскую войну. И мог отряду пригодиться…
Учащийся 3: Но случилась беда. Нашёлся среди партизан предатель. и был тяжёлый бой. чуть не погибли партизаны, прижатые к непроходимому болоту. Но выбрались. Гайдар, прикрывая отход, ушёл последним. Гайдар вёл партизан тайной тропой из малого леса в большие леса. И когда вышли к железнодорожной насыпи, Гайдар решил разведать, нет ли впереди опасности.
Учащийся 4: Утро 26 октября 1941 года было холодным, туманным. Он вышел на насыпь по знакомой тропинке. И вдруг увидел фашистов… «Ребята, немцы!» - крикнул он партизанам. И хотел рвануть гранату и под взрыв её уйти. Да не успел. Фашисты дали залп… Спасённые Гайдаром партизаны запомнили место, где он упал, сражённый пулями врагов.
Учащийся 5: Когда несётся звук фанфар
И флаг на мачте ждёт подъёма,
Нам вспоминается Гайдар,
Мы слышим шаг его знакомый.
На косогоре у Днепра
Могила тихая Гайдара.
А он у каждого костра
Сидит, зажмурившись от жара…
Весёлый молодой народ
Его уносит с книжных полок.
Его берут с собой в поход
Юннат и будущий геолог.
Он никогда не будет стар.
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый. (С.Я.Маршак)
- Слово учителя:
Ясноглазый, с белозубой улыбкой смотрит на нас со многих фотографий, и при взгляде на это открытое лицо сразу же понимаешь, что этому человеку можно верить, что он не подведёт, не предаст. Как вспоминают люди, знавшие его, он и в жизни был таким: прямым, честным, всегда готовым прийти на помощь другим. Это только кажется, что писатели пишут книги словами. На самом деле они пишут своей жизнью. Так и Гайдар: сначала он жил и действовал, а потом писал книги. Ему нелегко давалась каждая строка, каждое слово в строке, и он иногда жестоко обходился с людьми, которые считали писательство лёгким делом.
4. Беседа:
- Кто знает, почему Аркадий Петрович Голиков выбрал псевдоним Гайдар? (В годы гражданской войны он служил в Красной армии на границе с Монголией. Частенько, бывало, подбегал к нему монгол, машущий шапкой и кричащий: «Гай-дар! Гай-дар!» А «гайдар» по-русски значит «всадник, скачущий впереди». Так его потом и бойцы стали называть. И запало крепко это слово в душу, очень крепко. И взял Аркадий Петрович себе этот псевдоним)
- Где жил Аркадий Петрович в мирное время? (… и в Архангельске)
- Правильно, жил он и в Архангельске. Послушаем рассказ о его жизни и работе на Севере.
Подготовленный ученик: Зимой 1928 года московский поезд прибыл в Архангельск ранним утром. Среди прибывших шёл высокий плечистый человек в ладно скроенной шинели. В руках держал старый чемодан. Солдатские сапоги его ступали на деревянную мостовую неторопливо, но твёрдо и уверенно. Это был Аркадий Петрович Гайдар.
В Архангельске ждала Гайдара его жена Лия Лазаревна Соломянская. Вслед за женой едет на Север и Гайдар. Он торопится к новой работе, к семье, спешит увидеть сына Тимура, который родился там, на Севере.
Лия Лазаревна работала в архангельской газете «Волна», а затем стала редактором краевого радиовещания. Случилось так, что первое выступление Гайдара в Архангельске было не в газете, а по радио.
Гайдар поступил на работу в газету «Волна». Он уже был известен как автор нескольких книг. Гайдар сразу с головой уходит в работу, в редакции сразу становится своим человеком.
Гайдар не любил сидеть на месте. Ездить, ездить и ездить – был его боевой девиз. Где он только не побывал в то время, за короткий период работы на Севере – и у лесорубов Плесецка, и у березниковских колхозников, и на спасательных работах «Саиды», и у рыбаков Терского берега, и во многих других уголках Архангельской губернии. В командировках Гайдар иногда скрывал свою принадлежность к газете. Выдавал себя то за студента, то за рабочего. А очень часто для того, чтобы лучше познакомиться с героями своего будущего очерка, он и в самом деле становился рыбаком, сплавщиком леса, грузчиком.
С друзьями или один Гайдар любил бродить по улицам Архангельска, восторгался его неповторимым своеобразием. Газетные материалы его пользуются особой популярностью у читателей. В редакцию то и дело приходят письма с коротким адресом: Гайдару.
Напряжённо работает Гайдар и как писатель. Гайдар полон творческих замыслов. Он пишет повесть «Школа». Первоначально автор назвал её «Маузер», затем повесть называется уже «Обыкновенная биография», но позднее автор называет её «Школа». Первые главы её он читает в маленьком литературном клубе «правды Севера». Это главная книга автора, которую он писал ночами.
А ранней весной 1930 года Гайдар навсегда расстаётся с Архангельском. Почему? Вероятно, из-за своего непоседливого характера, из-за своей привычки ездить, больше знать, больше видеть.
Гайдар уехал, а читателям, редакционным работникам «Волны», «Правды Севера» надолго запомнились его замечательные фельетоны, очерки, статьи, и сам автор, человек большой и щедрой души и неуёмного характера.
5. Беседа по повести «Школа»:
- Почему Гайдар давал своей повести такие названия? («Маузер» - так как маузер, присланный Борису с фронта отцом, служит поводом для ухода героя из дома. «Обыкновенная биография» - намёк на автобиографичность. «Школа» - имеется в виду школа революции, которая способствовала воспитанию характера героя, помогла ему бороться.)
- Работа по вопросам, которые ребята разбирали дома самостоятельно:
- Смысл названия повести «Школа».
- Расскажите о жизни Бориса в Арзамасе.
- Какое влияние на Бориса оказала встреча с солдатом, а затем и с отцом?
- Какое влияние на Бориса оказал учитель Галка? В какой момент своей жизни Борис проявил твёрдость и самостоятельность в выборе пути? Как это его характеризует?
- Как вы объясните решение Бориса ехать на фронт гражданской войны?
- Объясните, прав ли Борис, утверждая, что настоящее в жизни только начинается?
- Сравните Бориса Горикова и Юрия Ваальда.
- Расскажите о первой разведке Бориса Горикова.
- Как случилось, что Борис оказался виновником смерти Чубука?
- Почему Борис решил вернуться в отряд Шебалова? Как это характеризует Бориса?
- Что связывало Бориса с Фёдором? прав ли был Борис, спасая жизнь Фёдора? Почему Фёдор бежал к Махно?
6. Выставка книг, рассказов и повестей А.П.Гайдара.
7. Выставка иллюстраций:
* К каким рассказам вы нарисовали иллюстрации?
* Почему именно эти моменты выбрали для иллюстраций?
8. Викторина по произведениям А.П.Гайдара.
- Из какого рассказа цитата: «Моя мать училась и работала на большом новом заводе, вокруг которого раскинулись дремучие леса. На нашем дворе, в 16-й квартире жила девочка. Её звали Феня. Её отец был лётчиком». («Дым в лесу»)
- «– Фенечка, - позвал я, - беги сюда скорее, смотри, что внизу делается…» Что делалось внизу? (отряд с лопатами, грузовики, пожар в противоположной стороне)
- Почему Вовка раньше не был на аэродроме?
- Кто был отец Фени? Что с ним случилось?
- Как случилось, что Вовка заблудился в лесу?
- Кого он там обнаружил?
- Как лётчик Федосеев попал в аварию?
- Как спасли лётчика Федосеева и Вовку?
- Что подарил лётчик Володьке?
- Жиган. Димка. Главные герои какого рассказа? («Р.В.С.»)
- Почему Димка с мамой и братом оказались на Украине?
- Кто такой Головень?
- Как Димка познакомился с Жиганом?
- Какой план побега они разработали?
- Кого ребята нашли в заброшенном сарае?
- Как ребята спасли раненого?
- В каком рассказе отец с дочкой решили уйти из дома, но не смогли и вернулись домой? Почему?
- «Отец запаздывал, и за стол к ужину сели трое: босой парень Ефимка, его маленькая сестрёнка Валька и семилетний братишка по прозванию Николашка – баловашка. Только что мать пошла доставать кашу, как внезапно погас свет». Назовите рассказ. Почему погас свет?
9. Слово учителя:
Кроме рассказов, А.П.Гайдар сочинял стихи. Сочинять их он начал ещё не умея читать. И позднее, Гайдар сочинял много стихов, но не записывал их, и они забывались. Тогда его мама купила ему толстую в красном переплёте тетрадь – альбом и на первой страничке написала:
Пусть разгорается ярким огнём
Божья искра в сердце твоём.
Первые стихи Гайдара были о природе. Ещё совсем мальчуганом, лет 11-ти Аркадий прочитал отцу стихотворение про каких-то мотыльков, которые живут всего два денька. Отец спросил его:
- Знаешь, советуешь прожить человеку так, чтобы он всю жизнь крутился только в развлечениях?
- Нет, папа, - вспыхнул Аркадий, - я просто хотел сказать: пусть человек лучше коротко живёт, но ярко.
У Аркадия было много стихов.
Прощай, не плачь и будь тверда:
Я ухожу опять – так надо:
Тревожным блеском вспыхнула звезда
И вновь зовёт на баррикады.
Если вы захотите, то можете поподробнее познакомиться со стихами Аркадия Гайдара.
10. Итоги урока.
- Каким человеком предстал перед вами сегодня Аркадий Петрович Гайдар?
- Что бы вы сказали ему, если бы он мог вас сегодня услышать?
11. Домашнее задание. Написать отзыв – рекомендацию к прочтению книги А.П.Гайдара, обращение к вашим сверстникам.
Список использованной литературы:
- Аркадий Гайдар: Жизнь и творчество: Иллюстрации. Документы. Дневники. Воспоминания. Письма. Портреты: Кн. для учителя / Сост. Н.И.Рыбаков; худож. В.И.Рывчин. – М.: Просвещение. – 1991.
- Гайдар А.П. Школа; Р.В.С.; Судьба барабанщика; автобиография: повести, рассказ. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1988.
- Кутлемина И.В. «Обыкновенная биография». Аркадий Гайдар // Литературный Север: Книга для учащихся 5 – 8 классов /Сост. Л.С.Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. – с. 257 – 163.
- Коквин Е.С. очерки о Гайдаре.// Литературный Север: Книга для учащихся 5 – 8 классов / Сост. Л.С.Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. – с. 263 – 276.
- Скепнер Л.С. Литературное развитие учащихся в процессе чтения и изучения произведений, связанных с родным краем (на материале архангельского Севера): Учебное пособие. – Вологда, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Всадник,скачущий впереди".
Разработка урока о жизни и творчестве А.П.Гай дара...
КВН "Вперед девчонки! Вперед мальчишки"
сценарий конкурсно-игровой программы, посвященнойДню защитника Отечества и международному женскому дню (для учащихся 5-6 классов) Составила классный руководитель Фабер Г.Н. Цели и задачи: - развить...
Вперед, мальчишки,вперед, девчонки!
Конкурсно-игровая программа в форме КВН для учащихся 5 класса...
Презентация "Всадник, скачущий впереди", посвящённая А.П.Гайдару
Данная работа даст возможность расширить читательский кругозор учащихся....
Концертно - развлекательная программа «Давай Россия! Вперед, вперед!»
Цели и задачи: Развивать патриотические чувства, чувство долга и ответственности за судьбу своей Родины. Прививать интерес к историческому прошлому своей страны....
Библиотечный урок, посвященный 120летию со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара "Всадник, скачущий впереди!"
Книги писателя — это его жизнь. Главная тема Гайдара — это тема не только его книг, но тема его жизни. У Гайдара слово и дело были неразрывны. Герои его книг поступали так же, как поступил...
Библиотечный урок, посвященный 120летию со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара "Всадник, скачущий впереди!"
Цель и задачи:Воспитание интереса к книгам писателяРазвитие положительных черт характера у учащихся на примерах жизни писателя Воспитывать доброту, мужество, патриотизм на примерах героев книг п...