Волшебный сундучок
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Сценарий внеклассного мероприятия "Волшебный сундучок" расчитан на учащихся 6-7 классов. Мероприятие посвящается Сергею Есенину и призвано пробудить интерес к твореству поэта и расширить знания учащихся об Есенине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_sunduchok.doc70.09 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Цели: ближе познакомить учащихся с творчеством Есенина; пробудить интерес к его поэзии.

Около бабушки и внучки - старинный сундук, прялка, лавка, на полу - домотканая дорожка, неподалёку — элемент стены с портретом С.А.Есенина.

Бабушка и внучка в народных костюмах выходят
к зрителям, кланяются.        
*

Б. Низкий поклон вам, гости званые да желанные. Здравствуйте, добрые молодцы! Рады гостям, как добрым вестям. Пожалуйте к нашему сундучку. А сундучок-то непростой - волшебный. Много тайн и загадок откроется тому, кто заглянет в этот волшебный сундучок.

В. А вот и они, гости наши!

Б. Ай, какие статные да красивые! Добро пожаловать к нашему волшеб -ному сундучку!

В. Бабушка, посмотри, какой сундучок-то! Наверное, много тайн и загадок хранит он под своей крышкой. Можно я посмотрю. Что там внутри.

(Пытается открыть крышку, бабушка ей помогает, обе заглядывают внутрь, и бабушка достаёт лист бумаги)

В. Бабушка, что это? Какой-то листок непонятный. Ничего не могу разобрать! Ни одного слова не понимаю, бабушка!

(Отдаёт бабушке)

Б.  Внученька, да это название блюд и напитков! Их упоминает Сергей Есенин в стихотворении «В хате». Вот мы сейчас и посмотрим, знают ли наши ученики эти названия.

Учитель.   Ребята, помогите нам разгадать тайну списка, напишите на листочках, названия каких блюд и напитков упоминает Сергей Есенин в своём стихотворении.


Б. (приоткрывает сундучок). А что это такое интересное?

В. Ой, бабушка, какой кувшин чудной!

Б. Этот кувшин, внученька, имеет своё название.

Учитель. Как назывался во времена Сергея Есенина этот старинный кув шин?     (МАХОТКА)

Что в нём хранили?        (МОЛОКО)

А теперь напишите названия предметов крестьянского быта, которые упоминает Есенин всё в том же стихотворении. (стихотворение «В хате)

В. Ой, бабушка сундук-то хранит не только предметы, но и слова интересные.

Б. Да, внученька, Сергей Есенин их слушал в шёпоте листьев, журчанье воды, щебете птиц, в шуме дождя. В его стихах много эпитетов и олицетворений.

Учитель. В данном стихотворении найдите и назовите эпитеты и олицет ворения. (ученикам предлагается стихотворение «Отговорила роща...»)

В. Бабушка, я ещё хочу заглянуть в сундучок, можно? Уж очень интересно!

Б. Ах ты, непоседа моя любознательная! Так и быть, давай посмотрим.

(Заглядывают в сундучок и достают оттуда ветку берёзы, куклу, яблоко, колокольчик с бантиком)

В. Ой, бабушка, я ничего не понимаю! Что же, эти предметы также связаны с творчеством Есенина?

Б. Конечно, ведь у поэта есть стихотворения, в которых упоминаются названия русских праздников. Интересно, а угадают ли наши ребята по отдельному предмету название праздника?!

(Бабушка показывает предмет, а ребята называют праздник, который

связан с этим предметом) Ветка берёзы - Троица

Колокольчик - рождественские катания на лошадях. Яблоко - Яблочный Спас, праздник урожая яблок в августе. Кукла (соломенная) - Проводы русской зимы, Масленица.


В. Бабушка. А давай ещё заглянем в волшебный сундучок,, может, найдём ещё чего-нибудь.

(В это время начинает звучать музыка, игра не баяне)

Б. Какой интересный предмет! Нет, доставать его я не буду, попробуйте угадать, что здесь лежит. Этот предмет Есенин взял с собой из дома, когда уезжал в Москву. Этот предмет был очень дорог поэту. Чуть позже он не раз будет упоминать об этом предмете, причём называя его разными словами.

Б. О, какая удивительная музыка! Слышите? Откуда она? Неужели кто-то услышал, о чём мы ведём разговор?

В. Да это же из сундучка, бабушка. Это сундучок нас услышал.

Б. И правда! Песнями льются есенинские строки.

(Исполняется песня «Отговорила роща золотая...») В. Какая мелодия красивая! Вот бы ещё песню услышать!

(Исполняется песня «Не жалею, не зову, не плачу...»)

Б. Спасибо, милый, большое удовольствие мы получили, слушая песни.

В. Эта мелодия тоже из сундука! (Открывает сундук и достаёт письмо). Кому же оно адресовано?! (Читает «Письмо матери»),

(Исполняется песня «Письмо матери» или читается это стихотворение под музыку)

В. Бабушка, а там ещё нет писем?


В ХАТЕ

Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас. Над печурками точёными Тараканы лезут в паз.

Вьётся сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою -Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится. Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи.

А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.

Дежка (дежа) - металлический сосуд. Заслонка - печная дверца в виде железного листа с ручкой. Ухват — надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания гор шков, чугунов, которые ставятся в русскую печь. Оглобли - жерди длинные, которые соединяют дугу лошади с телегой или

санями. Соха - орудие для вспахивания земли.

Хомут - в виде деревянного остова с мягкими валиками, которые одевают на шею лошади.

Б. Давай посмотрим, внученька. (Достаёт два письма и читает отрывки из «Письма к сестре» и из «Письма деду»)

В. Ну вот и все тайны нашего волшебного сундучка. А сейчас я предлагаю всем вместе сфотографироваться на память



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий и презентация новогодней сказки "Лес Чудес. Волшебный Сундучок" (4 часть)

Материал может быть использован для постановки новогоднего праздника в начальной школе. Постановка проектной задачи: вовлечь школьников в творческий процесс, раскрыть потенциал каждого ребёнка, предл...

Пять волшебных сундучков. Олимпиадные задания

Ресурс показывает возможности использования ИКТ при подготовке к олимпиаде.Может быть реализован на Неделе русского языка, факультативе....

НОД "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по развитию навыков звукового  и слогового анализа, связной речи.  Конспект сопровождается презе...

НОД "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по развитию навыков звукового  и слогового анализа, связной речи.  Конспект сопровождается презе...

НОД "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по развитию навыков звукового  и слогового анализа, связной речи.  Конспект сопровождается презе...

НОД "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по развитию навыков звукового  и слогового анализа, связной речи.  Конспект сопровождается презе...

Программа "Волшебный сундучок" для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.

Программа «Волшебный сундучок» для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.Для детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет. Программа рассчитана на ...