Презентация "Имажинизм как литературное направление"
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Представлен материал по изучению творчества имажинистов (обзор).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imazhinizm.ppt | 782.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответьте на вопросы. Что такое «имажинизм»? Какие поэты входили в это направление? Что лежало в основе их поэзии? Что сближает имажинизм и футуризм? Запишите в виде тезисов позицию имажинистов. В чем сильная и слабая стороны поэзии имажинистов? Почему объединение имажинистов было недолговечным?
ИМАЖИНИЗМ [от французского image — образ] — направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914—1918 (основатели его — Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов). На русской почве развилось в первые годы революции. Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов .
Основным принципом поэзии имажинизм провозглашает приоритет "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. Поэтический образ отождествляется с тем, что называется "внутренней формой слова".
Основные признаки имажинизма. образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета; поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа; текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца.
В разное время в распоряжении имажинистов имелось несколько издательств: "Имажинисты", "Чихи-пихи" и "Сандро", известное литературное кафе "Стойло Пегаса" (закрылось в 1922 г.), а также журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном" . За 5 лет активной деятельности имажинисты смогли завоевать громкую, хотя и скандальную славу.
Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893 —1942) Родился в Казани семье профессора-юриста, крупного ученого-правоведа. Для творчества характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви, эпатаж, основанный, как и у ранних футуристов, на эстетизации безобразного и богоборческих мотивах, интерес к клоунаде. Разрабатывал акцентный стих параллельно с Маяковским. Автор теоретической работы об имажинизме «2х2=5» (1920) и сборника эссе о творчестве товарищей по группе «Кому я жму руку» (1921).
Тост всемыкакбудтонароликах с В алитьсялегконосейчас мч А тьсяивесел О исколько дам Л орнируюто Т меннонас нашг Е р Б украшенликёрами имыде Р зкиедуш А сьшипром ищем Ю г И юляво В сёмформу мча С ило Ю откры Т оклиппер зн О йнознаемчт О всеюноши и В сепочтигово Р юбезусые У тверждаяэточ А шкупунша пьёмсрадостьюзабрюсова 1913 Ритмический ландшафт Дома - Из железа и бетона Скирды. Туман - В стакан Одеколона Немного воды. Улица аршином портного В перегиб, в перелом. Издалека снова Дьякон грозы - гром. По ладони площади - жилки ручья. В брюхе сфинкса из кирпича Кокарда моих глаз, Глаз моих ушат. С цепи в который раз Собака карандаша. И зубы букв слюною чернил в ляжку бумаги. За окном водостоков краги, За окошком пудами злоба. И слово в губах, как свинчатка в кулак. А семиэтажный гусар небоскреба Шпорой подъезда звяк. 1919
Все было нежданно. До бешенства вдруг... Все было нежданно. До бешенства вдруг. Сквозь сумрак по комнате бережно налитый, Сказала: - Завтра на юг, Я уезжаю на юг. И вот уже вечер громоздящихся мук, И слезы крупней, чем горошины... И в вокзал, словно в ящик почтовых разлук, Еще близкая мне, ты уж брошена! Отчего же другие, как и я не прохвосты, Не из глыбы, а тоже из сердца и Умеют разлучаться с любимыми просто, Словно будто со слезинкою из глаз?! Отчего ж мое сердце, как безлюдная хижина? А лицо, как невыглаженное белье? Неужели же первым мной с вечностью сближено Постоянство, Любовь, твое?! Изрыдаясь в грустях, на хвосте у павлина Изображаю мечтаний далекий поход, И хрустально-стеклянное вымя графина Третью ночь сосу напролет... И ресницы стучат в тишине, как копыта, По щекам, зеленеющим скукой, как луг, И душа выкипает, словно чайник забытый На спиртовке ровных разлук.
Анатолий Борисович Мариенгоф (1897-1962) Родился в Нижнем Новгороде, в семье служащего. Окончив пензенскую гимназию (1916), поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре был призван на военную службу. После революции вернулся в Пензу, в 1918 г. создал там группу имажинистов. В 1919—1922 гг. вместе с Есениным ездил по стране с чтением стихов, написал несколько статей по теории имажинизма. В 1928 г. переехал в Ленинград, занимался литературным трудом. С начала Великой Отечественной войны работал на Ленинградском радио.
*** Пятнышко, как от раздавленной клюквы, Тише. Не хлопайте дверью. Человек... Простенькие четыре буквы: – умер. 1918 Памяти отца Острым холодным прорежу килем Тяжёлую волну солёных дней – Всё равно, друзья ли, враги ли Лягут вспухшими трупами на жёлтом дне. Я не оплачу слезой полынной Пулями зацелованного отца – Пусть ржавая кровью вода хлынет И в ней годовалый брат захлебнётся. И даже стихов серебряную чешую Я окрашу в багряный цвет, – А когда все зарыдают, спокойно на пробор расчешу Холёные волосы на своей всезнающей голове. 1919
А ну вас, братцы, к черту в зубы! Не почитаю старину. До дней последних юность будет люба Со всею прытью к дружбе и вину. Кто из певцов не ночевал в канаве, О славе не мечтал в обнимку с фонарем! Живем без мудрости лукавой, Влюбившись по уши, поем. Горят сердца, когда родному краю Железо шлет суровый враг. Поэтам вольность молодая Дороже всех житейских благ. 1925
Рюрик Ивнев ( 1891-1981) (Михаил Александрович Ковалев). Родился в Тифлисе в дворянской семье. Отец будущего поэта - офицер русской армии, юрист по образованию, служил помощником прокурора Кавказского Военно-Окружного суда. Мать тоже происходила из военной среды: ее отец - полковник Принц, предки которого являлись выходцами из Голландии, приехавшими в Россию еще во времена Петра и верно служившими русской короне.
Я - раб, незнающий и жалкий, Я - тела бледного комок. Удар приму от злобной палки, Дрожа от головы до ног. . . . . . . . . . . . . . . . Одно лишь слово понимаю, Одну молитву лишь творю: «Сгореть», но сердцем не сгораю, А только медленно горю. 1913 Явись ко мне сквозь тысячи миров, Сквозь вихри звезд и лунные покровы, Сквозь гущу огнедышащих костров, Сквозь тьму веков и плит многопудовых. Явись ко мне, бредущему без крова, Сквозь пустыри обледенелых строф, Средь горьких снов, что создал Саваоф, Явись во имя самого святого. Я жду тебя в душевном озаренье, Как первый взлет младенческой весны, Как музыку, как счастье, как спасенье, Как весточку неведомой страны. И все печали, боли наважденья Твоей улыбкой будут сметены. 1949
Наступившую Февральскую революцию встретил восторженно. Также восторженно приветствовал поэт и Октябрьскую революцию. Значительной для поэта оказалась его встреча с А. В. Луначарским. Вначале - взволнованный и восхищенный слушатель блестящих выступлений Луначарского, затем - его добровольный помощник, наконец - его официальный секретарь. Корреспондент газеты «Известия ВЦИК», член коллегии по организации Красной Армии, сотрудник агитационно-пропагандистского отдела РККА. Летом 1919 г. поэт в составе агитпоезда едет по стране, агитируя за советскую власть, за ленинскую политику.
Мы не знаем, за что нам взяться, Чтобы время остановить. Пусть промчится столетий двадцать, Но должны мы себе признаться: Арифметики нет у любви. Пусть любовь, как подбитая птица, Дух мятежный не в силах спасти, Но не хочет она приземлиться И в небесные глуби летит. Чтоб в краю ослепительно белом Вспомнить прежнюю силу и страсть И оттуда трепещущим телом, А не мертвою птицей упасть. 1967 Из-под ног уплывает земля,- Это плохо и хорошо. Это значит, что мысленно я От нее далеко отошел. Это значит, что сердцу в груди Стало тесно, как в темном углу. Это значит, что все впереди,- Но уже на другом берегу.
Конец эпохи Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Творческие разногласия имажинистов в конце концов привели к тому, что группа разделилась на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое крыло (Шершеневич, Мариенгоф, Н. Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержательную сторону, форму, образ. Есенин писал: «В 1919 г. я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Классицизм как литературное направление
На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как классицизм, особенности русского класс...
Презентация Реализм как литературное направление
На этой странице вы найдете презентацию, в которой подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как реализм.В презентации использована а...
Презентация Романтизм как литературное направление
На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как романтизм, особенности русского романт...
Презентация Сентиментализм как литературное направление
На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как сентиментализм, особенности русского с...
"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...
Древнерусская литература. Литературные направления. 9-й кл
Контрольное тестирование 9 кл. массовой школы...
Тема урока: Сентиментализм как литературное направление (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). 8 класс
Урок с использованием проблемно-диалогического обучения....