Вечер памяти Булата Окуджавы
методическая разработка по литературе
Предварительный просмотр:
Возьмемся за руки, друзья
Литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству Б.Окуджавы
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться!
Цель проведения вечера: знакомство с понятиями «поэт-бард», «авторская песня», «бардовская песня», с темами и особенностями песенного творчества
Б. Окуджавы, воспитание у учащихся чувства прекрасного, формирование активной жизненной позиции.
Оборудование: портрет Булата Окуджавы, плакат с эпиграфом, записи песен Окуджавы, магнитофон.
Замечание: вечер готовится силами учащихся 11 класса, которые предварительно на уроке познакомились с творчеством поэта. Они расскажут об основных этапах жизни и творчества Окуджавы, прочитают наизусть стихотворения и споют песни барда. Вечер проводится в мае 2004 года, накануне 80-летия
Б. Окуджавы.
Во вступительной части вечера звучит слово учителя.
…Ваганты, менестрели, скоморохи… а ведь есть ещё трубадуры, миннезингеры, шансонье… Все эти слова в разные эпохи обозначали поющего поэта. В 20 веке в нашем языке появилось новое слово «поэт-бард». Бард – это тот, кто сочиняет стихи и мелодию, сам исполняет и аккомпанирует себе. Вместе с этим словом пришли в язык выражения «бардовская песня» и « авторская песня».
Первыми поющими поэтами советской эпохи стали Михаил Анчаров и Булат Окуджава. За ними последовали Новелла Матвеева, Юрий Визбор, Александр Городницкий и другие. Это была первая волна авторской песни. И происходило это в 60-ые годы, когда советские люди глотнули немного свободного воздуха, получили возможность высказывать свое мнение, свою точку зрения на общественную жизнь. Жанр авторской песни сформировался как явление независимое, оппозиционное официальному искусству. Нелегкой оказалась судьба бардов. Достаточно вспомнить о В. Высоцком и о А. Галиче, которые были гонимы властями.
Авторская песня имеет и сторонников, и противников, но, раз появившись, продолжает волновать и манить нас. Чем? Наверное, искренностью, откровением,
непосредственностью, ведь барды поют нам не свои стихи, не свои мелодии, они поют свои души.
Звучит начало песни Б. Окуджавы «Пожелание друзьям». На сцену выходят ученики – ведущие вечера. Они начинают декламировать эти стихи по одной строфе и начинают рассказ о поэте.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более что жизнь короткая такая.
Эта песня – визитная карточка Булата Окуджавы. 9 мая этого года ему исполнилось бы 80 лет. Именно в этот день 1924 года в Москве в доме № 43 по улице Арбат родился Булат Шалвович Окуджава. «Ах, Арбат, мой Арбат. Странное название»,- споет он позже, в 1959 году. Применяя поэтический прием расширения смысла – свой излюбленный приём – тихую, коротенькую улочку Арбат, которую можно пройти за несколько минут, поэт называет «своей религией, своим призванием, своим отечеством», говорит о ней: «Никогда до конца не пройти тебя».
Звучит «Песенка об Арбате».
Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как река в воде.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое призвание.
Ты – и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои – люди не великие,
Каблуками стучат – по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты – моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат…
Рассказывает ведущий.
В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован и затем расстрелян. Так в семью Окуджавы вошла беда. В карагандинский лагерь была сослана мать, самому Булату едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа». Многих наших сограждан коснулось это горе. Когда приоткрылась завеса этих черных тайн, поэт во многих своих стихах затронул эту тему сталинщины. Одна из них – «Песенка про Черного кота».
Со двора - подъезд известный
Под названьем «черный ход».
В том подъезде, как в поместье,
Проживает Черный Кот.
Он в усы усмешку прячет,
Темнота ему – как щит.
Все коты поют и плачут –
Этот Черный Кот молчит.
Он давно мышей не ловит,
Усмехается в усы,
Ловит нас на честном слове,
На кусочки колбасы.
Он не требует, не просит,
Желтый глаз его горит.
Каждый сам ему выносит
И «спасибо» говорит.
Для всех вольнодумцев той поры было ясно, что под «Черным Котом» скрывается Сталин. Это аллегорически таинственное обличение «сталинщины». Но песня не устарела, потому что для Окуджавы Сталин лишь частный случай всемирной ситуации, когда малодушие и страх людей, невежество и темнота возносят к вершине заурядное существо.
Звучит «Песенка про Черного Кота».
Рассказывает ведущий.
1941 год. Война. Из 9-ого класса уходит на фронт добровольцем Булат Окуджава. Он прошел всю войну. Был минометчиком, пулеметчиком, а после ранения – радистом тяжелой артиллерии. В юной душе война оставила особый след. Окуджава смотрел на нее глазами юноши.
Ученики читают стихотворение «До свидания, мальчики!»(1958 год)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад…
Затем звучит «Песенка о пехоте».
Простите пехоте, что так неразумна бывает она.
Всегда мы уходим, когда над землею бушует весна.
И шагом неверным по лестничке шаткой – спасения нет.
Лишь белые вербы, как белые сестры,
Глядят тебе вслед.
Не верьте погоде, когда затяжные дожди она льет.
Не верьте пехоте, когда она бравые песни поет.
Не верьте, не верьте, когда по садам
закричат соловьи –
У жизни со смертью еще не окончены счеты свои.
Выходит ведущий.
После войны Булат Окуджава учится на филологическом факультете Тбилисского университета. Тогда и родилась его первая песня:
Неистов и упрям,
Гори, огонь, гори.
На смену декабрям
Приходят январи…
Вот как впоследствии рассказывал об этом сам поэт: «Первая песня у меня появилась почти случайно в 1946 году. Тогда я был студентом первого курса университета. Я очень гордился этим своим новым званием и решил – так как я писал стихи – написать студенческую песню… И вот как-то однажды я подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам «Неистов и упрям, гори, огонь, гори…» Получилась песенка. Друзья ее подхватили».
По окончании университета Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В 1956 году вышел его первый поэтический сборник «Лирика». Окуджава переезжает в Москву, куда после реабилитации вернулась его мать. Вскоре в кругу московских литераторов приобретают известность многие песни поэта, которые он сначала исполнял в дружеском кругу, а примерно с 1959 года – и публично. Выступления Окуджавы начинают записывать на магнитофоны, и вскоре его песни узнает вся страна. Его песни никого не могут оставить равнодушным. О чем он поет? О повседневной жизни. Послушайте одну из первых песен Окуджавы «Полночный троллейбус» (1957). Эта песня об одиночестве, о грусти, о доброте и помощи совсем незнакомых людей.
Звучит песня «Полночный троллейбус».
Полночный троллейбус, по улицам мчи,
Верши по бульварам круженье,
Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
Крушенье, крушенье.
Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
Твои пассажиры – матросы твои –
Приходят на помощь
Ведущий.
В конце пятидесятых – начале шестидесятых Окуджава работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», в «Литературной газете», однако с1962 года, вступив в Союз писателей, он полностью сосредоточился на профессиональной писательской работе. В репертуаре Окуджавы к 1962 году содержалось уже около 50 песен. Любого из этих песен было бы достаточно, чтобы оставить след в истории авторской песни, и двух – трех, чтобы приобрести известность. Будь Окуджава просто бардом, он мог бы всю дальнейшую жизнь петь эти песни, но как талантливый поэт, он продолжает движение вглубь. Давайте послушаем одну из самых пронзительных песен Окуджавы - «Грузинскую песню». Эта песня о любви. О любви к друзьям, о любви к женщине, о любви к жизни. «А иначе зачем на земле этой вечной живу?» - спрашивает поэт.
Звучит «Грузинская песня».
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою,
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,
Царь небесный пошлет мне прощенье за все прегрешенья,
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Затем – песня «Часовые любви».
…Часовые любви на Смоленской стоят,
Часовые любви у Никитских стоят,
Часовые любви по Петровке идут
Неизменно:
Часовым полагается смена…
Выходит ведущий.
Семидесятые годы прошли для Окуджавы под знаком расширения творческого диапазона. Разнообразнее стали ритмы, расширился арсенал композиторских приемов, стал чрезвычайно широк эмоциональный и смысловой спектр лирики. Все находило отклик в душе поэта. Все волновало его. Окуджава не мог проходить мимо человеческих пороков. Одним из них он считал глупость, которая неизбежно сопутствует историческому процессу, являясь одним из его движущих факторов. «Дураки обожают собираться в стаю. // Впереди главный во всей красе», - поет Окуджава. Ум – привилегия социальных одиночек, зачастую беспомощных перед стаей глупых, толпы. Так устроено человеческое общество. «Вот так и ведется на нашем веку:// на каждый прилив по отливу, // на каждого умного - по дураку, // все поровну, все справедливо» - это из «Песенки о дураках», написанной еще в пятидесятые годы.
Звучит песня «Антон Палыч Чехов».
Антон Палыч Чехов однажды заметил,
Что умный любить учиться, а дурак учить.
Сколько дураков в своей жизни я встретил,
Мне давно пора уже орден получить.
Дураки обожают собираться в стаю,
Впереди главный во всей красе.
В детстве я верил,
Что однажды встану,
А дураков нету: улетели все…
Выходит ведущий.
В стихотворениях Булата Окуджавы часто встречаются слова «надежда» и «любовь». Стало крылатым выражение «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Доброта, любовь к людям, утверждение уникальной ценности каждого человека, любого человека – вот отличительные особенности поэзии Окуджавы. Давайте вместе послушаем стихотворение «Молитва»(1963).
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:
Мудрому дай голову, трусливому дай коня,
Дай счастливому денег… И не забудь про меня.
Ученик читает стихотворение «Молитва».
Выходит ведущий.
Мы назвали вечер «Возьмемся за руки, друзья». Эти слова взяты из песни «Союз друзей», написанной в 1967 году. Это «Старинная студенческая песня». Окуджава призывает к единению единомышленников, интеллигенцию, людей демократических убеждений, просто умных и честных людей. Песня начинается с шутливого тона и становится серьезнее и многозначнее. «Возьмемся за руки, друзья. // Возьмемся за руки, друзья, // чтоб не пропасть поодиночке…», - поет поэт.
Звучит песня «Союз друзей».
Поднявший меч на наш союз
Достоин будет худшей кары,
И я за жизнь его тогда
Не дам и самой ломаной гитары.
Как вожделенно жаждет век
нащупать брешь у нас в цепочке…
возьмемся за руки, друзья,
возьмемся за руки, друзья,
чтоб не пропасть поодиночке…
Ведущий.
Еще одной любимой темой Булата Окуджавы была история. Его романы «Бедный Авросимов» (рассказывает о суде над Пестелем), «Свидание с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» хорошо знакомы русскому читателю. Свое кредо писателя-прозаика он сформулировал так: «Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
Так природа захотела.
Почему?
Не наше дело.
Для чего?
Не нам судить».
Новые песни появлялись у Окуджавы и в 80-ые и в 90-ые годы. Среди них такие значительные, как «О Володе Высоцком», «Музыкант». В 90-ые годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбу демократии, осуждал войну в Чечне. Он был членом комиссии по помилованию при президенте России, где добросовестно работал, несмотря на ухудшающее здоровье. Скончался Булат Шалвович Окуджава 12 июня 1997 года во время зарубежной поездки, в Париже. Я думаю, о нем самом можно повторить слова, сказанные им после смерти Высоцкого: «Белый аист московский на белое небо взлетел. // Черный аист московский на черную землю спустился…».
Ученик читает стихотворение.
Совесть, благородство и достоинство -
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Можешь и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
В заключение на сцену выходят ведущие и вместе с залом исполняют песню, с которой и начали рассказ о поэте – барде - «Посвящение друзьям». Под эту задушевную, романтическую и единящую мелодию и заканчивается вечер, посвященный 80 – летию Булата Шалвовича Окуджавы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вечер творчества Булата Окуджавы
Абсолютно непарадная разработка - есть афиша и собственно программа концерта, который давался ещё зимой 2006-2007 годов. "Фонограмма" - значит включали записи автора, а "песни" - пели под гитару и ино...
Презентация о Булате Окуджава
Презентацию можно использовать на уроках литературы в 11 классе при зучении темы "Авторская песня"...
Проект по литературе на тему:"Традиции А.С. Пушкина в творчестве Булата Окуджавы"
Открыть учащимся мир поэзии Б.Окуджавы, показать его связь с русской классической литературой на примере творчества А.С.Пушкина; воспитывать чувство сопричастности судьбе русской культуры; развивать н...
Сценарий интегрированного театрализованного проекта "Поющий поэт". Памяти Булата Окуджавы.
Интегрированный проект, включающий предметы: литературу,мировую художественную культуру и информатику, как нельзя лучше позволяет участникам проекта и зрителям не только прочувствовать творчество вели...
Проект по теме: «Библеизмы в творчестве поэтов-бардов» Объект исследования: поэзия Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы.
Предмет исследования: фразеологические единицы библейского происхождения.Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в нём выявлен состав и особенности функционирования библе...
Сценарий вечера, посвященного творчеству Булата Окуджавы
Сценарий вечера знакомит с творчеством известного поэта-барда, стихи и песни которого мы знаем с детства....
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Булата Окуджавы "А иначе зачем на земле этой вечной живу"
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Булата Окуджавы...